18.06.2012 3133

Сущность начальной общепедагогической подготовки учащихся профильных классов общеобразовательной школы

 

Профессиональная ориентация учащихся в общеобразовательных профильных школах регулируется соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Основной целью общеобразовательных профильных школ является в свете законодательных документов профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у учащихся соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности с учетом личных интересов. В связи с этим возникает необходимость выявления основных средств, обеспечивающих формирование у учащихся профессионального интереса к деятельности в определенной сфере труда. Таким средством для учащихся общеобразовательных профильных педагогических классов общеобразовательных школ начальная общепедагогическая подготовка, что объективно обусловлено следующими обстоятельствами.

Как показал анализ опыта работы общеобразовательных профильных (с педагогическим уклоном) и высших педагогических школ, успешное решение задач совершенствования профессиональной подготовки учителя обеспечивается только в рамках целостной системы педагогического образования, в которой в стройной логической взаимосвязи были представлены все основные ее этапы: до ВУЗовский, ВУЗовский и после ВУЗовский.

До профессиональная подготовка будущего учителя, согласно исследованиям А.С. Агафоновой, Н.Ю. Бугаковой, С.А. Ворониной и др., не уступает по степени своей значимости ни ВУЗовскому, ни после ВУЗовскому периоду, т.к. здесь выделяются индивидуально значимые особенности личности, формируется устойчивый интерес к будущей профессии. В этой системе принадлежит ведущая роль начальной общепедагогической подготовке учащихся профильных школ.

В свете концепций О.А. Абдуллиной, А.И. Пискунова и др. «общепедагогическая подготовка представляет собой системный и целостный процесс, направленный на формирование у будущих учителей системы педагогических знаний, умений, навыков, развитие их интереса к педагогической теории и школьной практике, педагогического мышления и творческого подхода к педагогической деятельности...».

Общепедагогическая подготовка учителя - это творческий процесс, в основе которого лежат следующие закономерности: 1) ориентация на потребность социально-экономического и духовного развития общества; 2) соответствие содержания, форм и методов общепедагогической подготовки уровню развития педагогической науки и школьной практики, характеру и содержанию педагогического труда; 3) единство обучения, воспитания и развития будущих учителей в процессе общепедагогической подготовки; 4) взаимосвязь целей, функций, содержания и методов общепедагогической подготовки студентов пед. ВУЗов.

Система общепедагогической подготовки, согласно концепции О.А. Абдуллиной, включает в себя следующие элементы: подготовка по теории и истории педагогики, теоретическая и практическая подготовка в процессе занятий по предметам педагогического цикла, всех видов педагогической практики и внеаудиторной работы; формирование системы общепедагогических знаний и системы общепедагогических умений; подготовку в области методологии и методов педагогической науки, дидактическую подготовку, подготовку к внеклассной воспитательной работе и общественно-педагогической деятельности. Эта система становится целостностью в том случае, когда ее отдельные части находятся в функциональной зависимости и каждый элемент системы есть следствие состояния другого элемента. Системообразующими свойствами и признаками общепедагогической подготовки является интеграция и реализация всех ее функций, взаимодействие с психологической, физиологической и методологической подготовкой.

Каждый учитель независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью общечеловеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности. Содержание общепедагогической подготовки студентов высшей педагогической школы представляет собой взаимосвязь, в соответствии с О.А. Абдуллиной, трех компонентов.

Первый компонент содержания, его ядро - это фундаментальные знания в областях педагогики, которые приобретаются в процессе изучения нормативных, обязательных учебных дисциплин.

Второй компонент содержания - дисциплины по выбору, факультативы с учетом специфики факультета.

Третий компонент содержания - самостоятельная работа студентов по интересам, направленная на развитие индивидуальных творческих способностей, индивидуального стиля деятельности.

Концепция общепедагогической подготовки современного учителя получила углубленное развитие в исследовании известного ученого А.И. Пискунова. Основной задачей общепедагогической подготовки в высшей педагогической школе является развитие у будущих учителей общей и профессиональной культуры, педагогической направленности мышления, профессионально значимых качеств личности. В содержание общепедагогической подготовки А.И. Пискунов выделяет две части: инвариантную, обязательную для будущего учителя любой специальности, и вариативную.

Инвариантная часть - это ядро профессионально педагогической подготовки; содержание ее должны составлять фундаментальные знания в области педагогики и психологии, основы которых приобретаются в процессе изучения соответствующих учебных дисциплин.

Вариативная часть должна быть реализована с учетом особенностей профиля научной подготовки студентов, его личных интересов и склонностей.

