17.06.2012 5822

Особенности акмеологических технологий в контексте продуктивно-творческого преодоления негативных стереотипов

 

В рамках личностно-ориентированного обучения могут использоваться несколько видов образовательного процесса (КРО, креативный процесс, приобщение студентов к НИР), которые требуют использования своих технологий. Их сочетание позволяет преподавателю вуза поэтапно подвести студента к системно-моделирующему уровню, используя комплексные технологии. Такими технологиями являются акмеологические.

Итак, термин «технология» в переводе с греческого означает (techne - «искусство», «мастерство» + logos - «слово», «учение») - «наука об искусстве». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. В словаре современного русского языка под «технологией» понимают совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Возникает вопрос: может ли данный термин «технология» использоваться в педагогической деятельности, в которой нет строгой стереотипизации, как в производственной сфере, и которая учитывает возможности субъектов деятельности. Ответ - может, если данный термин употребляется в различных вариативных ситуациях, таких, как педагогический процесс, в котором в руках преподавателя находится живой человек с его потребностями, возможностями, резервами личности, управляя развитием которых он достигает своих результатов.

В педагогической литературе существует четыре основных подхода к пониманию этого понятия, а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А. Чошанов и др.); как педагогическая система (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев и др.); как педагогический процесс (B.C. Безрукова, М.М. Левина, В.Д. Симопенко и др.); как процедура деятельности учителя и учащихся (В.М. Монахов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).

Сегодня многие авторы разрабатывают необходимость использования социальных технологий (Ю.М. Резник, К. Колин), образовательных технологий (Г.К. Селевко), педагогических технологий (В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, М.В. Кларин и др.), технологии обучения (Б.С. Гершунский, Г.Е. Муравьева, П.И. Пидкасистый, В.В. Сериков, М. Чошанов и др.), технологий профессиональной подготовки специалиста (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская, Л.С. Подымова, М.Н. Левина, Б.Н. Кулюткин, Т. Дмитриенко). Они соотносятся, по мнению Г.Е. Муравьевой, очевидно, так се как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, которое охватывает процессы образования, обучения и воспитания и обращены к преподавателю как его инструменту, как средство развития его профессионализма деятельности. В между народном ежегоднике по технологии образования и обучения говорится: «Педагогическая технология - это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». Суть данного определения заключается в идее оптимизации работы школы или другого образовательного учреждения и, прежде всего, повышении эффективности его основного звена - учебного процесса.

Б.Т. Лихачев дает следующую трактовку этому понятию. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения), а также коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Г.К. Селевко понятие «педагогическая технология» представляет в виде трех аспектов: 1) научного: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательного: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенного: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование  всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, по мнению автора, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения В.А. Сластенин же педагогическую технологию рассматривает по-иному: педагогическая технология - это отрасль педагогической науки, занимающая промежуточное звено между дидактикой, теорией воспитания и методикой, предполагающая перевод операционального состава педагогической деятельности на технологический уровень, на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости по сравнению с традиционным уровнем, выражавшемся понятием «методика».

В.П. Беспалько под педагогической технологией понимает содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса. По мнению автора, смысл педагогических технологий в целом: во-первых, посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования учебно - воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта. Это может быть успешно сделано только в указанном выше контексте - на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения». Во-вторых, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. В-третьих, существенная черта педагогической технологии - процесс целеобразования, который рассматривается в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом. В-четвертых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии - принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно - воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы (ПС) любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы как по горизонтали (в рамках одного периода обучения - четверти, семестра или учебного года), так и по вертикали - на весь период обучения. При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения - общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

В.А. Сластенин структуру педагогических технологий рассматривает в ином ключе: как совокупность технологии обучения и технологии воспитания. Автор считает, что в основу характеристики педагогической технологии как совокупности приемов и способов в неразрывном учебно-воспитательном процессе, должна быть положена идея целостности педагогического процесса. Ценность «педагогической технологии» как отрасли педагогической науки и практики состоит в том, что она позволяет в реальном педагогическом процессе осуществить единство обучения, воспитания и развития личности на прикладном уровне.

