18.06.2012 12448

Анализ учебных программ по педагогике общеобразовательной школы (педагогический профиль)

 

В соответствии с выделенными критериями, рассмотрим программы по педагогике для профильных педагогических классов общеобразовательных школ и педагогических гимназий.

В советский период развития теории и общеобразовательной практики обучение старшеклассников по педагогическим дисциплинам осуществлялось в 60-70-е годы в соответствии с типовой программой средней школы с производственным обучением (под редакцией Н.Н. Соловьева). Цель программы: профессиональная подготовка старшеклассников к дальнейшей профессиональной деятельности. Программа включала следующие разделы: I. Основы производства; II. Анатомия и физиология ребенка; III. Гигиена предшкольного и дошкольного возраста; IV. Рисование, лепка. Программа переиздавалась в 1962, 1964 гг. с некоторыми дополнениями.

В начале 80-х годов проблема профессионально-педагогической ориентации старшеклассников активно разрабатывается учеными педагогами и практическими работниками школ в русле реализации идей «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.), стержневой задачей которой было коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи, а также последующих постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Так, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» (апрель 1984 г.) указывалось, что «необходимо принять меры к коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышения уровня практической и морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни...». Работа советской общеобразовательной школы по профессионально-педагогической ориентации старшеклассников рассматривалась как необходимое условие успешного функционирования всей системы подготовки педагогических кадров. На решение этих задач были нацелены и разработанные по данной проблеме учебные планы и программы. Так, анализ «Учебного плана и программы трудового обучения учащихся IX-X классов средней общеобразовательной школы с ориентацией на педагогические профессии», разработанный коллективом авторов под руководством В.А. Крутецкого, Е.П. Шастиной, показал, что основная цель работы по профессионально-педагогической ориентации - познакомить учащихся с сущностью педагогической профессии, с требованиями к ней развитого социалистического общества, способствовать формированию педагогической направленности старшеклассников, сознательному выбору ими профессии учителя. Основными ее задачами являются: формирование интересов учащихся к профессии учителя, развитие их педагогических склонностей и способностей, элементарных педагогических знаний, умений, навыков. Анализ показал, что учебный план включает в соответствии с обозначенными целью и задачами учебные дисциплины, состав которых создает необходимые предпосылки для осуществления общепедагогической подготовки школьников. Такими специальными дисциплинами являются: «Основы теории и практики коммунистического воспитания», «Основы общей психологии», «Теория и методика пионерской работы и работы с октябрятами», «Учебно-производственная практика (непрерывная)», «Основы теории и практики обучения», «Психология самовоспитания и возрастная психология», «Учитель советской школы», «Практикумы». Учебный план строится из расчета 4-х часов в неделю теоретических занятий и практикумов и включает всего 394 ч., в том числе 99 ч. теории и 295 ч. практики.

Учебный план включает также ряд практикумов (по выбору школы) «Культура выразительной речи», «Хореография и пластика движений», «Краеведение и туризм» и др.

Программой предусмотрено формирование у учащихся знаний о социальной значимости профессии учителя и научно - теоретических основ педагогической деятельности. Большое место в учебном плане отводится педагогически ориентированной деятельности школьников. Для организации такой деятельности каждый ученик прикрепляется в качестве помощника к учителю группы продленного дня, классному руководителю, пионерскому вожатому. В программе обозначен перечень видов деятельности, в которые желательно включать учащихся в течение всего срока их трудового обучения.

Значительное место в подготовке старшеклассников к будущей учительской деятельности занимает знакомство их с первоначальными сведениями в области психологии.

Вместе с тем, анализ программ по специальным дисциплинам показал, что содержание их во многом дублирует ВУЗовские курсы педагогики и психологии. В соответствии с программой «Основы теории и практики обучения» (35 ч.) для учащихся X классов, например, планируется изучение в самом начале курса темы: «Содержание образования в советской школе», рассчитанной на 3 часа.

