16.06.2012 12462

Информационные технологии в системе музыкального образования

 

Вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение новейших образовательных технологий затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия методически и методологически обоснованной концепции использования информационных технологий в практике обучения музыке на всех уровнях. Подобное положение дел является следствием недостаточно динамичного развития музыкального образования на предыдущем этапе.

Быстрое распространение с середины 80-х гг. персональных компьютеров и музыкальных синтезаторов способствовало компьютеризации музыковедения. Новые технические средства (MIDI-секвенсоры, нотно - издательские системы для распечатки партитур, музыкальные синтезаторы и музыкальные приставки к персональному компьютеру, электронная аппаратура для анализа динамики и артикуляции у пианистов и др.) стали использовать не только в композиции и научно-исследовательской деятельности, но и в обучении. В конце 1980-начале 90-х гг. программа проверки вокального интонирования была внедрена в Минском музыкальном училище им. М. Глинки; разработанный на базе Белорусской государственной академии музыки нотно-текстовый редактор «Assol» с 1992 г. использовался на учебных занятиях и редакционно-издательской деятельности Академии музыки и издательства «Беларусь».

Потребность в освоении новых знаний была весьма значительной и в факультативных курсах консерваторий, институтов искусств и культуры появился новый предмет, который назвали «музыкальная информатика». Работая над содержательным наполнением учебного курса, преподаватели столкнулись с рядом проблем, при решении которых не представлялось возможным использовать опыт зарубежных университетов по причине иной системы музыкального образования и значительного, на десятилетия, отставания в этой области. Музыковедам требовалось осознать специфику нового предмета, определить его место и задачи в системе отечественного музыковедения, обосновать необходимость введения подобной дисциплины в музыкальном вузе. Развивается эта дисциплина, в том числе и в Беларуси, достаточно динамично: так, в Академии музыки с 1992 г. предмет «Основы музыкальной информатики» как факультативный преподавался лишь для музыковедов, а с 2000 г. в соответствии с «Образовательными стандартами высшего образования РБ» был введен в учебный план для студентов всех специальностей. С 2003 года предмет « Музыкальная информатика» в соответствии с ГОС ВПО введен в учебные планы для студентов всех специальностей музыкального искусства в России.

Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения значительно облегчает понимание особенностей стилей и фактур музыкальных произведений, дает мощный толчок обучаемому в психологическом восприятии элементов музыкальных произведений.

Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразной. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная или сложная.

Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например, только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения.

Сложная фактура - музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д.

Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:

1. Мелодическая линия, которая может быть многоголосной или содержать подголоски.

2. Аккомпанемент, который может содержать в себе несколько видов изложения музыкального материала:

- гармоническая или ритмическая конфигурация (может быть и то и другое одновременно);

- педаль, или, иначе говоря «подкладка»;

- линия баса, которая может быть не только одноголосной.

Необходимо соблюдать несколько технических правил, которые необходимы для избежание некоторых явных ошибок при аранжировке музыкального материала:

- необходимо определить инструмент солирующей партии;

- определить состав аккомпанирующих инструментов;

- если это эстрадная песня, необходимо записать варианты гармонического изложения рефренов (цифровку);

- попробовать записать линию баса и ударных инструментов (пока схематически), чтобы остановиться на каком-либо ритмическом рисунке;

- определить места, где будет включаться и выключаться педаль;

- определить места, где может понадобиться гармоническая или ритмическая фигурация;

- определить места, где могут понадобиться вставки или связующие обороты, для поддержки солирующего инструмента. Особенно это важно для вокальных произведений.

Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания. В художественном стиле находят отражение эстетические взгляды, свойственные различным общественным группам в ту или иную эпоху исторического развития. В каждом стиле в том или ином виде, с большей или меньшей степенью объективности и правдивости (а порой и значительным искажением) находит отражение реальная действительность; отсюда - различное взаимоотношение стилей с методом реализма. Понятием «стиль» определяются крупные этапы развития искусства, направления, школы (классицизм, романтизм, барокко, рококо или галантный стиль, сентиментализм, веризм, импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм, формализм, стиль эпохи Возрождения, венской классической школы, в полифонии - строгий стиль, свободный стиль), а в более широком смысле - отличительные признаки того или иного национального искусства либо общие признаки искусства, характерные для целых групп национальностей (например - восточный). Кроме того термином «стиль» обозначают индивидуальную творческую манеру композитора (например моцартовский), исполнителя (например стиль Шаляпина) или характерные особенности манеры (камерный, речитативный).

