17.06.2012 2164

Провокативность в бизнесе, рекламе и консалтинге

 

Концепция нестандартного мышления Э. де Боно. Эдвард де Боно - всемирно известный мальтийский ученый, психолог и философ - рассматривает провокацию в контексте своей теории нестандартного (латерального) мышления [де Боно 1997; 2003]. Его идеи широко применяются крупнейшими кампаниями во всем мире как в области поиска креативных решений в области бизнеса, так во многих других областях - в образовании, в рекламе, используются отделами новых товаров, драматургами и даже рок-группами.

Провокация в понимании Э. де Боно тесно связана с экспериментальным мышлением, отступлением от стереотипов, что является логической необходимостью в любой самоорганизующейся системе, привносит нестабильность и позволяет достичь нового состояния глобального равновесия. Заранее невозможно сказать, куда приведет провокация - она дает лишь точку отсчета и идеи, которые можно трансформировать в практические возможности. Провокативный прием ученый определяет как «внезапный скачок в сторону», откуда можно увидеть, как попасть к исходной точке. Использование провокации, отмечает он, приводит к рождению новой идея, что оправдывает данную провокацию, даже если идея нереальна и невыгодна.

Ученый выделяет два главных источника провокаций - случайные и намеренные, дающие систематические провоцирующие инструменты нестандартного (латерального) мышления. Случайная провокация близка к известному методу «мозгового штурма», в ходе которого сначала «набрасываются» без отбора самые невероятные идеи и лишь потом анализируются и обсуждаются. Но провокация, по мнению де Боно, отличается от этого метода большей осознанностью, контролируемостью и направленностью.

Приведем пример использования провокации с помощью метода Э. де Боно при рассмотрении проблемы борьбы с загрязнением рек. Высказывается провокативная идея: «По, фабрика находится по течению ниже самой себя». Она наводит на мысль о том, что можно было бы ввести закон, по которому при постройке фабрике на реке забор воды должен будет располагаться ниже по течению, чем выброс. Таким образом, фабрика первой почувствует свое загрязнение и оперативно начнет минимизировать

Еще в 1968 году Э. де Боно ввел слог «по» («провоцирующая операция»), выступающий сигналом провокационности высказываемого предложения, к которому он добавляется. Слог «по» выделяется из слов ги(по)тега, пред (по)ложим и (по)эзия.

Де Боно выделяет три стадии процесса провоцирования. На первой выбирается проблема, находящаяся в творческом фокусе, на второй стадии устраивается провокацию, а на третьей она используется, чтобы «двигаться» к полезной новой идее.

Де Боно выделяет также следующие способы создания провокаций: метод ухода (высказывается очевидный факт, а затем механически отрицается); метод промежуточного шага, включающий обращение («переворачивание» обычного хода вещей), преувеличение (предлагается изменение, выходящее за пределы нормального диапазона величины в большую или в меньшую сторону), искажение (изменение нормальных взаимоотношений между сторонами и последовательностью действий), мечтания (предлагается заведомо недостижимая фантазия); случайный вход. В ходе последнего метода случайное слово, не имеющее никакого отношения к ситуации, сопоставляется с имеющейся задачей, и из этого сопоставления выводятся новые идеи. Для этого, например, можно закрыть глаза и ткнуть наугад пальцем в страницу.

Близка к теории де Боно широко известная в отечественной практике теория решения изобретательских задач - ТРИЗ, созданная Г.С. Альтшуллером в 50-ые годы. Это метод поиска новый идей, приемов развития творческого воображения, жизненной стратегии творческой личности.

Главная идея ТРИЗ: «Вводите в отлаженные действия нарушения и пользуйтесь открывшимися преимуществами, - будьте провокативны!».

ТРИЗ состоит из более, чем сорока конкретных приемов, представляющих собой достаточно конкретные рекомендации, например «сделай наоборот»: вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие, повернуть объект «вверх ногами», вывернуть его и т.д. [См. об этом Альтшуллер 1986].

Использование провокативных методов в бизнес-тренинге и консалтинге. Провокативные методы успешно и широко используют в оценке персонала, как метод отбора: для экспресс-оценки кандидатов, в бизнес - тренингах для компаний, работающих в различных отраслях бизнеса (СМИ, телекоммуникации, торговля, реклама, туризм, производство, IT, финансы), кадрового и организационного консультирования. Так, среди других видов интервью с кандидатами при приеме на работу (биографического, ситуационного, критериального) специалисты отдельно выделяют провокативное, или стрессовое интервью, которое используется в особых случаях. Среди провокативных техник выделяются также «мягкие» и «жесткие», «техники допроса», смена стиля разговора и использование эффекта внезапности. Чтобы выявить скрытые намерения и «скользкие моменты», понять истинную мотивацию нанимающихся на работу, им задают вопрос: «Что будет после того, как вы пройдете у нас обучение?» Если интервьюер заметил что-то странное, он задает вопрос в лоб: «А почему вы сейчас занервничали?» Пример использования жестких методов, к которым прибегают некоторые руководители, - плеснуть в кандидата водой или «случайно» пролить ему на костюм кофе, чтобы посмотреть на реакцию. Между тем, авторы отмечают, что даже провокативное интервью надо проводить тактично: не припирать человека к стенке, а внимательно отмечать в его словах и жестах признаки лжи, двойные послания или несоответствие сказанному [Ковалева, Юферова 2001].

В организационном консультировании провокативные техники используются с целью актуализации недоступного и невидимого самой организации источника деструктивного конфликта, препятствующего эффективному решению стоящих перед ней задач. Л .H. Цой и С.С. Сергеев выделяют следующие принципы использования провокативных техник: принцип открытости и договоренности, профессионального суверенитета, доверия и ответственности, конфиденциальности, взаиморефлексивности в конфликтном взаимодействии, «здесь и теперь».

Конфликтное взаимодействие является необходимым и важным процессом в организационно-деятельностных играх (ОДИ), основанных на идеях Г.П. Щедровицкого и его методе, который осуществляется с помощью технологии провокации конфликта с целью его «проживания», столкновения различных точек зрения, где, как отмечает конфликтолог Л.Г. Цой, даже случаи «оскорбления» приводят к позитивному разрешению смоделированного конфликта [Цой 2001].

 

АВТОР: Морозова Е.А.