23.12.2012 2630

Формирование единой реставрационной службы шитья и тканей в СССР во второй половине XX века

 

В 1957 г. для придания систематического характера деятельности различных реставрационных организаций СССР была создана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации музейных художественных ценностей, которая должна была «разрабатывать и внедрять в музейное дело новейшие методы реставрации и консервации, аппаратуру и реактивы, способствующие восстановлению и наиболее длительной сохранности музейных художественных ценностей; проводить консультации и экспертизы; координировать практическую деятельность; содействовать и осуществлять наблюдение за научно-исследовательской работой реставрационных организаций».

В 1960 г. по инициативе ВЦНИЛРК было созвано Всесоюзное совещание реставраторов, на котором обсуждались вопросы создания и расширения существующих физических, химических, биологических лабораторий, подготовки кадров, издания трудов, освещающих методы и материалы реставрации, обмена опытом с зарубежными коллегами. С докладами по проблемам очистки и укрепления музейного текстиля на совещании выступали реставраторы Эрмитажа и ГЦХРМ. Совещание приняло решение о широком внедрении методики клеевого дублирования Н.Н. Семеновича в реставрационную практику музеев.

В 1961 г. впервые была введена аттестация реставраторов прикладного искусства, разработаны квалификационные характеристики и установлены требования к реставраторам различных категорий, в соответствии с которыми стала вестись подготовка реставраторов по тканям. Внедрение в реставрационную практику метода клеевого дублирования осуществлялось сотрудниками лаборатории реставрации тканей Эрмитажа. Так, для овладения новыми приемами текстильной реставрации в 1961 г. в Ленинград были командированы реставраторы Исторического музея Т.Н. Никитина и Г.А. Советникова.

Реставраторы Музеев Кремля осваивали метод Семеновича в ГЦХРМ. В 1962 г. Н.Ф. Сотцкова и М.Г. Бакланова под руководством Л.П. Синельниковой выполнили укрепление находившегося во фрагментарном состоянии тафтяного знамени Д.М. Пожарского 1612 г., сторона которого с изображением архангела Михаила была дублирована в 1861 г. клеем на тюль. Под тюлем хорошо сохранился красочный слой, но сторона с изображением Спаса, не укреплявшаяся в XIX в., имела сильную осыпь. Было принято решение произвести двустороннее дублирование, предварительно удалив клей предыдущей реставрации, пятна воска и жира. После очистки фрагменты знамени подбирались по репродукции Солнцева, а затем экспонат дублировался с двух сторон на тонированный газ 3% мучным клеем. Работу постоянно курировала М.П. Рябова.

Важную роль в развитии реставрации шитья и тканей сыграло сотрудничество с зарубежными коллегами, начавшееся после 1957 г., когда советские музейные организации вступили в Международный Совет Музеев.

В 1963 г. в Ленинграде состоялась IV Международная конференция ИКОМ по проблемам реставрации и консервации памятников изобразительного искусства и материальной культуры. Отечественные реставраторы по тканям приняли участие в ее работе. В докладе, подготовленном Н.Н. Семеновичем и М.П. Рябовой, получили освещение проблемы дезинфекции и очистки тканей, давались характеристики применяемым в отечественных музеях синтетическим моющим средствам, рассматривались способы укрепления шитья и росписи на ткани, раскрывались принципы работы с археологическим текстилем, приводились примеры удаления с древнего шитья различных видов наслоений, уделялось внимание рассмотрению методики клеевого дублирования.

Большое место в работе участников конференции занял вопрос о подготовке квалифицированных реставраторов, которые должны хорошо знать историю искусств, быть в курсе достижений современной науки и уметь использовать новейшие методы физических, химических и биологических анализов.

Для ознакомления отечественных реставраторов с направлениями работ их зарубежных коллег, к открытию международной конференции сотрудниками ВЦНИЛКР было переведено на русский язык и опубликовано обобщающее исследование Г.Дж. Плендерлиса (H.J. Plenderleith. The Conservation of Antiquities and Works of Art), которое было рекомендовано Международным Советом музеев как основное руководство по реставрации. Публикация была востребована отечественными специалистами в области музейного текстиля, ссылки на нее имеются в работах Т.Н. Волгиной, В.А. Дудиной, Н.Ф. Сотцковой.

