23.12.2012 6001

Развитие методов реставрации произведений шитья и тканей музеев Москвы в 1980-1990-е годы

 

В 1980-х гг. возникла проблема повторной реставрации экспонатов, укрепленных ранее методом Семеновича. Поступающие в музейные мастерские предметы, дублированные мучным клеем, имели высокую жесткость, отслаивание отдельных фрагментов от выцветшей дублировочной ткани и многочисленные биоповреждения.

Использование мучного клея в текстильной реставрации требовало ограничения. Однако, несмотря на выявленные недостатки, применение его в реставрационной практике нельзя было исключить в тех случаях, когда клеевые составы, содержащие муку и желатин, использовались при создании памятников. К подобным экспонатам относятся тафтяные иконы, выполненные в технике, которая сочетает живописные фрагменты (лики и кисти рук святых) и аппликацию с помощью клея на деревянную основу шелковых тканей (фон и облачения). Например, при реставрации иконостаса XVII в. теремной церкви «Распятия» в Большом Кремлевском Дворце реставраторы ВНИИР, используя инфракрасное спектроскопическое исследование, микроскопический и гистохимический анализы образцов пленок клея, выявили наличие в них муки и желатина, поэтому мучной клей, аналогичный подлинному, был применен для укрепления мест отставания ткани от досок.

Дублирование с помощью мучного клея было осуществлено и в Историческом музее при укреплении парсуны патриарха Никона 1682 г., выполненной в тафтяной технике. В ходе предреставрационного исследования удалось установить, что при создании памятника для укрепления деталей аппликации на доску и между собой использовался «рыбий клей - карлук», обладавший высокой прочностью, эластичностью и биостойкостью, но при более поздних подклейках парсуны применялся мучной клей, в связи с чем задание по укреплению экспоната включило дублирование 3% мучным клеем.

В Государственном музее искусства народов Востока до настоящего времени мучной клей используется в тех случаях, когда в текстильном волокне встречаются специфические материалы, например, бумага. Такое дублирование применено при реставрации японской ткани XVII в. и японских кукол «Хина-мацура» (император и императрица) XVIII в.

В некоторых случаях реставрационными советами обосновывается проведение повторной реставрации с помощью мучного клея. Например, иконы походного иконостаса XV в. (ГИМ) были укреплены в 1966 г. методом частичного клеевого дублирования в местах разрывов (реставратор Т.Н. Никитина). В 1992 г. при поступлении на повторную реставрацию наблюдалось отставание дублировочной ткани, появились новые мелкие разрывы. С учетом крайне ветхого состояния тафты и предыдущего опыта частичного дублирования, было принято решение о полном дублировании ткани на мучной клей (реставраторы - Н.А. Счастливая, М.А. Кузнецова, Е.И. Гоголева).

Одним из недостатков метода укрепления с помощью клеевого состава является искажение экспозиционного вида памятника в случае выхода клея на лицевую сторону в виде пятен и затеков. Например, при поступлении в мастерскую ГМИИ фрагмент полотняной ткани «Книги мертвых» с символическим изображением числа «1000» (2-1 тыс. до н.э.) имел пятна «лисьей плесени», появившиеся в результате использования мучного клея при монтаже фрагмента на картон. В подобных случаях требовалось удаление следов предыдущей реставрации, и если позволяла сохранность экспонатов, укрепление их с помощью игольной техники. Эта методика повторного дублирования использовалась при реставрации коптской ткани № 344а: после удаления дублировочной основы и мучного клея памятник был укреплен игольной техникой на новую хлопчатобумажную ткань (реставратор А.Ф. Гришкова).

Наличие в музейных коллекциях деструктированных тканей, в отношении которых применение игольной техники исключено, способствовало поиску новых клеевых составов. Сотрудники ВНИИР А.Ф. Гришкова и Ю.П. Петушкова провели проверку физико-механических свойств образцов клеевых пленок, в состав которых входили винилацетат и пластификатор из группы сложных эфиров ненасыщенных дикарбоновых кислот. Испытания выявили их стабильность в процессе старения и антимикробную активность. Новый состав был применен при реставрации солдатских знамен XVII в. из фондов ГММК. Однако этот метод не получил широкого распространения.

В 1980-е гг. в реставрационную практику московских музеев начинает внедряться методика дублирования с помощью раствора акрилового полимера АК-45, предложенная Вильнюсским реставрационным центром. В мастерской Музеев Кремля новый синтетический клей впервые был применен И.М. Качановой и B.C. Шабельник при дублировании шведских полковых значков XVIII в. (трофеи Полтавской битвы). Реставрация проводилась во время стажирования в Художественном музее Литвы (Вильнюс).

Метод дублирования клеем АК-45 требовал предварительной подготовки реставрационных материалов: тонированную ткань, натянутую на раму, опрыскивали в вертикальном положении раствором клея в ацетоне и просушивали (процедура повторялась несколько раз). Из подготовленного материала вырезали фрагменты нужной формы, которые использовали при укреплении музейной ткани (склеивание происходило во время проглаживания). Внедрение в реставрационную практику новой методики ограничивалось тем, что легколетучий органический растворитель был вреден для здоровья. Его использование предполагало наличие специальных помещений и оборудования в музейных мастерских. Реставратору ВХНРЦ Е.В. Семечкиной удалось разработать сравнительно простые способы получения клеевых пленок акрилового полимера, что позволило избегать распыления вредных для здоровья растворителей и снижать рабочие концентрации растворов акрилата АК-4 5.

Клей АК-45 был использован при решении проблемы повторной реставрации. Проведенные испытания установили, что плохо удаленный с образцов старый мучной клей снижает величину адгезии при использовании полимера, в связи с этим предложенная Е.В. Семечкиной и Р.А. Петровой методика включила этап раздублирования и пластификации тканей с максимально возможным удалением мучного клея. Только после тщательной очистки экспоната от следов предыдущей реставрации должно было производиться повторное дублирование. Методика была применена при повторной реставрации штандарта XVII в. (Бородинский военно-исторический музей) и пелены строгановского шитья конца XVI в. «Богоматерь Владимирская» (Сольвычегодский историко-художественный музей).

Фундаментальное исследование природных и синтетических клеев было предпринято реставратором ГММК И.М. Качановой, которая обобщила отечественный и зарубежный опыт, накопленный в области дублирования музейных тканей различными адгезивами, и разработала методику выбора новых клеевых материалов. Изучение музейного текстиля, дублированного в клеевой технике, показало, что применение любых адгезивов ведет к снижению подвижности нитей в структуре ткани, при этом эластичность уменьшается прямо пропорционально числу и размеру точек соединения между тканью и дублирующим материалом. Способы применения клеевых составов по степени взаимодействия их со структурой ткани И.М. Качанова разделила на три группы и определила недостатки каждой из них: - дублирование с полным проникновением жидкого клеевого состава в структуру ткани, не дает достаточной прочности склеивания, изменяет цвет ткани, увеличивает ее жесткость; - дублирование с частичным проникновением клея в структуру ткани оставляет возможность его выхода на лицевую сторону в виде пятен и затеков; - дублирование без проникновения клеевого состава в структуру ткани, осуществляемое по всей ее поверхности с помощью термоклеевых полимеров, приводит к образованию пленки полимера, увеличивающей жесткость материалов.

Чтобы исключить образование сплошной пленки полимера между тканью памятника и дублирующим материалом, И.М. Качанова предложила использовать тонкую термоклеевую «паутинку». Совместно с химиками НИИ синтетических волокон был разработан один из вариантов «паутинки». Лабораторные исследования, включившие изучение изменений физико-механических свойств тканей (жесткость, прочность склеивания, цвет, блеск), а также изменений химической структуры шерстяных и шелковых волокон, проводились на базе кафедры текстильного материаловедения Московского текстильного института. Впервые новый материал был применен для укрепления переплета Евангелия XVII в., при поступлении которого на реставрацию встал вопрос о замене бархата, потерявшего экспозиционный вид, на новую ткань. В результате реставрации методом дублирования с помощью «паутинки» удалось сохранить историческую достоверность памятника.

В 1990-е гг. И.М. Качанова проводит исследование термоклеевых сеток и паутинок, применяемых в текстильной промышленности, учитывая критерии, определяющие состояние структуры волокон старой ткани, ее прочностные и гигроскопические свойства, экспозиционный вид, прочность склеивания, «жесткость» пакета сдублированных тканей, обратимость и технологичность реставрационного метода. Эксперименты, включившие растровую электронную микроскопию, рентгеноструктурный анализ, инфракрасную спектрометрию, микрохимический анализ, определение разрывной нагрузки, удлинения при разрыве, изучение сорбционных свойств, позволили выбрать и рекомендовать для укрепления музейных шерстяных тканей новые термоклеевые материалы.

