23.12.2012 2734

Реставрация московского музейного текстиля в 1950-е годы

 

В 1950-е гг. существенное влияние на развитие текстильной реставрации оказывают изменения в государственной политике по отношению к музейному делу и возрастающее внимание к проблеме охраны культурного наследия. Рост посещаемости музеев, включенных в популярные туристические маршруты, приводит к увеличению количества организуемых выставок, на которых среди других памятников экспонируются художественные и исторические ткани. Подготовка музейного текстиля к постоянным и временным экспозициям увеличила потребность в специалистах по консервации и реставрации произведений древнего шитья, предметов одежды, археологических тканей. Профессиональная подготовка реставраторов осуществлялась специалистами Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской.

С 1945 г. в ГЦХРМ возобновила работу в должности старшего реставратора по тканям А.Д. Меркулова-Белякова - бывшая сотрудница починочной мастерской Троице-Сергиевой лавры, один из ведущих реставраторов в области тканей и художественного шитья, принимавшая участие в реставрации пелены с изображением Сергия начала XV в., плащаницы Старицких и других памятников. В конце 1940-х гг. под ее руководством в Загорском музее сотрудники Центральной мастерской Н. Беневоленская, М.П. Филатова, М.П. Рябова, А.Н. Белякова освоили методы очистки тканей от различного вида загрязнений, способы дублирования с помощью игольной техники, приемы укрепления золотного и жемчужного шитья, а также операции по удалению с памятников позднейших наслоений. Консультативную помощь в работе мастерской постоянно оказывала Ю.С. Карпова.

Мастерская Загорского музея располагалась в помещении, которое не было приспособлено для размещения больших столов и пялец, необходимых для проведения реставрационных операций с текстилем. Однако вскоре и это помещение было востребовано монастырем для каких-то нужд, и, по воспоминаниям Н.П. Ярмолович и М.П. Рябовой, в течение некоторого времени, пока Загорский музей не выделил нового (вновь незначительного по размерам) помещения, работы по очистке и укреплению памятников древнерусского шитья выполнялись на квартире А.Д. Меркуловой в Загорске. Отсутствие приспособленного помещения вносило ограничения в выбор реставрируемых произведений, так как памятники должны были ежедневно переносились из одного помещения в другое, что было нежелательно при их ветхости, особенно при больших размерах экспонатов, которые приходилось складывать.

Несмотря на отмеченные трудности, сотрудниками мастерской были проведены работы по укреплению ветхих тканей и перенизыванию жемчуга на многих памятниках шитья: индитии с изображением «Предста царица одесную Тебе» вклада Б.Ф. Годунова, покрове того же вкладчика (№ 395), покрове вклада Василия III, одежде на престол XVIII в. вклада митрополита Платона, пелене персидского аксамита и объяри вклада Хитрово, митре XVII в. (№ 183), покрове 1581 г. с изображением Сергия Радонежского вклада Ивана Грозного и Марии Нагой, епитрахили вклада Д.Т. Трубецкого, фелони вклада боярина Шейна, покрове XVII в. с изображением Сергия (№ 2430).

Центральная мастерская поддерживала тесную связь с московскими музеями, где сотрудники ГЦХРМ обучали и консультировали специалистов. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. под руководством А.Д. Меркуловой приемы работы с музейным текстилем освоили сотрудники Музеев Московского Кремля - М.Г. Бакланова и Н.П. Ярмолович. В процессе обучения делались доклады по реставрации исторических тканей, проводились консультации по укреплению отдельных памятников. В 1947 г. М.Г. Бакланова приступила к реставрации сложного экспоната - шубы митрополита Филиппа XVI в. Работа по укреплению находилась под постоянным контролем Центральной мастерской. Не реже одного раза в месяц А.Д. Меркулова проводила осмотры памятника и давала консультации по поводу дальнейших операций. Она курировала работу кремлевской мастерской до конца 1954 г.