Рассматривая педагогическую технологию Г.К. Селевко отмечает, что данное понятие должно удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Таким образом, мы видим, что вопрос о месте, которое занимают технологии в современной педагогике, не является однозначно решенным. Представление о месте технологий зависит от того, какое значение вкладывается в это понятие. По мнению Г.К. Селевко, В.Д. Сластенина, Г.Е. Муравьевой и др. если рассматривать технологию как часть науки, изучающую способы обучения, воспитания и образования, то можно представить ее место следующим образом: педагогическая теория - педагогическая технология - педагогическая практика. То есть педагогическая технология является как бы связующим звеном между теорией и практикой. Далее Г.Е. Муравьева отмечает, что для того, чтобы использовать теоретические положения в практике, их нужно технологизировать, расписать в виде деятельностных процедур. Если рассматривать технологию на уровне образовательного учреждения, как отмечает Г.К. Селевко, то она будет охватывать весь процесс от постановки цели до диагностики результата. Другими словами, технология представляет собой часть системы школы (образовательного учреждения, совокупность способов решения педагогической задачи общего или профессионального образования. Если же рассматривать технологию на уровне деятельности отдельного учителя, то она будет выступать как способ этой деятельности, способ, дающий высокий результат. Наиболее распространенным является именно такое толкование педагогической технологии. Так же отметим, что при имеющихся различиях в подходах к объяснению сущности и содержания педагогической технологии все они направлены на создание оптимальных условий для решения профессиональных задач.

Рассматривая понятие «технология обучения» отметим, что в документах ЮНЕСКО его определяют как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

По мнению В.В. Серикова технология обучения - это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированное результата, чем традиционные способы обучения.

Рассматривая содержание технологии обучения, Л.Д. Столяренко видит его как содержание и структуру учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности. При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Рассматривая основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности, Г.Е. Муравьева отмечает следующие: 1) целенаправленность; 2) целостность; 3) научная обоснованность; 4) направленность на результат; 5) планируемость; 6) высокая эффективность; 7) системность; 8) комфортность для учителя и учащихся; 9) законосообразность; 10) проектируемость; 11) надежность; 12) гарантированность результата.

Поэтому многие авторы рассматривают технологию обучения как системную категорию, структурными составляющими которой являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;

- студент (учащийся), преподаватель (учитель);

- результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем, все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных.

В последующее время рядом авторов (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.П. Ситников, В.Н. Тарасова, И.Б. Бодрова, А.А. Фролов и др.) разрабатывается новый вид технологий - акмеологические. В чем же авторы видят суть этих технологий? И каково их отличие от выше описанных?

А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин в кратком акмеологическом словаре пол акмеологической технологий понимают категорию, которая родственна понятию «психологическая технология», но отличается более узкой направленностью, имеет гуманистическое содержание - на прогрессивное личностно-профессиональные развитие, раскрытие личностного потенциала. Главным методом в акмеологических технологиях с их позиции является акмеологическое воздействие.

Схожее определение дает А.П. Ситников, который изначально рассматривает понятие в психологическом ключе и представляет его как «психотехнологию». Под психотехнологией он понимает: 1 Совокупность и последовательность психических процессов и действий в деятельности человека, 2. науку о закономерностях, выявлении и использовании в деятельности наиболее эффективных психических процессов, действий и их последовательностей. Психотехнологии способствуют активизации у личности способности к самоисследованию и саморазвитию, являясь по сути дела аутопсихотехнологиями.

Уважая позиции этих авторов, мы в своем исследовании видим акмеологические технологии шире.

Акмеологические технологии в сравнении с выше названными имеют свою специфику и вытекают из предмета акмеологической науки, которая представляет собой синтез знаний о человеке, закономерностях его самодвижения к профессионализму и мастерству, о продуктивных моделях образовательных и педагогических систем, в которые он включен как личность и субъект деятельности с индивидуальными способами творческой самореализации. Вот почему интегрированный, междисциплинарный и практикоориентированный характер акмеологической науки с ее факторным анализом влияний на сложные функциональные системы не может сводиться к психотехникам. Несомненно, психотехники обеспечивают активную позицию субъектов и ориентированы на развитие или конкретного качества личности, или межличностных отношений, или какой-либо психической функции. Однако их специфика проявляется в локальном воздействии на человека, что характерно для многих методов психологического воздействия.