Внедренные в реставрационную практику методы расширили возможности текстильной реставрации и позволили при разработке консервационно-реставрационных программ уделять большее внимание этическим и художественным проблемам, особенно при раскрытии или реконструкции как частей памятника, так и экспоната в целом. В зависимости от поставленных задач реконструкция могла включать имитацию стиля, техники и технологии или только упорядочивать сохранившиеся части произведения «посредством нейтрального заполнения пустот с целью выявления потенциального единства». Совокупность консервационно-реставрационных операций, допускаемых в 1980-1990-е гг. при работе с музейным текстилем, определена квалификационными характеристиками художников-реставраторов произведений из ткани, утвержденными Министерством культуры СССР в 1985 г. Реставратор должен был уметь демонтировать и монтировать произведения, удалять поздние заплаты, штопки и записи масляными, клеевыми и другими красками, восполнять утраты в народных вышивках, кружеве, древнерусском шитье, владеть техникой низанья жемчугом и бисером, выполнять реконструкцию разрушенных произведений на основании аналогий. Этический аспект накладывал определенные ограничения на использование этих приемов в реставрационной практике. Выбор метода реконструкции во многом зависел от принадлежности экспоната к определенному типу текстиля: древнее шитье, предметы этнографических или мемориальных коллекций, археологический материал.

Этические проблемы раскрытия памятников древнерусского шитья нашли отражение в докладе Е.В. Семечкиной на 9 триеннале ИКОМ (1990). Автором отмечается, что отношение к поздним наслоениям в 1980-е гг. стало более бережное, «так как несмотря на свою частую «антихудожественность», именно они определяют сложившееся во времени художественное своеобразие памятника и отражают его неповторимую историческую судьбу; снятие наслоений и проведение реконструкций, документально не обоснованных, всегда грозит опасностью создания «новодела».

Решение о реконструкции утраченных фрагментов древнерусского шитья должно было убедительно обосновываться. Например, на месте прожженного участка лика Богоматери на пелене конца XVI - начала XVII в. «Богоматерь Казанская» (Смоленский исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник) лицевое шитье было восстановлено в технике подлинных швов. Ученый совет ВХНРЦ, утверждая проект реставрации исходил из того, что утраченный участок лишает пелену экспозиционного вида, а предложенная М.П. Рябовой реконструкция «представляет собой пломбу, которая может быть без ущерба для произведения удалена, в то же время она обеспечивает конструктивную сохранность памятника и позволяет использовать его в музейной экспозиции».

Иногда восстановление первоначального вида произведения древнего шитья бывает оправдано присутствием в нем фрагментов, которые при поновлениях были размещены с нарушением композиции, что устанавливается тщательным предреставрационным исследованием. Например, Н.П. Ярмолович для придания большей исторической достоверности пелене «Никола Можайский» XVI в., происходящей из Вознесенского монастыря, провела реконструкцию с восстановлением первоначального размера экспоната. В процессе бытования (вероятно, для каких-то утилитарных целей) форма пелены была изменена, а шитый образ Николы переложен на новый фон, при этом кайма во многих местах была разрезана на части и отдельные куски вставлены в другие места, что затрудняло чтение вкладной надписи, которой не хватило для нового размера каймы, и в нее при поновлении был добавлен фрагмент шелковой ткани. В процессе реставрации куски с надписью были подобраны так, чтобы буквы встали «на свои места» (размер памятника до реставрации - 73,5x96 см, после реставрации - 81x86 см).

Сложная реконструкция была выполнена в мастерской ВХНРЦ при реставрации двусторонней хоругви с изображениями «Спаса Великого Архиерея» и «Явления Богоматери Кириллу Белозерскому» (реставратор О.И. Волынцева- Шурина). Проведенное предреставрационное исследование памятника и анализ вкладных и переписных книг Кирилло-Белозерского монастыря XVII-XVIII вв. позволили установить «разновременность» шитых изображений. Реставрационный совет постановил расслоить хоругвь на два самостоятельных произведения, удалив наслоения, искажающие их первоначальный облик. В основу работ по расслоению памятника и его раскрытию был положен принцип обратимости реставрационных операций.

