18.06.2012 10116

Интернет как средство формирования информационной культуры

 

Исключительно быстрый процесс развития информационно- вычислительной и телекоммуникационной техники неизбежно ведет к информатизации высшего образования, а это в свою очередь непременно будет способствовать рационализации интеллектуальной деятельности, повышению качества подготовки специалистов с новым типом мышления и культуры, соответствующих требованиям современного информационного общества.

В связи с интенсивным проникновением компьютерной техники и новых информационных технологий (НИТ) в сферу образования все чаще приходится сталкиваться с сугубо информационным подходом к пониманию самой сущности процесса образования. При этом предполагается, что образовательный процесс - это своего рода канал передачи информации от преподавателя или даже заменяющего его автоматизированного комплекса, выступающих в качестве источников образовательной информации, к обучающемуся, который является потребителем этой информации. Отсюда достаточно прочно в современной теории образования и в педагогической практике утверждается словосочетание «информационная педагогическая технология».

Внедряясь в сферу образования, НИТ уже сегодня обеспечивают:

- возможность построения открытой системы образования, предоставляющей каждому индивиду свободу выбора направления самообучения;

- возможность получения оперативной и актуальной информации любого характера независимо от местонахождения;

- коренное изменение организации познавательной деятельности путем смещения ее в сторону системного мышления;

- эффективную организацию учебного процесса с применением современных компьютерных средств;

- индивидуализацию учебного процесса;

- возможность использования и организации принципиально новых познавательных методов, в частности, таких как прогнозирование, моделирование, вычислительный эксперимент;

- возможность широкого доступа к мировым информационным ресурсам.

Появление в нашей жизни телекоммуникационной сети Интернет произвело настоящую информационную революцию. Созданная вначале для военных целей сеть Интернет сегодня стала мощным средством связи и важной основой новой инфраструктуры планеты - инфосферы. Проникая во все структуры общества, инфосфера формирует свой, во многом еще замкнутый мир. Как отмечает директор института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании В.Г. Кинелев, «...становление инфосферы впервые сталкивает нас с феноменом над биологических, пожалуй, сверх психологических изменений в личности человека, поскольку у творцов инфосферы уже есть свой способ мышления, новая этика и преображенная культура понимания». Принимая во внимание это высказывание, можно сделать следующий вывод: компьютер, информационная техника и технология выступают не только как умножители интеллекта, но и открывают новые измерения сознания. Живая коммуникация, неотъемлемая функция глобальных сетей, связывает эти измерения воедино, образуя упорядоченную систему новой информационной культуры.

Сегодня рождаются новые языки и такие схемы понимания и усвоения знаний, которые не столько связаны с говорением, словом, звуком, сколько со зрительным рядом, образом, формой и цветом. Ученые предполагают, что с появлением компьютеров и глобальных компьютерных сетей создаются принципиально новые (в отличие от книги, газеты, телевидения) методы человеческого общения и получения знаний. Эти методы фиксируются в новых социальных формах человеческих отношений, новых типах деятельности и устойчивых формах сознания и самосознания. В.В. Тарасенко считает, что компьютерная сеть в такой постановке вопроса, принципиально отличается от рукописи и книги тем, что она скорее не источник, не получатель, не обработчик, не хранитель печатных знаков, интерпретируемых человеком, а генератор (даже диктатор) новых форм его коммуникативной активности. По его мнению, Человек Читающий постепенно уступает свои позиции выработки понятий и создания схем объяснения мира Человеку Кликающему (от английского слова click - щелкать), нажимающему, указывающему щелчком «мыши» на экранную картинку дисплея компьютера. Он пишет: «Соединить все в единую коммуникативную систему - палец «на мышке», курсор на дисплее, наделить эту систему целеполаганием и смыслом - это, в конечном счете, означает уйти в другую культуру, в иной способ фиксации коммуникаций, и как следствие этого на другой уровень психосемантической организации человека».