Музыкальное исполнение - (воспроизведение музыки голосом или на музыкальном инструменте) вид художественного творчества. В отличии от других видов искусства, музыка нуждается в акте вторичного творческого воссоздания, в посредничестве исполнителя между автором и слушателем. Исполнение бывает вокальное, инструментальное и смешанное. Особый вид исполнения - опера, объединяющая певцов-актеров, хор и оркестр. Исполнение подразделяется на сольное, коллективное - камерно-ансамблевое (несколько равноправных участников) и симфоническое, хоровое (большая группа, обычно под управлением дирижера).

В процессе исполнения музыкальное произведение, существующее в виде нотной записи, получает свое реальное звучание. При его интерпретации артист руководствуется авторскими указаниями, проставленными в нотах. Однако исполнение отнюдь не сводится к механическому воспроизведению нотной записи. В зависимости от исполнительского стиля артиста и его художественной индивидуальности содержание произведения может быть раскрыто по разному. Большое значение для исполнителя имеет изучение эпохи, в которую было создано данное произведение, биографии композитора, его эстетических взглядов, а также критическое сопоставление трактовок данного произведения различными исполнителями, сравнение подлинного, авторского текста и различных его редакций, обработок, а также механической записи, дающей возможность изучать исполнительские стили.

В настоящее время создана обширная система, даже можно сказать, база данных компьютерных программ, предназначенных для решения различных вопросов, связанных с редактированием и аранжировкой музыкальных произведений.

Агогика - в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления ускорения) от темпа и метра, подчиненные целям художественной выразительности.

Программа Band in-a-Box предназначена для создания аранжировки на определенную мелодию или мелодию с цифровкой. Когда в фирме PG Music Inc. создавалась программа, особое внимание уделялось следующим функциям:

- saund-качеству исполнения;

- автоматическому солированию;

- гармонизации и оживлению мелодической линии.

Осуществить исполнение компьютером музыкального произведения в определенном стиле крайне трудно, так как «живые» музыканты никогда не играют абсолютно точно с точки зрения метронома и агогики, всегда есть мельчайшие отклонения, которые и создают стиль. «Живое» исполнение всегда будет «живым», и любая программа может лишь в той или иной степени к нему приблизится.

Создатели программы, кроме библиотеки стилей, насчитывающей более 400 стилей, поместили в программу большую библиотеку гармонизации стилей, имеющую личностную характеристику. Соответственно, в такой программе имеется возможность подобрать не просто правильный аккомпанемент к мелодии, но и можно имитировать элементы аккомпанемента, характерные для определенных музыкантов. На этом возможности данной программы не исключаются. При помощи модуля солиста можно создать собственные стили солистов и даже запрограммировать некоторые специфические приемы исполнения, например штрихи, регулярность вставок солиста, степень «раскованности « его игры, фразировку, смену солирующих инструментов, исполнение аккордами или мелодическими фразами и т.д. Есть в программе функция практической импровизации, в которой можно регулировать множество параметров, т. е. Программа претендует на звание интеллектуального помощника.

Данная программа обладает широкими возможностями по обработке всех партий различными эффектами. В ней можно управлять банками данных инструментов основных форматов. Программа умеет распознать MIDI- аккорды в реальном масштабе времени, что позволяет гармонизировать ваши темы прямо с клавиатуры.

В этой программе можно создавать шаблоны своих собственных стилей.

Программа может представить аранжировку в виде нотной записи с последующей ее распечаткой.

Предусмотрено в программе запись живых инструментов или вокальной партии.

Рассмотрим структуру и организацию взаимодействия автоматизированных рабочих мест (АРМ) для использования информационных технологий в преподавании музыковедческих дисциплин.

Создание и функционирование информационных систем в преподавании музыки тесно связаны с развитием информационной технологии, как главной составной части АИТ.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) - системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.

Все возрастающий спрос в условиях рыночных отношений на информацию и информационные услуги привел к тому, что современная технология обработки информации ориентирована на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуникаций. На их основе создаются вычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития АИТ.

Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие АИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций.

По способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология - это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая супер ЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно - справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование музыкальных методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

По классам реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы.

Перспективным направлением развития компьютерной технологии является создание программных средств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики.

Компьютерная графика - это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникла в область музыки, моделирования различного рода конструкций. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К первой группе, как правило, относят коммерческую (деловую) и иллюстративную графику, ко второй - инженерную и научную, а также связанную с рекламой, искусством, играми, когда выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант).

Интерактивная машинная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди новых информационных технологий. Это направление переживает бурное развитие в области появления новых графических станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.

Программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио - и видеоинформацией получила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реализуют специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной деятельности, учебно-образовательных, научно-популярных и игровых областях. При применении этой технологии в музыке открываются реальные перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им человеческой речи, ведения компьютером диалога со специалистом на родном для специалиста языке. Способность компьютера с голоса воспринимать несложные команды управления программами, открытием файлов, выводом информации на печать и другими операциями в ближайшем будущем создаст самые благоприятные условия пользователю для взаимодействия с ним в процессе профессиональной деятельности.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной, диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания. Все они ориентированы на технологическое обеспечение совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в музыке.

Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов в их профессиональной работе. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке

Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, а следовательно, к срочности обработки информации, привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых, распределенных систем организационного управления объектами, какими являются, например, банковские, налоговые, снабженческие, статистические и другие службы. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных, которые строятся с учетом организационно - функциональной структуры соответствующего многоуровневого объекта, машинного ведения информационных массивов. Эту проблему в новых информационных технологиях решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней. За счет усложнения программных средств управления базами данных повышаются скорость, обеспечиваются защита и достоверность. В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий. Кратко охарактеризуем их.

Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПЭВМ.

Отмечаются способность к параллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещение всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

Прогнозируется ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю, например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.

В качестве ведущей называется тенденция к глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети INTERNET, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

Конвергенция рассматривается как последняя черта современного процесса развития АИТ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Таким образом, новые информационные технологии - основа перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.

Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) можно определить как совокупность информационно программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а музыкант выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсификации управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция в той или иной степени присуща любому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.

Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную обработку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.

В условиях реализации управленческого процесса целью внедрения АРМ является усиление интеграции управленческих функций, и каждое более или менее «интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу в многофункциональном режиме.

АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку музыкальной информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, - наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному работнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает:

- простоту, удобство и дружественность по отношению к пользовател!

- простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

- компактность размещения и невысокие требования к услов эксплуатации;

- высокую надежность и живучесть;

- сравнительно простую организацию технического обслуживания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальное устройство.

В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.).

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Синтез АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении организации информационного, технического, программного обеспечения.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуру

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов «работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией. Пользователь со стороны программной среды должен ощущать постоянную поддержку своего желания работать в любом режиме активно либо пассивно. Приоритет пользователя при работе с техникой несомненен.

Интегрированная база данных содержит оперативную и нормативно- справочную информацию. Для управления ведением расчетных функций, занесения и корректировки данных в системе используется развитый многоуровневый интерфейс. Встроенная справочная система позволяет специалисту при работе с программой получать необходимую консультацию без выхода из системы. В 80-х гг., когда широкодоступными стали цифровые музыкальные инструменты и мультимедийные компьютеры, музыкальная культура вступила в новую фазу своего развития, поскольку цифровые технологии по сравнению с нотной письменностью и аналоговой звукозаписью открыли принципиально новые возможности работы со звуком. Его кодирование в цифровой форме помимо значительного улучшения технических характеристик записи, хранения и воспроизведения музыки предоставило возможность быстро, легко и с абсолютной точностью получать нужное звучание по любому из его параметров - высоте (на уровне микрохроматики), ритму (самые изысканные микроструктуры), тембру (бесконечность различных вариантов, тончайшие нюансы), динамике (в том числе затрагивая ее предельные величины), пространственной локализации (включая не только его расположение, но и всевозможные перемещения в виртуальном пространстве) и др.

