18.06.2012 10511

Генезис понятия «информационная культура»

 

Стремительный XX век, который уже ушел в историю, характеризуется появлением новых технологий, понятий, терминов. Они быстро вошли в нашу жизнь, сделав ее особенно насыщенной, бурной, интересной и увлекательной. Научно-техническая революция, начавшаяся на пороге XX века, кардинально изменила характер и структуру производства, место и функции человека в нем, образ жизни и быт, привела к повышению роли науки в развитии всех сфер социальной действительности. Удвоение объема знаний и увеличение потока информации в десятки раз в известной степени застало людей врасплох. Как справиться с этим бушующим морем сообщений, сведений, данных и цифр? Как извлечь из такого разнообразия фактов и характеристик единственно верные, дающие ключ к решению проблемы? Как помочь человеку эффективно воспринять и усвоить, обработать и передать все это информационное богатство?

Рост информационных ресурсов неизбежно привел к противоречию между производством и использованием информации. Как отмечает А.И. Арнольдов, стали наблюдаться парадоксальные случаи: иной раз легче изобрести что-то снова, чем отыскать чертежи и описание ранее изобретенного. Информационный избыток стал оборачиваться дефицитом нужной информации. Огромный лавинообразный поток информации, получивший название «информационного кризиса», ускорил процесс информатизации современного общества. В отличие от компьютеризации и электронизации (явлений сугубо технических), информатизация общества представляет собой сложный феномен обще социальной природы. Как считают А.В. Копылов, Н.В. Макарова, Т.А. Полякова, А.И. Ракитов, информатизация - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Главное в его содержании - качественное преобразование (на базе новейших технических и других достижений) всей информационной среды жизни общества с целью оптимизации результатов социально - значимой деятельности любого рода.

Следует сразу отметить сложность и многозначность термина «информатизация». Чтобы понять значение данного термина, наверное, стоит обратить внимание на общность данного термина и терминов с подобным окончанием: индустриализация, автоматизация, компьютеризация. Как показывает история, термины с таким окончанием нередко означают сложные социально- экономические, научно-технические и общественно-политические процессы активизации определенных сфер человеческой деятельности, вызываемые потребностями общества на конкретном этапе его развития и предъявляющие к профессионалам в данной отрасли особые требования.

А.В. Копылов считает, что термин «информатизация» тоже относится к этой категории, причем первая его часть может рассматриваться одновременно и как информация - сфера деятельности, связанная с производством, преобразованием и потреблением информации, и как информатика - наука о производстве, преобразовании и потреблении информации. Отсюда, термин «информатизация» он определяет «как процесс повышения эффективности применения информации в государстве и обществе на основе перспективных информационных технологий», или «процесс повышения эффективности производства, преобразования и применения информации в государстве и обществе на основе перспективных информационных технологий», или «процесс создания и совершенствования информационного общества (инфосферы)».

В Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация определяется «как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Отдавая предпочтение технологическим аспектам информатизации, Э.П. Семенюк, в свою очередь, определяет информатизацию как «процесс создания, развития и общего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе».

Проведенный анализ термина «информатизация» показывает, что, несмотря на внешнее различие указанных определений, все они укладываются в одну общую модель, состоящую из трех элементов: информатизация - это процесс (элемент 1) повышения эффективности применения информации (элемент 2) в обществе с помощью перспективных информационных технологий (элемент 3). Учитывая многоаспектность и всеохватность данного явления, можно допустить ряд определений в зависимости от конкретной предметной области информатизации.

В современных условиях чрезвычайно большое значение для общества имеет информатизация образования. Это связано с тем, что сегодня образование наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания вошло в число глобальных проблем человечества. Тем самым было официально признано, что судьба нашей цивилизации решающим образом зависит от судеб образования. В связи с этим А.Д. Урсул пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации, возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос».