В структуре содержания инвариативной части собственно - педагогической подготовки выделены три основных блока: фундаментальные знания, теоретические, технологические знания, базовые профессионально-педагогические умения. Первый блок охватывает круг вопросов, к которым относятся общефилософские проблемы воспитания, теория образования и обучения, организационные аспекты народного образования. Второй блок «Технологические знания» - предусматривает собственно педагогическую подготовку будущих учителей с обще дидактических или технологических позиций. Третий блок базовых профессиональных педагогических умений включает следующие типы умений: диагностические, проективные, конструктивные, коммуникативные, аналитические.

В русле обозначенных концепций начальная общепедагогическая подготовка учащихся профильных педагогических классов общеобразовательных школ представляет собой системный и целостный процесс, направленный на формирование у школьников сознательного подхода к выбору педагогической профессии в соответствии с их интересами, состоянием здоровья, личностными особенностями, с учетом социально-экономической ситуации на рынке труда и потребности региона в кадрах. Начальная общепедагогическая подготовка включает все основные компоненты общепедагогической подготовки в ВУЗе, но содержание строится с учетом: 1) задач общеобразовательной профильной школы с педагогическим уклоном; 2) психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста; 3) особенностей системы профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной профильной школы; 4) принципа преемственности содержания общепедагогической подготовки в профильной общеобразовательной школе и пед. ВУЗе.

Основными методологическими ориентациями изучения сущности, содержания, технологии начальной общепедагогической подготовки в нашем исследовании были системный, деятельностный и личностный подходы.

Начальная общепедагогическая подготовка как социально-педагогическая система.

С позиций системного подхода начальная общепедагогическая подготовка представляет собой социально-педагогическую систему. Она относится к категории социальных систем и принадлежит одновременно к явлениям объективного и субъективного порядков. Объективный характер педагогических систем обусловлен тем, что системность, способность формировать системы взаимосвязанных компонентов - одно из коренных свойств социальной материи (Л.B. Загрекова).

С целью определения модели начальной общепедагогической подготовки как социально-педагогической системы мы рассмотрели ее компоненты с позиции многоуровнего анализа: 1) социально - педагогический уровень; 2) организационно-дидактический уровень; 3) личностно-деятельностный уровень.

Социально-педагогический уровень.

Цель и задачи начальной общепедагогической подготовки. Основной задачей общеобразовательной профильной школы, в соответствии с «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», является обеспечение педагогической направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, специалистов соответствующих организаций.

В связи с этим основная цель начальной общепедагогической подготовки как компонента педагогической системы общеобразовательной школы - формирование у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности и личностно-значимых качеств будущего учителя в процессе изучения общепедагогических дисциплин («Введение в педагогику», практикум) в тесной взаимосвязи с общеобразовательными дисциплинами прохождения педагогической практики (профессиональные пробы) в соответствии с учебным планом профильной школы и осуществление на этой основе осознанного планирования и выбора старшеклассниками профессии учителя с учетом их личных интересов.

В соответствии с общей целью нами определены следующие задачи начальной общепедагогической подготовки:

- Создание в учебно-воспитательном процессе социально - педагогических условий, обеспечивающих перерастание познавательного интереса к педагогической деятельности в профессиональный.

- Формирование системы базовых общепедагогических знаний, умений, навыков, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта школ России о профессиональном самоопределении, учебных программ по педагогике общеобразовательной профильной школы с педагогическим уклоном.

- Обеспечение педагогической направленности изучения учащимися предметов общеобразовательного цикла, ориентирующую на интеграцию образовательно-воспитательных целей усвоения старшеклассниками содержанием этих дисциплин с профессионально значимыми целями их начальной общепедагогической подготовки.

- Воспитание у старшеклассников личностно значимых качеств будущего учителя.

- Систематическое включение старшеклассников в практическую учебно-педагогическую деятельность с учащимися младшего школьного возраста, а также при проведении общешкольных мероприятий образовательно-воспитательного плана.

Структура и содержание начальной общепедагогической подготовки определяется в нашем исследовании с учетом концепций О.А. Абдуллиной и А.И. Пискунова о сущности общепедагогической подготовки, а также разработанной в нашем исследований модели выпускника общеобразовательной профильной школы с педагогическим уклоном.