К открытию конференции в Ленинграде и Москве были организованы реставрационные выставки. Выставка, проходившая в ГМИИ, получила название IV реставрационной. Она «как бы концентрировала в себе тот путь, который прошла наша реставрационная наука за последние 36 лет», с нее началось возрождение прерванной после закрытия ЦГРМ традиции проведения отчетных реставрационных выставок (1918, 1920, 1927 гг.). Главными экспонатами выставки стали музейные предметы, реставрированные в ГЦХРМ. Каталог содержал сведения о памятнике (датировка, материал, техника, размер, музей) с указанием даты реставрации и фамилии реставратора. В разделе произведений прикладного искусства были представлены памятники древнерусского шитья, предметы костюма, археологический текстиль. Наряду с экспонатами, реставрация которых была завершена, на выставке демонстрировались предметы, находящиеся в процессе реставрации.

Среди экспонировавшегося на выставке текстиля значительный интерес представляла рубаха Федора Годунова начала XVII в. Археологический материал до реставрации представлял собой комок коричневого цвета. В ходе реставрационных работ ткань была очищена от загрязнений и укреплена специальным составом, включавшим желатин, глицерин, спирт ректификат ибензойную кислоту, что позволило, изучить сохранившиеся фрагменты, найти аналоги в архивных источниках и литературе и осуществить реконструкцию музейного предмета (реставратор М.П. Рябова).

В начале 1960-х гг. в Государственных музеях Московского Кремля начинает формироваться новый научный центр, специалисты которого внесли существенный вклад в развитие методов текстильной реставрации. Неслучайно, что среди экспонатов IV реставрационной выставки были представлены работы сотрудников Отдела реставрации ГММК.

В 1963 г. в кремлевской мастерской начинают осваиваться работы с археологическим текстилем. Первый материал поступил из гробниц царей Ивана IV и Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. Скопина- Шуйского. Фрагменты одежд и покровов, представлявшие собой спутанные клубки шелковых тканей и шнуров, имели различные загрязнения. Реставраторы Т.Н. Кошлякова, М.Г. Бакланова и Н.Ф. Сотцкова начали работы с размягчения и очистки экспонатов, затем проводилось изучение остатков тканей. Покров царя Федора Ивановича оказался фрагментированной итальянской камкой XVI в., графическая реконструкция раппорта которой была осуществлена на бумаге. Для реконструкции рубах в качестве аналога была взята рубаха царевича Дмитрия, хранящаяся в Музеях Кремля. Сложной частью работ стало восстановление узоров вышивки, которые на всех трех рубах были однотипны, но отличались в деталях. По следам нитей удалось восстановить узоры и после дублирования мучным клеем укрепить их иглой на шелковый газ.

Реставраторами Кремля проводились опыты по удалению с текстиля пятен различного происхождения, при этом апробировались новые моющие средства и различные растворители (лимонная и щавелевая кислоты, спирты, хлорсодержащие растворители, производные этилена). Как правило, реставрируемые памятники имели различные виды загрязнений и разнообразные утраты, требующие применения комбинированных способов очистки и укрепления. Например, Пучежская плащаница (XV в.) поступила обветшавшей, с многочисленными прорывами, утратами фона, загрязнениями в виде восковых пятен, следами поновлений. В реставрационном паспорте особо отмечается «застаревшее масляное пятно (предполагается зацелованное) на ногах Христа». Удаление восковых пятен осуществлялось Н.Ф. Сотцковой с помощью скальпеля с последующим проглаживанием теплым утюгом между листами фильтровальной бумаги, застаревшее жировое пятно удалялось четыреххлористым углеродом, а затем шитье промывалось путем тампонирования в растворе теплой воды с глицерином. Для восполнения утрат, возникших от повреждения молью, использовался метод мастиковки, разработанный в Эрмитаже. Общее дублирование осуществлялось мучным клеем, а укрепление отставших серебряных нитей и краев шитья - иглой.

В мастерской Кремля совершенствовались методы дублирования клеевой техникой. Например, при повторной реставрации шпалеры «Ноев ковчег» ввиду больших размеров экспоната и его ветхости Н.П. Ярмолович предложила способ, позволивший сделать дублирование более прочным: полотнища тюля наклеивались друг на друга таким образом, чтобы нити основы одного слоя лежали перпендикулярно нитям основы другого слоя, чем достигалась «нерастягиваемость» тюля.

