17.06.2012 2460

Психолингвистический подход к провокативности

 

Практически единственное серьезное научное исследование, посвященное непосредственно феномену провокации и провоцирования - монография В.Н. Степанова «Провокативный дискурс социально- культурной коммуникации» [Степанов 2003]. В ней производится лингвистический анализ социально-культурного феномена провоцирования в речи с привлечением методов когнитивной психологии, рассматриваются психологические и лингвистические механизмов провоцирования в разных сферах речевого общения, однако основное внимание уделяется массовой коммуникации.

В исследовании В.Н. Степанова, по нашему мнению, реализовано понимание провокативности, обозначенное в начале нашей работы как «прово-1» с элементами «прово-3» (акмеологического понимания провоцирования), поскольку ученый расценивает провоцирование как благотворный механизм, связывая его природу с потребностью в общении, взаимопонимании и принципом кооперации, в отличие от понятий «манипуляция» и «подстрекательство», имеющих негативный оттенок.

В.Н. Степанов, опираясь на психологические теории, рассматривает провоцирование как вид воздействия на других - разновидность психологического заражения. Пользуясь классификацией Ю.Б. Гиппенрейтер, исследователь относит провоцирование к автоматизированными действиям [Степанов 2003: 60]. В.Н. Степанов выделяет также следующие родовые признаки провоцирования: функциональный (передача культурного наследия), формальный (акт провоцирования совершается в общении), онтологический (в процессе провоцирования происходит движение эмоций, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве) [Там же: 11]. Автор настаивает на важной дефиниции: провоцирование скорее процесс, чем результат: «Провоцирующий лишь формирует взгляды, представления и предлагает потенциальное решение, но ответственность за его последствия должны быть общими» [Там же: 8-9].

Исследователь доказывает, что способность и навыки провоцирования развиваются и функционируют в социальной среде: каждый человек имеет навыки провоцирования с детства и укрепляет мастерство в течение все жизни. Провоцирование как социо-коммуникативное явление институлизируется в процессе творческой деятельности социально- культурных институтов - в том числе, искусства [Там же: 12-13].

Ученый отмечает акциональный, событийный характер и механизм как основной принцип существования процесса провоцирования, сополагает понятия «провоцирование» и «перформатив», выделяет в качестве основного такой важнейший признак провоцирования, как демонстративность [Там же: 36].

В.Н. Степанов относит провоцирование к непрямой коммуникации, говорит об «аффективном смысле высказывания», которое вступает в конфликт с реальным содержанием речевого высказывания, вводит понятие «провокативная информация», под которой понимает содержащуюся в провоцировании информацию о скрытом провокативном намерении, которое рассчитано на восприятие реципиентом и может снять неопределенность в сообщении. Автор доказывает, что провоцирование вызывает ответное действие опосредованно - через активацию определенного психологического состояния провоцируемого. При этом источником и «мишенью» провоцирования является эмоционально - аффективная сторона психики человека, одновременно объектом провоцирования может быть и когнитивная сфера психики.

Таким образом, провоцирование, по Степанову, выполняет в общении регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции [Там же: 65]. В качестве примера провоцирования в речи исследователь приводит отрывок из книги Г. Гачева, описывающий ситуацию связанную с фрустрацией объекта провоцирования: «И вот только что «сволочь» я и «гад», и «чтобы сдох» - так проклят и заклеймен дочерью, - и в мановение ока, пока обнял, - все это исчезло и ничего не значит: любим я и унежен, а все эти социумные, с чужого плеча взятые напрокат семейного разговора понятия и слова - лишь провокация, чтоб источить - нежность, что бессловесна лепечуща» [Цит. по Степанов 2003: 9]. Таким образом, цель провоцирования, по Степанову, - вызвать адекватную ожидаемую реакцию на собственное поведение [Там же: 53-54].

Важными признаками провоцирования видятся учет коммуникативных ожидания партнера по общению, их превышение, сложная смысловая структура процесса провоцирования, реализация стратегий непрямой коммуникации, множественность выбора интерпретации» [Там же: 10].

В.Н.Степанов также исследовал провокативный дискурс на примере рекламы (более 140 текстов к видеороликам), проанализировав коммуникативные регистры речи, взаимодействие вербального и визуального кодов в тексте рекламных сообщений, структуру адресанта и адресата и, наконец, провокативный характер текстов телерекламы. В ходе исследования было замечено такое свойство рекламы, как ее поликодовость.

 

АВТОР: Морозова Е.А.