Содержание начальной общепедагогической подготовки старшеклассников представляет собой взаимосвязь общего (ядра), особенного (дополнительного с учетом профессиональных интересов учащихся) и индивидуального (дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания). В соответствии с государственными образовательными стандартами школ России о профессиональном самоопределении, а так же в русле концепции А.Я. Журкиной, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой об управлении профессиональным самоопределением учащихся в содержание начальной общепедагогической подготовки целесообразно включить сведения о специальных требованиях, которые предъявляет педагогическая профессия к человеку, об общественной социальной значимости труда учителя, а также систему диагностических процедур для изучения учащимися своих склонностей и интересов к этому виду труда. В содержании начальной общепедагогической подготовки условно выделяются три основных блока: базовый теоретико-методологический; технологические знания; базовые профессионально-педагогические умения.

Первый блок - включает базовые элементарные фундаментальные знания в области педагогики, которые усваиваются старшеклассниками в процессе изучения курса «Введение в педагогику». Этот блок охватывает круг вопросов, к которым относятся, прежде всего: специфические особенности профессии учителя, содержания и предмета труда, правила выбора этой профессии; задачи, основные понятия, методы исследования педагогической науки, ее место в системе наук о человеке; профессиональные особенности личности учителя и особенности его педагогической деятельности; система образования в России; социальные и педагогические особенности процесса воспитания; сущность процесса обучения; международное сотрудничество в области образования.

Второй блок «Теоретические знания» предусматривает овладение учащимися элементарными знаниями о технологических аспектах профессиональной деятельности учителя, развитие которых осуществляется в процессе изучения курса «Введение в педагогику», практикума и педагогической практики. Практикум - форма организации учебного процесса, предполагающая самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Он проводится при завершении крупных разделов учебных курсов. Педагогический практикум как форма организации обучения выполняет следующие функции: 1) интегративную, 2) организации общения в учебном процессе, 3) управленческую (воспитание и развитие учащегося, и одновременно средство подготовки старшеклассников как будущих учителей к управленческой деятельности).

Специфические особенности педагогического практикума для старшеклассников (в отличие от практикума для студентов) заключаются в следующем: 1) осуществление учащимися самостоятельной деятельности под руководством учителя; 2) направленность процесса обучения на формирование у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности не предполагает обязательного дальнейшего их обучения в педагогическом ВУЗе; 3) в задачи практикума входит формирование у старшеклассников общепедагогических знаний и элементарных профессиональных умений, навыков.

Третий блок - это базовые элементарные профессионально - педагогические умения, формирование и развитие которых осуществляется преимущественно при прохождении школьников учебной педагогической практики. Ведущей задачей педагогической практики является формирование у учащихся на основе общепедагогических знаний концепции «Я - будущий учитель», развитие и конкретизации знаний об особенностях педагогического труда, в процессе включения школьника в реальную педагогическую деятельность, а также элементарных общепедагогических умений, навыков; формирование способности учащегося к соотнесению индивидуальных психофизиологических особенностей и профессиональных требований, предъявляемым к ним со стороны профессии учителя.

Введение педагогической практики в содержание начальной общепедагогической подготовки в русле результатов исследований Т.В. Васильевой, С. Волошина, А.Я. Журкиной и С.Н. Чистяковой, позволяет использовать современный эффективный метод профессиональных проб учащимися своих способностей в избранной ими сфере профессиональной педагогической деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным, направленных на воспроизведение типичных педагогических ситуаций. Профессиональные пробы - соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности в процессе профиспытания, моделирующего элемента конкретного вида профессиональной деятельности, имеющего завершенный процесс, способствующего сознательному, обоснованному выбору профессии.

Реализация метода профессиональных проб в процессе педагогической практики позволяет выделить следующие ее позитивные характеристики: 1) комплексность, 2) наглядность и убедительность полученных результатов, 3) оптимальное взаимодействие учащихся с педагогами в ходе практической педагогической деятельности.

Исследований работ педагогов  Л.B. Загрековой, В.В. Николиной, Е.Н. Перевощиковой, Ф.В. Повшедной А.И. Удалова и др. позволило выделить с учетом особенностей обучения учащихся в педагогических классах три уровня педагогической практики. Педагогическая практика старшеклассников осуществлялась в процессе экспериментального обучения на трех основных уровнях: на подготовительном; базовом (репродуктивном) и частично-поисковом.

Организационно-педагогический (дидактический) уровень.

Начальная общепедагогическая подготовка как социально - педагогическая система имеет основную структуру, включающую: 1) «Введение в педагогику»; 2) основы наук; 3) практикум и педагогическую практику. Конструирование и реализация ее осуществляется на основе таких общенаучных методологических принципов как системный, деятельностный подходы, конкретно научных методологических принципов педагогики - личностный принцип, принцип гуманизма. Начальная общепедагогическая подготовка как педагогический процесс функционирует на основе принципов: преемственности, научности, природосообразности и культуросообразности. В соответствии с принципами природосообразности и культуросообразности содержание, методы, формы подготовки строятся с учетом возрастной и половой дифференциации образования; исторически сложившихся особенностей этнической и региональной культуры; ориентируются на общечеловеческие ценности.