Новые консервационно-реставрационные приемы осваивались и в мастерской реставрации тканей Исторического музея. Для удаления загрязнений применялись различные моющие средства. Например, при текучих красителях использовался раствор ОП-7. Реставрационные протоколы зафиксировали, что в 1960-х гг. мучной клей стал широко применяться не только при повторной реставрации старинных знамен (как это было в 1930-1940-е гг.), но и очень ветхого археологического материала. Например, клей был применен при дублировании головного убора и рубашки из детского погребения Хирхиринского городища XIII в. (раскопки С.В. Киселева 1959 г.), однако лучше сохранившийся верхний кафтан из того же погребения укреплялся на хлопчатобумажной ткани иглой.

Иногда укрепление памятников древнерусского шитья производилось комбинированным способом - с одновременным использованием игольной техники и мучного клея. Так реставрирована пелена конца XV в. «Христос во гробе с предстоящими» (из собрания П.С. Уваровой). Ткань каймы XVIII в. дублировалась методом подклейки, а затем шитье было переложено на натуральное шелковое полотно, тонированное в цвет первоначального фона, и укреплено иглой. Работа над пеленой, начатая Т.Н. Никитиной под руководством М.П. Рябовой в Загорске и законченная в ГИМ, включила расправление и подклейку на новый фон полосок первоначальной тафты, вырезанных при поновлении пелены вместе с шитыми фигурами и подогнутых ранее под шитье.

При реставрации подвесной пелены XVII в. с изображением святого мученика Никиты, выполнявшейся Г.А. Советниковой во время стажировки в ГЦХРМ, применялись различные способы укрепления шитья и тканей: золотные и серебряные нити древнерусского шитья укреплялись иглой, «личное», шитое светлым шелком цвета беж, аппретировалось 1% мучным клейстером, остатки шелкового фона в виде мелких осыпающихся нитей пропитывались водно-спиртоглицериновым раствором и проклеивались мучным клеем.

Центральной мастерской осуществлялся надзор за состоянием экспонатов в музеях. Ткани со сложными повреждениями из периферийных музеев поступали в ГЦХРМ, а предметы, нуждавшиеся в небольшой реставрации или только в промывке от загрязнений, обрабатывались сотрудниками Центральной мастерской на местах. Каталог V реставрационной выставки (1965) зафиксировал, что круг музеев, ткани и шитье которых реставрировались в ГЦХРМ, расширился.

В ходе очистки и укрепления текстильных экспонатов и постоянного наблюдения за состоянием реставрированных памятников специалистами ГЦХРМ выявлялись наиболее эффективные методы консервации и реставрации тканей. Объем работ в Отделе прикладного искусства ГЦХРМ по реставрации музейных тканей характеризуется отчетами за 1967-1968 гг., когда была выполнена реставрация 112 памятников.

Основное внимание организаторов VI реставрационной выставки (1967) было обращено на экспонирование находок, обнаруженных сотрудниками ГЦХРМ в экспедициях. Среди экспонатов были произведения светского шитья XI в.: очелье княгини Анны и поруч новгородского князя Владимира Ярославича.

В 1960-е гг. в штатах московских музеев, ранее не имевших собственных реставраторов по тканям, стали появляться сотрудники, способные самостоятельно осуществлять реставрацию текстиля. Например, в 1963 г. в ГМИИ была зачислена на должность помощника реставратора Т.Н. Вентцель. Преподаватель художественной вышивки, кройки и шитья, она осваивала навыки реставрационного дела при решении конкретных задач укрепления музейных тканей под руководством заведующего Отделом реставрации ГМИИ С.С. Чуракова и старшего реставратора музея М.А. Александровского, возглавлявшего Отдел прикладного искусства ГЦХРМ в 1947-1962 гг.

В 1963 г. в реставрационную мастерскую ГМИИ поступили сорок шесть коптских тканей IV-VIII вв., тринадцать из которых нужно было срочно переокантовать, ввиду отправки на выставку в ФРГ. При их реставрации была произведена раскантовка стекол, удалены пятна старого клея и белый налет. После очистки ткани вновь были окантованы. В течение 1963-1967 гг. Т.Н. Вентцель отреставрировала практически всю коллекцию коптских тканей музея, в которую входит 244 экспоната. Некоторые из них были промыты бензином, другие в растворе ОП-7, отдельные пятна удалялись с помощью раствора РРТ-2. Ткани, нуждавшиеся в укреплении дублировались на тонкий газ. Результатом многолетнего труда стал выпуск хранителем Отдела Древнего Востока Р.Д. Шуриновой полного каталога коллекции. При подготовке альбома к публикации экспонаты для фотографирования вновь были размонтированы, при этом те коптские ткани, которые ранее не были укреплены на дублировочную подкладку, дублировались на тонированный газ.