Подобно тому, как электроакустический канал беспредельно расширил музыкальную аудиторию, цифровой инструментарий постепенно превращает всю эту необозримую массу слушателей в любителей электронного музицирования. Для каждого из них находится своя посильная и увлекательная ниша в интерактивном творчестве, что, несомненно, способствует повышению уровня их культуры и приводит к развитию многих ценных качеств личности. Вместе с тем в сложившейся практике массового музыкального образования отмечается недостаточное внимание к продуктивной творческой деятельности учащихся. Усилия педагогов здесь направлены в основном на развитие соответствующего типа восприятия, творчество же учащихся трактуется как исполнительское. Это, в частности, отмечал Б.Теплов, сравнивая музыкальную практику детей с их реальными творческими возможностями, которые проявляются в изобразительной и литературной областях

Незначительность продуктивного творчества в системе музыкального образования можно объяснить рядом объективных причин.

Во-первых, идеалы академической инструментальной культуры, на которую ориентируется фортепианная, скрипичная, духовая и другая учебные программы, связаны со зрелым этапом развития искусства интерпретации, когда совмещение композиторского и исполнительского начал в музыкальной деятельности давно перестало быть ее необходимым условием. Отсюда - отсутствие целевой направленности на формирование способности к музицированию при обучении игре на этих инструментах и подчинение практики ученика задачам формирования частных исполнительских способностей.

Во-вторых, освоение традиционных механических инструментов требует значительных затрат времени и сил на рутинную техническую работу и зачастую отодвигает на второй план не связанную непосредственно с исполнительскими задачам творческую работу или даже полностью исключает ее из учебного процесса. К тому же большинство этих инструментов одноголосны, и, следовательно, с их помощью нельзя создать многоэлементную фактуру музицирования, адекватную представлениям студентам о полноценном звучании. Иногда же, напротив, используемые инструментальные средства слишком примитивны, чтобы интерес к творчеству на их основе сохранился надолго (элементарные инструменты).

Обращение к вокальной импровизации как средству творческого развития также ставит перед педагогом ряд трудноразрешимых проблем.

Одноголосные импровизации обучаемых неадекватны музыке мелодического склада - они в большинстве случаев ориентированы на простые жанры гомофонно-гармонического склада (песни, танца или марша), где к сочиненной студентом мелодии предполагается аккомпанемент. Но его нет. Творческий продукт, таким образом, изначально носит неполноценный характер, и ощущение этого на определенном этапе приводит к утрате интереса к этой форме творческой деятельности. Кроме того, отметим, что приобретенные студентами навыки вокальной импровизации не могут быть поддержаны и развиты в реальной жизни, поскольку утрачена народно- песенная традиция, свойственная патриархальной культуре.

И наконец, третьей причиной, объясняющей неоправданно низкий уровень молодежного творчества, является недостаточная педагогическая разработанность содержания знаний, обслуживающих соответствующую практику ученика. Они, в отличие от теории композиции, предстают зачастую в бессистемном виде и недостаточном объеме.

Среди некоторых педагогов бытует мнение, что, приобщаясь к музыкально-теоретическим знаниям, талантливые дети теряют что-то ценное в своей природе, их музыкальное мышление как бы «засушивается», приобретая формально-технологическую направленность. Но такое происходит лишь при условии отчуждения познания от интонационной деятельности, т.е. в случае неправильного построения учебного процесса. Неизмеримо более существенным является ущерб от незнания учеником многих важнейших закономерностей музыкального формообразования, без чего его творческая практика «идет по кругу», нередко застревая на уровне примитивных одноголосных попевок.

При внимательном рассмотрении все три причины ограниченности творчества взаимосвязаны и обусловлены особенностями инструментария. С одной стороны, традиционные механические инструменты, элементарные инструменты и вокально-голосовой аппарат являются несовершенным средством творческой деятельности ребенка. С другой стороны, обучение на основе этого инструментария ориентируется на традиции искусства интерпретации, а не на сочинения, импровизации, аранжировки и т.д.

Иную роль начинает играть творчество в случае применения в учебном процессе новых цифровых инструментов: синтезаторов, семплеров, рабочих станций, мультимедийных компьютеров и т.д. Прежде всего это связано с радикальным расширением предметной сферы творчества, куда наряду с задачами исполнительского интонирования (выстраивания звучания по темпу, агогике, динамике, артикуляции) входят также создание новых звуков, гармонизация, построение фактуры и выбор тембров, установка правильного баланса голосов фактуры по громкости и панораме, а также уточнение вносимого в память инструмента или компьютера звукового текста и его нотной записи.

