14.12.2012 3711

Отражение социально-политических явлений XX в. в фольклоре Ставрополья

 

XIX в. отмечен новыми песенными жанрами: лирический романс, песни о тяжелой жизни городских рабочих, патриотические песни на слова русских поэтов об исторических событиях прошлого, походные солдатские:

Измученнай, истерзаннай всем телом и душой,

Шрапнелями израненнай шел солдат домой.

Идет, а сам все думает, кружится в голове

Чиво не вбило пулею в кровавой то войне?

Послеоктябрьское творчество продолжает ранее сложившиеся певческие традиции. Народные певцы использовали новые исторические события для новых песен на прежние любимые народом мелодии.

Приметы нового этапа в развитии устного музыкально-поэтического творчества проступают в фольклоре гражданской войны, отражая ожесточенную борьбу с врагами революции. Используя мелодику городского фольклора, особенно солдатских и казачьих песен - маршей, народ обогатил жанровое разнообразие песни, создал новые интонационные варианты, соответствующие образному обновленному содержанию песен. Например, варианты известной песни «Ночи темны, тучи грозны по поднебесью плывут», бытовали и в армейской среде, и в среде крестьянства:

Ой, ночи темны, тучи грозны по поднебесью плывут.

Наши славные казаки со ученьица идут.

Походные песни воспевали множество любимых командиров, либо одного конкретного. Широкое распространение на Ставрополье получила песня «Из-за леса, леса копий и мечей»:

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-лихачей.

Е-ей пусть говорят,

Едет сотня казаков-лихачей.

Далее по тексту слова «По переди командир наш молодой» в разных местах звучит по разному. Чаще всего слово командир заменяется фамилией: «По переди наш Бакланов молодой» или «Наш Буденный удалой».  А в старой казачьей песне: «Перед ними есаул да молодой». Для большинства таких песен характерен маршевый ритм, они исполнялись как походные, «под шаг» коня. Таким образом, песня организовывала, внутренне подтягивала, воодушевляла.

В годы гражданской войны существовала огромная потребность в новых по содержанию бытовых походных песнях. На вооружение Красной Армии перешли старые солдатские и казачьи песни и одновременно шло создание новых, что всячески одобряло Политуправление Конармии. Конники генерала Доватора распевали упомянутую песню по-своему: «Из-за леса, леса конница идет, сам Доватор наш любимый в бой ведет». Авторы этих строк писали в походе под градом пуль, под гром канонады. Эго - песни борьбы, песни войны.

От жителя села Арзгир Карпича Акима Степановича (1893 г.р.) была записана песня, рожденная на поле боя: «Ты был любимым солдатом, первый в полку был герой». Посвящалась она Николенко Антону Калиновичу. В августе 1918 г. он организовал в селе Арзгир партизанский отряд. Антон Калинович погиб в бою под Джалкой, участники которого и сложили эту песню:

Спит товарищ Николенко, спит со спокойной душой.

Ты заслужил у Отчизны славу и вечный покой.

Современный текст, энергичные распевы отражали мужественный характер русского народа, его душевную стойкость и непобедимую силу.

В начале XX в. в казачьих станицах продолжали функционировать атаманы, поэтому в казачьем быту длительное время звучала в их честь песня:

Вот поднялся туман, прискакал наш атаман,

И забили кругом барабаны...

Он на сером коне, грудь сияет в серебре,

По бокам пистолеты двойные...

Иной мелодический облик обрели лирические песни о смерти на поле брани. Они близки к классическим протяжным о раненном казаке (солдате), о смерти в чужом краю на поле брани, сохраняя традиционное обращение к бесплодным равнинам и горам:

Вы, горы-горы, ои Закав(ы)казские,

Ой, да, почему вы же да горы,

Не спородили.

Широкое распространение темы гражданской войны свидетельствует: наряду с боевыми походными песнями - гимнами и суровыми эпическими повествованиями о героических подвигах, важное место в песенном фольклоре занимали лирические, согретые сердечной теплотой, правдиво отразившие глубину переживаний и страданий безвестных борцов. В самые тяжелые минуты жизни спасала не только песня, а и характер ее исполнения: деревья роняли листья, реки замедляли быстрый бег, воины опускали оружие.

Оставшиеся в станицах семьи и родственники, как и в период Кавказской войны, вспоминали невеселые песни. Течение жизни не останавливалось, старики, женщины и дети занимались хозяйством, домом, зимними вечерами вязали чулки и варежки, но в душе каждый переживал за «своего». Всех сплотило горе, усиленное тем, что многие казаки оказались по разные стороны в классовой борьбе:

Как во тех горах кавказских,

Там во темном во ущельице

Лежит молодец, шельма он хороший,

Черной бурочкой укутанный,

Камушками закладенный.

В гражданскую войну всплыли в памяти песни времен недавней Кавказской войны вновь помогающие отстоять родную землю. Свежи были в памяти старшего поколения события на Линии, на славной сторонушке, где построилась новая редуточка с донской казачьей командой:

Наехали гости незваные, непрошенные,

Стали бить и палить по редуточке,

И повыбили командушку казацкую...