С этим можно согласится, поскольку, если у студента дома на столе стоит компьютер, подключенный к сети Интернет, то за один вечер работы в сети он может увидеть, услышать, узнать, обсудить с коллегами в любой точке земного шара больше, чем за семестр чтения лекций. В процессе такой ежедневной работы рождается новая схема познания и освоения мира, которая в гипотезе В.В. Тарасенко обозначена словом «кликанье». Все это оказывает огромное влияние на формирование информационного мировоззрения, в тесной взаимосвязи с которым формируются социальные, психологические, этические, технологические, эмоциональные, коммуникативные аспекты личности.

Являясь быстродействующим дистанционным средством коммуникации, Интернет перестраивает сферу восприятия субъектом временных и пространственных отношений. Несущественные для содержания общения обстоятельства (например, время передачи сообщения и удаленность партнеров), которые играют важную роль при обычном общении, в процессе коммуникации через Интернет отступают на второй план по сравнению с такими существенными обстоятельствами, как общность интересов и целей партнеров, их коммуникативная и личностная совместимость.

Сравним психологическую ситуацию отправления традиционного письменного сообщения (письма или телеграммы) с отправлением сообщения в компьютерной сети. Составляя письмо, человек обычно делает поправку на то, что оно будет получено другим партнером по истечении определенного времени. За время между написанием и прочтением сообщения часть содержащейся в нем информации объективно и психологически устаревает. Соответственно, посылающий сообщение старается включить в него относительно устойчивую информацию. При этом многие ситуативные, актуальные моменты опускаются.

При коммуникации посредством Интернет временная отсрочка столь несущественна, что имеется возможность реального обмена актуальной информацией. Следствием этого являются невозможные в обычном дистантном общении психологическая близость партнеров, непосредственность их контактов, передача ситуативных, эмоциональных настроений. В результате у субъекта изменяется привычная информационная, временная и пространственная картина коммуникационного процесса. Теоретически существенные детерминанты общения (потребность, интересы, мотивы, цели партнеров), будучи независимыми от временных и пространственных факторов, реально приобретают ведущее значение, побуждая и направляя коммуникационный процесс. Так формируется и развивается коммуникативный и связанный с ним этический уровень информационной культуры личности.

Но Интернет не только средство коммуникации. Международная глобальная сеть - это неиссякаемый источник разнообразной информации: справочной, деловой, финансовой, технической, научной, культурной. На страницах (сайтах) Интернет можно найти: компьютерные энциклопедии, справочники и словари; профессионально ориентированные экспертные системы, помогающие специалисту принять решения в условиях неопределенности; электронные версии изданий специальной литературы или периодики. Часто очень полезным для профессионального роста специалиста оказывается участие в научных телеконференциях и обмен опытом с коллегами через электронную почту.

В России издается журнал - путеводитель по русским ресурсам Интернет, который называется «Желтые страницы Интернет». Он располагает списком адресов российских серверов, рассказывает о том, какие услуги предоставляют российские провайдеры и многое другое. Для удобства использования справочной информации специалистами она сгруппирована по разделам: экономика и финансы, производство и торговля, наука и техника, образование, компьютерные технологии, сети и телекоммуникации, медицина и здоровье, культура и искусство, пресса, отдых и развлечения. Для использования иностранных информационных источников необходимо знание английского языка.

Пользование международной глобальной сетью позволяет не только получить новейшую информацию, но и приобрести знания. Благодаря Интернету стала возможной организация дистанционного обучения. Термин «дистанционное обучение» означает такую организацию учебного процесса, при котором главным компонентом этого процесса становится самостоятельное обучение студента или специалиста с использованием современных информационных технологий. Благодаря использованию НИТ создается эффект непосредственного общения между преподавателями и обучаемым независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Особенностью дистанционного обучения является возможность обучения в любом университете или колледже, входящем в систему дистанционного образования.

К достоинствам дистанционного обучения относится работа на своем рабочем месте или дома, комфортная атмосфера, привычное окружение, стимулирующие процесс обучения в любое время и в любом месте, где имеется компьютер, подключенный к сети Интернет. Вся информация передается средствами телекоммуникаций, предусмотрено консультирование через электронную почту. Посредством компьютерного дистанционного обучения можно пройти заочные курсы профессиональной подготовки, изучить основы рыночной экономики и английский язык, информатику, культурно-научные традиции западных стран и многое другое. Становление и последующее развитие дистанционного образования непременно приведет к созданию так называемых электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые заложат реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, которые по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.