Большое значение в восприятии древнерусского шитья имеет фон, на котором располагаются шитые изображения, при этом, как отмечает М.П. Рябова, значительную роль в художественном образе произведения играет цвет, являясь «одним из главных и могучих средств древнерусского искусства». В отличие от принятого в 1930-1940-е гг. принципа выделения цветом, в последние десятилетия XVII в. при укреплении разрушившихся фонов и введении в памятник дублирующих материалов начинает использоваться ткань, совпадающая по цвету с фоном экспоната, при этом необходимый оттенок обеспечивается разнообразием применяемых в текстильной реставрации красителей, а условность как необходимое качество научной реставрации, исключающее образование «новодела», достигается «правильным» (позволяющим при визуальном исследовании памятника разделить подлинные и реставрационные ткани) выбором фактуры дублировочного полотна.

В мастерской ГММК были разработаны приемы реконструкции утрат фонов, которые, разделяя по фактуре авторскую ткань и восполняемые участки, зрительно воссоздавали целостность памятника. Например, при укреплении ветхой ткани каймы покрова на раку митрополита Петра 1512 г. (вклад в Успенский собор Василия III) B.C. Шабельник предложила использовать следующий метод: из окрашенного в нужный цвет редкого шелкового газа выдергивались пучки нитей и укладывались на кайму в местах утрат, а затем прикреплялись реставрационным швом, что позволяло одновременно укрепить подлинные фрагменты ткани и тонировать газовыми нитями места утрат. Кроме реконструкции каймы, при реставрации покрова 1512 г. производилось двустороннее укрепление ветхой ткани средника: фрагменты древнего атласа, сохранившиеся на нем, были дублированы клеевой техникой на тонированную тонкую непрозрачную ткань типа эксцельсиора и закрыты сверху окрашенным в тот же цвет прозрачным редким шелковым газом. Для дублирующей и перекрывающей тканей совместно с сотрудниками колористической лаборатории Научно-исследовательского объединения полупродуктов и красителей был подобран светопрочный краситель, приближающийся к цвету старой ткани «с тусклым налетом времени».

Аналогичные приемы консервации древнего шитья применялись специалистами ГосНИИР для укрепления экспонатов Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева. При реставрации палицы «Богоматерь Смоленская» второй половины XVII в. использовался метод заполнения утрат «пасмами» (пучками нитей тонированного газа) и полное перекрытие фона прозрачной шелковой газовой тканью (реставратор Т.Н. Громина). На воздухе «Знамение» XVII в. восполнение утрат осуществлялось с помощью клеевой техники на тонированный непрозрачный эксельсиор, более крупные по размеру утраты дополнительно перекрывались шелковыми нитями и укреплялись иглой в технике «реставрационная сетка» (реставратор И.С. Шарапова).

Метод перекрытия используется в 1980-1990-е гг. не только при укреплении произведений древнерусского шитья, но и при реставрации художественных тканей. Например, во время стажирования в ГММК Т.Н. Ващенко под руководством Т.Н. Кошляковой выполнила игольной техникой укрепление нитей шпалеры Петербургской мануфактуры 1735 г., дополнительно использовав на отдельных участках способ «наложения сетки».

Иначе была решена проблема реставрационной этики в ходе реконструкции нидерландской шпалеры-вердюры второй половины XVI в. (ГМИИ, № II 2д-67), укрепление которой производилось реставратором ГМИИ О.И. Негневицкой под руководством Н.П. Ярмолович (в процессе работ консультативную помощь оказывали также сотрудники ВХНРЦ Р.А. Петрова и Е.В. Семечкина). Шпалера поступила на реставрацию в сильно поврежденном виде с многочисленными утратами основы и утка, по всей ширине она была разрезана на две части. Для сохранения эстетической ценности произведения при восполнении утрат «был принят метод максимального приближения к оригиналу, так как значительные размеры утрат при восполнении их в другом цвете и фактуре мешали бы художественному восприятию шпалеры-вердюры». Предварительно способом крашения естественными красителями с протравами был приготовлен реставрационный материал (нити шерсти и шелка «тончайших оттенков»), а затем разрез и утраты были восстановлены методом шпалерного ткачества. Основные приемы ткачества, используемые при изготовлении шпалер, были описаны О.И. Негневицкой и опубликованы.

Реконструкция по аналогии достаточно часто применяется при укреплении этнографического материала и экспонатов из коллекций городского костюма. Например, в Музее декоративно-прикладного и народного искусства перед дублированием косынки Нижегородской губернии конца XIX - начала XX в. выполнялось восстановление ее «лохматых» концов на коклюшках сцепной техникой плетения, как в самой вещи. Для придания экспозиционного вида городчатому венцу Архангельской губернии из коллекции H.Л. Шабельской утраты золотного шитья галуна были восполнены по аналогии нитями мулине серебристого оттенка. При реставрации комплекта, включавшего распашную одежду, блузу, шляпку и бисерную сумочку конца XIX - начала XX в. (тюль, шелк, стеклярус, бисер), была выбрана техника имитации утраченных фрагментов тюля газовой нитью.