Единственно возможным вариантом выживания земной цивилизации был определен переход мирового сообщества на путь устойчивого развития общества и ноосферы. Многие ученые (А.Д. Урсул, В.Т. Паронджанов, Э.П. Семенюк, И.И. Юзвишин) поиск эффективных путей и разработку механизмов для внедрения в жизнь данной концепции неразрывно связывают с решением проблемы интенсификации человеческого интеллекта за счет возможностей, которыми обладает информатизация. В контексте проблемы выживания информатизация определяется ими «как деятельностный процесс все более полного овладения информацией как важнейшим ресурсом развития человечества с целью кардинального повышения интеллектуального уровня цивилизации и на этой основе - гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека».

Из множества факторов, определяющих взаимосвязи, существующие между системой образования и информационной проблематикой, наиболее важными, по мнению этих исследователей, являются следующие:

1. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

Осознание фундаментальной роли информации в жизни человечества, переход информационных ресурсов в категорию стратегических ресурсов развития человечества, возможность разрешения глобальных проблем на основе использования информации и знаний, возникновение негативных последствий в случаи пренебрежения информацией при принятии управленческих решений - все это должно найти отражение в работе всех звеньев системы образования. Вполне очевидной в этой связи становится необходимость создания новых педагогических технологий, направленных на формирование информационного мировоззрения личности, осуществляющей свою деятельность в современной, качественно новой информационной среде, осознающей сущность происходящих информационных преобразований, способной эффективно использовать накопленные информационные ресурсы. Самостоятельную задачу при этом представляет обучение рациональным приемам работы с информационными ресурсами, включая технологию и алгоритмы поиска, отбора, анализа и синтеза информации.

2. Возрастание объемов информации.

Быстрый рост объемов информации породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой «информационный взрыв», следствием которого явился информационный кризис - один из парадоксов современной жизни. Этот парадокс заключается в том, что при избытке информации в обществе в целом, отдельная личность испытывает огромные трудности при получении доступа к этой информации и вынуждена преодолевать ряд препятствий, обусловленных законами рассеяния и старения информации, терминологическими, языковыми и другими информационными барьерами. Преодоление этих барьеров невозможно без знания о свойствах информации и информационных ресурсов, закономерностях распространения и способах доступа к ним. Следовательно, уже на этапе обучения будущий специалист должен получить информацию об информации, или, пользуясь термином, введенным Ю.А. Шрейдером - метаинформацию.

3. Развитие информационной техники и технологии.

На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. Одной из наиболее ярких иллюстраций стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является Интернет. Интернет, как отмечают P.M. Фрумкина и И.А. Шошийташвили, характеризуется беспрецедентными в истории коммуникативных технологий темпами роста. Если в 1990 году к Интернет было подключено 1,5 млн. пользователей, в 1996 году - 60 млн. из 160 стран мира, то в 2000 г. их число приблизилось к 1 млрд. человек.

4. Становление информационного общества.

Многие отечественные и зарубежные исследователи (И.Г.Моргенштерн, И.С.Милюхин, В.А.Копылов) связывают постиндустриальное состояние человеческой цивилизации с развитием информационного общества. При этом называются два формальных признака вступления в информационное общество: во-первых, более половины трудовых ресурсов занято в производстве и обработке информации, во-вторых, построена система глобальной коммуникации, в которую открыт доступ для всех благодаря персональным компьютерам.

Как отмечалось на одной из международных конференций, посвященных проблемам вхождения человечества в информационное общество, «создание информационного общества будет генеральным направлением мирового развития, по крайней мере, в первые 20 лет XXI века: информационное общество XXI века будет сетевым обществом, ориентированный на использование знаний («Knowledgebased»).

Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество. Как справедливо замечает В.А.Копылов, основные проблемы связаны с недостатками в сфере материально-технического, финансового и правового обеспечения информатизации, представляющей собой стратегическое направление перехода к информационному обществу.

Признавая объективность и актуальность этих проблем, мы считаем необходимым дополнить этот перечень, выделив в самостоятельный блок решение задачи массового повышения уровня информационной культуры всех членов общества. Как пишет В.Трайнев, «информационное невежество в наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей технологии». Без создания особой социокультурной среды, в которой не только осознается фундаментальная роль информации в развитии общества, но и активно используются новые информационные технологии, невозможен реальный переход к информационному обществу, в котором знания об информационных законах, о средствах взаимодействия с информацией, становятся основой, методологией эпохи информатизации.