Т.Н. Вентцель дважды стажировалась в ГЦХРМ (1964, 1967). Освоив технику клеевого дублирования, она применила ее при укреплении древнейших тканей коллекции ГМИИ - рассыпавшихся бинтов мумии Гора-Ха (III тыс. до н.э.).

Частью работ стало восстановление украшения, покрывающего мумию и представляющего собой сетку из бисера и стекляруса. Фрагменты сетки, сохранившиеся на ногах и верхней части мумии, позволили выявить прием низанья. Бисер, собранный в саркофаге, был перенизан на лавсановую нить.

Реставраторы по тканям московских музеев участвовали в работе советов других музеев и оказывали друг другу как консультативную, так и практическую помощь. Например, в работе по укреплению шпалер из собрания ГМИИ помощь Т.Н. Вентцель была оказана сотрудниками Эрмитажа, где она прошла стажировку по реставрации гобеленов, Русского музея, реставраторы которого, изучив привезенный экспонат, дали рекомендации по его укреплению, и Музеев Московского Кремля, где была выполнена очистка гобелена.

Деятельность мастерских музеев, функционирующих как единая реставрационная служба, контролировалась ГЦХРМ и ВЦНИЛКР. Например, в реставрационном совете ГИМ при обсуждении операций по сохранению зараженной молью куртки партизанки Ани Морозовой участвовали реставраторы Исторического музея, Музеев Кремля и ВЦНИЛКР.

Совместные усилия реставраторов по тканям и научных сотрудников реставрационных центров позволяли решать сложные проблемы, возникающие при очистке музейного текстиля. Одной из таких проблем является удаление застарелых жировых пятен. Если свежие пятна легко растворяются в большинстве органических растворителей, то застарелые загрязнения, подвергавшиеся длительному воздействию света, тепла, переменной влажности или неудачному удалению, прочно связываются с текстильным волокном. Для очистки ткани от подобных загрязнений требуется подбирать специальные растворители. Например, в Оружейной палате при реставрации коронационного кафтана Петра I возникла проблема удаления жестких жировых пятен. На основании рекомендаций, полученных в ГЦХРМ, Т.Н. Кошляковой последовательно были проведены пробы по удалению застарелых пятен с помощью трихлорэтилена, дихлорэтана, четыреххлористого углерода, бензина, ксилола, пропилового спирта с мыльным спиртом, но ни одно из примененных средств не давало необходимого эффекта. В московском филиале ВНИИ жиров была подобрана смесь ОП-Ю и катеоната-10, после промывки раствором которой затеки и пятна исчезли.

При реставрации кафтана Петра I возникли трудности и на этапе его укрепления. Для того, чтобы избежать разводов на лицевой стороне ткани, требовался густой клейстер, но его применение делало шелковый репс жестким и неэластичным. Для выполнения операций по дублированию Т.Н. Кошлякова провела поиск наиболее эффективного клеевого состава. Достаточно прочным и в то же время сохраняющим эластичность ткани оказался 6% мучной клейстер.

К середине 1960-х гг. стали выявляться недостатки мучного клея: набухание от излишней влажности, повышение жесткости и ломкости текстильных волокон, белесый налет, искажающий цвет ткани. В связи с этим в музейных мастерских и реставрационных центрах шел поиск новых клеящих составов. В Эрмитаже в результате многочисленных экспериментов был получен мучной клей, обладавший лучшими качествами, которые сохранялись после искусственного теплового и светового старения. В его рецептуру вошли органические растворители (уайт-спирит и ксилол) и раствор полибутилметакрилата. Новый эмульгированный клей легко удалялся водой, что делало процесс реставрации обратимым. Н.Н. Максимова дублировала им клеевую живопись на шелке из Хара-Хото (Китай, XII-XIII в.) и две египетские росписи на холсте (I в. до н.э.).