Личностно-деятельностный уровень. С позиций деятельностного и личностного подходов как методологической ориентации исследования основой образовательного процесса в общеобразовательной профильной школе с педагогическим уклоном является деятельность. Главными элементами процесса обучения являются деятельность преподавания, без которой нет обучения; деятельность учения и содержание образования. Взаимодействие между ними и составляет обучение. Учитель, осуществляя преподавание, организует деятельность учения с целью усвоения учениками конкретной части содержания образования. При этом он пользуется содержанием как средством взаимодействия с учащимися. Нами разработана модель структуры обучающей деятельности преподавателя и структуры учебной деятельности старшеклассников в процессе начальной общепедагогической подготовки (по Л.B. Загрековой).

Социально-педагогическая система начальной общепедагогической подготовки выступает наиболее совершенной формой синтеза объединенных компонентов по линии гуманизации и профессионально-педагогической направленности на всех уровнях ее функционирования: социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностно-деятельностном.

Начальная общепедагогическая подготовка как социально - педагогическая система реализует образовательную, развивающую, воспитательную, координирующую и профориентационную функции. Реализация этих функций определяет значимость начальной общепедагогической подготовки как системообразующего звена в системе подготовки учащихся к осознанному выбору профессии учителя.

Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у учащихся профессионального интереса (Технологический аспект). Разделяя позицию В.П. Беспалько, Л.B. Загрековой, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и др. в выборе методологических ориентиров в определении педагогической технологии, мы опирались, как на наиболее близкие к нашему исследованию, системный, деятельностный и личностный подходы. В свете обозначенных подходов сущность понятия «педагогическая технология» может быть рассмотрена в двух смыслах: в широком педагогическом смысле под педагогической технологией понимается проект педагогической системы, реализуемый на практике. В узком педагогическом смысле педагогическая технология представляет собой интегративную систему, включающую упорядоченное множество операций и действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающих целеопределение, содержательные, информационные предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование личностных качеств обучаемых (Л.B. Загрекова).

Понятие «модель обучения» мы рассматриваем, в соответствии с концепцией М.В. Кларина, как обозначение схемы, идеи, плана действий педагога при осуществлении учебного процесса; ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель.

В выборе модели обучения мы руководствовались критериями оптимизации обучения, разработанные Ю.К. Бабанским. Первый критерий - достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития. Второй критерий - соблюдение учеником и учителем гигиенически установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

Анализ педагогической литературы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, Г.К. Селевко и др.), опыта работы общебразовательных профильных школ позволил выделить основные модели обучения, интеграция которых будет способствовать эффективности начальной общепедагогической подготовки: полного усвоения (в основе ее лежит репродуктивная деятельность учащихся); проблемного обучения (в основе этой модели лежит продуктивная и поисковая деятельность).

Выбор данных моделей обучения обусловлен следующими факторами: 1) ведущая цель начальной общепедагогической подготовки направлена в большей степени на аффективную область деятельности школьников, следовательно, основные характеристики поисковой продуктивной деятельности учащихся, определяемые проблемной моделью обучения, будут способствовать успешному достижению ее целей; 2) вместе с тем не весь учебный материал носит проблемный характер: на начальном этапе обучения учащимся необходимо усвоить базовые специальные понятия, уметь воспроизводить фиксированные общепедагогические знания и способы деятельности, связанные, прежде всего с новой для школьников учебной дисциплиной; 3) применение выделенных моделей обучения обеспечивает реализацию в системе субъект-субъектных отношений взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, а также синхронное протекание внешних и внутренних процессов; 4) интегрирование выделенных моделей позволяет решать проблемы, связанные с устранением негативных аспектов отдельно взятых моделей обучения.

В соответствии с ведущими характеристиками выделенных педагогических технологий мы выделили следующие критерии их отбора и комплексного применения при осуществлении начальной общепедагогической подготовки:

- уровень общепедагогической подготовленности учащихся (овладение системой общепедагогических знаний, базовых элементарных умений, навыков);

- уровень познавательной активности и самостоятельность учащихся;

- уровень сформированности потребностей, познавательных и профессиональных интересов школьников к педагогическим знаниям и профессиональной деятельности учителя;

- уровень овладения учащимися умениями вести самостоятельный поиск, способами решения проблемных вопросов, проблемных задач и ситуаций педагогического характера;

- учет индивидуального опыта и эмпирических знаний школьника по изучаемой теме.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.