16.06.2012 5557

Биологическая обратная связь, как психофизиологический метод воздействия на структуру личности подростка в результате специализированной психологической помощи

 

В настоящее время отмечается рост интереса исследователей, к проблеме так называемого немедикаментозного лечения методом Биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь (БОС) - это метод психофизиологической реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, человек может научиться произвольно, изменять в обычных условиях эти неощущаемые параметры.

В настоящее время в рамках использования данного метода получены положительные результаты при работе с детьми, подростками и взрослыми людьми, имеющими различные личностные, психосоматические, неврологические, эмоциональные, поведенческие и другие расстройства. Возможности метода Биологической обратной связи настолько велики, что охватывают и благоприятно воздействуют на весь организм человека. Так, БОС применяют при коррекции: стресса и психосоматической патологии (Н.М. Яковлев, 1993; Ю.В. Бурлаева, Т.Н. Гуркова, 2003; А.А. Клиника, 2004); тревожно-фобических расстройств невротического регистра (В.В. Пасюкевич, А.В. Черниговский, Н.Н. Маркович, 1999; А.А. Ивонин, Е.И. Попова, В.Т. Шуваев, О.Е. Кашкарова, 2000; Г.Г. Аверьянов, 2001;); расстройств дезадаптации (И.А. Святогор, И.А. Маховикова, 2000; В.В. Гурьева, 2004;); невротических и психосоматических расстройств (В.А. Каленик, 2003); эмоциональных расстройств (Е.А. Михайлева, 2003; А.А. Клиника, 2004); речи (Ю.Н. Серкова, 2003; О.П. Скосарь, 2003; Г.Н. Слепухина, 2003; С.А. Шведов, Т.Б. Багдасарян, 2003); профилактики аддиктивного поведения (В.П. Екимов, 2003); при поражении центральной и вегетативной нервной системы (А.А. Клиника, 2004); СДВГ (В.В. Гурьева, 2004); бронхиальной астмы (А.А. Сметанки», А.В. Шиян, Н.А. Штром, А.В. Андреев, 1991; В.И. Трофимов, В.Н. Марченко, Е.В. Гвоздев, 2001; Л.B. Асман, Е.Я. Чобот, 2001); при снижении нервно-психического возбуждения, тревожности (С.В. Гусева, 2003). Также применение метода Биологической обратной связи способствует установлению более доверительных отношений между учителями, детьми и их родителями (С.В. Гусева, 2003) и т.д.

Многочисленные работы показывают, что при использовании БОС такие люди успешно обучаются управлять теми функциями которые в обычных условиях не поддаются регуляции (например, частота сердечных сокращений и многие другие). Например, с помощью БОС подросток учится управлять проявлениями тревоги: потливостью, сердцебиением, артериальным давлением и другими жизненными показателями.

Взаимозаменяемость целей и средств - одна из замечательных особенностей этого метода. БОС всегда включает компонент подкрепления, при этом подкрепление может быть направлено на удовлетворение не только первичных потребностей, но и потребности в информации, в положительной самооценке и т.д. Таким образом, само получение информации об успехе может служить подкреплением.

Что может дать технология БОС? По данным Михайловой Н.Н. (2005), во-первых, научить дыханию, несущему здоровье. Дыхание хорошо поддается произвольному (сознательному) управлению, а вот управлять пульсом в обычных условиях практически невозможно. С помощью технологии БОС «Дыхание» можно изучить характеристики пульса, динамику его изменения на вдохе и выдохе (дыхательная аритмия сердца - ДАС), и преобразовать полученную информацию в такой форме, чтобы можно было увидеть и услышать жизнь пульса. Была выявлена закономерность: динамика пульса имеет волнообразный характер, волны пульса совпадают с характером кривой дыхания. А это означает, что через функцию дыхания можно управлять пульсом.

Величина ДАС является показателем эффективности и гармонии дыхания и работы сердца, интегральным показателем функциональных резервов организма, а значит и уровня здоровья человека. У всех людей ДАС разная. Она зависит от ряда причин и прежде всего она уменьшается с возрастом, во время стрессов и психоэмоционального напряжения, при болезнях органов дыхания, сердца, сосудов, нервной системы. Но ДАС - функциональный показатель, обладающий свойством восстанавливаться. Путем этой коррекции можно улучшить плохое самочувствие, снять психоэмоциональное напряжение, продышать негативную эмоцию, управлять своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях.

Первым практиком в использовании электро-миографической БОС (ЭМГ БОС) все исследователи единодушно признают Эдмунда Джекобсона, одного из основателей современной теории управления стрессом, который в 1920-х годах разработал методику прогрессивной релаксации (Е. Jacobson, 1929).