Акмеологические же технологии в нашем понимании носят комплексный характер благодаря учету внутренних и внешних факторов, разрабатываемых конкретными науками (психофизиологией, психологией, педагогикой и т.д.) и объединенные акмеологическим синтезом. С позиции Н.В. Кузьминой современные акмеологические технологии призваны реализовывать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности. Акмеологические технологии рассчитаны на «инструментовку» интегративной деятельности студента в течение всего периода обучения в высшей школе от первого до последнего курса. С их помощью осуществляется обучение студентов проектированию авторских систем деятельности, их • обоснование и защита, облегчающие студенту вхождение в профессию. Данные технологии развивают у них профессиональную ответственность, т.е. служат целям повышения качества подготовки специалистов образования.

Рассматривая акмеологические технологии, Н.В. Кузьмина отмечает, что они решаются через следующие системы задач:

- Сравнительно-сопоставительное наблюдение систем деятельности в последовательности: высокопродуктивные (по результатам у учащихся), малопродуктивные; среднепродуктивные;

- Принятие самостоятельных решений о возможных стратегиях работы с малопродуктивными на стимулирование в самореарганизации деятельности;

- Принятие самостоятельных решений об идеях, стратегиях, технологиях, сформированных в сравнительных наблюдениях, которые могут быть использованы в проекте собственной авторской системы деятельности.

В.Н. Максимова отмечает, что акмеологические технологии являются фактором гуманизации образования и разрабатываются на основе приоритета социально значимых ценностей личности (здоровье, семья, нравственность, жизнь, гражданственность) и акмеологических ценностей субъекта жизнедеятельности (саморазвитие, самосовершенствование, целостное и устойчивое развитие, духовность, жизненный успех, индивидуальность), а также профессиональных качеств (способности, компетентность, направленность, эмпатические качества, волевые качества, умелость).

Автор отмечает, что именно акмеологические технологии обучения реализуют все аспекты и процедуры любой педагогической технологии, то есть акмеологические технологии, в отличие от других являются комплексными.

Существенными признаками акмеологических технологий, по мнению В.Н. Максимовой являются следующие:

- это технология достижения успеха и высоких результатов (индивидуальных) в обучении, развитии и воспитании каждого ученика на основе его устойчивой мотивации достижений;

- это организация поэтапного процесса саморазвития ученика как субъекта познавательной деятельности на основе психологической закономерности единства сознания и деятельности (C. Л. Рубинштейн);

- это тактика наращивания успешности в обучении и саморазвитии каждого ученика с опорой на опережающее обучение в его «зоне ближайшего развития» (Л.C. Выготский);

- это комплексные технологии обучения, которые интегрируют методы и приемы из различных технологий обучения и направляют их на достижение успеха в целостном развитии растущего человека как студента, личности, индивидуальности;

- это технологии, которые имеют свои собственные структурные компоненты: стадии саморазвития студента и блоки параллельного педагогического воздействия - «развитие творчества», «рефлексия», «сохранение работоспособности», «общение и сотрудничество»;

- это технологии, которые требуют от преподавателя проектирования основной и корректирующей (регулирующей) программ обучения: общей и индивидуальной стратегии обучения разных детей класса; дифференциации потоков информации, их уровней по группам учащихся; использование функциональной роли каждого блока на каждой стадии саморазвития ученика; умения осуществлять параллельное педагогическое воздействие по всем блокам развития одновременно работать в «параллельном режиме».

В.Н. Тарасова к признакам акмеологических технологий относит: направленность на развитие креативности; комплексность; обеспечение системного влияния факторов; стимулирующих самодвижение функционирующих систем к высоким достижениям; оптимизация процессов саморазвития личности и профессиональной деятельности; установление целесообразных отношений с окружающим миром и самим собой. Развитие креативности касается как личности с ее характеристиками творца, так и продуктивных моделей образовательных, педагогических и организационных систем, в которых создается атмосфера творческого поиска и сотрудничества их участников. Такая духовная атмосфера возникает за счет усиления коммуникативной стороны происходящих в них процессов, предполагающих взаимообогащение индивидуальными способами мышления их участников при решении профессиональных задач, рациональными способами анализа и синтеза информации, позволяющих работать интегрированным знанием и выйти на формирование более сложных, комплексный умений специалиста.