В 1950-е гг. А.Д. Меркулова являлась членом реставрационных советов многих отечественных музеев, принимая непосредственное участие в реставрации памятников музея Восточных культур, Псковского историко-художественного музея, Белорусской картинной галереи и других. Например, в 1957 г. она была командирована в Русский музей для консультации и определения реставрационного задания на плащаницу Старицких XVI в. и в Новгородский художественный музей для окончания реставрационных работ, начатых ранее. Благодаря ее деятельности были подготовлены специалисты, развивавшие теорию и практику реставрации музейного текстиля в 1950-1980-е гг.

С середины 1950-х гг. квалификация М.Г. Баклановой и Н.П. Ярмолович позволила им самостоятельно выполнять сложные консервационно-реставрационные операции. Так, в 1956 г. Н.П. Ярмолович начала реставрацию одного из древнейших памятников Патриаршей ризницы - саккоса митрополита Петра 1322 г.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. реставраторы по тканям обучались методом индивидуального ученичества и в Историческом музее. Программа подготовки включала знакомство с технико-технологическими и художественными особенностями произведений из тканей и освоение основных приемов их укрепления. К работе с музейным текстилем в ГИМ были подготовлены К.В. Мозжорина и Г.А. Советникова, а также реставраторы музея Советской армии Н.Т. Жукова и А.И. Усова.

Развитию системы подготовки реставраторов и ограничению допуска неквалифицированных кадров к консервации и реставрации музейных ценностей способствовало Постановление Совета Министров СССР № 2282 от 28.10.1954, на основании которого в 1955 г. при Управлении изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР была создана Комиссия по аттестации реставраторов станковой живописи. Это привело к изменению кадровой политики и в области реставрации музейного текстиля. Если ранее многие работы по консервации и реставрации памятников шитья и художественных тканей могли выполняться техническими служащими музеев, то со второй половины 1950-х гг. положение существенным образом изменяется. Реставрационные службы московских музеев начинают пополняться новыми кадрами, имеющими высшее и специальное среднее образование в области художественных тканей и вышивки. Однако специальных учебных заведений, готовящих реставраторов музейного текстиля не существовало, и молодые сотрудники проходили обучение в ГЦХРМ и немногочисленных музейных реставрационных мастерских, приобретая необходимые знания и осваивая основные консервационно-реставрационные приемы в практической деятельности под наблюдением «старых мастеров».

Большое значение для развития теории и практики текстильной реставрации имела опубликованная в 1955 г. статья Н.Н. Семеновича «Реставрация музейных тканей», в которой автор подробно изложил применявшиеся долгие годы в лаборатории реставрации тканей Эрмитажа приемы очистки и укрепления музейного текстиля и его украшений. С конца 1930-х гг. в лаборатории шел поиск наиболее эффективных способов замедления процессов естественного старения тканей. Многочисленные эксперименты позволили установить, что метод наклейки ветхих тканей на тюль освобождал разрушенные нити от веса самой ткани и        приостанавливал процесс разрушения волокна.    В публикации Н.Н. Семеновича подробно описывался метод дублирования ветхих тканей на тюль с помощью мучного клея, приводились таблицы с экспериментальными данными, полученными в ходе его апробации, а также рецептуры клеящих составов, применявшихся при укреплении различных экспонатов Эрмитажа. Фактически это был первый отечественный труд, в котором были рассмотрены причины старения текстиля и описаны методы реставрации музейных тканей с указанием последовательности реставрационных операций и подготовки дублирующих материалов, применяемых при укреплении текстиля.

В 1950-е гг. сотрудниками лаборатории Эрмитажа осуществлялась апробация жидкого и густого клейстера при реставрации тканей различной сохранности. Для тканей удовлетворительной прочности оптимальным способом укрепления волокон стал прием дублирования 3% клейстером на тюль. Этим способом была выполнена реставрация коптской ткани V-VI вв. (ГЭ № 13101), которая поступила в мастерскую измятой, загрязненной, с деформированными шерстяными и льняными нитями. После очистки и наклейки на тюль она приобрела экспозиционный вид. 3% жидким клейстером дублировались ветхие шелковые ткани, при этом в качестве дублирующего материала использовался шелковый газ, чтобы на поверхности ткани не выступал отпечаток ячеек тюля. Подобный способ применен при реставрации китайской ткани из гуннского                     могильника I в. (раскопки П.К. Козлова 1924 г.). При реставрации толстых шерстяных ворсованных тканей в Эрмитаже применялся 18% густой клейстер, так как он слабее впитывается, при этом меньшее смачивание нитей обеспечивает сохранность пышности ворса на лицевой стороне ткани. Этим способом реставрирован пазырыкский ковер (раскопки С.И. Руденко 1949 г.).