Не бывать вам, соколики, на Тихом Дону,

Не видать вам, уряднички, своих жен-детей.  

Переделывались применительно к событиям того времени некоторые старые песни о сборах казака в поход. И в наши дни в казачьем и крестьянском песенном репертуаре Ставрополья распространена в различных вариантах прощальная песня «За лесом солнце воссияло, там черный ворон прокричал». Отражая исторические события, в текст проникали новые слова, переносившие действие во времена гражданской войны: «Прощай отец и мать родные, служить Советам еду я».

Большинство песен гражданской войны носят обобщенный характер. На принадлежность к этому периоду указывают сами исполнители и отдельные элементы. Лишь единственное произведение, записанное нами в станице Преградной Урупского района КЧР, упоминает одного из героев гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева. Песен о боевых делах легендарного начдива сложено немало. В нашей казачьей среде герой Чапаев - собирательный образ, а главным действующим лицом является боец:

Ой, герой, герой наш был Чапаев,

Он все время впереди...

Лишь один, один боец не весел,

Он был круглой сиротой.

Время и место происходящих событий не конкретизируются: «Все ребята едут, веселятся, все на Родину спешат». Предполагаем, что эта песня родилась в Донно-Кубанском казачьем дивизионе, который в период гражданской войны воевал вместе с 25-й чапаевской дивизией.

Песенное творчество периода гражданской войны было порождено крупными историческими событиями. Ценность лучших песен этих лет заключается в их актуальности. О большой общественно - исторической и художественной значимости песен гражданской войны маршал С. Буденный писал: «Собранные в разных местах нашей родины, многообразные по форме и содержанию, народные произведения могут явиться замечательным памятником гражданской войны, воздвигнутым самим народом».

20-е годы были периодом широкого распространения народной музыкальной культуры. В избах - читальнях стали формироваться кружки художественной самодеятельности, в частности, самодеятельные народные хоры. Глубоко проникая в толщу народной жизни, поэтические тексты XIX в. активно подвергались интонационной, мелодической шлифовке, обогащались внутрислоговыми распевами, обрастали подголосками в своеобразной манере местной певческой традиции. Ярким примером является песня «По Дону гуляет казак молодой». Авторский текст Д. Ознобишина «Чудная бандура» в народной песне, записанной на х. Чапцев Новоалександровского района, претерпел заметные изменения: значительно сократился текст, дважды повторялась каждая строфа:

О чем ты льешь слезы из карих очей?

О добром коне ли, о сбруе ль моей?

Судя по этой песне можно утверждать, что на основе литературного произведения было создано новое, сохранившее только общую канву повествования. Как заметил В. Симаков, для появления той или иной песни нужен исторический толчок, или эпизод, взятый из действительной жизни.

Принципиальное значение для развития искусства 20-х гг. имела резолюция ЦК РКПб «О политике партии в области художественной литературы» (1925 г.), положившая начало идеологизации литературы и искусства.

С конца XIX в. - начала XX в. в быт проникает городской романс. Это та же массовая песня, в которой повествование велось через изображение различных оттенков любовного чувства. Особенностью данных произведений является сочетание индивидуально - литературного творчества и фольклора, т. е. созданный автором текст попадал на страницы песенных сборников, затем входил в массовый устный репертуар, подвергался народному редактированию. Содержание романса определялось не традицией, а модой. В репертуаре самодеятельных ансамблей закрепился, например, романс «Сидел Ваня на диване» как первый отклик на городскую цивилизацию, на «роскошную жизнь»:

Сидел Ваня на диване стакан рому выпивал,

Не допивши стакан рому, за девчоночкой послал.

Второй этап в истории формирования советского песенного творчества намечается в середине 30-х годов. В это время происходит интенсивный рост художественной самодеятельности. Характерно для времени коллективизации активное вовлечение в самодеятельность певцов из крестьян, хранителей национальных певческих традиций.

В творчестве линейных казаков наблюдаются песни, созданные во второй половине 30-х гг. Многостороннее развитие получает патриотическая тема. Во время фольклорно-этнографической экспедиции в станицу Расшеватскую автор записал одну из них: «Над горами тучи вьются» - видоизмененный в устном бытовании одноименный вариант песни на слова А. Исакова.  Однако с мелодией, сочиненной композитором И. Шишовым, казачья песня не обнаруживает сходства. Впервые она была исполнена на празднике джигитов в г. Орджоникидзе казачьим хором в 1100 человек в 1937 году и стала народной. Казачий текст повествует о посещении Буденным партизан гражданской войны.  Поэтические образы туманов, темных туч, нависших над горами Кавказа - традиционных предвестников грядущих суровых испытаний художественно убедительно сочетаются с тревожной настороженностью сумрачного напева, внутренне напряженного и проникнутого силой.