Изучение темы предусматривает изучение вопросов: дидактика - теория обучения и образования. Понятие о содержании образования. Общее, политехническое и профессиональное образование. Образование начальное, среднее, высшее. Самообразование. Понятие непрерывного образования. Учебный план, учебные программы, учебники как основные документы, определяющие содержание образования. Совершенствование содержания образования в советской школе на современном этапе. Практическое обучение при изучении этой темы включает следующие задачи: познакомить учащихся с программами средней общеобразовательной школы по отдельным учебным предметам, их содержанием, структурой; сопоставить содержание программ и содержание урока. Сформировать представление о ведущих идеях учебного предмета, теории, фактах, формировании умений и навыков, меж предметных связях.

На наш взгляд, содержание данной темы перегружено, рассматриваемый материал является сложным и недоступным для сознательного усвоения старшеклассниками. Аналогичные недостатки характерны и для последующих тем данной программы: «Сущность процесса обучения», «Принципы обучения», «Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения» и т.д.

Положительным аспектом анализируемой программы трудового обучения является то, что она ориентирует на воспитание у старшеклассников любви и уважения к профессии учителя, желания посвятить свою жизнь учительской деятельности. Однако, программа не предусматривает формирования у учащихся «Я-концепции», не ориентирует учителя на организацию поисковой деятельности школьников.

Учебный план и программы трудового обучения учащихся IX- X классов средней общеобразовательной школы с ориентацией на педагогические профессии (отв. ред. В.Н. Тарасова) были также разработаны в русле решения задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы и предназначались для учащихся педагогических классов. В работе с учащимися этих классов предусматривается решение следующих задач обучения: 1) дать старшеклассникам правильное представление об общественном назначении педагогической профессии и ее своеобразии, о трудностях работы педагога; 2) углубить интерес учащихся к педагогической профессии, сделать его устойчивым; 3) развивать склонности и способности к работе с детьми; 4) вызвать у старшеклассников стремление к формированию черт характера и личности будущего учителя.

Учебным планом отводится на трудовое обучение с педагогической профориентацией в IX-X классах 394 часа, в том числе 111 ч. на теоретические знания и 263 ч. на практические занятия. Учебный план включает следующие специальные дисциплины: «Твоя будущая профессия» (X кл.), «Педагогика вокруг нас» (IX-X кл.), «Воспитательная работа в детском саду (практикум)» (IX-X кл.), «Работа с пионерами и октябрятами» (IX кл.), «Комсомольская работа в школе» (X кл.), «Основы культуры речи» (X кл.), «Основы культуры чтения» (X кл.), «Непрерывная учебно-производственная практика». Ведущее место занимает в учебном плане курс «Твоя будущая профессия» (IX кл.), который раскрывает содержание педагогической профессии и является основой для изучения других дисциплин психолого-педагогического цикла. Вторым основным курсом является «Педагогика вокруг нас» (IX-X кл.), который позволяет дать учащимся элементарные сведения по педагогике и сформировать ответственное отношение к работе с детьми. В предлагаемом курсе вопросы теории не рассматриваются, основное внимание сконцентрировано на изучении доступных старшеклассникам вопросов методики для осмысления опыта воспитания и обучения. Педагогическую терминологию предлагается вводить на самом первоначальном уровне, чтобы учащиеся могли понять, о чем идет речь. Курс предполагает проведение теоретических и практических занятий. Значительное место в содержании курса занимают задания, ориентированные на работу с малышами и подростками, а также задания по самообразованию и самовоспитанию.

Изучение остальных дисциплин направлено на развитие проблематики первых двух основных курсов, развитие профессионального интереса учащихся педагогических классов и вооружение их методическими приемами для работы с детьми.

Анализ целей и содержания обозначенного выше учебного плана показывает, что он создает необходимые предпосылки для успешного формирования у учащихся общепедагогической подготовки. Учебные программы дисциплин психолого-педагогического цикла направлены на формирование познавательной мотивации у учащихся к педагогической профессии, что отражено в задачах и содержании программы, принципах построения практических занятий, формах организации учебной деятельности (конференции, диспуты, семинары, решение педагогических задач, проведение дней и недель науки и т.д.), предполагают формирование доступных профессиональных умений и навыков, выявление склонностей к работе с детьми.