Таким образом, телекоммуникационные сети и, в первую очередь, Интернет создают такую коммуникационную среду общения, которая предоставляет новые возможности интеллектуального и духовного развития каждому человека, совершенствует социальный уровень его информационной культуры. Они являются действенным средством, позволяющим воплотить в жизнь идею непрерывного образования и осуществить наполненные высоким звучанием девизы, провозглашенные ЮНЕСКО: «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Кроме того, появление электронной техники дало мощный толчок стремительному развитию нового направления в искусстве - экранного искусства, которое делает доступными шедевры мировой культуры миллионам людей. Объединение в общем, тематическом плане не только красочных изображений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождение этих изображений многоаспектной текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает сильное эмоциональное воздействие на личность, развивает вкус и одновременно обогащает новыми знаниями в области культуры, искусства, истории развития человечества. Таким образом, посредством Интернет происходит формирование и развитие эмоционально - эстетического уровня информационной культуры личности.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что, превратившись в мощный источник информации и телекоммуникации, Интернет является очень действенным средством формирования и развития информационной культуры личности, предоставляя возможность полного удовлетворения образовательных, культурных, социальных, политических и прочих потребностей человека независимо от местонахождения. Интернет помогает преодолеть чувство отчуждения и изолированности в мире, способствует восприятию мира во всей целостности и полноте.

Принимая все это во внимание, мы постарались как можно интенсивнее использовать Интернет в нашей опытно-экспериментальной работе. Наш ВУЗ подключен к международной сети Интернет в количестве 40 учебных мест. Мы использовали Интернет во время практических занятий по спецкурсу «Основы информационной культуры будущего инженера» с целью поиска информации, организации компьютерного общения, участия в телеконференциях, использования электронных досок объявлений и индивидуального отправления и получения сообщений на личный почтовый ящик. Студенты с огромным интересом отнеслись к данным занятиям и принимали в них активное участие.

Особый интерес студенты проявили к занятию, на котором они учились осуществлять поиск интересующей их информации.

Чтобы открыть нужную Web-страницу необходимо иметь либо ее адрес, либо другую страницу со ссылкой на нее. Если нет ни того, ни другого, следует обратиться к поисковым системам.

Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Пользователь сообщает поисковой системе данные о содержании искомой Web- страницы, и поисковая система выдает список гиперссылок на страницы, где упоминаются соответствующие сведения. Поисковые системы классифицируются по методам поиска.

Поисковые каталоги предназначены для поиска по темам. В отличие от автоматических индексных систем они составляются и упорядочиваются при участии людей. Отсюда они содержат информацию о меньшем количестве ресурсов, но форма представления и методы сортировки материала выгодно отличаются от большинства индексных систем. Поисковые каталоги целесообразно использовать для проведения первичного поиска по конкретной теме.

В этом случае следует знать, что обширный тематический каталог российских ресурсов имеется на сервере системы Rambler (https://www.rambler.ru). Наряду с обычным текстовым поиском пользователь может обратиться к самым популярным сайтам, распределенным по разнообразным категориям. Хороший каталог Интерент-ресурсов имеется на сервере https://www.stars.ru и @ Rus (https://www.atrus.ru). Из зарубежных систем для общетематического поиска следует обратиться к системе Yahoo (https://www.Yahoo.com), имеющей хороший каталог ресурсов Сети.

Использование поисковых индексов - другой способ получения необходимой информации. Поисковый индекс обеспечивает поиск по заданным ключевым словам. В результате поиска формируется набор гиперссылок на Web-страницы, содержащие указанные слова. Поисковые индексы предоставляют грандиозную широту поиска.