Вторая половина 30-х гг. - период предвоенный, поэтому патриотическая тема вновь возвращала к жизни песни времен Кавказской войны:

Мы из города идем, да с орудий турка бьем.

Мы раскинем в поле лагерь,

Мы прославим свою храбрость

За Россию землю - мать.

О бдительности казаков и солдат, о готовности защищать Родину от врагов повествует исполняемая и в наше время песня «Как за Доном, за рекой»:

Расставалася казачка с парнем черночубым,

Говорил казак казачке, на коня взлетая:

Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая!

После гражданской войны много казаков не вернулось домой - кто попал в тюрьму, кто бежал за границу, спасаясь от преследований революционеров. Так уж распорядилась судьба, что оказались они по разные стороны в этой войне. Вероятно, в этот период появились новые по содержанию произведения, в фольклоре получившие название тюремных песен:

Сколько лет и зим проходит, я в неволюшке сижу.

Быстрый, пышный, славный Терек,

Прорви горы, разбей берег - унеси меня с собой...

Русские народные исполнители 30-х гг. и сами складывают песни о новой жизни. В создании их активно участвуют крестьяне. В сложенных ими песнях о труде и жизни колхозной деревни русское песенное творчество обогащается новыми поэтическими образами, сюжетами и темами, новыми жанрами. В разнохарактерных лирических, шуточных частушках и песнях получает отражение новый сельский быт, новые семейные отношения:

Наварю я пива пьяного, напою я черта старого,

Положу его на погребе, на погребе, на холоде.

Музыкально-поэтическая летопись периода Великой Отечественной войны запечатлела великие исторические события того времени, переживания и чувства людей, их ненависть к врагам и беззаветную любовь к Родине.

Оккупация Ставропольского края длилась шесть месяцев. За полгода краю был нанесен огромный ущерб. В города и села не вернулось с фронта более 180 тысяч жителей края.

Среди партизан времен Отечественной войны особенно популярной была «Песня старика» («Оседлаю коня, коня быстрова») на слова А. Кольцова:

Я помчусь, а я полечу легче сокола

Ой, не вернется прежняя молодость,

Не взойдет солнце с запада.

Достаточно распространенной в тот период и позже была песня «На опушке леса старый дуб стоит». Во всех вариантах этой баллады главное действующее лицо - сын, погибающий на войне. Автор слов - красноармеец П. Мамайчук написал стихотворение после гибели своего друга-партизана из Ленинградской области Андрея Попова. Стихотворение было напечатано в дивизионной газете и, вероятно, послужило источником возникновения ряда вариантов. В селе Спицевка Грачевского района произошла утрата имени главного героя, и значительно сократился текст:

А под этим дубом партизан лежит.

Вон лежит не дышит, он как будто спит,

Золотые кудри ветер шевелит.

Перед ним старушка, мать его стоит:

Ты когда был малой, отец немца бил,

Где-то под Одессой голову сложил.

Традиции этой темы лежат в солдатских и казачьих песнях первой мировой войны. Они любимы в народе, известны повсеместно, их бережно хранят в памяти наряду с традиционным фольклором.

Война потрясла народ, активизировала творческие силы. Особый раздел творчества представлен репертуаром партизан и солдат, который попадал на страницы боевых листков и журналов фронтовой и партизанской печати. Такие произведения распространялись в рукописных сборниках, письмах и дневниках, приобретая устную форму бытования, что способствовало распространению авторских произведений.

Их анализ свидетельствует, что большинство современных песен - это видоизмененные сюжеты прошлых лет. Уходя корнями в традиционный фольклор, они представляют собой образно-тематическую модификацию в русле новых событий. Исполняясь в новых исторических условиях, такие песни несут прежние художественные образы, соединяя поколения и являясь живым свидетелем связи эпох. Такова баллада, рожденная в 1812 г., «Садилось солнце ясное». Каждое военное время вызывало повышенный интерес к ней и вносило свои коррективы в текст:

Скажи, скажи, хозяюшка, с каких ты лет вдова?

Я с сорок первого годика как началась война.

В фолыслорно - этнографической экспедиции 1989 года в селе Дивное Апанасенковского района от А. Е. Садовничей (1957 г.р.) и Ф. Д. Зикеевой (1896 г.р.) записанная нами эта же баллада предстает в ином варианте, сохранившем более ранние исторические факты: «В 17-м годочку случилася война, я мужа проводила, сыночка своего».  Своеобразной является и концовка песни: «Хозяйка испугалась и сразу умерла».

Сильно трансформировалась казачья песня «Конь боевой», записанная автором в селе Северном Александровского района в 1989 г. Исполнительницы представили ее как «Курсант» - именно курсант главное действующее лицо вместо казака:

Курсант, в дорогу собираясь,

Последний рапорт отдает...

Отец коня ему подводит,

Товарищ саблю подает.

Место службы тоже меняется в зависимости от арены исторических событий: «Спешу я в край Дальневосточный, спешу рабочим помогать». Всегда в казачьих песнях казака провожали в поход от родного дома, а концовка этой песни переносит действие на крыльцо военной школы, где стоят красотка, мать, отец.