Однако содержание учебных программ по курсам психолого - педагогических дисциплин носит преимущественно практико - ориентированный характер: концентрация основного внимания только на некоторых доступных учащимся вопросах методики обучения и воспитания без достаточной теоретической подготовки не может обеспечить, на наш взгляд, необходимых условий для успешного формирования у старшеклассников устойчивого интереса к педагогической деятельности; программы не предусматривают также формирование у старшеклассников позиции субъекта образовательного процесса, недостаточное внимание уделяется развитию концепции «Я - будущий учитель» у старшеклассников.

Экспериментальная программа «Психолого-педагогические основы подготовки к профессии учителя для учащихся IX-X (X-XI) классов (отв. ред. Л.И. Рувинский, 1986), проходящих трудовую подготовку по педагогическому профилю», предполагает преодоление в подготовке старшеклассников к педагогической профессии таких недостатков как преобладание иллюстративно-объяснительных методов обучения и дублирования тем программ по педагогике и психологии педагогического ВУЗа, отсутствие в процессе обучения таких важных моментов профессиональной ориентации как самопознание, самопроверка и самовоспитание профессионально важных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Анализ содержания программы показал, что она в значительно большей степени создает, по сравнению с рассмотренными учебными программами, условия для успешного формирования у старшеклассников общепедагогической подготовки и использования ее как средства развития у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности. Это обеспечивается следующей ее общей целевой установкой: «программа для педагогических классов включает в себя основы психолого-педагогических знаний и предназначена для формирования интересов и готовности к овладению старшеклассниками педагогической профессии». Учебный курс реализуется в трех направлениях:

- формирование у школьников направленности на педагогическую профессию как совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих на деятельность;

- формирование у школьников представлений о педагогическом труде, а также умений общения с детьми и ровесниками;

- формирование у школьников готовности к педагогической профессии, установки на самовоспитание профессиональных качеств.

Материал в предлагаемой программе структурирован в последовательности, обусловленной логикой подготовки к педагогической профессии: основная цель первых тем - формирование у учащихся направленности на педагогическую профессию и ознакомление с личностными качествами учителя; далее предполагается оказать учащимся помощь в самовоспитании профессионально важных качеств на основе имеющегося у них интереса к данной профессии; завершается курс знакомством старшеклассников с различными сторонами педагогической деятельности, проверкой учащимися обоснованности своего профессионального самоопределения.

Примерный тематический план включает 25 тем, в каждой из которых выделен раздел «Меж предметные связи», которые устанавливаются с такими дисциплинами как история, основы советского государства и права, обществоведение, биология, литература, этика и психология семейной жизни. Большое внимание уделяется в программе продуктивным методам обучения (решение педагогических задач, анализ проблемных педагогических ситуаций, опыта творчески работающих учителей и др.), а также включение учащихся в различные виды деятельности с элементами педагогического труда (работа в качестве вожатого октябрят или пионеров, помощь учителю продленного дня и т.д.).

Вместе с тем, приведенный в данной программе примерный тематический план и содержание тем носят общий характер: они не конкретизированы применительно к изучению конкретного года обучения - в IX-X (X-XI) классах, что затрудняет выявление динамики в содержании материала и развитии интереса учащихся к педагогической профессии; отсутствие специального раздела по непрерывной учебно-производственной практике также не обеспечивает целенаправленной деятельности учителей по самовоспитанию у учащихся профессионально важных качеств, а также затрудняет моделирование и реализацию общепедагогической подготовки школьников как целостной системы.

Анализ «Программ педагогических классов (экспериментальных)» (сост. Т.Н. Баркова, Г.Н. Братишкина, Л.И. Попова) показал, что позитивными аспектами содержания программы является ее направленность на формирование профессиональной мотивации учащихся, что отражено в ее целях и задачах: развитие интереса к профессии и личностно значимых качеств будущего учителя. В соответствии с учебным планом в IX классе изучаются специальные дисциплины как «Основы педагогических знаний» (51 ч.) и «Основы психологических знаний» (19 ч.), в X классе предусматривается изучение комплексной учебной дисциплины «Особенности педагогических и психологических знаний» (91 ч.). Достоинством рассматриваемой программы является соблюдение концентризма при ее построении, а также преемственности и систематичности в изложении основ педагогических и психологических знаний. Так, согласно программе «Основы педагогических знаний» девятиклассники усваивают элементарные педагогические знания по следующим разделам: «Вопросы выбора профессии», «Основы педагогических знаний», «Азбука труда учителя». Эти знания и умения углубляются и развиваются в X классе при изучении комплексного учебного курса «Особенности педагогических и психологических знаний», который включает обозначенные три раздела и дополнительно - раздел «Основы психологических знаний».