Поисковая система Яndех находится по адресу www.yandex.ru. Она осуществляет сортировку документов по релевантности (то есть по степени соответствия запросу), по дате обновления документов (чтобы получить самую свежую информацию), осуществляет группировку документов по серверам. Можно также осуществить подписку на запрос, благодаря которой пользователь будет регулярно по электронной почте получать информацию о появлении новых и (или) измененных документов, соответствующих этому запросу. Запросы для подписки создаются так же, как и обычные запросы в Yandex.Ru. Чтобы осуществить подписку на запрос необходимо заполнить форму по адресу https://yandex.ru/subscribe/regform.html, после чего пользователь получит по электронной почте имя и пароль, с помощью которых он сможет зайти на страницу https: // yandex. ru/subscribe/.

Апорт (www.aport.ru) - уникальная двуязычная поисковая машина. Данная поисковая система несколько раз меняла свой внешний вид. Сейчас она включает в себя ресурсы Интернет-каталога @Rus (бывшего «Ау!»). Стратегическая линия развития данной системы - более высокая степень интеграции поисковой машины с каталогом-рубрикатором @Rus, что позволяет сделать поиск в Интернете более быстрым и точным. Основные свойства поисковой системы Апорт:

- перевод запроса и результатов поиска с русского на английский и наоборот;

- автоматическая проверка орфографических ошибок запроса;

- более информативный вывод результатов поиска для найденных сайтов (не только первое предложение);

- возможность поиска в любой грамматической форме (что особенно важно для русского языка);

- мощный язык расширенных запросов для профессиональных пользователей.

AltaVista (www. altavista.com) одна из старейших поисковых систем в Интернете. Индекс AltaVista содержит документы на 25 языках.

Окно поиска AltaVista содержит следующие элементы:

Поле ввода запроса (Find this:). В это поле вводится запрос для поиска интересующей пользователя информации. Запрос может представлять собой вопрос, утверждение, фразу или просто несколько слов, определяющих предмет поиска.

Советы и примеры поиска. Под полем ввода запроса на экран выводится совет или пример, показывающий способ более эффективного поиска с помощью AltaVista. Советы и примеры периодически обновляются, поэтому с их помощью можно приобрести ценный опыт в таком непростом деле, как поиск информации в Интернете.

Меню выбора языка. С помощью раскрывающегося списка выбора языка можно ограничить область поиска только документами, написанными на указанном языке.

Переключатели области поиска (Find results on:). Переключатели под полем запроса используются для того, чтобы указать системе, где искать необходимую информацию. По умолчанию установлен переключатель The Web, означающий, что система будет искать информацию среди всех ресурсов Сети. В зависимости от предмета поиска можно ограничиться поиском только в новостях (News), зонах предложения товаров через Интернет (Products) или конференциях (Discussion Groups).

Ссылки. В окне поиска имеется ссылки на раздел справочной информации (Help), страницу настройки «семейного фильтра» (Family Filter) и страницу настройки языковых параметров (Language Settings).

Вкладки. Над полем ввода запроса находится ряд вкладок. Первая вкладка (Search) открывается по умолчанию и содержит описанные выше элементы. Вторая вкладка (Advanced Search) предназначена для ввода усложненных запросов. Третья, четвертая и пятая вкладки (Images, Audio/МРЗ и Video) предназначены, соответственно для поиска изображений, звуковых файлов и видео.

Используя данную программу, поиск необходимой информации осуществляется следующим образом: 1. Запускаем программу Internet Explorer 5.0 (Пуск Программы  Internet Explorer)

- На панели Адрес вводим: https://www. altavista.com/.

- Внимательно рассмотрев загруженную страницу, находим поле для ввода ключевых слов и кнопку запуска поиска, а также кнопку выбора языка. Мы собираемся искать Web-страницы, посвященные лесохозяйственным машинам и механизмам.

- В поле для ввода ключевых слов вводим: лесохозяйственные машины.

- Щелкаем на кнопке Search.

- Просматриваем результаты поиска.

- Щелкаем на гиперссылке с номером 1.

- Просматриваем загруженную страницу.

- Щелкаем на кнопке Backspace на панели инструментов.

- Просматриваем всю первую группу из десяти ссылок на найденной странице, повторяя действия 7, 8,9.

- Выполняя данные операции, студенты учатся осуществлять поиск в системе AltaVista.