Мучной клей нашел применение и при мастиковке экспонатов, поврежденных молью: восстановление сплошной поверхности шерстяной ткани происходило за счет заполнения мест утрат специальным материалом - старой шерстяной тканью, измельченной до состояния «пуха». Метод был применен И.И. Соловьевой при реставрации предметов из коллекции «Гардероб Петра I».

Внедрение в реставрационную практику метода дублирования тканей с помощью мучного клейстера позволило предположить реставратору ГЦХРМ М.П. Рябовой, что с его помощью может быть решена проблема укрепления памятников древнерусского шитья, дублирование которых игольной техникой признавалось невозможным. До начала 1950-х гг. в консервационных целях под руинированное шитье подводили подкладку без укрепления на ней шитых изображений, после чего музейный предмет хранился в горизонтальном положении. Обосновывая возможность применение мучного клея в качестве аппрета для укрепления деструктированного шитья, М.П. Рябова отмечает, что его использование не вызывает особых опасений, так как «почти все памятники древнерусского шитья проклеивались с оборотной стороны клейстером, чтобы предохранить шитые вещи от деформации, стягивания, коробления поверхности». Она внедряет в реставрационную практику ГЦХРМ метод клеевого дублирования.

В конце 1950-х гг. шел поиск эффективных способов очистки музейного текстиля. Научным сотрудником ГЦХРМ Н.Т. Климовой исследовались естественные и синтетические поверхностно-активные моющие средства: ОП-7, ОП-10, сульфанол, ТМС - порошок «Новость» (рН=6,92), а также порошки «Кристалл» и «Персоль». Изучение их влияния на прочность волокон образцов, подвергавшихся очистке, проводилось в Лаборатории испытания тканей при Московском текстильном институте. Опыты позволили выявить наиболее безопасные моющие средства и разработать метод контроля на остаточное поверхностно-активное вещество.

Значительный вклад в решение проблемы очистки музейного текстиля внесли сотрудники лаборатории реставрации тканей Эрмитажа. Совместная работа Т.Н. Волгиной и специалистов лаборатории материаловедения Ленинградского текстильного института и Института советской торговли по определению влияния различных моющих средств на текстильное волокно позволила для каждой группы загрязнений, встречающихся в музейной практике, разработать способы очистки, учитывающие природу волокна, структуру переплетений и степень сохранности ткани. При нестойких красителях, наличии в экспонате различных материалов (бумага, кожа, мех, металл) и загрязнениях, не имеющих прочной связи с волокнами (пыль), рекомендовалось использовать сухую очистку, которую в зависимости от сохранности производить пылесосом, мягкими щетками, кистью или пинцетом. Эффективным способом очистки текстиля с непрочной окраской и ветхих тканей была признана обработка паром. Моющие средства могли использоваться при реставрации однородных тканей хорошей сохранности со стойкими красителями. Для удаления жировых загрязнений или очистки тканей с текучими красителями, рекомендовалось использовать органические растворители, однако следовало учитывать необратимость их разрушающего воздействия на волокна.

В 1950-х гг. в ГЦХРМ была решена проблема очистки памятников шитья от «записей». В 1957 г. на реставрацию поступил покров Александра Невского 16701680-х гг. (Загорский музей), на котором «личное» было записано масляными красками. Реставрационной комиссией было принято решение произвести раскрытие древнего шитья. Совместно с заведующим Отделом реставрации древней живописи В.В. Филатовым был разработан метод удаления с шитья масляных наслоений, примененный на практике М.П. Рябовой. Очистка осуществлялась фрагментарно путем размягчения красочного слоя компрессами со смесью растворителей и удаления размягченной краски при помощи скальпеля. После раскрытия лица и рук князя, шитых плотным атласным швом тонким крученым шелком разных оттенков, стала возможна «атрибуция покрова, происходившего из знаменитых златошвейных мастерских Строгановых».