Положительным аспектом программы является включение в содержание первого раздела - «Вопросы выбора профессии» рассмотрение особенностей профессий различных типов («человек - человек», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - техника») и требований к ним, что позволяет, на наш взгляд, сформировать у учащихся представление о месте профессии учителя в системе других типов и классов профессий, познакомиться с видами педагогических профессий, характерными особенностями и спецификой педагогического труда. Положительной стороной программы является также введение в конце изучения каждой темы раздела «Практические работы», что позволяет включить школьников в различные виды творческих работ и формировать в процессе их выполнения элементарные общепедагогические умения, профессионально важные личностные качества. Например, программой X класса предусмотрен такой микропрактикум как «Примерить» к себе профессиографические качества педагога».

Вместе с тем, содержание отдельных тем по «Основам педагогических знаний» являются трудными для сознательного усвоения старшеклассниками, носят проблемный философский характер, построены без учета, имеющегося у школьников опыта. Например, в IX классе предлагаются семинары по теме «Проблема целостной личности» (2 ч.), «Трудные дети и специфика работы с ними» (1 ч.). В содержании разделов программы дублируются темы по программам педагогики и психологии для студентов педагогических ВУЗов. Программа не предусматривает проведение учебно-производственной практики, что снижает ее образовательно - воспитательные возможности.

Анализ учебных программ по педагогике и психологии для учащихся педагогических классов общеобразовательной школы, опубликованные в 1990-2000 гг. показал, что составители их ориентируются на основные цели и задачи общеобразовательной школы различных типов и видов, которые определены в государственном документе - Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.). Так, в программе А.А. Дворовенко, И.Д. Лаптевой, Н.Ф. Манохиной, О.И. Шелуха «Основы профессиональной подготовки в педагогических классах общеобразовательной школы (X-XI классы)» основными задачами профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую профессию являются: 1) вооружение школьников первоначальными знаниями о сущности и специфике требований к личности учителя и его профессиональной деятельности; 2) создание у учащихся педагогических классов установки на осознанный выбор профессии учителя; 3) формирование интереса к педагогической профессии и совершенствованию собственной личности как будущего учителя; 4) введение в технологию профессиональной деятельности; 5) создание системы индивидуальных и социальных ценностей, способствующих самоопределению в педагогике.

При разработке курса авторы исходили из принципов: профессионально-деятельностной направленности психолого-педагогической подготовки будущего учителя, сотрудничества на основе учебного и человеческого общения. Курс предусматривает комплекс разнообразных методов, направленных на сознательное овладение педагогическими умениями, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Теоретический уровень подготовки предполагает первоначальные психолого-педагогические знания, необходимые старшеклассникам для осознания собственных возможностей и способностей в педагогической деятельности, развитие общепедагогических умений.

Практический уровень предусматривает развитие у учащихся основных педагогических умений, организации учебно-воспитательного процесса в младших классах общеобразовательной школы.

Положительным аспектом программы является то, что для практического овладения основами педагогических умений предусмотрено включение учащихся в творческую деятельность посредством выполнения практических заданий и задач, упражнений, тренингов, деловых игр, концертов, «молний», изучения опыта работы лучших учителей школы и других активных методов работы.

Тематический план включает 74 часа теории и 107 часов практики по курсам психологии и педагогики, рассчитанные на 2 года (X-XI) в педагогических классах общеобразовательной школы. Содержание занятий по педагогике в X классе включает темы о современной школе, ее проблемах и путях перестройки, социальной значимости труда учителя, выдающихся мастерах педагогического труда, о педагогике сотрудничества, самообразованию и самовоспитанию будущего учителя, об основах воспитания и системе воспитательной работы в школе. Курс педагогики в X классе посвящен рассмотрению проблем дидактики.