Как видим, творческая работа на основе цифрового инструментария идет по более широкому фронту, чем в случае обучения игре на традиционных инструментах, и охватывает не только исполнительскую деятельность, но также и композиторскую, распространяемую как на музыкальную форму, так и на звуковой материал на уровне его микроструктуры, звукорежиссерскую и редакторскую деятельность. Продукт этого творчества выходит далеко за рамки обычного для детского творчества одноголосия, монохромности и миниатюрности, и, таким образом, постижение учеником искусства на основе электронного творчества становится значительно более глубоким.

Вместе с тем управление всеми этими богатыми звуковыми возможностями оказывается гораздо проще, чем игра на традиционных инструментах. Массу чисто технических проблем здесь берет на себя электроника, и, чтобы ярко озвучить композицию, здесь совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и массой других узкопрофессиональных навыков, необходимых исполнителю на механических инструментах. Поэтому творчество на основе цифрового инструментария становится доступным самому широкому кругу людей.

Помимо легкости в освоении и многофункциональности цифровые инструменты обладают такими привлекательными для ребят свойствами, как высокое качество звучания (эти инструменты «не умеют» фальшивить и очень ярки по своему звуковому колориту), его многотембровость, фактурная и пространственная наполненность. Все эти присущие данному инструментарию звуковые свойства пробуждают творческую фантазию учащихся, вызывают желание музицировать.

Большие возможности для творчества, доступность и привлекательность делают цифровые инструменты для самого широкого круга учащихся новым и чрезвычайно эффективным обучающим средством в системе дополнительного музыкального образования, что позволяет переосмыслить его цели, ставит перед ним особые задачи и методические проблемы, делает актуальной разработку новой модели.

С помощью компьютеризированных инструментов, вероятно, удастся приобщить широкие массы учащихся к продуктивному музыкальному творчеству в его самых разнообразных проявлениях и тем самым «уравнять его в правах» с исполнительской и слушательской учебной деятельностью. Благодаря этому цель музыкального воспитания, определяемая с психологических позиций как формирование музыкальности, реализуется на значительно более высоком уровне. В юном поколении появится значительно больше подлинных любителей музыки, т.е. людей, любящих как музицирование, так и слушание, способных к глубокому постижению этого искусства в единстве его содержания и формы и вместе с тем обладающих широким музыкальным кругозором и развитым вкусом.

Очень перспективным также видится использование электронного цифрового инструментария на уроках музыки в общеобразовательной школе и занятиях в детском саду. Учитель с его помощью в своем исполнении может приблизиться к оригинальному звучанию, задуманному композитором, ведь к его услугам здесь различные виды клавишных, струнных, духовых и ударных инструментов разных эпох и народов. Следует отметить, что производство звука на современных синтезаторах основано на цифровом кодировании и обработке форманты «живых» инструментов, поэтому их имитирование здесь гораздо реалистичнее, чем при помощи «придуманного» звучания аналоговых синтезаторов 70-х или 80-х гг., где звук генерируется с помощью частотной модуляции. Благодаря этому музыка приобретает большую силу художественного воздействия. Дети знакомятся с неизвестными им ранее инструментальными звучаниями.

Но самое главное - цифровые инструменты дают ученикам возможность лучше понять логику музыкальной мысли, яснее почувствовать ее образ. Так, экспонируя контрастирующие тембры в одновременном звучании, учитель подчеркнет «слоистость» музыки, а варьируя окраску мелодии, высветит в ней различные образно-смысловые грани. Более того, ученики, опираясь на свои представления, сами смогут предложить на уроке схему инструментовки знакомой им пьесы, а учитель тут же продемонстрирует звуковой результат и объяснит, какой из вариантов исполнения наиболее подходит для данного произведения.

«Вшитые» в память цифровых инструментов многочисленные виды автоаккомпанемента, а иногда и возможность их самостоятельно программировать позволят учителю облагородить звучание «легких» жанров на занятиях в школе или детском саду. Студенты, несомненно, получат удовольствие от исполнения песен под аккомпанемент «ансамбля» или даже целого «оркестра» в руках преподавателя.

