24.09.2010 2539

Система оздоровления детей в учреждениях образования (Л.А. Жданова)

 

Негативные тенденции, характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения, повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся. В целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими технологиями.

Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1-й класс), переходе к предметному обучению (5-й класс) и на третью ступень школы (10-й класс). Установлено, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генез. Поэтому мероприятия, направленные на уменьшение выраженности психоэмоционального стресса и на повышение функциональных ресурсов организма в процессе школьного обучения, являются важным компонентом системы активного формирования здоровья учащихся.

Известно, что частота и структура заболеваний дезадаптационного генеза зависят от возраста. Однако наиболее часто у детей в условиях выраженного школьного стресса возникают функциональные нарушения психического здоровья, нарушения зрения и осанки, отмечаются недостаточная прибавка массы тела и учащение острой заболеваемости, а также отклонения от нормы артериального давления.

В настоящее время разработаны эффективные комплексные медико-педагогические программы профилактических осмотров детей, ориентированные не только на раннее выявление заболеваний, но и диагностику нарушения психического и физического развития. Кроме того, созданы программы медико-педагогического контроля за течением адаптации к образовательному учреждению. Однако педагоги недостаточно активно принимают участие в этой работе в связи с малой информированностью об их роли в проведении оздоровительных мероприятий и участии в охране здоровья детей.

Данное учебно-методическое пособие раскрывает возможности участия педагогов, психологов и руководителей образовательных учреждении в сохранении и укреплении здоровья детей.

В пособии дается описание мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка к воздействию многообразных факторов (резистентности) и расширение его адаптационных возможностей, на снятие зрительного утомления, на уменьшение статического напряжения опорно-двигательного аппарата, на уменьшение эмоционального напряжения; изложены образовательные технологии в сфере здоровья.

 

ЖДАНОВА Л.А., НЕЖКИНА Н.Н., БОБОШКО И.Е., КИСЕЛЕВА Н.В., ГЛАЗОВА Т.Г., ЧИСТЯКОВА Ю.В., НЕЖКИНА А.И. СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. - ИВАНОВО: ИПК И ППК, 2008. - 76 С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь