18.06.2012 2682

Анализ внешних и внутренних факторов адаптационного процесса

 

Проблема типологии, содержания и учета адаптационных факторов в теории и практике УВП является одной из доминирующих. До сих пор в науке не сложилось единого мнения о том, в каком количественном соотношении и каким образом оптимизировать банк факторного массива.

И.В. Шалыгина эмпирически доказывает следующий тезис: адаптация обучаемых в лицейских классах представляет собой целостную систему и не сводится к простой сумме свойств отдельных компонентов. Она предполагает приспособление учащегося-лицеиста к системе лицейского образования в структуре общеобразовательной школы. На адаптационные механизмы, движущие силы, сроки, темпы, вид траектории и результаты адаптации влияют целый ряд определенных характеристик (свойств) образовательной системы (сети). Они выделены в ходе ОЭР на основе наблюдений и тестирования учащихся, учителей, а также посредством теоретического анализа итогов медико-психолого-педагогического консилиума. Автор перечисляет «факторы, способствующие и препятствующие адаптационным процессам учащихся-лицеистов».

В целом, соглашаясь с представленными данными, необходимо конкретизировать каждый из пяти комплексных подразделов. На самом деле они являются не факторами, в полном его понимании, а более широким образованием, которое можно охарактеризовать как процессуальную компоненту. Последнее подтверждается информацией из Большого энциклопедического словаря: «фактор (от лат. factor - делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты».

Компаративный анализ позволяет апробировать представленную типологию в разных педагогических случаях. Например, сменяемость педагогов в течение одного учебного цикла в одном и том же ученическом коллективе, дефицит школьного учебного оборудования, отсутствие рефлексивных навыков у педагогов, недостаточно четкая организация УВП - все это вносит дезадаптивную составляющую и ведет к потере качества и оптимизации образовательного процесса в ОУ разных типов.

В качестве адаптационных признаков, коррелирующих с личностными характеристиками учащихся, можно рассматривать следующие:

- несовпадение индивидуальных приоритетов учащихся с ценностями лицейского образовательного учреждения;

- проблемы, связанные с вхождением в новый классный и школьный коллектив, на этапе адаптационного включения.

В результате пролонгированных исследований В.Т. Ащепковым выполнена систематика адаптационных факторов по их принадлежности к личности и среде.

Несомненный научный и прикладной интерес представляет особый адаптационный параметр «специфика вуза». Автор считает, что до сих пор как ключевой фактор адаптации специфика вуза предметно рассматривалась явно недостаточно. В рамках многопараметрической концепции этому фактору им приписывалось свойство доминантности. Отсюда вытекает, что в звене среднего допрофессионального образования лицеям принадлежит особая статусная роль, которая относится к специфичным ОУ.

Анализ первоисточников по изучаемой проблеме дает возможность систематизировать и конкретизировать целый ряд сопутствующих понятий: «адаптационные возможности», «адаптивность», «адаптационный потенциал», «реадаптация», «дезадаптация», «эмпатия» и др. В частности, в диссертационном исследовании Н.А. Мозговой указано на то, что «... в педагогическом общении эмпатия обеспечивает психологический комфорт для учителя и учащихся, способствует росту их взаимного доверия, самоуважения и одновременно личностной автономии взаимодействующих сторон». В ее работе установлена последовательность этапов формирования эмпатийности в педагогическом вузе. В первом приближении эту тенденцию можно представить в виде теоретической модели. Известно, что в педагогической деятельности базовым компонентом является тип субъект-объектного общения. Как результат, уровень развития адаптационных способностей учеников оказывается зависимым от стиля педагогической деятельности учителя. С другой стороны, степень профессиональной адаптации молодого педагога должна коррелировать с величиной адаптационного потенциала обучаемых, т.к. учение предполагает обоюдный взаимообмен познавательной информации. Поэтому качество вербального взаимодействия оказывается возможным повысить, если увеличивать эмпатийную составляющую в ходе УВП. В дальнейшем важно доказать, что развитие способности к эмпатии позитивно влияет на рост адаптационного потенциала молодых учителей.

Рассмотрению организационно-педагогических условий, необходимых для успешной адаптации молодых педагогов, посвящено исследование Л.К. Зубцовой. Она выделяет ряд ведущих социальных, организационных, образовательных и психологических факторов, которые считаются основными адаптационно-педагогическими условиями становления и профадаптации начинающего педагога. В ее работе устанавливается совокупность эффективных форм и методов педагогической профессиональной ориентации в современных условиях. Особое внимание уделено раскрытию содержания совместной деятельности общеобразовательного учреждения и учителей дополнительного образования в период стажировки. Ею предложена система основных критериев, выявляющих уровень адаптированности молодого учителя, которую можно наглядно представить в виде нижеследующей блок- схемы. Эти критерии нуждаются в дополнительной классификации, поскольку они неоднозначно представляют картину адаптационного процесса начинающего педагога. Проводить анализ данного вопроса эффективнее при наличии четкой типологизации. Таким образом, отсюда следует, что эта проблема требует значительной доработки в ходе специально организованных ОЭР.