С древних времен произвольные реакции скелетных мышц считались стоящими выше, а эмоции и непроизвольные реакции желез и внутренних органов - стоящими ниже на ступенях иерархической лестницы жизнедеятельности человеческого организма. Это несправедливое разделение на два класса появляется уже в философии Платона - с его высшей разумной душой, находящейся в голове, и низшими душами, расположенными в теле (В. Jowett, 1875). Гораздо позже, в конце XVIII века, французский нейроанатом К. Биша (X. Bichat, 1800) высказал мнение, что существует различие между «цереброспинальной нервной системой большого мозга и спинного мозга» (называемыми в настоящее время центральной нервной системой - ЦНС), управляющей скелетными реакциями, с одной стороны, и двойной цепью ганглиев (которые он называл «малыми мозгами»), проходящей вниз по обеим сторонам спинного мозга и управляющей эмоциями и висцеральными реакциями, с другой. Свое пренебрежительное отношение к ганглиозной нервной системе он выразил, назвав ее вегетативной, т.е. растительной (vegetative - растительный). Он также считал ее полностью независимой от цереброспинальной системы, что так и осталось в современном названии вегетативной нервной системы, нередко обозначаемой как «автономная».

Значительно позже, в 1932 году, Уолтер Кэннон, американский физиолог, который изучал функционирование внутренней саморегуляции человека и ввел термин «гомеостаз», пришел к выводу, что различные нервные волокна симпатической части автономной нервной системы возбуждаются одновременно и неспособны к тонким дифференцированным индивидуальным реакциям, возможным для цереброспинальной системы (W.B. Cannon, 1932). Этот вывод до недавнего времени считался классическим и приводился во всех учебниках по физиологии.

В 50-х годах XX века возникла идея о возможности обучения управлению внутренними процессами. Появлению этой идеи способствовало новое осмысление результатов классических исследований великих русских физиологов, прежде всего, И.М. Сеченова (И.М. Сеченов, 1961, 1974) и И.П. Павлова (И.П. Павлов, 1973) в области условно-рефлекторной деятельности, представления К.М. Быкова о кортико-висцеральных связях (К.М. Быков, 1947.; К.М. Быков, И.Т. Курцин, 1960), нейрранатомические данные, полученные в лаборатории В.Н. Черниговского (В.Н. Черниговский, I960.), доказавшие наличие висцерального представительства в отдельных локальных зонах коры больших полушарий.

Теоретические обоснования метода БОС опираются, кроме того, на основные положения отечественных ученых: теории функциональных систем П.К. Анохина и теории устойчивых патологических состояний, разработанной Н.П. Бехтеревой и ее сотрудниками.

Большую роль в разработке проблемы Биологической обратной связи сыграли также работы ряда американских ученых, которые пытались модифицировать реакции внутренних органов, опосредуемые через вегетативную нервную систему, с помощью методик инструментального обучения, то есть выработки оперантных рефлексов (J.V. BasmaЛan, 1966; В.Т. Engel, К.Т. Melman, 1968; H.D. Kimmel, 1967).

Н. Миллер, физиолог из США, еще в 1941 году предположил, что существует не два, а только один тип обучения, проявляющийся по-разному в различных обстоятельствах. В 1957 году он начал исследовательские работы по доказательству того, что с помощью инструментального обучения можно научить любым висцеральным реакциям, которые приобретаются за счет классического обусловливая. Сначала работы проводились на парализованных животных (крысах) с вживленными электродами и катетерами, у которых велось управление работой слюнных желез, параметрами сердечно-сосудистой системы (частотой сердечных сокращений, артериальным давлением), желудка, почек. В 1961 году результаты работы (были доложены научной общественности на Симпозиуме по мотивациям в Небраске и III Всемирном конгрессе по психиатрии в Монреале.