Вместе с тем, анализ программы показал, что в ней уделяется недостаточное внимание самостоятельной работе учащихся и развития у них рефлексивных умений, формированию «Я-концепция» - учащихся в связи с их профессиональным самоопределением. В программе не освещены вопросы взаимосвязи педагогики с другими науками, о типах профессии и современных требованиях к ним; многие темы программы по педагогике и психологии дублируют программу высших учебных заведений и не соответствуют возрасту учащихся. Например, «Общие понятия о процессе познания и обучения», «Психология личности» и др.; в программе по педагогике отсутствует региональный и национальный компоненты, не предусмотрена учебно-производственная практика. Все это затрудняет успешное развитие у старшеклассников начальной общепедагогической подготовки и использования ее как средства формирования у старшеклассников интереса к педагогической деятельности.

Цель «Экспериментальной программы по педагогике и психологии для педагогических классов 2-х годичной подготовки», разработанный H.Л. Селивановой (М., 1993) - расширение общего кругозора учащихся и формирование интереса к педагогической профессии на основе получения разнообразных знаний по педагогике и психологии.

Анализ показал, что позитивными аспектами программы является ориентация программы на деятельностный подход к обучению. В связи с этим актуальными задачами обозначены: привитие навыков общения с людьми различных возрастных групп, формирование навыков работы старшеклассников как организаторов объединений и коллективов, овладение серией исследовательских методик, позволяющих изучать эффективность их деятельности при работе, как с отдельными детьми, так и с их объединениями.

Общая подготовка старшеклассников включает в себя теоретические курсы по педагогике, психологии, мировой художественной культуре, истории музыкальной культуры, технике речи, основам экономики; практическую деятельность учащихся; спец семинар «Психолого-педагогические основы межличностного общения в системе «учитель - ученик», с психологическим тренингом», факультативные курсы по дизайну, массажу, стенографии, основам бизнеса.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, итогом которой в десятом классе являются различные творческие работы и рефераты, а в одиннадцатом классе - курсовая работа по индивидуальным темам. Программа предусматривает использование различных форм обучения: лекция, семинар, лабораторно-практические занятия, игры, дискуссии, реферирование книг, описание работы лучших педагогов, меж предметные и меж возрастные уроки, групповая работа. Контроль осуществляется в форме зачетов, экзаменов, общественных смотров знаний, защиты рефератов, курсовых работ.

Однако, как показал анализ, данная программа ориентирует учителя только на общую, а не на общепедагогическую подготовку старшеклассников. Поэтому содержание ее перегружено темами, которые имеют общеразвивающее (например, «Из истории мировой художественной культуры» - 17 ч., «История музыкальной культуры» - 17 ч. (X класс)) или специальное значение в подготовке школьника (например, «Основы экономики» - 14 ч. (X класс)). В программе не раскрыта социальная значимость профессии учителя, т.к. в нее не включены вопросы о типах профессий и о месте среди них педагогической профессии. Многие темы программы дублируют темы программ по педагогике и психологии высшей школы (например, «Педагогические идеи Д. Локка», «Свободное воспитание Руссо», «Вальдорфские школы» и др. - в X классе; «Память человека», «Внимание человека», «Мышление и воображение» и др. - в XI классе); в программе не прослеживается направленность педагогического процесса на формирование мотивационной сферы учащихся, отсутствует специальный раздел «Учебно-производственная практика».

Проведенный анализ описанных программ, а также программ по педагогике для X-XI классов общеобразовательных школ и педагогической гимназии, разработанных нижегородскими учеными - Н.Ю. Елисева, И.В. Петривняя «Практическая психопедагогика», Т.Я. Железнова «Программа спецсеминара «Современные проблемы воспитания школьников»« (XI кл.), А.Б. Линденбаум «Программа по дидактике», Е.А. Слепенкова «Программа педагогической секции научного общества учащихся» и других - в соответствии с разработанными критериями позволили сделать следующие выводы:

- Все экспериментальные учебные программы трудового обучения учащихся IX-X классов средней общеобразовательной школы с ориентацией на педагогические профессии и программы для педагогических классов ставят в качестве основной цели - познакомить учащихся с сущностью педагогической профессии, способствовать формированию педагогической направленности старшеклассников, углублению интереса школьников к педагогической профессии, сознательному выбору ими профессии учителя. Учебные планы IX-X (X-XI) классов включают специальные учебные предметы по педагогике и психологии с целью ориентации учащихся на профессию педагога и формирования контингента педагогических ВУЗов.