Схема позволяет выполнить теоретический анализ как в целом, так и в рамках уточнения критериального аппарата адаптации. Л.К. Зубцова в качестве таковых называет авторитет среди коллег и учащихся, отношение к администрации школы и педагогической деятельности. Определяются приоритетные умения молодого педагога, способствующие ускорению профадаптации: способность анализировать свою профессиональную карьеру, организация воспитательной и внеклассной работы, овладение методикой преподавания предметов. Предложенная система критериев адаптированности нуждается в доработке и дополнении, поскольку существует ряд объективных причин. Важность их дополнительной систематизации представляется необходимым, но не достаточным условием.

Последнее обусловлено тем, что их корректное знание позволяет вскрыть глубинные механизмы, динамику и образовательные следствия адаптационного характера.

Анализ зарубежных первоисточников по изучаемой проблеме позволяет выделить ряд важных особенностей, характерных для процесса адаптации и развития адаптационных способностей индивида. Так, в журнале Psychosomatic Medicine описывается, что каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и они могут с большой достоверностью рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия «приспособление» (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, такая адаптация причисляется к более стабильным решениям - оптимально организованным способам справляться с типичными проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последнего ряда приспособлений.

Известный японский ученый Т. Шибутани рассматривает фрустрационные барьеры и компенсаторные реакции личности как последовательный, одновременно сложный и многомерный процесс. В случае конфликта возникают следующие поведенческие траектории. Одна из них заключается, например, в том, чтобы сдерживать и контролировать свое поведение в соответствии с установившимися традициями. Отрицая собственные желания, (как нереальные) люди ведут себя наиболее дисциплинированно, т.к. последние самодостаточны в своей основе. В адаптации этого типа особо развита ее перцептивная фаза. В итоге, человек внешне ведет себя обособлено, а его рефлексия носит сдержанный характер, определяемый нормами национального менталитета.

Другие преодолевают затруднительные ситуации, пытаясь воздействовать на стрессогенные объекты. Этот вид адаптации особенно связан с ее т.н. «манипуляторной» фазой. Человек стремится овладеть дискомфортной ситуацией, действует на стрессоры таким образом, что вызывает в них полные или частичные перемены. Последнее в полной мере имеет место в УВП образовательных учреждений разных уровней.

Третья категория индивидов находит выход в самооправдании и всплеске импульсов. Такая разновидность адаптации, как правило, акцентируется на его консумматорной фазе. В таком случае человек оказывается сильно восприимчивым и, позволяя причине действовать на него, он попадает в зависимость от своего ближайшего производственного или бытового окружения. В публикации отмечается, что индивид может изменить свою Я-концепцию. Когда он сможет представить себя по-новому, то старается жить в соответствии с новой системой стандартов. Таким образом, конверсия тоже является своеобразной формой адаптации. Все это свидетельствует о том, что феномен адаптации исключительно не только сложен, важен, но и обладает многообразием и поливариативной рефлексией, которая носит индивидуальный характер.

Научное и прикладное значение имеет своеобразный подход А. Бине к оцениванию интеллекта как «...способности к адаптации средств к цели». Иными словами, интеллект рассматривается как возможность человека адаптироваться к окружающей среде и флуктуациям обстановки. Последнее согласуется с данными Ч. Спирмена о том, что каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, в частности, протекание процессов адаптации индивида к социальной или другой среде.

Это дополнительно подтверждается данными О. Кэттела о том, что у каждого имеется врожденный потенциальный запас интеллекта, который лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Затем в процессе онтогенеза формируется и накапливается «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний. Он образуется при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития именно этих способностей за счет ослабления других. В таком случае допустимы и обоснованы умозаключения следующего порядка: адаптация - это объективная и крайне необходимая предпосылка активной деятельности в любой области и одновременно необходимое условие ее акмеологической продуктивности. В этом исключительное значение феномена для успешного функционирования психически нормального индивида в социуме. Всё это позволяет нам сформулировать следующее определение: адаптационная способность человека - свойство, позволяющее экспрессно приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и отсутствии внешних конфликтов.

 

АВТОР: Назарова О.В.