16.06.2012 89165

Технологии развивающего обучения

 

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.

Развивающее обучение:

- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;

- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;

- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;

- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры развиваются с возрастом в процессе обучения, т.к. это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели:

- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- практические действия - умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Цель:

- формировать теоретическое сознание и мышление;

- передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий - СУДы;

- воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания.

Ученые исходят из того, что развивающий характер обучения связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи.

Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. ЦУД не тождественна активности. В данном случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача преподавателя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Проблемное изложение знаний предполагает не только сообщение обучаемым выводов науки, но по возможности проведение их по пути открытия, заставляя следить за диалектическим движением мысли к истине и делая соучастниками научного поиска.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

- принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи;

- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

- построение системы частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.

Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. В учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, фиксирующее внутренние характеристики объекта и наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, сама являясь особым средством мыслительной деятельности человека.

Источники существования целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ученике, а в системе социальных отношений в классе (учитель и учащийся). «Коллективно-распределительная мыследеятельность» помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка.

Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности. Если учащийся работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого учащегося это весьма посредственный результат.

Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер).

Обобщенные творческие способности личности:

- самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

- умение перенести СУД в новую ситуацию;

- видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);

- умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но в технологиях И.П. Волкова, Г.С. и Альтшуллера развитие творческих способностей является приоритетной целью.

Цели.

По И.П. Волкову:

- выявить, учесть и развить творческие способности;

- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

- обучить творческой деятельности;

- ознакомить с приемами творческого воображения;

- научить решать изобретательные задачи.

Школа творчества И.П. Волкова.

- Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное обеспечение.

- Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

- Блочно-параллельная структура учебного материала.

- Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

- Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

- Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера.

Теория - катализатор творческого решения проблем.

- Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

- Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев).

Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность

Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга.

Цель:

- Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

Концептуальные основы технологии.

- Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.

- Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.

- Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок).

- Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению).

- Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.

- Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.

- Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство. Кубики различаются:

- по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно- двухбуквенные склады с буквами трех цветов);

- по объему;

- по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»);

- по вибрации наполнителя;

- по весу;

- по сочетаниям признаков.

По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, твердости и мягкости.

Весь «складовый запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска.

Технология совершенствования обще учебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев).

Зайцев Всеволод Николаевич - автор программы МОиПО «Преемственность», кандидат педагогических наук.

Концептуальные положения.

-  Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение.

- Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, недостаточность оперативной памяти.

- Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика.

- Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений

Цель:

-  Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.

- Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).

- Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).

- Повысить орфографическую грамотность в 2 раза (1-3, 5-7-е классы).

- Обучить пересказу (перевод 90% двоечников на нормальный уровень).

- Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту.

- Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул

Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов:

- подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбирать парные слова, запоминать показанные предметы, слушать и пересказывать;

- оптимальное чтение - осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120 - 150 слов в минуту): еже урочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, артикуляционные упражнения, пересказ содержания, составление вопросов по тексту, чтение перед сном;

- увеличение быстроты письма: за счет уменьшения высоты строчных букв до 2,5 мм;

- повышение орфографической грамотности: диагностические диктанты, применение игровых словариков, обучение пересказу;

- совершенствование вычислительных учений: усвоение таблицы умножения, увеличение частоты тренировок, упражнения с демонстрационными карточками;

- сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой, ежедневные короткие упражнения, летние задания для перешедших в 5-й класс.

Общеорганизационные рекомендации.

- Диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки.

- Деление учебного года на 3 части - триместры.

- Организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе.

Оптимальное оценивание: применение в 1-2 классах только отметки «хорошо» и «отлично».5. Стимулирование положительных эмоций и удовольствия от сделанного.

Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) позволяет:

-  применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

- устанавливать больше логических связей в материале;

- ыделять главное и существенное в большой дозе материала;

- понимать значение материала в общей системе преподавания;

- выявить больше межпредметных связей;

- более эмоционально подать материал;

- сделать более эффективным закрепление материала.

Цель.

-  Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

-  Создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

- Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу едиными  учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).

«Укрупнение единицы усвоения» - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации, предполагающая интеграцию конкретных подходов к обучению:

- совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п. (в частности, взаимно обратные);

- обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.);

- рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения);

- обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

- выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;

- принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).

Особенности методики.

В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение». Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

- исходная задача;

- ее обращение;

- обобщение.

Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

а) решение обычной «готовой» задачи;

б) составление обратной задачи и ее решение;

в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее;

г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.

Анализ функционирования отечественной системы образования показывает, что в ней можно выделить несколько форм получения образования, среди которых можно отметить прописанные в Законе об «Образовании», а именно - очное, заочное, очно-заочное, семейное, а также, не упомянутые в нем, но реально достаточно широко и успешно используемые - дистанционное и интегральное (завод-ВТУЗ). В результате процесса информатизации, который можно рассматривать как внедрение средств информационных и телекоммуникационных технологий в образование все формы претерпевают эволюционное изменение. Технологии, присущие этим формам (под которыми мы понимаем систему методов, средств и форм, при реализации заданного содержания образования), со временем диффундируют друг в друга, следуя закономерности, свойственной материальному миру и известной как конвергенция. Этот процесс можно проиллюстрировать, например, так. Учебные пособия, разработанные для дистанционного обучения, с успехом используются в очной форме, такая организационная форма получения как самостоятельная работа находит место во всех формах получения образования и этот ряд примеров «взаимопроникновения» может быть продолжен.

В настоящее время чрезвычайно актуальным является формирование в обществе открытого и свободного образования, что стало возможным благодаря бурному развитию компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Рефлексия по данной проблеме позволяет высказать гипотезу о том, что формы получения образования, развиваясь на базе средств информационных и телекоммуникационных технологий, в перспективе сольются в одну, которую условно можно назвать виртуальной.

 

АВТОР: Марков А.И.