С середины 1960-х гг. для дублирования музейных тканей начинают применяться синтетические клеи. Например, в 1966 г. в мастерской реставрации тканей ГИМ при укреплении серебряных нитей глазета на фелони XIX в. использовался применяемый при реставрации масляной живописи синтетический клей поливинилбутираль (20%).

Поиск новых материалов и приемов, способствующих сохранению музейных предметов, активно ведется специалистами ГЦХРМ. Рост научных разработок отражается на статусе мастерской, в название которой включается определение «научная». Во второй половине 1960-х гг. в Отделе прикладного искусства Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской имени академика И.Э. Грабаря ведется разработка нескольких научных тем, среди них «Укрепление и реставрация археологических тканей с денатурированным волокном», потерявшим физико-химические свойства в связи с изменением белкового состава и находящимся в «углеобразном состоянии». Изучается возможность применения для их укрепления водно-растворимого раствора метилцеллюлозы, полученной НИИ синтетических смол во Владимире. Проведенные Л.Ю. Трескиной испытания показали, что новый клеевой состав придает дублированным тканям прочность близкую прочности текстиля, укрепленного мучным клеем, но с учетом биологической устойчивости метилцеллюлозы, она была рекомендована в качестве клея, способного заменить мучной клей, особенно при консервации археологических тканей. Однако широкого распространения в реставрационной практике этот метод не получил.

В 1971 г. на заседании Реставрационного совета ГЦХНРМ, проходившего с участием хранителей Загорского музея, был поставлен вопрос о целесообразности применения мучного клея при реставрации памятников древнерусского шитья. В связи с этим поиск новых клеевых составов стал особенно актуален.

Одним из направлений работ ГЦХНРМ являлось изучение технологических особенностей старинных тканей и шитья. Технолог Отдела декоративного искусства А.К. Елкина проводит исследование приемов древнего ткачества и вышивки на памятниках, реставрированных в ГЦХНРМ в 1960-е гг. Одним из методов исследования было получение макрофотографий фрагментов. Например, с саккоса митрополита Ионы Сысоевича, расшитого евангельскими сценами праздников и страстей Христовых, а также образами святых (Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, реставратор Н.Т. Осмоловская) было сделано 50 фотографий швов, которые определялись по труду П. Савваитова. Саккос, построенный в 1665 г. в мастерских «именитых людей Димитрия да сына его Григория Строгановых», был выбран для исследования неслучайно. Он давно вызывал интерес исследователей. В 1887 г. саккос был описан графиней П.С. Уваровой как уникальный памятник древнерусской иконографии. Рентгенографическое исследование позволило сделать открытие: под изображением, обозначенном на саккосе словами М. Хрестофоръ, был обнаружен первоначальный образ мученика Христофора с песьей головой, зашитой при поновлении в XVIII в.

С целью расширения «палитры» материалов, используемых для дублирования музейного текстиля, А.К. Елкиной осуществлялся поиск способов крашения тканей из натуральных волокон естественными красителями с протравами.

Новые разработки велись сотрудниками ГЦХНРМ в контакте с научно-исследовательскими институтами и вузами. Например, А.К. Елкина обращалась за помощью к специалистами Химического отдела ВНИИ текстильной и галантерейной промышленности, а также кафедры ткачества и кафедры химической технологии текстильных материалов Московского текстильного института. Плодотворной оказалась совместная работа А.К. Елкиной с кандидатом химических наук: Е.Ф. Федорович - сотрудницей Лаборатории научно-художественной реставрации Института искусствознания АН УзССР, занимавшейся проблемой исследования археологических тканей, и, в частности, вопросами определения древних красителей. Начав решать эту проблему еще в 1949-1951 гг. в Лаборатории консервации и реставрации документов АН СССР под руководством В.Н. Кононова, к середине 1960-х гг. Е.Ф. Федорович разработала методику определения красителей археологического текстиля. Совместно с Е.Ф. Федорович А.К. Елкина внедряет в реставрационную практику метод, позволяющий определить происхождение красителя даже по его незначительному количеству. Метод включает два этапа:

1. хроматографический анализ (извлечение на бумажный клин красителя),

2. анализ происхождения красителя в ультрафиолетовых лучах.

На VII реставрационной выставке демонстрировался фрагмент ткани XII-XIII вв. из погребения кочевника, орнамент которой был реконструирован А.К. Елкиной после определения состава красителей.