Другой прием снятия записи масляными красками был применен М.П. Рябовой при реставрации покрова XVI в. с изображением Ефросина Псковского (Псковской музей). После размягчения масляной краски ее снимали с шитья тампонами. Чтобы вернуть нитям эластичность, утраченную при расчистке шитья растворителями, памятник обрабатывался 2% раствором глицерина.

Кроме удаления масляной живописи, с покрова Ефросина Псковского путем промывания водой была удалена черная клеевая краска.

В Историческом музее снятие масляной краски с ликов на шитых иконах походного иконостаса XV в. было осуществлено Т.Н. Никитиной с помощью компрессов растворителем РРТ-2, после чего фрагменты пропитывались спиртоводно-глицериновым раствором.

В 1950-е гг. разрабатывались новые приемы для придания руинированным тканям экспозиционного вида. Одним из приемов, предложенных Т.Н. Волгиной, было наложение экспоната на картонную основу, на которой в цвете или монохромно выполнялась полная графическая реконструкция узора ткани. Просвечивая через прозрачный дублирующий материал, рисунок придавал разрушенному текстилю экспозиционный вид. Подобным образом экспонировалась согдийская ткань VIII-IX в. (ГЭ № Кз 5062).

В некоторых случаях реконструкция выполнялась непосредственно на экспонате. Например, в Эрмитаже Н.Н. Максимовой была реконструирована живописная шелковая икона XI-XII вв. из Хара-Хото (Восточный Туркестан). Фотография в инфракрасных лучах позволила выявить утраченные контуры рисунка, которые были «корректно восстановлены» на оригинале приглушенными акварельными красками.

Проблема реконструкции художественных тканей и шитья непосредственно на экспонатах решалась и в ГЦХРМ, при этом, по мнению М.П. Рябовой, экспозиционный вид памятника не должен был определять главной цели реставрационных работ, задача которых - закрепление оставшихся подлинных участков. Однако иногда восстановление производилось. Например, шитье было восстановлено на женском головном уборе (Загорский музей, № 1358) по точному рисунку утраченного участка шитья, сохранившемуся на подложенном материале в виде прориси. Реконструкция допускалась также в том случае, когда рисунок шитья был строго симметричен и имелись участки аналогичные утраченному.

В конце 1950-х гг. М.П. Рябовой были разработаны методические рекомендации по консервации и реставрации музейного текстиля, уделяющие особое внимание предреставрационному исследованию. При выработке задания требовалось определять природу волокна, технические особенности тканей и шитья, способ пришивки украшений, их поведения в отношении химических веществ, сохранность произведения. В 1960 г. рекомендации были включены в сборник ГЦХРМ «Вопросы реставрации».

В 1961 г. Эрмитаж; опубликовал отдельным изданием исследование Н.Н. Семеновича.

Таким образом, изменение в 1950-е гг. государственной политики в области музейного дела способствовало развитию текстильной реставрации и формированию системы профессиональной подготовки реставраторов по тканям путем наставничества и индивидуального стажирования. Разработка новых консервационно-реставрационных методов основывалась на принципах закрепления сохранившихся фрагментов шитья и тканей. Для придания памятникам экспозиционного вида допускалось восстановление утраченных фрагментов по аналогии и способом графической реконструкции. В этот период в исследовании, очистке и укреплении музейного текстиля существенно возросло значение научной составляющей. При апробации новых методов сотрудники музеев и реставрационных центров обращаются к специалистам вузов и лабораторий научно-исследовательских институтов. Возобновленная традиция публикации методических статей способствовала обобщению проверенных на практике приемов работы с памятниками шитья и тканей и созданию первых пособий по теории и технологии консервации и реставрации музейного текстиля.

 

Автор: Ермакова Н.В.