Измененный мелодико-интонационный склад - признак нового этапа развития фольклора, берущий свое начало от городского стиля, который привел в итоге к современной массовой песне. Подобные примеры демонстрируют жизненность традиционного фольклора, позволяют рассматривать его как функциональный пласт современной культуры. Культура оставалась частью действительности, «мощным духовным оружием в справедливой освободительной борьбе».

Трудно было всем нам, жили как могли,

С песней ожидали казаков своих...

Песенное творчество послевоенного времени отличается созданием песен-воспоминаний о минувших событиях, лирических песен о возвращении к мирному труду. Война нарушила привычный порядок, но не смогла разрушить творческий потенциал народа.

Оригинальными являются песни на бытовую и любовную тематику. Они современны. Например, «Шел со службы казак молодой». Заметим, ее название неоднократно менялось, но смысл всех вариантов - встреча любимых. В тексте нет подробного описания событий. Они общеисторичны. У Натхаевой 3. Ф. из села Дивного она звучит так:

Шел со службы казак молодой,

Мимо Дона дорогой прямой.

Обломилась доска, подвела казака,

Не вернулся домой холостой.

В этом же селе в 1989 г. записан в исполнении дуэта Садовничей А. Е.

(1957 г.р.), Зикеевой Ф. Д. (1896 г.р.) несколько иной вариант (указано время происходящего): «Ехал с фронта казак молодой через речку дорогой прямой».

На основе старинных русских распевов крестьянские песни обогатились новым содержанием. Во время экспедиции участницы самодеятельности поясняли это так: голос (т.е. напев) песни хорош, да вот слова не подходят к теперешней жизни. Поэтому появились новые песни: «Трактористы», «Песня о кукурузе» и другие. Колхозная тематика в большинстве своем носила оптимистичный, боевой характер, призывала широкие массы к новым формам коллективного труда:

Мы возьмем трудом ударным семилетки рубежи,

Потому, что есть в совхозе наши славные Чижи.

На Ставрополье до 50-х гг. XX в. в селах и станицах преобладала семейная форма исполнения. В праздники собирались родственники, соседи, с которыми поддерживались тесные контакты в быту. В таком ансамбле сохранялся местный репертуар, коллективная память хранила традицию, манеру пения, диалект. Это подтверждает встреча со старейшим казаком села Высоцкого Рашниковым Яковом Семеновичем. Отношение к народной песне у него, как и других его родственников особое. Он принял ее как эстафету от отца, который в свою очередь принял ее от деда. Таким естественным для песенного фольклора путем она передавалась в семье Рашниковых из поколения в поколение. Последние слова, сказанные отцом Семеном Никифоровичем, свидетельствуют об отношении к народному творчеству, о его значимости для человека: «В наследство тебе, Яков, оставлю песню, которую подарили мне твой дед и прадед. Как отец, как старый запевала завещаю тебе: не урони чести нашей семьи. Будь хранителем русской песни. Песня всегда нужна человеку».

Коллективный быт, коллективный труд, общие интересы привели к тому, что хоры возникали сами по себе, из знатоков народной песни. Чаще всего, на каждой улице был свой хор, со своей манерой пения. По сведениям Рашникова Я. С. в селе Высоцком было до десятка хоров. Соседи либо покумившись, либо посватавшись, а так же при первых встречах знакомство закрепляли песней. Так постепенно в бытовой обстановке формировались ансамбли, у поколений складывался репертуар народных песен:

Собрались казачки вечером попеть,

Вспомнить по былое, просто посидеть.

Так вот и сложилась «Яблонька» - наш хор.

Все мы с одной улицы Яблоньки одной.

На протяжении XIX и первой половине XX вв. народная песня сохраняла свои традиционные черты в мелодико-текстологическом и исполнительском плане.

В послевоенный период культура заняла особое внимание в работе партийных органов. Задачи культурного строительства определялись «Законом о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.», фольклорные коллективы Ставрополья из семейно - бытовых перешли в клубную, колхозную, художественную самодеятельность, деятельность которых регламентировалась и государственными, и комсомольскими, и профсоюзными органами, всесоюзным комитетом по делам искусств. Народная песня стала звучать в сельских домах культуры, клубах, избах - читальнях. Наряду с лекциями, наглядной агитацией разъяснялась политика партии, задачи пятилетки и конкретного трудового коллектива. Откликаясь на современные события, в селе Константиновском появились следующие частушки:

По заветам Ленина, по заветам Сталина

Мы построили колхоз - верный путь крестьянина.

Шире, улица, раздайся, тракторам дорогу дай!

Научил бороться Сталин за высокий урожай.

Нашло отражение в частушке и достижение техники - радио: «Я сидела на диване радио включала, слышу: «Сталин говорит!» - сердце застучало».