Каждая поисковая система имеет свои особенности, но интерфейс всех поисковых систем построен почти одинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затем инициировать поиск щелчком на кнопке. Система выполняет поиск и выдает результаты.

Успех поиска в значительной степени зависит от формулировки запроса. Существует несколько общих принципов составления запроса, применяемых для большинства поисковых систем.

В запрос следует включать несколько слов, определяющих предмет поиска.

Результат поиска будет намного лучше, если запрос состоит из нескольких связанных друг с другом слов.

Предпочтительно использование синонимов. Если полученный список результатов содержит слишком мало полезных документов, следует заменить искомое слово синонимом, важно проверять орфографию. Если система не нашла ни одного документа, содержащего заданное слово, то стоит уточнить правильность его написания.

Следует также учитывать особенности интерфейса каждой поисковой системы. Например, некоторые системы ограничивают поиск, если слово было набрано с прописной буквы.

В каждой поисковой системе имеется раздел Справка или Help, где можно ознакомиться с особенностями интерфейса этой системы.

Кроме обычного запроса на естественном языке пользователи большинства систем могут воспользоваться режимом расширенного поиска (в зарубежных системах - Advanced Search), в котором с помощью специальных символов можно задать более точные критерии и область поиска.

Например, почти все системы имеют поддержку знаков «+» и «-». Если важно, чтобы указанное слово обязательно присутствовало в найденных документах, перед ним ставят «+» (между знаком и словом не должно быть пробела). Знак «-» ограничивает область поиска.

Удобна также функция поиска точной фразой. С этой целью в окно запроса вводят точную фразу и заключают её в кавычки. Система найдет только те документы, которые содержат указанную фразу.

Подробное описание синтаксиса запросов для конкретных систем имеется на сайтах этих систем в разделе справочной информации.

Следует отметить, что многим студентам впервые представилась возможность познакомиться с Интернетом, побывать на различных сайтах и получить интересующую информацию. По окончанию занятия на вопрос: «Какую роль Интернет играет в формировании информационной культуры личности?» почти все, не задумываясь, признали его огромное значение. Приведем некоторые примеры из их высказываний.

«Интернет помогает получить любую точную и актуальную информацию легким и быстрым способом»;

«Интернет - гениальное изобретение глобального общения, поиска информации»;

«Сейчас уже можно не читать книг, не смотреть телевизор, не слушать радио, все можно узнать из Интернета»;

«Интернет - это благо для общества, жаль, что он медленно развивается в России и в нашем ВУЗе»;

«Интернет - самый современный накопитель информации, он упрощает доступ человека к информационным ресурсам общества»;

«Интернет - технология будущего, но, к сожалению, для многих недоступен по целому ряду причин, которые не зависят от нас, а скорее от социального уровня жизни людей в нашем обществе»;

«Благодаря Интернету многие люди находят свое призвание в жизни».

Однако, студенты, которые давно пользуются Интернетом, указали на отдельные отрицательные стороны этого вида информационной технологии. Приведем некоторые примеры из их высказываний.

«Минус Интернета заключается в отсутствии информационной культуры его пользователей. Абсолютно к любой информации можно получить доступ через Интернет - как к позитивной, так и негативной»;

- «С помощью глобальной сети мы получаем большие знания, но ведь издается много печатной литературы, а переход к Интернету означает, что в дальнейшем бее это будет не нужно»;

- «С одной стороны, с помощью Интернета можно легко получить различную информацию, но, с другой - люди стали меньше обращаться к книгам, особенно к художественной литературе, тем самым они не повышают свой духовный уровень»;

- «Отрицательной стороной Интернета является информационное пиратство, шпионаж, новейшие вирусные программы. Через Интернет становится возможным доступ к любой информационной базе в мире»;

- «Интернет отрицательно влияет на сознание и подсознание людей».