Согласно объективно действующему закону, которому подчиняются информационные потоки, информация неизбежно стареет. В связи с этим, очень важно сформировать у будущих специалистов представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний, выработать потребность в непрерывном образовании. Необходимо научить их творчески использовать полученную информацию для принятия компетентных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов в процессе своей профессиональной деятельности. Решение этих и других задач возможно в рамках формирования информационной культуры специалиста.

Понятие «информационная культура» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Основная причина его появления, как уже отмечалось ранее, все усиливающаяся роль информации, информационных технологий и информационной деятельности в жизни общества, отказ от грубой технологизации (технократии) как тенденции общественного развития в пользу гуманизации и гуманитаризации. Однако, сразу обозначилась трудность определения данного феномена, поскольку данное понятие возникло на основе двух универсалий: «информация» и «культура», однозначного толкования которым нет в научной литературе.

Культура, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных, многогранных, многоликих социальных явлений. Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно - обьективных и как бы над временных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали) и субъективные, человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Таким образом, культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

В отношении понятия «информация», следует отметить, что, несмотря на актуальность и фундаментальность проблемы информации в условиях современного научно-технического прогресса единого общепризнанного определения данному явлению не существует.

Наиболее распространенными являются два подхода к определению информации: один предложен английским кибернетиком и биологом У. Эшби на основе категории разнообразия, а другой впервые обоснован философами - марксистами на основе категории отражения как свойства всей материи.

Рассматривая проблему с точки зрения этих двух подходов, академик В.М. Глушков считает, что источником разнообразия является неоднородность распределения материи в пространстве и во времени. На этом основании, он характеризует информацию как меру этой неоднородности, как показатель изменений, которые сопровождают все происходящие в мире процессы.

Попытки оценить не только количественную, но и качественную сторону информации способствовали развитию семантической (смысловой) и прагматической концепций информации. Основой прагматических концепций выступает измерение количества ценности информации, а семантические оценки характеризуют смысл, содержательность сообщений. Однако, совершенно очевидно, что прагматические и семантические концепции информации тесно взаимосвязаны, и в некоторых случаях их трудно разделить.

Вопрос о предметной области информации: является ли она свойством или отношением, атрибутом всей материи или же функцией самоуправляемых систем - также до сих пор дискуссионный. Нередко информацию (информационный процесс) неразрывно связывают с процессом управления. Это - функциональный подход, означающий, что информация существует только как сторона, характеристика процесса управления. Сторонники же так называемого атрибутивного подхода считают, что информационность - такое же свойство материальных тел как время, пространство, движение.

Проанализировав эти подходы, мы считаем, что первая трактовка (функциональная) слишком узкая и не охватывает всей области информационных процессов. Хотя управление всегда предполагает наличие некого процесса передачи информации, информация не сводится к управлению. Недостатком второй точки зрения (атрибутивного подхода) является, по сути, отождествление отражения и информации. Мы согласны с точкой зрения В.Ф. Сухиной, которая считает, что понятие информации углубляет и развивает понятие отражения, поскольку быть собственной характеристикой тел безотносительно к процессу отражения она не может. Таким образом, информация - это не все то, что мы чувствуем; это такой аспект отражения, который может объективироваться, передаваться. Значит, содержанием информации являются приобретенные свойства отражающей системы. Как отмечал Н. Винер, информация понимается не только как обмен сообщениями между различными объектами (системами), но и как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств».

В связи с тем, что понятие информации стало общенаучным, в литературе дается множество определений, обозначающих это явление. Так, в энциклопедическом словаре понятие информации раскрывается как «первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами»; в энциклопедии «Культурология XX век» «информация - любые сведения, передаваемые посредством сигналов» или «информация как уменьшение неопределенности в результате передачи, противопоставление информационной энтропии. В кибернетике (науке об управлении) «информация есть не все сведения, а только сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижение альтернативных вариантов) в ситуации общения; сведения, направленные на управление и согласование». С учетом семантического подхода к толкованию термина «информация», это понятие сведено «к базе данных, поддающихся технической обработке и передаче». На основании этого В.М. Шепель предлагает под «информацией» понимать не первоначальные, а пакетированные сведения (знания, различные данные), характеризующиеся конкретной формой фиксирования и возможностью освоения техническими средствами».