В памяти народа еще свежа была Великая Отечественная война. Страна только возрождалась, но победа придавала всем силы и уверенности: «Воевать мы не хотим, мы за мир стараемся. А коль кто - то тронет нас, с каждым рассчитаемся».

Народное творчество 50-х гг. XX в. становится поистине массовым, коллективным. Поэтико-музыкальное искусство исполнялось не только знатоками, но и просто любителями пения. Без жизнеутверждающего пафоса выполнение сверх трудных задач пятилеток было невозможно, но поддержанию силы духа способствовало массовое исполнительство посредством фольклорных фестивалей, районных, краевых праздников песни. Впервые праздник песни был проведен на Ставрополье в 1951 году и стал ежегодным. Кроме хоровых коллективов в нем участвовали танцевальные и музыкальные ансамбли. Так в третьем празднике песни 1953 г. принимало участие свыше 50 коллективов, так же выступал грандиозный сводный хор в 4.000 голосов. Двести певцов Орджоникидзевского района г. Ставрополя разучивали «Песню о реке счастья» А. Вирцева (о строительстве Невинномысского канала), Кагановичский районный хор в составе 800 человек на празднике помимо народных фольклорных песен показал «Песню о Ставрополе».

В мае 1953 года районные праздники песни прошли в Шпаковском, Солдато-Александровском, Спицевском, Ипатовском РДК; выступали сводные хоры числом 300-400 человек районных домов культуры, сельских клубов, совхозов, колхозов, школ. Содержание исполняемых песен свидетельствовало о начале нового периода в жизни народной песни:

Эх, Кубань, ты Кубань, полноводна,

Напоишь ты водою наш край.

Станет наша земля плодородна

Даст колхозам большой урожай.

Мероприятия такого рода только приветствовались. Начальник отдела культурно-просветительной работы краевого управления культуры В. Пронин, говоря об успехах культурного строительства за четыре года, отметил, что традиционным стало проведение смотров коллективов художественной самодеятельности, фестивалей молодежи, конкурсов на лучшего исполнителя. Эти мероприятия способствовали развитию художественной самодеятельности в массах, выявлению самобытных народных талантов, подъему культурно- просветительной работы.

Как положительный факт отметим количественный рост участников. Так, в 1955 году в 16 районах на празднике приняли участие 20 тысяч человек, а в 1957 г. в фестивале молодежи во всех городах около 70 тысяч человек. С колхозниками пели рабочие, служащие, учащаяся молодежь.

Стремление к качественно лучшему исполнительству привело к смене традиционного бытового ансамбля концертным коллективом.

Наряду с упомянутыми народными хорами на Ставрополье повсеместно появилась новая форма исполнительства - агитбригада. В ней по замыслу было много от агитационного плаката - социально значимая тема при минимальных общедоступных и понятных художественных средствах изображения. В 1965 г. состоялся первый слет руководителей агитбригад края, ставший в дальнейшем традиционным. В 1958 - 1959 гг. состоялся краевой конкурс агитбригад. Второй краевой слет и декада агитбригад прошли в 1966-1967 гг., в рамках Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В 1969 году смотр-слет был посвящен 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Коллективное исполнение на том историческом отрезке времени было социально востребованным, т. к. укрепляло единство, сплачивало, поддерживало дух, питало положительные эмоции. Агитбригада в первую очередь обслуживала глубинные населенные пункты, давала концерты хлеборобам во время уборки урожая, выступала на главных стройках края.

Репертуар бригад создавался собственными силами, в него включались задушевные русские народные песни, песни советских композиторов, сатирические куплеты. От традиционного фольклора наследовались величальные песни, прославляющие передовиков, либо корительные, высмеивающие лень, халатное отношение к труду. Агитбригада была той площадкой, с которой стартовали в концертную деятельность и закрепились в репертуаре многие авторские песни.

В развитии фольклора 50-х гг. XX века, наблюдается качественно новый этап - рождение «композиторской самодеятельности». Приобретают популярность молодые композиторы-самоучки. Чаще всего это баянисты, являвшиеся и руководителями созданных ими хоровых коллективов и концертмейстерами одновременно. В Ставропольском крае на этом этапе формируются коллективы, исполняющие и народные песни, и авторские. Широко распространяется новая исполнительская форма - народный хор, которая стала параллельно развиваться с традиционной ансамблевой. «Помимо настоящей народной манеры пения эти коллективы отличаются тщательно продуманным репертуаром, глубоким пониманием того, что исполняют. Мысли, чувства, эмоции, заложенные композитором в произведении, становятся личными для участников коллектива... Это пример народности, высокой художественности в хоровом искусстве», - так характеризуется самодеятельное искусство 50 - 60-х гг. Ставропольским Домом народного творчества.

Один из первых таких коллективов - «Терек» (хор терских казаков), созданный Леонидом Яресько в Пятигорске. Как один из представителей нового явления в народном творчестве он в 1949 г. был приглашен ВДНТ для выступления в Театре народного творчества. Позже участвовал в первом краевом празднике песни, и VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, став его лауреатом. «Терек» показал свое искусство на Пленуме, посвященном 100-летию Всероссийского хорового общества. Основу творчества составил фольклорный материал, который собирался по крупицам, а на его основе было создано настоящее искусство.