Метод нашел применение в ГММК. В 1972-1973 гг. анализ красителей китайской камки, выполненный по методу Кононова-Федорович, позволил графически воспроизвести в цвете раппорт ткани Знамени Оружейной палаты и в соответствии с рисунком уложить нити основы в процессе дублирования.

Т.Н. Кошлякова обратилась за помощью к А.К. Елкиной и для определения подлинного цвета нитей вышивки на фрагментах погребальной одежды Ивана IV.

В ходе изучения археологического материала был установлен монашеский чин (великая схима), который принял Грозный перед смертью. Графическая реконструкция погребальных облачений воспроизводила подлинный цвет шитых шелком надписей, крестов и венка на голгофском кресте, выявляя «красоту цветовых сочетаний белого и красного на фоне глубокого черного, на котором белые буквы надписи мерцают словно жемчужное шитье».

В 1970 и 1971 гг. под руководством Е.Ф. Федорович в ГЦХНРМ проводилось стажирование реставраторов музеев по определению древних красителей и крашению дублировочных тканей естественными красителями с протравами.

Для крашения использовались шишки ольхи, березовые почки, кора дуба, скорлупа грецкого ореха, экстракт марены и другие естественные красители.

Расширение палитры реставрационного материала способствовало решению многих проблем текстильной реставрации, например, появилась возможность выполнять укрепление руинированного текстиля не только на дублировочном основании, но и осуществлять его перекрытие. Метод двустороннего дублирования между слоями тонкого прозрачного тонированного шелка позволял укреплять ветхую ткань и осыпающееся шитье, сохраняя их экспозиционный вид. Например, знамя Алексея Михайловича 1653 г., дважды реставрированное в XIX в., к моменту поступления в мастерскую ГММК находилось во фрагментарном состоянии. Сохранившиеся участки, очищенные от следов предыдущей реставрации, были укреплены между слоями тонкого шелкового газа, тонированного зверобоем с алюмокалиевой протравой.

В ГЦХНРМ продолжался поиск эффективных средств очистки текстиля, проводились опыты по использованию в этих целях органического растворителя перхлорэтилена в двух режимах: полное погружение предмета в ванну с растворителем (статический режим) и очистка в аппарате МХЧА-18, который применялся в системе бытового обслуживания для химической чистки одежды. В аппарате МХЧА-18 безводную очистку прошли мемориальные вещи из музея В.В. Маяковского, кашемировые шали из музея А.С. Пушкина и обивочный шелк из дворца-музея «Архангельское».

В начале 1970-х гг. в ГЦХНРМ была разработана методика работы с археологическим текстилем, позволившая в полевых условиях снимать с костяка обработанные перхлорэтиленом ветхие древние ткани, не нарушая их структуры и не внося в них новых химических изменений, а затем в лабораторных условиях производить очистку волокон от окислов металлов и выявлять красители с помощью химического анализа, инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Помощь в фотосъемке археологических тканей в инфракрасных лучах оказывалась ВНИИ судебных экспертиз. Фрагменты тканей из раскопок Ингульской (1971), Цимлянской (1971) и Верхне-Волжской (1973) археологических экспедиций, а также результаты их исследования демонстрировались на выставке «Достижения советской науки и техники», проходившей в 1974 г. в Болгарии.

Выставки археологического текстиля, древнего шитья, русского народного и городского костюма, которые организовывались за границей, позволяли реставраторам по тканям, сопровождавшим коллекции и участвовавшим в монтаже экспозиций, ближе знакомиться с опытом зарубежных коллег. Например, знакомство Н.П. Ярмолович с методами консервации тканей в Метрополитен музее стало возможным благодаря выставке The Glory of Russian costume (1976).

Знакомство с работами зарубежных коллег позволяло по-новому подойти к решению некоторых проблем текстильной реставрации. Например, материалы физико-химических анализов, проведенных А. Мартиным и Дж. Фултоном, позволили М.П. Рябовой рассмотреть разрушение фонов древнерусского шитья как результат процессов поглощения и испарения влаги, различно протекающих в многослойных структурах. Обратив внимание на повышенную гигроскопичность льна, она пришла к выводу: шелковые ткани фонов, как правило, лежащие на льняной основе, обезвоживаются, что способствует их разрушению, поэтому при укреплении тканей на новой основе не следует соединять в одном памятнике материалы несовместимые по характеру.