Широкие перспективы использования электронных цифровых инструментов в различных областях музыкального образования ставят перед педагогикой ряд новых задач. Это, прежде всего раскрытие в учебном процессе художественного потенциала цифровых инструментов, что связано с определением музыкально-педагогической специфики всех предоставляемых компьютерной техникой предметных сфер интонирования и с нахождением путей их взаимодействия между собой и их интеграции в учебном процессе.

Другой важнейшей задачей является выработка адекватной новой музыкально-творческой практике системы знаний, умений и навыков. Наиболее значительную проблему здесь составляет педагогическая интерпретация теории музыки, которая призвана стать важным подспорьем в решении многогранных проблем электронного музицирования и значительно ускорить процесс формирования творческих навыков ученика.

Творчество на основе цифрового инструментария в системе дополнительного образования может быть выделено в специализированный учебный курс, но вместе с тем может стать и вспомогательным, сопутствующим обучению игре на традиционных инструментах предметом, заняв нишу общего фортепиано и одновременно обогатив ее функции. Если занятия по общему фортепиано помогают учащимся-исполнителям на одноголосных инструментах (духовикам, струнникам, ударникам и др.) развить их гармонический слух, способность целостно воспринимать многоэлементную полифонизированную музыкальную фактуру, то цифровые инструменты, обладая помимо многоголосья массой других выразительных возможностей, будут способствовать значительному расширению представлений учащихся о феномене музыки.

Кроме того, все эти новые выразительные возможности, в отличие от занятий по общему фортепиано, познаются учащимися в процессе продуктивной творческой деятельности (аранжировки для электронных инструментов). Поэтому в учебном процессе появляется возможность интеграции деятельности исполнительской (на уроках по специальности) и творческой (на общих для всех учащихся вспомогательных занятиях), что является важным условием развития музыкальности. Таким образом, среди новых задач, стоящих перед музыкальной педагогикой, оказывается также поиск эффективного взаимодействия обучения на основе традиционных и цифровых инструментов.

Все это ставит перед педагогом массу проблем методического характера. Как эффективно раскрыть в учебном процессе художественный потенциал инструментов нового поколения? Как приобщить школьников, особенно младших, к возросшей по объему и изменившейся качественно системе понятий теории, необходимой для творчества на основе этих инструментов? Как совместить обучение и самостоятельное творчество ученика? Каким образом заинтересовать его творческой деятельностью, стимулировать ее развитие и формировать способность ученика к самоконтролю? Каковы в свете вышесказанного оптимальные формы обучения? Ответы на эти и другие вопросы педагогики творчества в условиях массового обучения на основе новых цифровых инструментов приобретают свою ярко выраженную специфику и в совокупности составляют новое направление развития массового музыкального образования.

Итак, есть все основания полагать, что разработка теоретических основ педагогики электронного музыкального творчества, ее содержания и методов, составление учебных программ, пособий, хрестоматий и других учебных материалов составляют в педагогике одно из важных направлений фундаментальных и прикладных научно-методических исследований на ближайшее десятилетие.

АРМ представлено следующим оборудованием: компьютер на базе процессора Intel Pentium III с тактовой частотой 800 МГц, объем оперативной памяти составляет 256 Мб, емкость жесткого магнитного диска - 20 Гб. Видеосистема компьютера представлена видеокартой NVIDIA RIVA TNT2 Model 64 Pro и монитором MultiSync FE1250+ (21), пишущий CD ROM Philips. На компьютере установлена звуковая карта Sound Blaster Live! 1024, которая по своим характеристикам близка к профессиональным устройствам. К ней подключен микшерский пульт Behringer Eurorack МХ1602А, через него осуществлено подключение остальных устройств. К ним относятся автономный клавишный синтезатор Roland VA-7, звуковой модуль Ensonig mr, акустическая система с усилителем Technics А800 Mark II, магнитофон Sony МНС-ЕХ50, минидисковая дека Sony Minidise deck MDS-Je 440, проигрыватель виниловых дисков Электроника ЭП-030, головные телефоны, микрофон. Проигрыватель отечественного производства Электроника ЭП 030 к современным устройствам отнести сложно, однако, он отличается надежностью и высоким уровнем качественного воспроизведения грамзаписей. По своим параметрам он не уступает современным дорогостоящим устройствам подобного типа зарубежных производителей и вполне оправдывает свое назначение в рамках современных информационных технологий.