В эти десятилетия появился ансамбль песни и танца «Нива золотая» (рук. М. Севрюков), выросший из самодеятельного ансамбля чабанов и доярок села Петровского. На Всероссийском смотре художественной самодеятельности в г. Москве ансамбль отмечен дипломом III степени. Малочисленный хоровой коллектив превратился в ансамбль песни и пляски, став по качеству работы профессиональным:     в его состав входили вокальная, хореографическая и инструментальная группы. Так как коллектив колхозный, то тематика его выступлений отвечала своему назначению: рассказывала о современной жизни колхозников. Новая тема обусловила и создание новых произведений. Например, в селе родилась «Песня чабанов», воспевающая важность и гордость людей этой профессии:

Мы - словом не бросаемся, что дали родной стране.

Ладонь легко скрывается в тонком, золотом руне.  

Отражением современности стал Ставропольский казачий народный хор, основанный в 1958 г. (рук. Л. А. Яресько). Главную задачу хора он определил так: нести в широкие массы передовое искусство, воспевать дружбу советских народов, их борьбу за счастье и мир, раскрывать географические, экономические и многонациональные особенности края, отображать его прошлое и настоящее, показывать его неутомимых тружеников. Этим определился репертуар: песни о труде чабана, газификатора, комбайнера, тракториста, строителя, виноградаря.

По-новому строилась жизнь казачьего хора. Для его участников читались лекции об истории края, о его сегодняшних буднях. Такая подготовительная работа естественна. В жизни история и песня тесно переплетаются: история рождает песню, а песня отражает историю. В первом выступлении хора были частушки о доярках, шуточная песня о «королеве полей» (кукурузе), «Песня о Ставрополье», «Казачья дума о Ленине». В «Ставропольской правде» высказали пожелание: в будущем больше места в репертуаре отводить старинным казачьим песням.

В 60-е - 80-е гт. духовная культура продолжала развиваться по намеченному пути сближения с профессиональным искусством. По примеру петровского ансамбля аналогичные коллективы стали создаваться и в других районах края. В августе 1960 г. в краевом центре выступил межколхозный ансамбль песни и пляски Красногвардейского района (худ. рук. Анатолий Полянский). В программе концерта звучали и народные песни («При долине куст калины»), и современные («Спасибо партии»). В январе этого же года в Доме культуры села Александровского дал свой первый концерт районный ансамбль песни и пляски «Колос», исполнивший песню А. Новикова «Народу партия верна», украинскую народную песню «Ишов казак потайком», частушки птичниц на местные темы. Такой репертуар свидетельствует о профессиональном совершенстве коллектива как результате сотрудничества художественной самодеятельности с профессиональными формами искусства.

Развитие духовной жизни в условиях социализма в дальнейшем шло по пути взаимопроникновения народного и профессионального видов деятельности 1 21) Каждый народный хор стремился иметь в своем составе, как и в государственном коллективе три группы: вокальную, хореографическую и оркестровую. Более того, старался давать участникам профессиональные знания и умения. В значительной степени пострадал репертуар, самодеятельные коллективы стали исполнять те же самые песни, что и государственные хоры.

Особенно стало преобладать исполнение произведений местных композиторов на современную тематику. Например, во время краевого смотра народных хоров в г. Ставрополе весной 1976 г. звучали песни о Родине, о строительстве Большого Ставропольского канала, а народный ансамбль «Русские узоры» г. Невинномысска, желая показать значение химии в это время, осуществил постановку вокально-хореографической картинки «Химия - правильная линия». В краевом центре народный вокально-хореографический ансамбль «Россияночка» Дворца культуры работников сельского хозяйства выступил с новой программой, в которую вошла композиция «Кланяюсь хлебу», в постановке художественного руководителя Петра Ланчева. Для выступления с творческим отчетом в Москве репертуар ансамбля «Нива золотая» пополнился новыми песнями: «Степная быль» - об установлении Советской власти на Ставрополье, «Наша песня о Москве», рассказывающая о жизни в стране.

На первый план выдвигаются новые темы и новые герои. Главным действующим лицом становится человек труда и его подвиг. Еще в конце 50-х гг. только сформированный ансамбль села Петровского воспевал доярку Пелагею Кузему, 25 лет проработавшую в колхозе Победа:

А Кузема Пелагея с огоньком трудилася

И за год четыре тыщи молока добилася.

В 60-м году «Ставропольская правда» опубликовала статью о чабане Ставрополья, давшую жизнь новой песне: «Это Малашенко наш герой, в степь ведет отары под горой».

И чабанский подвиг трудовой

Славит звонкой песней край родной.

С чабаном колхозным встретился Хрущев,

Вместе обсудили смелый план,

И Хрущеву слово дал чабан».