- Положительным аспектом большинства проанализированных экспериментальных учебных программ является включение в учебно-воспитательный процесс различных факультативов и практикумов, которые направлены на развитие у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности и формирование общепедагогических умений и навыков. Наиболее часто рекомендуются такие разделы практикума как «Культура речи», «Воспитательная работа с детьми» и др. Позитивным аспектом является также включение во многих учебных планах рассматриваемых школ в качестве специального раздела - «Учебно-производственная практика (непрерывная)», «Практикумы», а также включение в содержании программ по педагогике и психологии специального раздела «Меж предметные связи».

- Объяснительные записки многих экспериментальных учебных программ ориентируют на необходимость целенаправленного развития и формирования у старшеклассников профессионально важных качеств, стимулирования самопознания, самопроверку и самовоспитание обозначенных качеств. Все это способствует формированию у учащихся позиции активного субъекта образовательного процесса. На это ориентированы также многие активные формы и методы обучения, рекомендуемые данными программами.

- Основным недостатком большинства экспериментальных учебных программ по специальным психолого-педагогическим дисциплинам является дублирование многих тем программ по педагогике и психологии ВУЗа, недостаточное внимание к вопросам формирования «Я-концепции» учащихся в связи с их профессиональным самоопределением, отсутствие в содержании большинства программ вопросов, основанных на национальных и региональных компонентах современной стратегии образования.

Таким образом, анализ показал, что рассмотренные экспериментальные учебные планы и программы не предусматривают формирование у учащихся начальной общепедагогической подготовки и использования ее как средства развития у учащихся интереса к профессии учителя. Однако содержание всех программ содержит все необходимые предпосылки для успешного решения данной проблемы.

При разработке экспериментальной учебной программы по педагогике мы учитывали положительные аспекты рассмотренных программ.

Экспериментальная программа курса «Введение в педагогику» составлена нами с учетом требования государственного образовательного стандарта о профессиональном самоопределении и «Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Российской Федерации» 1996, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», 2002.

Курс «Введение в педагогику» является ведущим в системе начальной общепедагогической подготовки старшеклассников. Эта дисциплина обеспечивает реализацию функций профессиональной ориентации в общеобразовательной школе с педагогическим профилем. Программа направлена на формирование у учащихся элементарных общепедагогических знаний, умений, навыков, призвана побуждать у учащихся интерес к педагогической профессии, повышает значимость овладения нравственной, эстетической культурой для развития личностно значимых качеств будущего учителя.

Ведущими принципами построения программы являются: концентрическое расположение материала, системность, преемственность, научность, доступность, профессионально-деятельностная направленность, национально-региональный.

Учебная программа рассчитана на 136 часов (2 года обучения), в том числе 16 часов - на проведение практических занятий, 41 час - практикум, 20 часов - педагогическая практика.

Особенностью курса является включение в программу Х-х классов раздела «Воспитательные аспекты народного педагогического опыта в области воспитания подрастающего поколения». Изучение раздела позволяет формировать общепедагогические понятия на интересном, доступном десятиклассникам уровне, а также развивать нравственные качества школьников, предъявляемым профессии будущего учителя.

По курсу «Введение в педагогику» предусмотрены следующие формы работы: школьные лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, практикум и педагогическая практика.

В соответствии с программой «Введения в педагогику», практикум включает изучение следующих разделов: «Средства и методы народной педагогики» (10 часов); «Народные традиции воспитания в наследии классиков педагогики» (10 часов); Направления воспитания (7 часов); «Азбука будущего учителя» (8 часов); «Особенности педагогической деятельности учителей-предметников» (4 часа); «Педагоги-новаторы о педагогической деятельности учителя» (8 часов) - в XI классе.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.