18.06.2012 3489

Опыт работы школы по формированию у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности

 

Основные формы профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность. Анализ опыта работы общеобразовательной школы показал, что основными формами профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность являются следующие:

- педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам;

- педагогический профиль X-XI классов в гимназиях;

- специализированные до ВУЗовские образовательные учреждения педагогического профиля;

- педагогические лицеи и классы лицеистов;

- факультеты до ВУЗовской подготовки, существующие в структуре пед. ВУЗов;

- летние лагеря «Юный педагог».

При этом наиболее эффективной формой профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую профессию являются педагогические классы.

Приоритет педагогических классов как ведущей формы профессионально-педагогической ориентации старшеклассников обусловлен следующими обстоятельствами:

- создание педагогических классов, для осуществления целенаправленной профессионально-педагогической ориентации старшеклассников, формирования у них устойчивого интереса, умений и навыков педагогической деятельности;

- комплектование педагогических классов учащимися, которые уже имеют более или менее выраженные интересы и склонности к деятельности воспитателя, преподавателя, что позволяет целенаправленно проводить работу по формированию у них высокого уровня профессионального интереса;

- организованный и обязательный характер обучения в пед. классах, позволяющий систематически проводить работу с детьми по формированию у них основных профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности специалистов образовательной сферы;

- включение в учебный план школы специального времени на учебно-практическую педагогическую деятельность учащихся, что способствует систематичности и последовательности ее проведения, а также контролю за качеством ее прохождения старшеклассниками;

- объединение учащихся на протяжении 3-4-х летнего обучения в стационарные коллективы единомышленников, что способствует развитию у них взаимопомощи, заботы о других, взаимоответственности;

- включение в сетку общешкольного расписания изучения профилирующих предметов психолого-педагогического цикла, что помогает избегать перегрузки учащихся;

- проведение занятий в пед. классах сплоченными коллективом учителей-мастеров, кураторов, что обеспечивает высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки старшеклассников, развитие у них устойчивого профессионального интереса к профессиональной деятельности;

- осуществление пед. классами тесной связи с пед. ВУЗами и педучилищами, в результате чего предоставляется возможность наблюдать динамику становления педагогической направленности бывших учеников.

В практике работы общеобразовательной школы с педагогическим уклоном сложились в настоящее время следующие типы педагогических классов:

- созданные на базе районного Межшкольного учебно-производственного комбината (МУПК), в которых обучаются старшеклассники из разных школ района.

- созданные на базе одной школы, в которые принимаются учащиеся из нескольких школ района, города.

- созданные на базе школы-интерната: в них принимаются учащиеся только этой школы.

- созданные на базе школы-интерната: в них принимаются учащиеся различных сельских школ области.

До профессиональная подготовка в рамках педагогических классов, - это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному.

В соответствии с диссертационными исследованиями В.В. Арнаутовой, Н.М. Ермаковой и др. важной перспективной формой совершенствования практики подготовки будущих учителей, развития у них интереса к профессии являются учебно-научно-педагогические комплексы (УНПК). Учебно-научно-педагогический комплекс представляет собой систему образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих на основе договорных или иных отношений педагогического, юридического, финансового свойства. УНПК создан с целью отработки модели непрерывного педагогического образования в регионе на основе единства педагогической науки и инновационного поиска.

В педагогических исследованиях В.В. Арнаутова представлен анализ подготовки учащихся к выбору педагогической профессии в условиях учебно-научно-педагогического комплекса. Сущностными характеристиками УНПК являются: целостность образования, предусматривающая «глубокую интеграцию» всех подсистем образования; преемственность образования; непрерывность образования, предусматривающая корректировку, обогащение и компенсацию пробелов в знаниях, которые осуществляются «вертикальной» интеграцией и «горизонтальной» интеграцией, координирующий все структуры на различных уровнях образования; ориентация педагогического процесса на личность учащихся.

В исследованиях Н.М. Ермаковой рассматривается опыт работы учебно-педагогического комплекса (УПК) в городе Москве. УПК представляет собой гибкое многофункциональное учебное заведение.

В его состав входят педагогический лицей (или педагогические профильные старшие классы школы) - педагогическое училище, педагогический колледж (первая ступень высшего образования), позволяющие учащимся овладеть общими основами педагогической деятельности и дающие профессиональную квалификацию «учитель».

Ведущими принципами организации взаимодействия элементов системы являются: преемственность, непрерывность образования, системность, связь теории и практики.

Анализ теории и образовательной практики показал, что осуществлению принципа преемственности в подготовке будущих учителей способствует заключение колледжами, лицеями, гимназиями, профильными школами прямых договоров с целью создания преемственно связанных учебных планов и программ по родственным специальностям и осуществление совместного обучения наиболее способных учащихся.