В 1969 году в американском журнале «Science» была опубликована большая статья Н. Миллера, которую многие специалисты в области БОС считают приоритетной. Н. Миллер рассказал в ней не только о своих опытах на крысах, но и привел результаты проведенного им исследования на парализованных больных (что исключало воздействие на управляемый параметр состояния скелетной мускулатуры), которых он обучал регулировать артериальное давление (АД). Особенно драматичным, был рассказ (Н.Е. Миллер, 1969) о молодом человеке, у которого в результате травмы были парализованы нижние конечности, но который горел желанием научиться ходить на костылях. К сожалению, он страдал постуральной гипотонией: когда его поднимали в вертикальное положение, у него так резко снижалось давление, что он от слабости падал. Тогда Н. Миллер попытался научить его повышать своё АД с помощью, как он пишет, инструментального обучения. На руку больному надевали серво-контролируемую манжету, удерживающую тоны Короткова на таком уровне, чтобы давление в манжете соответствовало диастолическому. При отклонении давления в нужном направлении (в данное случае - при превышении), раздавался звуковой сигнал, свидетельствующий об успешном выполнении задания. По мере нарастания успеха задание усложнялось. Так этот больной научился повышать свое кровяное давление на 30 мм рт. ст. Он пользовался этим навыком, когда его ставили в вертикальное положение, и в дальнейшем обучился ходьбе на костылях.

«По существу, Н. Миллер как основоположник висцерального обучения прямо указывал на развитие идей оперантного обучения и претворения основных положений кортико-висцеральной теории в формирование направления БОС, его внедрение в клинику» (Н.М. Яковлев, 1993.).

Справедливости ради необходимо отметить, что первые опыты по произвольному регулированию висцеральных реакций проводились в России. Так, профессор Военно-медицинской академии И.Р. Тарханов еще в 1885 году (I.R. Tarchanoff, 1885) предлагал испытуемому повышать ЧСС, причем ему звуковым сигналом подавалась информация о каждом ударе пульса (к сожалению, при этом не было устранено влияние скелетных мышц). Более того, И.Р. Тарханов заметил, что лучше всего регулируют свои висцеральные реакции те испытуемые, которые могут произвольно сокращать группы мышц, обычно не управляемые (например, могут шевелить ушами). Поэтому нельзя сказать, что это был чистый эксперимент по переводу непроизвольных реакций в произвольные.

И все-таки первая публикация, которую можно по праву отнести к БОС, появилась в 1955 году также в России (М.И. Лисина, 1955). М.И. Лисина, аспирантка Института психологии провела экспериментальные исследования, убедительно доказавшие возможность превращения непроизвольных реакций в произвольные. Идея исследования и конкретной методики принадлежала ее руководителю психофизиологу А.В. Запорожцу. В 1955 году М.И. Лисина защитила кандидатскую диссертацию, а затем эта работа вошла в монографию А.В. Запорожца (А.В. Запорожец, 1960).

Что касается самого термина «биологическая обратная связь», то приоритет в этом вопросе принадлежит психофизиологам США. Впервые в широкой литературе он появился в 1963 году в работе Дж. Басмаджана (J.V. BasmaЛan, 1963), посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна.

После 1969 года уже очень редко можно встретить работы, посвященные исследованию БОС, где вместо термина «БОС» употреблялись бы термины «оперантное» или «инструментальное обучение», причем это обстоятельство нельзя объяснить только удобством нового термина. Дело в том, что невозможно полностью отождествить БОС и оперантное обучение. Обратная связь, подаваемая при оперантном обучении, имеет форму неотвратимого награждения или наказания, которые предназначены для создания мотивации на формирование желаемого поведения. При осуществлении БОС информация подается пациенту обычно в форме звуков или изображения. Ясно, что у человека при этом включаются и другие формы-мотивации. Эти формы имеют элемент социального подкрепления, не обнаруживаемого при обусловливали у животных. Например, человек может захотеть сделать приятное экспериментатору, проводящему БОС тренировку. Следовательно, ожидание человеком символической социальной награды является важной переменной в БОС тренировке, которая отсутствует при исследованиях на животных.

С этого момента публикации об исследованиях и практическом применении методики БОС стали нарастать, как снежный ком.

В России начало активного изучения и применения методики БОС можно отнести к началу 1970-х годов. К этому же времени относится и интенсивное появление в отечественной печати результатов исследований, в основном, представленных учеными Института экспериментальной медицины АМН СССР (Санкт-Петербург) - Н.Н. Василевским и сотрудниками его отдела (Н.Н. Василевский, 1979.; Н.Н. Василевский, О.В. Богданов, А.А. Сметанкин, Н.М. Яковлев, 1982; Н.Н. Василевский, Н.М. Яковлев, А.С. Цукерман, 1977; К.А. Ланге, 1990), Н.В. Черниговской и ее учениками (А.А. Сметанкин, 2001; Н.В. Черниговская, 1978). Немного позже появились работы по Биологической обратной связи сотрудников Института физиологии АН СССР (Санкт-Петербург). Начиная с 1980-х годов в активное исследование и применение БОС включились ученые Сибирского Отделения РАМН (Институт медицинской и биологической кибернетики), которые с 1988 года выпустили уже три сборника научных трудов под общим названием «Биоуправление. Теория и практика». С начала 1990- х годов исследования в области БОС начались и в Институте мозга АН СССР (Санкт-Петербург).