Немаловажную роль в ознакомлении с опытом зарубежных коллег играла издательская деятельность ВПНИЛКР. Лаборатория публикует доклады иностранных специалистов, сделанных на международных конференциях в 1967 (Брюссель) и 1969 (Амстердам) гг., среди них сообщения об опытах по дублированию текстиля с помощью различных адгезивов и исследовании текстильных волокон, знание специфики которых во многом определяет положительность результатов реставрационных операций с музейными тканями.

В 1972 г. в Москве прошел первый профильный семинар по проблемам музейного хранения, консервации и реставрации произведений декоративно-прикладного искусства, организованный Министерством культуры СССР и Советом по художественным музеям при АХ СССР. Реставраторы по тканям выступили на семинаре с докладами: «Реставрация тканей в Государственном Историческом музее» (Т.Н. Никитина); «О некоторых принципах и проблемах реставрации музейных тканей» (М.П. Рябова); «Реконструкция узоров археологических тканей» (А.К. Елкина); «Безводная очистка музейных тканей органическими растворителями» (А.К. Елкина).

С этого момента профильные совещания и семинары стали проходить достаточно регулярно. Конференции и совещания, а также публикация материалов в реферативных сборниках, периодических изданиях, трудах отечественных музеев и каталогах реставрационных выставок позволяли специалистам в области реставрации музейного текстиля обсуждать возникавшие в работе проблемы и находить оптимальные пути для их решения.

Сложившаяся к середине 1970-х гг. структура реставрационной службы была закреплена рядом постановлений Министерств культуры СССР и РСФСР, пересмотревших квалификационные характеристики реставраторов и утвердивших их обязанности, права и ответственность. В целях совершенствования работы по аттестации, усиления контроля за научно-методической и практической стороной реставрации Приказом Министра культуры СССР от 6.06.1974 был образован Президиум Комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников.

Постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР на ГЦХНРМ возлагались функции научно-методического центра по сохранению и реставрации художественных произведений Российской Федерации, при этом было изменено название мастерской, которая стала именоваться Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря. В середине 1970-х гг. программы стажировок реставраторов по тканям, проводившиеся в ВХНРЦ, позволяли в процессе обучения освоить ведение реставрационной документации, познакомиться с современным оборудованием, научиться осуществлять дезинфекцию тканей, определять необходимые для очистки растворители и моющие средства, производить укрепление тканей иглой и клеевым дублированием, освоить процессы крашения дублировочных тканей естественными красителями.

В то же время началось преобразование ВЦНИЛКР во Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. В план его работы включалась разработка методических рекомендаций по реставрации музейных экспонатов из ткани, дерева и бумаги. В 1979 г. был создан Отдел методов реставрации произведений прикладного искусства из органических материалов, одним из направлений работы которого стало исследование и реставрация тканей.

Сотрудниками сектора ткани, кожи и кости ВНИИР разрабатывались теоретические рекомендации по различным вопросам текстильной реставрации (например, по реконструкции старых русских знамен), при этом значительное внимание уделялось рассмотрению техники изготовления и художественно-стилистическим особенностям экспонатов. Предреставрационное изучение музейного текстиля включало технологический анализ ткани с использованием световой и электронной микроскопии, инфракрасной спектроскопии, исследование в рентгеновских лучах, химический анализ. Сотрудниками Отдела методов реставрации произведений прикладного искусства из органических материалов был изучен опыт советских и зарубежных реставрационных мастерских и лабораторий, собран обширный материал по проблемам реставрации музейного текстиля и дана оценка эффективности применения в реставрационной практике различных моющих средств, органических растворителей, клеящих составов, дублирующих материалов, средств защиты от биологических вредителей. Специалисты ВНИИР дали отрицательную оценку таким широко применявшимся при очистке тканей поверхностно-активным моющим средствам как ОП-7 и ОП-Ю, так как в ходе исследований оказалось, что часть их моющих веществ химически связывается с текстильным волокном. Выбор методов реставрации сотрудниками ВНИИР основывался на изучении видов разрушений тканей, результатах химико-физических исследований текстильного материала и видов загрязнений памятника, а также его исторической и эстетической ценностью.