При укреплении музейных предметов, шитых бисером, перламутром или стеклярусом, практически всегда выполняется реконструкция по аналогии. Иногда перед началом работ создается макет реставрируемого экспоната. Например, при реставрации нагрудных украшений из перламутра (ГИМ, № 34686/4-190) для изучения техники плетения Т.Н. Вентцель выполнила копию из современного бисера, и только потом приступила к перенизыванию перламутра на новую нитку (из-за узких отверстий в перламутре игла не использовалась, для продевания тонкой нити ее конец «заострялся» клеем).

Техника подлинных швов достаточно часто имитируется при реконструкции декоративных вышивок. Перекрещивающимися стежками Т.Н. Вентцель восполнила утраты на гобеленовой ткани ширмы (ГИМ, № 528). В Музее искусства народов Востока С.В. Волковой была выполнена реконструкция вышивки тамбурным швом четырех утраченных фрагментов (10x10см) платья (Палестина). Предварительно в каждый выжженный участок была вшита заплата тонированной туали (каждая нить обрезного края заплаты вдевалась в иглу и вшивалась в ткань платья).

В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина реконструкция вышивки по аналогии была осуществлена Е.В. Большаковой при реставрации подарочной наволочки, пострадавшей во время пожара (изображение представляло две лавровые ветви, одна из которых была утрачена).

Иногда консервационно-реставрационные работы по восстановлению экспозиционного вида музейного текстиля требуют разработки специальных методик. Например, Е.Е. Большакова разработала методику реконструкции двусторонних вещей с помощью реставрационной сетки. Методика была использована при восстановлении узора на одеяле стиля модерн начала XX в. (мемориальный музей Э.К. Циолковского). Рисунок на экспонате был создан темно-зеленой и светло-зеленой шерстью и имел значительные утраты по углам. В процессе реконструкции на реставрационной сетке с двух сторон вышивальными приемами имитировалась техника ткачества.

В некоторых случаях изучение авторских швов способствует проведению реконструкции музейного предмета в целом. В Историческом музее М.А. Кузнецовой под руководством хранителя коллекции городского костюма Т.С. Алешиной была выполнена реконструкция женского платья 1850-1860-х гг. - сценического костюма актрисы Л.A. Андреевой-Дельмас, сшитого из подлинного платья середины XIX в. В ходе реставрации были найдены аналоги в собрании музея и в журнале «Северный цветок», выявлены и восстановлены первоначальные линии швов по следам проколов иглы, сгибам и сохранившимся кусочкам подлинной темно-коричневой нити, удалены поздние нашивки из хлопчато-бумажной ткани на корсаже лифа, укреплены разрывы, восстановлены подлинные швы пришива хлопчатобумажного корсажа шелком, аналогичным подлинному.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства реконструкция дэгыла - праздничного костюма прибайкальской бурятки, включающего юбку и безрукавку (середина XIX в.; материал: кожа, мех, сукно, металл), была выполнена на основании аналога (сохранившаяся часть костюма) и схемы кроя, обнаруженной в ходе научного изучения памятника в книге Р.Д. Бадмаевой «Бурятский народный костюм».

Наличие в музейном текстиле разных материалов и разных техник изготовления осложняет проведение его реставрации. В ходе консервационно-реставрационных работ с дэгылом А.В. Романова обращалась за консультациями к специалистам по металлу и по коже.

В некоторых случаях реставрация предметов из разных материалов выполняется несколькими специалистами. В 1995-1999-х гг. в ГосНИИР реставрировалось около 200 экспонатов конца XIX - начала XX в. из Музея игрушки, поступивших в его собрание из дворцов Царского села и Ливадии и выполненных из разнообразных материалов: фарфор, папье-маше, дерево, стекло, ткани, бисер, кожа, соломка, перо, металл. Как отмечалось в каталоге выставки «Реставрация музейных ценностей в России»:   «Эти маленькие шедевры обиходного ремесла потребовали разработки новых методов реставрации и участия специалистов различного профиля». Например, куклу в старинном русском костюме, происходившую из Александровского дворца (Царское Село) (кукла: мастика, стекло; роспись, лаковое покрытие; костюм: хлопчатобумажная ткань, шелковая ткань, тесьма, лента, золотная нить, бисер, металл; ткачество, вышивка, лыковое плетение) укрепляли реставратор Отдела произведений прикладного искусства из органических материалов Н.Н. Рулева и реставратор по камню О.В. Яхонт.