Участники самодеятельности из Арзгирского района Белоконь и Кулик посвятили свое выступление передовой доярке колхоза им. Ленина Наталье Цыгаль:

Ой, доярочка Наташа, золотистый голосок,

Расцвела в колхозе нашем как лазоревый цветок.  

Ансамбль песни и пляски «Нива золотая» для выступления в Москве на выставке достижений народного хозяйства, подготовил частушки «Пой, Наташа, пой» о доярке Петровского района Рае Падуновой.

Исполнение произведений такой тематики в то время объяснялось поиском новых образцов и решений, того свежего и самобытного, что могло возникнуть лишь в народной массе. Для обогащения творческого потенциала коллективам рекомендовались творческие встречи с коллегами Николаевской области и Краснодарского края, с которыми соревновался Ставропольский край.

Столь демократическая форма народного творчества не могла быть вне поля зрения руководящих органов. С прекращением «оттепели» репертуар вновь брался под контроль разными способами. Например, руководителей нацеливали на более серьезный подход к репертуару: «Существует такая «болезнь» в крае, когда некоторые авторы, забывая о высоких требованиях, заполняют программы коллективов несовершенными произведениями. Получается однообразие, скука. Программы должны принимать художественные советы на местах. Репертуар - лицо коллектива и при его подборе нужно руководствоваться идейной и художественной ценностью произведений».  Отдельно заметим, самым ярким проявлением коллективности народного творчества в послевоенный период стал жанр частушки. Эти рифмованные короткие песенки, зародившиеся еще во второй половине XIX в., выражали определенное отношение к каким-либо событиям или фактам, а самое главное выражали определенное к ним отношение народа:

Я сорву себе цветок, приколю его на грудь

Дорогой товарищ Сталин вывел нас на светлый путь.

Мы посеяли пшеницу, всходы все отличные,

Будут осенью в колхозе пироги пшеничные.

Записи текстов частушек не многочисленны, что объясняется природой существования этого жанра. Они возникали всегда только на злободневные темы, отсюда их быстрая смена и относительная недолговечность. Помимо этого большое влияние оказало негативное отношение к припевкам. Почти никто из музыкантов-фольклористов не считал нужным записывать частушки.

Быстрый отклик на все происходящие события сделал частушку самым любимым жанром всего Ставрополья:

Свиноферма на подъеме, Каплунов безмерно рад:

Ферма лучшая в районе по откорму поросят.

В 1974 г. Ставропольский Дом народного творчества провел краевой смотр-конкурс исполнителей и сочинителей частушек, прошедший под девизом «Чьи частушки злободневнее, веселее?». Второй конкурс 1976 г. отличался от первого большей массовостью, разнообразием репертуара, качеством исполнения. Присутствующие слушали частушки старшего поколения, родившиеся десятилетия назад, и сочиненные совсем недавно, рассказывающие о конкретных событиях и людях края:

Мы решили на работе по две нормы выполнять.

Кто не выполнит заданье - замуж тех не отдавать.  

Частушки - это произведения, в которых «может быть, кого похвалим, а кого и критикнем»:

Долго наш колхоз решал, как спортивный строить зал.

До того стараются, что зал все больше валится.

У столовой лежат парни - лежат не шевелятся,

Вместо спорта порешили с водкой силой меряться.  Тема труда в частушках второй половины XX в. - ведущая. В каждом районе она раскрывалась по-своему: и путем прославления и путем критики. Ранние произведения от более поздних отличаются объемом - от 4 до 6 предложений в каждом куплете:

Лектор есть у нас в районе, настоящая беда:

Только солнышко пригреет, появляется всегда.

Чабанов и полеводов приезжает он учить,

Хоть не может кукурузу от суданки отличить.

В последующем шел процесс сокращения песенных строк, емкости и краткости изложения: «Я купил себе машину - просто загляденье, и девчонок посадил на заднее сидение».

Особенно остро звучат частушки 90-х гг. XX столетия. В них появляется отношение народа к политическим событиям:

Ой, могучий, ох, красивый этот блок «Наш дом - Россия»!

Только «да» ему скажи и отправишься в бомжи!

Пресс - он тоже не по мне, хоть Шахрай еще в цене.

Все Российское согласье отражается в Чечне.

Итак, начиная с первых дней революции, произведения советского фольклора стали как все виды искусства острым идеологическим оружием, средством агитации и воспитания масс. Развитие шло в сторону индивидуализации событий, портретов, характеристики героев. Распространение произведений зависело от того, в какой мере оно отвечало эстетическим требованиям и общественным запросам.

В духовной жизни произошли большие изменения под влиянием художественной литературы. В советском фольклоре ведущим становится не индивидуальное, а коллективное начало. Пример тому - вокально- инструментальный ансамбль «В ногу со временем». Его организатором и руководителем стал Николай Бахтояров. На слова Геннадия Набата для коллектива им была написана баллада «Казаки», посвященная герою гражданской войны Константину Архиповичу Трунову. «Сказ об Александре Невдахине» был написан на стихи Таисии Алексеевой и посвящен земляку, Герою Советского Союза, погибшему при форсировании Одера.