Ведущими направлениями работы данных систем с целью формирования личности будущего учителя являются: 1) создание модели выпускника школы (лицея, гимназии, колледжа), личность которого соответствует требованиям постиндустриальной цивилизации (социальная активность, гуманистически ориентированная по отношению к обществу и самому себе, жизнеспособность и др.); 2) учет данных о специализации выпускника через год, пять и более лет.

Анализ опыта работы общеобразовательных школ и гимназий (с педагогическим профилем), учебно-педагогических комплексов г. Нижнего Новгорода. Согласно анализа статистических данных, число абитуриентов в Нижегородском государственном педагогическом университете неуклонно возрастает, в 1981-2000 гг. - с 1465 до 3408 человек. Возрастает число старшеклассников общеобразовательных школ, желающих получить до профессиональную педагогическую подготовку на подготовительных курсах НГПУ.

В Нижегородской области формируются и развиваются относительно новые образовательные структуры, обеспечивающие профессионально-педагогическую ориентацию старшеклассников. В качестве такой образовательной структуры выступают учебно-педагогические комплексы (УПК), в состав которых входят в разных сочетаниях педагогические классы, педагогические училища, педагогические гимназии, педагогические колледжи, осуществляющие взаимосвязи с педагогическим университетом.

Так, в Нижнем Новгороде с 1990 года работает в режиме гимназии средняя общеобразовательная школа № 80. Научно-методическое обеспечение этого эксперимента осуществляли кафедра общей педагогики и кафедра общей и дошкольной психологии НГПУ. «Таким образом, был сформирован социальный заказ учащихся, родителей на профильную дифференциацию, были педагогические кадры, способные ее выполнять; было и материальное обеспечение этого эксперимента со стороны шефствующего предприятия «Волговятмашэлектроснабсбыт». Шло накопление положительного опыта для кардинального изменения учебно-воспитательного потенциала, а также учебно-воспитательного процесса в рамках социально-педагогического комплекса «ВУЗ - школа - базовое предприятие школы».

Главной целью учебно-воспитательной, организационно - методической и психолого-педагогической деятельности Нижегородской городской педагогической гимназии является развитие личности ученика на основе возрождения лучших традиций русской интеллигенции через гуманизацию, демократизацию учебно-воспитательного процесса, самореализацию личности школьника в условиях современного общества.

Организация профессионально-педагогической ориентации гимназистов представлена следующими направлениями:

- введение профильных педагогических предметов в учебный план гимназии;

- развитие сети спецкурсов по предметам психолого-педагогического цикла;

- организация факультативов, предметных кружков по основным профильным направлениям.

Новые формы профессионально-педагогической ориентации старшеклассников требуют, по мнению специалистов, всестороннего теоретического анализа, изучения и обобщения практического опыта в данном аспекте.

В средней общеобразовательной школе № 19 г. Н. Новгорода создан профессионально-психологический класс на основе договора между Нижегородским государственным педагогическим университетом и администрацией школы по согласованию с администрацией Нижегородского района г. Н. Новгорода в лице районного управления образования. Учащиеся профильного класса по специальности «Психология» получают одновременно с общеобразовательной подготовкой знания в объеме первого курса НГПУ по соответствующему профилю.

Общая продолжительность обучения в профессионально - психологическом классе - два года по специальному учебному плану, совместно разработанному школой и НГПУ и утвержденному Ученым Советом психолого-педагогического факультета НГПУ. Аттестация учащихся проводится в течение года по итогам двух сессий. По окончании обучения в профессионально-психологическом классе школы выпускника выдают аттестат о среднем (полном) образовании, академическую справку, подтверждающую выполнение учебного плана НГПУ первого курса по специальности «Психология».

В рамках концепции развития Межшкольных учебно-производственных комбинатов по созданию в районе системы непрерывного профессионального образования работает МУПК «Технология» в составе МУПК «Технология» (Приокский р-он) входят школы № № 11, 17, 18, 32, 45, 48, 130, 135, 140, 154, 174. Педагогические классы МУПК являются структурным элементом в системе - педагогические классы - педагогический колледж - педагогический ВУЗ.

Таким образом, анализ опыта работы общеобразовательных школ и гимназий (с педагогическим профилем) показал, что наиболее эффективной формой профессионально-педагогической ориентации старшеклассников являются педагогические классы. Ведущим направлением работы педагогических классов является деятельность в системе «школа педагогический колледж - ВУЗ» или «школа - ВУЗ», что позволяет осуществлять допрофессиональную подготовку будущего учителя на принципах преемственности, системности, непрерывности образования.

Основным направлениями работы профильных общеобразовательных школ по профессионально-педагогической ориентации старшеклассников является включение учащихся в активную, максимально приближенную к профессиональной деятельность, осуществление профессиональной консультации, формирование у них положительной установки на педагогическую деятельность, работа в разновозрастных творческих объединениях, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность творческого характера. Вместе с тем, старшеклассники не получают достаточных сведений о содержании образования, методах и средствах профессионального обучения тех учебных заведениях, в которых они могут получить педагогическое образование.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.