Реставрация вееров в ВХНРЦ осуществлялась совместно реставраторами по ткани и кости. Например, при укреплении веера XVIII в. из Государственного музея А.С. Пушкина (№ 4005; материал: шелк, кость, золотая и серебряная фольга, блестки, цветная соломка, перья) восполнение боковых пластин оправы производилось реставратором по кости Л.В. Гетьман, а консервационно-реставрационные операции с опахалом осуществлялись Е.В. Семечкиной на основе методики полного дублирования, рекомендующей использовать «прозрачный французский шелк, практически не скрывающий оборотной стороны веера и не увеличивающий толщину опахала, что сохраняет возможность свободно складывать и развертывать веер после дублирования».

Некоторые реставраторы по тканям овладевают смежными специальностями. Так, сотрудница Музеев Кремля Н.П. Синицына является реставратором по тканям высшей категории и реставратором по коже первой категории, что позволяет ей проводить реставрацию памятников, выполненных из разных материалов и в разных техниках. Сотрудник Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Н.В. Ануфриева является реставратором по тканям второй категории и реставратором по коже высшей категории. Реставратор высшей квалификации по тканям ГосНИИР И.С. Шарапова является одновременно реставратором по графике второй категории.

Иногда реставраторы по тканям, консультируясь со специалистами различных профилей, выполняют реставрационные операции с другими материалами самостоятельно. Например, при реставрации платья военачальника (Корея, XIX в.) Т.И. Бурлуцкая самостоятельно выполнила очистку металлических украшении одежды пескоструйным скальпелем.

В Театральном музее имени А.А. Бахрушина значительная часть консервационно-реставрационных работ также осуществляется с экспонатами, выполненными в разной технике. Например, Е.Е. Большакова реставрировала изготовленный из разных материалов костюм Мефистофеля, принадлежавший Ф.М. Шаляпину (ткань, кожа, металл).

Как правило, на музейных предметах мех, утративший экспозиционный вид, заменяется новым. Однако на памятниках, имеющих мемориальное значение, желательна реконструкция утраченных фрагментов. Е.Е. Большаковой разработана методика изготовления имитационных пластин для реставрации меховых предметов, которая была ею применена при реконструкции каракулевой шапки-пирожка К.Э. Циолковского. На газ наносился клей АК-45, в него «впаивались» каракулевые локоны подходящего цвета и помещались под груз. Из готовой имитационной пластины вырезались кусочки нужной конфигурации и укреплялись на дублирующем материале. Для большей прочности шапка была оплетена сеткой черной нейлоновой нити с крупными ячейками, практически незаметной на памятнике. Хорошая сохранность музейного предмета после пяти лет экспонирования позволила повторить реставрационные операции на мехе кролика муфты жены К.Э. Циолковского.

Существенный вклад в развитие методов текстильной реставрации, сделанный сотрудниками московских музеев в 1980-1990-е гг., нашел отражение в материалах реставрационных выставок, позволивших ввести в научный оборот памятники древнерусского шитья и декоративно-прикладного искусства, реставрированные в музейных мастерских. Благодаря поддержке и финансированию Министерства культуры Российской Федерации с 1993 г. регулярно проводятся триеннале «Реставрация музейных ценностей в России», которые позволяют анализировать и давать оценку методикам, применяемым при консервации и реставрации памятников.

Таким образом, в 1980-1990-е гг. в реставрационных отделах московских музеев значительно увеличивается количество научных разработок в области текстильной реставрации, апробируются новые методы укрепления музейных тканей (новые синтетические клеи; использование пасм; перекрытие прозрачным тонированным материалом; реконструкция двусторонней вышивки с помощью реставрационной сетки; имитационные пластины), проводятся стажировки реставраторов по тканям. Большее внимание при утверждении заданий на реставрацию исторического и художественного текстиля уделяется этическим аспектам, в связи с чем предпочтение отдается обратимым операциям, минимально изменяющим структуру памятника, однако в работе с предметами этнографических и мемориальных коллекций допускается реконструкция по аналогии с восполнением утрат в авторской технике. Для выполнения работ с экспонатами из различных материалов реставраторами произведений из ткани осваиваются смежные специальности.

 

Автор: Ермакова Н.В.