Проведенный нами анализ литературы по данному вопросу подтверждает правильность данных высказываний. В. Руковишников отмечает, что «с появлением космических средств связи и компьютерных сетей, охвативших весь земной шар, знания о других народах, их культурах, идеях, мировоззрении, ценностях быстро распространяются по всему миру. Люди не только носят одинаковую одежду и смотрят одни и те же фильмы, но и нормы законов, морали и стереотипы поведения все больше становятся похожими». Таким образом, благодаря НИТ появилась возможность быстро и дешево формировать нужный тип сознания. Воздействие на сознание получило название «High Щ hume». Особая опасность в этом направлении исходит от появившегося недавно нового вида информационных технологий, так называемых метатехнологий. Их особенность заключается в том, что с их применением автоматически утрачивается возможность конкуренции с разработчиками этих технологий.

Ярким и убедительным примером таких технологий являются современные (цифровые) технологии связи, позволяющие перехватывать телефонные сообщения на территории всего мира. В ближайшее время станет возможна полная компьютерная обработка всего объема этих сообщений в сети Интернет.

К метатехнологиям можно отнести разнообразные организационные технологии, например, технологии управления различными структурами, в том числе и структурами, которые ориентированы на культуру и систему ценностей страны разработчика.

Но наиболее опасными мета технологиями являются те, которые непосредственно направлены на формирование массового сознания. Во многих странах ученые давно изучают проблемы психоинформационного воздействия на человека. В настоящее время разработаны и успешно практикуются методики компьютерного психозондирования, которые помогают избавить людей от многих комплексов и болезней, снять стрессы, снизить социальную апатию или агрессию. В то же время, как отмечает директор Московского института компьютерных технологий И.В. Смирнов, психоинформационное воздействие может быть направлено на манипулирование сознанием людей, что представляет собой угрозу правам человека и социальную опасность, так как компьютерное психозондирование и психокоррекция проводятся без предварительного информирования субъекта, в обход его воли и желания (например, во время политических акций, выборов, демонстрации различных реклам).

Другая важная проблема, которая возникла с появлением глобальной сети, это - ничем неограниченная личная свобода действий в процессе пользования сетью. Если эта свобода не осознается как индивидуальная ответственность, не контролируется внутренними нравственными регуляторами и ограничивает свободу других людей, то она превращается в нечто принципиально другое, что прячется за маской анонимности и процветает в условиях безнаказанности. Это касается, например, языка пересылаемых по сети сообщений или изображений, которыми пестрит электронная почта. Низкий уровень культуры многих пользователей сети проявляется и в безграмотном изложении сообщений.

Настоящим бедствием для многомиллионной аудитории пользователей мировой компьютерной сети становится неограниченная возможность введения своего рекламно-информационного сообщения. Навязчивая информация переполняет «почтовые ящики», принимающие файлы - сообщения.

Особенно острой проблемой для пользователей международной сети Интернет стала проблема компьютерной порнографии. Именно, по этой причине в США до конца не принята программа подключения средних школ к Интернету. Обеспокоенная отсутствием цензуры общественность добилась того, что в 1996 году в США был принят Акт о соблюдении приличий в средствах коммуникаций. В соответствии с этим законом сайты, предоставляющие подобную информацию, должны работать по определенной схеме с проверкой клиентов на совершеннолетие и контролировать ситуацию путем оформления подписки и регистрации. К сожалению, в нашей стране по данному вопросу законодательные акты пока не отрегулированы.

И, наконец, как нам кажется, самая главная проблема. Как отразится общение в виртуальном мире на реальном общении людей? Этот сложный вопрос требует постоянного и внимательного изучения со стороны психологов, педагогов, социологов, культурологов, философов и многих других ученых.

Подводя итог, следует отметить, что даже на основании тех немногих примеров, которые приведены в нашем исследовании, явно наблюдаемый диссонанс между высоким уровнем развития технологии и во многом пока еще низким уровнем культуры требует решения этой проблемы в рамках формирования информационной культуры личности. Рассмотрев в этой части нашего исследования вопрос об использовании сети Интернет в качестве средства формирования информационной культуры, мы приходим к заключению, что возможности Интернета велики, хотя и не лишены многих недостатков. Поэтому, использовать этот вид информационной технологии следует в комплексе с другими формами, методами и средствами формирования информационной культуры будущего специалиста.

 

АВТОР: Нестерова Л.В.