В педагогической литературе принято больше говорить о знаниях, а не об информации. По вопросу об отношении информации и знания, информации и значения имеются разные точки зрения. Отождествление этих явлений ведет к технократическому подходу в объяснении этих понятий. По мнению многих авторов, эти понятия характеризуют процесс человеческого познания с разных сторон: знание - сугубо с гносеологической, информация - преимущественно с коммуникативной. Решение поставленного вопроса снова зависит от того, какой смысл вкладывается в само понятие информации. К. Шеннон считает, что информация есть не знание, а только предпосылка его. Это - совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые какая-либо система или объект воспринимает извне (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или хранит в себе (внутренняя информация). Такая информация становится знанием лишь после ее интерпретации, то есть, когда потребитель информации соединяет полученные знаки с их значением. Таким образом, знание - это гносеологическая информация.

Итак, анализ понятий «культура» и «информация» указывает на особую качественную сложность понятия «информационная культура», вследствие чего в научной литературе предлагается множество определений информационной культуры.

М.Г. Вохрышева считает, что информационная культура - это область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.

Н.Б. Зиновьева констатирует, что информационная культура личности есть гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

А.А. Гречихин определяет понятие информационной культуры через информационную деятельность. Он дает следующее определение: «Информационная культура - это информационная деятельность аксиологического характера, то есть обусловленная ценностями культуры».

И.Г. Хангельдиева, исследуя понятие информационной культуры, пишет, что информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Е.А. Медведева определяет информационную культуру как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

E.T. Семенюк предлагает понимать информационную культуру как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании».

По мнению Т.Н. Сосниной и П.Н. Гончукова информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а так же специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Они утверждают, что информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека и является продуктом его творческих способностей. Она является содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей.

О.В. Киева, исследуя проблему формирования информационной культуры будущих инженеров, на основании проведенного анализа понятия «информационная культура» пишет, что «информационная культура - это исторически определенный уровень развития общества и человека, связанный с качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации...».

В.А. Минкина включает в понятие информационной культуры такие аспекты, как поиск информации при решении нетривиальных научно- технических задач, профессиональное чтение, переработку исходной информации и создание новой, профессиональное чтение.

Разделяя точку зрения предыдущего автора, Н.И. Гендина дополняет, что информационная культура - это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому, дабы не заблудиться в библиотеке или компьютерной сети. Задача информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний.

В.Г. Антонова считает информационную культуру важной составляющей духовной культуры и рассматривает ее как качественную характеристику личности. Разрабатывая гуманитарный аспект информационной культуры, она выдвигает идею гуманитарных оснований знаний, говоря об их определенной направленности на воспитание духовности, одухотворенности личности, этического и эстетического отношения к окружающему.

Суммируя основные положения представленных определений, можно сказать, что информационная культура - это та специфическая сторона культуры, которая прямо и непосредственно связана с информационным аспектом жизни людей во всей его полноте. Она объективно характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих сугубо информационных отношений. Она является информационным компонентом человеческой культуры в целом. Анализ понятия «информационная культура» показал, что различные исследователи формулируют определение информационной культуры исходя либо из одной, либо из другой универсалии. Поэтому, можно выделить «информациологический» и «культурологический» подходы к трактованию этого понятия.

В рамках первого подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что составляет информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании второго «культурологического» подхода к трактованию понятия «информационная культура» его содержание расширяется, что вполне закономерно, поскольку вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества (способы и результаты информационной деятельности), как процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.

При разработке данной проблематики выделяют несколько аспектов раскрытия данного явления.

Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу.