Л..E. Варфоломеева сформулировала следующие особенности акмеологических технологий. Они являются:

- инвариантными (применяются во всем общеобразовательном маршруте);

- комбинаторными (совмещаются с элементами других методик);

- многофункциональными (используются при выполнении разных ролевых функций субъектов образовательного процесса);

- адаптивными (возможно их приспособление к конкретным условиям применения);

- прогностическими (подсказывают направление поиска в достижении искомого результата).

Акмеологические технологии включают признаки и показатели, обеспечивающие согласование действий всех участников образовательного процесса (преподавателя и студента, студента и учителей, с которыми он взаимодействует, на опыте которых учится принимать самостоятельные решения, студента и учащихся, в которых хочет получить результат). Объектами сравнительных наблюдений становятся специалисты образования, достигающие разных уровней продуктивности, имеющие разные представления об искомых, текущих и конечных результатах в деятельности, и использующие разные стратегии в установлении взаимоотношений с учащимися класса, отдельными учениками и их родителями.

Следует отметить, что акмеологические технологии с позиции нашего исследования стимулируются и обеспечиваются и педагогическими и образовательными технологиями. Данное стимулирование осуществляется через алгоритмы, образцы достижений, выработку технологий в тренингах по моделированию педагогического процесса с различными категориями детей, выработку самодвижения через деловые игры и т.д.

Таким образом, акмеологические технологии - это целенаправленная логически выстроенная система взаимодействия со студентами, которая позволяет прогнозировать качественный результат, выбирать стратегии, изначально ориентирующие на качество образовательных задач и закладывающих предпосылки дальнейшего мастерства обучаемых. Акмеологические технологии также учитывают многоуровневость взаимодействий, отношений и взаимоотношений, то есть, с одной стороны, - находятся в руках и студента и преподавателя, обеспечивая их самодвижение к высоким результатам, к самокоррекции и самовоспитанию, а с другой, - средство в работе преподавателя со студентами, то есть это внутренний процесс. Эти технологии управляемы и самоуправляемы. Акмеологические технологии в нашей модификации конструируются преподавателем как образ результата, то есть, как должен двигаться к результату студент. В результате использования преподавателем данных технологий студенты начинают профессионально воспринимать образовательную среду, вычленять образовательные системы, понимать процессы, проходящие в них, которые содействуют или препятствуют достижению искомых конечных результатов в учениках (оцениваемые по признакам качества их вхождения в новые образовательные, профессиональные и социальные системы). Поэтому можно сделать вывод, что данные технологии заставляют студента все время находиться в ситуации поиска, т.е. акмеологические технологии вырабатывают поисковый образ жизни, развивают склонность к профессиональному творчеству, что стимулирует будущих специалистов на основе развития своего самосознания ориентироваться на образец.

Однако не каждый участник креативного образовательного процесса имеет достаточно предпосылок для этого. Многие студенты обладают негативными стереотипами восприятия окружающей действительности и мышления. В этом случае целесообразно использовать акмеологические технологии коррекционно-развивающего процесса, которые стимулируют изменение негативных установок на позитивные, восстанавливают временно утраченные потенциалы и превращают эти потенциалы в резервы и ресурсы личности, создают предпосылки творческой деятельности, в результате чего происходит интенсивное саморазвитие рефлексии личности и деятельности студентов. То есть акмеологические технологии снятия негативных стереотипов - это сложные технологии. В нашей работе на кафедре социальной педагогики и акмеологии они осуществляется:

- через общественно-педагогическую практику, анализ педагогических ситуаций, которые студент наблюдает в работе с детьми различных категорий, создание воспитывающих ситуаций, обеспечивающих контакт с трудными детьми;

- за счет самооценки, умения ставить себя на место другого (эмпатия);

- участие в НИРС;

- создание и защита авторской системы деятельности.

Вершиной является готовность выпускников педагогического вуза к продуктивной социально-педагогической деятельности.