Значительное внимание специалистами института уделялось внедрению в реставрационную практику новых методов очистки и укрепления тканей. Например, методика по безводному способу очистки музейного текстиля в среде органического растворителя перхлорэтилена была успешно применена при реставрации панно и ламбрекенов Бетховенского зала Большого театра. В связи с выявленной текучестью красителя шелка был разработан особый режим очистки, сочетавший выдержку в неподвижной ванне (для растворения восковых и жировых загрязнений) и обработку в аппарате для химической чистки одежды (для глубокой очистки ткани и шитья). Реставрация многочисленных утрат и сечении производилась иглой методом художественной вышивки

К концу 1970-х гг. метод укрепления иглой многими реставраторами признавался более естественным для тканей, чем клеевое дублирование, так как ткань сохраняет все присущие ей внешние качества: эластичность, мягкость, блеск, поэтому для консервации тканей, волокна которых еще не ослабли настолько, чтобы вмешательство иглы могло их существенно разрушить, этот способ стал признаваться оптимальным. Некоторые мастерские московских музеев практически полностью отказались от клеевой техники. Например, сохранность коллекций Центрального музея Вооруженных Сил позволила использовать при укреплении экспонатов только игольную технику.

Во ВНИИР были продолжены работы по созданию рецептов крашения дублировочных материалов естественными органическими и кубовыми красителями. К концу 1970-х гг. «палитра» была расширена настолько, что имелась возможность красить шелк с помощью красильных растений во все цвета, кроме ярко-синего, индигового и червчатого (за неимением натурального индиго и кошенили), но эти красители имитировались современными кубовыми красителями, близкими по химическому составу к естественному индиго и червецу. Методы и рецепты крашения шелка в сложные цвета, в том числе, имитирующие выцветшие древние ткани, были опубликованы.

В 1970-е гг., помимо анализа методов исследования, очистки и укрепления музейного текстиля, был обобщен накопленный опыт по описанию музейных тканей. М.Н. Левинсон-Нечаева составила инструктивное пособие по их атрибуции, которую рекомендовалось проводить по таким признакам как место и время производства, материал, технические особенности, орнаментация. Основываясь на трудах В.К. Клейна, А.Н. Свирина, В.Н. Хвальковского, Н.Н. Соболева, Л.И. Якуниной и других исследователей музейного текстиля, бывшая сотрудница ЦГРМ, хранитель коллекций тканей Оружейной палаты и Исторического музея, рассматривает терминологию отечественных и ввозимых тканей, бытовавших в России, и их основные характеристики, позволяющие точнее определять место и дату изготовления.

Таким образом, в 1960-1970-е гг. мастерские реставрации тканей при московских музеях были укомплектованы аттестованными специалистами, имеющими высшее и среднее специальное образование и способными самостоятельно выполнять сложные консервационно-реставрационные операции, что позволило осуществлять разработку новых способов исследования, очистки и укрепления музейных тканей, основываясь на достижениях физики, химии, биологии. Использование в текстильной реставрации разнообразных органических растворителей и синтетических моющих средств давало возможность удалять с музейного текстиля практически все встречающиеся загрязнения, не смывая красителей и не разрушая декоративных отделочных материалов. Значительное количество работ по укреплению руинированных тканей выполнялось в этот период методами, основанными на клеевом дублировании. Изучение исторических технологий и внедрение в реставрационную практику методов крашения естественными и кубовыми красителями значительно расширило палитру дублирующих материалов и дало возможность для консервации ветхих тканей и шитья применять как методы укрепления на новом основании, так и способы перекрытия древнего текстиля тонированными современными материалами без серьезных искажений художественного восприятия памятников.

При разработке заданий на реставрацию значительное внимание начинает уделяться обратимости реставрационных процессов. В этот период были опубликованы работы реставраторов и хранителей коллекций тканей, содержащие необходимые сведения для атрибуции музейного текстиля, и дана оценка основным консервационно-реставрационным методам по его очистке и укреплению. Единая реставрационная служба, объединившая мастерские музеев и реставрационных центров, позволяла реставраторам произведений из тканей быстрее овладевать эффективными методами текстильной реставрации. Значительную роль в повышении профессионального уровня реставраторов, а также в разработке и внедрении новых методов текстильной реставрации играла ГЦХНРМ, контролировавшая деятельность музейных мастерских и при необходимости помогавшая осуществлять предреставрационные исследования. Систематизации опыта в области исследования, очистки и укрепления музейных тканей способствовала деятельность ВЦНИЛКР, осуществлявшей организацию научных семинаров и конференций, а также публикацию трудов отечественных и зарубежных специалистов.

 

Автор: Ермакова Н.В.