Многие отечественные исследователи предпочитают методику БОС называть «адаптивным биоуправлением». Возможно, этот термин лучше отражает существо методики, «так как в процессе обучения на основе механизмов саморегуляции вырабатываются новые адаптивные функциональные состояния нервной системы» (Н.В. Черниговская, С.А. Мовсисянц, А.Н. Тимофеева, 1982). Но и в нашей стране термин «биологическая обратная связь» завоевал в последние годы ведущее положение, особенно после образования в 1996 году Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи, главным организатором которой стала Санкт-Петербургская фирма ЗАО «Биосвязь». С деятельностью Российской Ассоциации БОС вообще и ЗАО «Биосвязь» в частности связан современный, качественно новый уровень развития технологии БОС и практического применения метода БОС в здравоохранении, психологии, социальной защите и образовании (А.А. Сметанкин, 2001; A. Smetankin, 1997).

В комплексную программу Биологической обратной связи световая и звуковая стимуляция эффекты изменения состояния сознания, которой люди знали с древних времен.

Известные композиторы - например, А.Н. Скрябин, - создавали музыкальные произведения, прослушивание которых предполагало сопровождение световыми эффектами. Известно, что А.Н. Скрябин, обладавший аудиовизуальной синестезией, говорил о том, что синтез света и звука моделирует духовную полноту человека как личности и выражает цельность его культуры. Попытки сочетать эффекты звука и света предпринимали Н.А. Римский-Корсаков, М.К. Чюрленис, В.А. Кандинский и Н.К. Рерих. Современный композитор Ж.М. Жарр использует совместное воздействие света и звука в своих композициях.

Музыка как средство «психического отвлечения» широко использовалась в психиатрических больницах отечественными учеными (П.П.Малиновский, И.М. Балинский, С.С.Корсаков, П.А. Чаруковский и др.).

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, моторную сферу, мышечный тонус (И.М. Догель, 1888, 1898; Н.Р.Тарханова, 1983; В.М. Бехтерев, 1916: Weld, 1912; Schoen, 1927; Ellis, Brighous, 1952). Исследование эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тоннальности) показало их способность вызывать состояния, адекватные характеру раздражителя (Hevner, 1935,1937; Roberts, 1936). Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект» (Hyde, Scalapino, 1918), быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе (А. Сохор, 1970) и вызывают отрицательные эмоции (Roberts, 1936) «мягкие» ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают (Hevner, 1936).

Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение» - по мнению Л.C. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, т.е. эстетическая реакция сводится к сложному превращению чувств (катарсису). Отсюда искусство становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на «глубинную психологию», считает,- что музыкотерапии должна отводиться центральная роль в психотерапии, так как музыка, благодаря своим специфическим особенностям, в состоянии проникнуть в «глубинные слои личности» (Pontvik, 1948, 1955).

Кора головного мозга - непосредственно связана с рядом подкорковых образований (ретикулярная формация, гипоталамус - и т.д.), которые оказывают на нее восходящее неспецифическое активизирующее действие (П.К. Анохин, Е.Н. Каменева). В свете положений И.П. Павлова о взаимодействии коры головного мозга и подкорки механизм мощного воздействия музыки состоит в ее влиянии на подкорку, откуда передаются тонизирующие, активирующие влияния, являющиеся питательным источником корковой деятельности.

Ряд авторов указывают на положительное воздействие музыки при депрессивных состояниях (Ruse, Jaedickre, Rollin). Использование музыкотерапии в групповой терапии больных депрессивными состояниями способствует улучшению настроения и оказывает ионизирующее влияние (Lucas, Ludwick). Однако в депрессивном состоянии больные не воспринимают веселую музыку, которая часто углубляет депрессию актуализируя переживания и препятствуя, таким образом, восприятию веселого. По мнению Г.П. Шипулина (1966), минорная музыка способствует первоначальному установлению «музыкального контакта» с такими пациентами, и лишь после ряда сеансов отмечается более адекватная положительная реакция их на мажорную музыку. При депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждений - громкая, быстрого темпа. Для того чтобы музыка контактировала с пациентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию (Н.Н. Волоскова, 2001).

Таким образом, метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждому подростку нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе работы, что очень важно для подростков с органической предиспозицией мозга. Использование мультимедийных игровых возможностей компьютерной технологии БОС обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения психокоррекционных сеансов.

 

АВТОР: Медведева Е.Ю.