В 70-е - 90-е гг. традиционное народное творчество перестало существовать как элемент прошлого, а укреплялось как элемент современной народной культуры. Художественная самодеятельность способствовала массовому выявлению и развитию народных талантов. Авторами сочинений становились колхозники, рабочие, сельская и городская интеллигенция - люди разных возрастов и профессий, разной степени образования и культуры.

Клубные учреждения становились центрами политического, нравственного воспитания; клубных работников называли бойцами идеологического фронта. Самодеятельное искусство регламентировалось постановлениями, находилось в строгих рамках рекомендуемых жанров и репертуара. Такие коллективы как «Колос», «Нива золотая» символизировали народность и всегда являлись принадлежностью массовых политических торжеств.

На практике, поняв социальную роль фольклора, началась активная поддержка возрождения этой сферы. Точкой ее отсчета очевидно можно считать 1987 г. - выход совместного Постановления Министерства культуры РСФСР, Министерства просвещения РСФСР, Госпрофобра РСФСР, Правления творческих союзов «О совершенствовании работы по выявлению, сохранению, пропаганде, использованию и развитию фольклора в Российской Федерации». Но в корне поменять ситуацию в соответствии с этим документом не удалось. За ним последовал новый: «Поддержка народного творчества и стимулирование культурно-досуговой деятельности», являющийся частью Федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 гг.)». В нем ставилась задача «способствовать созданию благоприятных условий развития художественного творчества и эстетического воспитания молодежи и детей».

Помимо существующих хоров и ансамблей создаются новые, как, например, фольклорный ансамбль Ессентукского санатория им. Анджиевского. Его руководитель - Лидия Фадеевна Рязанова в интервью сказала: «В каждом человеке живет стремление понять историю своей Родины и своих предков. Если вдуматься хорошенько, разве прошлое не может быть современным?»

Эту точку зрения высказал еще в XIX в. М. Д. Чулков, подметив, что народное творчество потому и живет, что приспосабливается к законам времени.

В 80-е - 90-е гг. очень остро встала проблема межнациональных отношений, особенно в тех районах, где рядом живут и трудятся русские, украинцы, дагестанцы, даргинцы и другие народности. Культработники первыми стали решать эти конфликты мирным путем: проведением фестивалей, творческих встреч. В 1993 г. в поселке Левокумский прошел районный фестиваль «Культура не знает границ». В течение марта во многих селах прошли дни национальной культуры, праздники улиц, вечера творчества многонациональных фольклорных коллективов. Подобные праздники проводились и раньше в селах Турксад, Приозерном и др.

Новую силу звучанию народных песен придало возрождение казачества. Необходимо было вернуть культуру казака, а вместе с ней традиционную русскую и казачью песню. Новоселицкая районная газета «Авангард» в статье «Звучат забытые песни» отмечает робкое, но так необходимое исполнение народных песен. Во многих населенных пунктах воссоздаются распущенные прежде фольклорные народные коллективы, к старинной народной песне тянутся люди различных возрастов. Только в краевом центре к началу XXI в. существовало более десятка ансамблей: «Стрижамент», «Лада», «Вся Русь», «Степные зарницы», «Вольные казачки», «Ставрополье», фольклорный ансамбль завода автоприцепов и многие другие.

Большая часть ансамблей добивается качественного исполнения, имеет коллективы-спутники - это детские фольклорные ансамбли «Колосок», «Некрасовские казачата», где подрастает смена взрослым.

Таким образом, в течении XX в. происходили заметные изменения в фольклорной культуре. Все они были связаны с изменениями в жизни общества. Однако прежние традиций не только не исчезали, а напротив, стали фундаментом, на котором обновилось народное искусство века.

Исследование свидетельствует, что формирование духовных традиций Ставропольской губернии плоть от плоти проистекает из истории населения региона. Как сложным был процесс заселения степей Предкавказья, таким же непростым путем шел процесс сложения духовных традиций губернии.

Цели и задачи сформированные государством по освоению и защите новых границ России привели в движение сотни тысяч крестьян в разных русских, украинских землях. Массовое переселение востребовало формирование нового уклада жизни и быта, иных этносоциальных отношений на новой территории. Время этого процесса оказалось важным для переселенцев.

Чтобы вписаться в него нельзя было оставаться на прежних позициях, а сознательно вырабатывать общий, приемлемый для всех «устав» жизни: защиту Родины, приспособление к иным природно-климатическим условиям; к правилам выживания в новых социальных отношениях. Общие задачи и цели обостряли стремление к единению, что неотвратимо должно было и проявлялось в духовном настрое сообщества: в бытовых и фольклорных традициях. Процесс оказался столь органичным, что поэтико-музыкальное творчество народа явилось источником познания истории населения края. Невольно родилась формула: история - источник фольклора; фольклор - зеркало истории.

 

Автор: Мельникова И.И.