Второй аспект связан с характеристикой личности с точки зрения ее потребностей в информации, а также с проблемами социализации личности под воздействием информационно-культурной среды.

Третий аспект рассматривает проблему с точки зрения функционирования различных социальных институтов (семья, учебные заведения, массовые коммуникации, библиотеки) и их участия в формировании информационной культуры своими специфическими средствами.

Четвертый аспект данного явления имеет прикладной характер и заключается в формировании информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации и ее использования во всех видах деятельности, умениями извлекать необходимую информацию из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать ее, опираясь на весь комплекс выработанных средств и способов.

Мы считаем целесообразным дополнить этот перечень еще одним аспектом. Пятый аспект раскрытия данного вопроса непосредственно связан со всеми предыдущими аспектами и имеет морально-этическую направленность. Он касается гуманитарного основания информационной культуры и связан с воспитанием нравственных качеств личности, гарантирующих ответственное отношение к возможности получения, распространения и использования информации в интересах общества.

Общепринятым является рассмотрение вопроса формирования информационной культуры как в личностном, так и в общественном планах.

В качестве личностного феномена информационная культура отдельного человека своеобразно преломляет в себе весь его внутренний мир и, прежде всего, его интеллектуальную составляющую. Чем богаче внутренний мир личности, тем более благоприятны условия для формирования информационной культуры. Информационная культура определенным образом соотносится с объемом информации, которым владеет человек. Но это соотношение не носит характер прямой пропорциональной зависимости, оно более сложно и неоднозначно.

Становление личной информационной культуры происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс структурируется, организуется и направляется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Влияние современной информационной техники на формирование и развитие личности определяется существенным расширением объема и характера доступной человеку информации, форм ее получения и преобразования.

Однако технологизация и универсализация условий жизни ведут к унификации земных благ, стандартизации материальных и духовных потребностей. Усиление влияния социальных стереотипов ведет к тому, что распространение духовной культуры на современном этапе общественного развития приобретает все более массовый характер. В результате производство информации становится на поток. Создание духовных ценностей превращается в такое же коммерческое дело, как и производство автомашин, станков, самолетов. Происходит как бы «овеществление» духовной культуры и ее творцов. Массовые средства информации снабжают общество образцами и нормами поведения, диктуют не только, что следует читать, но и как следует думать. Для незрелой личности продукция массовой культуры зачастую оказывается единственным источником, из которого она черпает информацию. Отсюда, защита личности от воздействия массовой культуры и информационных манипуляций возможна лишь в той степени, в какой личность владеет информационной культурой.

Информационная культура общества находится в тесной связи с соответствующим аспектом культуры людей, живущих в этом обществе и составляющих его: без одного просто нет другого. Но любой социум, конечно же, не эквивалентен сумме входящих в него индивидов. Культуру общества нельзя представить как результат механического сложения качеств людей. Точно также информационная культура отдельного человека не может рассматриваться в виде среднеарифметической или среднестатистической величины в масштабе всего общества. Необходим качественно иной подход, глубоко учитывающий личностные свойства каждого человека, на котором лежит отпечаток культуры определенной эпохи и социально-этнической среды как своеобразной результирующей. Прогресс материального производства и различные проявления духовной жизни людей оказываются причастными к формированию информационной культуры общества. Без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации серьезные социальные сдвиги невозможны. Этим определяется важность информационной культуры, которая давно выступает в качестве особой и весьма существенной характеристики развития общества.

Формирование информационной культуры является одной из главных задач современного общества, поскольку:

- во-первых, она определяет социально необходимый уровень информированности индивида, соответствующий уровню развития общества.

- во-вторых, она формирует систему ценностных ориентаций, проявляющуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении.

- в-третьих, информационно-культурная среда способствует усвоению индивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стереотипов.

- в-четвертых, непосредственным помощником в становлении и воспитании информационной культуры личности сегодня выступают новые информационные технологии, владение которыми становится составной частью информационного общества и способствует наиболее полному раскрытию личности во всех видах деятельности, включая и профессиональную.

 

АВТОР: Нестерова Л.В.