Для того чтобы своевременно выявить и предупредить возникновение негативных стереотипов у студентов еще на первом году обучения в вузе, необходимо знать этапы вхождения в профессии и кризисы их сопровождающие. Каждый этап соответствует году обучения в вузе. Так, мы выделяем пять этапов вхождения в профессию:

Первый этап - адаптация к профессии. Это первый кризисный период в подготовке студентов первого года обучения в вузе. Он связан с умением ориентироваться в новой ситуации профессионального образования, то есть необходимостью адаптироваться к выбранной профессии. Ему приходится гармонично выстраивать свои отношения со всеми участниками педагогического процесса.

На втором этапе (втором курсе) студент продолжает набирать профессиональную компетентность, профессиональную умелость по своей специальности общепедагогического блока дисциплин и формируется готовность к выполнению творческих работ (курсовые работы). Поэтому здесь важно преодолеть негативные стереотипы, чтобы творческие работы были успешными.

Третий этап характеризуется вторым кризисным периодом вхождения в профессию, так как студентам впервые предстоит самоопределение через освоение своих творческих (курсовых) работ, в которых они интегрируют полученные профессиональные знания. Именно на данном этапе, на наш взгляд, происходит окончательное профессиональное самоопределение студента: останется ли он в профессии или же его индивидуально - психологические особенности противоречат выбранной профессии (не воспринимает критику, проблема общения с преподавателями и со сверстниками, отсутствие силы воли, неумение работать с основной и дополнительной литературой).

Если к этому времени не преодолены негативные стереотипы, то на этом этапе также может происходить их наращивание, что влечет за собой уход из профессии. И, наоборот, при успешной учебе в вузе, при наличии интереса к своей будущей профессии студенту остается в ней, то есть он психологически готов совершенствоваться дальше по различным направлениям через интегрированные специальности, через НИРС, чтобы работать в образовании: в психологической службе, учреждениях социальной защиты, в системе МВД, в работе по прикладным направлениям с детьми группы «риска», обучение в аспирантуре и т.д. Все это может закрепиться и развиваться лишь в процессе непрерывной практики в. различных учреждениях системы образования (общеобразовательные школы, школы восьмого типа, детские дома-интернаты, социальные приюты, реабилитационные центры, детские дома и т.д.).

Четвертый этап обучения характеризуется дифференциацией дальнейших путей. На данном этапе студент на учебно-производственной практике реализует себя как будущий специалист, имея сформированную «Я - концепцию» личности и деятельности.

Пятый этап - выпускной курс. Здесь не только конкретизируется профессиональный выбор, учреждение и профиль деятельности, но и жизненное самоопределение в связи с профессией. Во втором семестре студенты проходят производственную практику, где совершенствуются как будущие специалисты по дополнительной специальности: социальный педагог. На этом же этапе осуществляется подготовка к ВКР, в которой студенты раскрывают авторскую систему деятельности в работе с детьми. Заканчивается процесс подготовки пятикурсников прохождением государственной аттестации  (сдачей государственного экзамена и защитой дипломного проекта).

Таким образом:

- акмеологические технологии представляют собой нелинейную, упорядоченную систему многогранного позитивного влияния на личность (развивая в ней системные характеристики профессионала), на деятельность (ориентируя ее на созидание), на процесс или организацию, в которую включена личность как субъект преобразований (меняя условия деятельности и способствуя созданию продуктивных моделей образовательного процесса или организации), в которых есть свобода выбора видов творческой самореализации;

- акмеологические технологии целостно воздействуют на личность и интеллект, способствуют самодвижению к предпосылка  профессионализма не на методическом, а на методологическом уровне, на котором студенты учатся мыслить стратегиями;

- акмеологические технологии наращивают положительный личный опыт будущей профессиональной деятельности студентов: их знания, умения и навыки;

- с помощью акмеологических технологий все негативные стереотипы снимаются и замещаются положительными на основе восстановления временно утраченных потенциалов личности.

- акмеологические технологии действуют не в условиях педагогического воздействия, а в условиях взаимодействия в сочетании классической парадигмы образования с гуманистической;

- акмеологические технологии сочетаются с образовательными и педагогическими технологиями и включают психотехнику.

- акмеологические технологии оптимизируют процессы коррекции, самокоррекции, саморазвития, самосовершенствования, управляют этими процессами и повышают эффективность профессиональной деятельности.

 

АВТОР: Мишагина О.М.