Не маловажным фактором является совместимость клавишного синтезатора с другими устройствами, такими как активные разделяющие фильтры, высококачественные усилители, преобразователи, персональные компьютеры, и т.д. Как правило, соединение этих и других устройств для обеспечения многофункционального и качественного соединения происходит, как правило, посредствам так называемого MIDI порта (Musical Instrument Digital Interface). В результате соединения через этот порт синтезатора с компьютером (как правило, у компьютера для этого предусмотрен Game port), мы имеем возможность не только выводить различные файлы (в основном используется разрешение midi) с компьютера посредствам таких популярных программ, как например Cake Walk, но пользоваться обратной связью, иначе говоря, при помощи синтезатора заносить на компьютер информацию. Рассмотрим простейший пример на программе Cake Walk. При помощи этой программы мы с легкостью можем производить множество различных операций, но мы ограничимся одной, - это получение на экране монитора в данной программе нотном стане произведения, воспроизводимого на синтезаторе.

По средствам MIDI порта мы получаем сложный сигнал, в структуру которого укладывается не только сама мелодия, но и ее полное разложение по инструментальному признаку, иными словами мы получаем на экране компьютера несколько партий исполняемого произведения.

Основные требования предъявляемые к такой системе записи музыкального произведения адресованы в первую очередь к компьютеру, который собственно и производит все операции по форматированию поступающих сигналов.

Не маловажными являются и параметры самого синтезатора (его свойства и возможности).

Это прежде всего наличие цифрового выхода, его функциональность, симфонические возможности, наличие устройств ввода вывода информации.

В целом все синтезаторы можно разделить на 2 группы. Это те, цель существования которых состоит в различных многочисленных возможностях и многофункциональности, другие же преследуют цель качественного (оригинального) звучания - это такие как Korg, Roland, к первой группе относятся Yamaha, Casio и т.п.

Также в музыкальных учреждениях используются и другие устройства, призванные оптимизировать процесс обучения. Примером одного из них может послужить различные усилители мощности, которые обладают следующими свойствами: обеспечивают фильтрацию звука согласно заданным параметрам звучания (выделение одних частот и подавление других). Эти возможности позволяют наглядно показать обучаемым на примере звучания отдельных партий нюансы данного произведения.

При дистанционном обучении в основном используются сети Интернет, при этом, как правило, в большинстве случаев используют телефонные линии. Такие соединения имеют относительно малую производительность, так как скорость передачи данных низка, но надо заметить, что при обмене информации в форме текста, этой скорости вполне достаточно, однако для обмена информации в форме изображений, звуковых или видео данных - этого явно не достаточно. По этой причине рекомендуется для обеспечения более надежной и высокоскоростной связи использовать модемы таких фирм как ZyXEL, US Robotics, и т.д. Но помимо технических средств, имеются и программные приложения, позволяющие повысить производительность соединения с Интернетом.

На компьютере установлена операционная система Windows 98. Специализированное программное обеспечение представлено лицензионными программными продуктами. В качестве компьютерного аранжировщика используется пакет Cakewalk pro audio 9. Аудио редакторы представлены программами Sound Forge 5 и Coll Edit pro. Это современные мощные средства, отражающие последние достижения в области программного обеспечения процессов компьютерной аранжировки и редактирования любых аудиозаписей. Программа Audio catalyst позволяет осуществлять работу с различными форматами музыкальных файлов. Конвертирует записи из одного формата в другой (wav - .МРЗ; .МРЗ - .wav и др.); обеспечивает оптимальное сжатие музыкальных файлов без потери качества звучания.

Уровень оснащенности программно-аппаратными средствами данного музыкально-компьютерного комплекса или студии вызывает немалый профессиональный интерес музыкантов. Функциональные возможности комплекса позволяют осуществлять сложнейшие многоходовые технологические операции в рамках музыкально-компьютерных технологий, например перевод аудио записей с виниловых пластинок на CD.

 

АВТОР: Марков А.И.