23.12.2012 5806

Современные теория и практика реставрации шитья и тканей

 

К концу XX в. в документах Международного совета музеев была зафиксирована современная концепция профессии реставратора, которая «заметно отличается от традиционных представлений о реставраторе как о кудеснике», возрождающем «из пепла утраченные шедевры». В 1984 г. ИКОМ принимает документ «Консерватор-реставратор: определение профессии», который декларирует в качестве главной цели реставрационного воздействия сохранение документальных качеств исторического объекта, содержащего «стилистическую, иконографическую, технологическую, интеллектуальную и/или духовную информацию» и являющегося базисом для исследований по истории искусства, этнографии, археологии и другим научным дисциплинам. Так как любая реставрационная операция предполагает «манипулирование с объектом», в результате которого происходит видоизменение памятника, то при составлении реставрационной программы консерватор-реставратор должен проводить четкую границу «между нужным и ненужным, возможным и невозможным, между вмешательством, которое повысит качества объекта, и тем, которое может нарушить его целостность». Так же, как в свое время И.Э. Грабарь, документ сравнивает работу реставратора с работой хирурга, у которого «мануальное мастерство» соединяется «с теоретическими знаниями и со способностью одновременно оценивать ситуацию, незамедлительно на нее воздействовать и предвидеть ее последствия».

Принятие Международным советом музеев основополагающих принципов консервации и реставрации культурно-исторических памятников привело к критическому переосмыслению опыта, накопленного в области сохранения произведений шитья и тканей. Ведущими отечественными специалистами была дана оценка методам и материалам, применявшимся в 1920-1980-е гг. Методики по изучению, очистке и укреплению музейного текстиля были проанализированы с точки зрения их соответствия требованиям, зафиксированным в документах ИКОМ, при этом, как отмечает И.М. Качанова, стало очевидным, что «демонтаж;, часто проводящийся с целью получения возможности доступа к разрушенным деталям и материалам комплексного памятника, может повлечь за собой удаление сведений об авторской технике (швы, нитки, технологические приемы и др.); вместе с раскрытием от поздних наслоений нередко удаляются исторические сведения о бытовании вещи, ее связи с историческими лицами и событиями; в процессе очистки можно потерять информацию о возможных технологических способах обработки материалов памятника процесс укрепления неизбежно предполагает внесение новой информации (например, клей или нитки)».

С учетом современных требований к сохранению культурных ценностей в практику реставрационных мастерских вносятся корректировки, вырабатываются новые подходы к операциям, включаемым в программы реставрации памятников музейного текстиля. Например, в 1990-е гг. в Отделе реставрации произведений прикладного искусства ВХНРЦ было изменено задание на реставрацию единственного сохранившегося в России стрелецкого знамени XVII в. Методика, разработанная в 1970-х гг., включала реконструкцию знамени и восполнение утрат шелка в цвете и материале, приближенным к подлинным, методом дублирования с применением мучного клея. Однако «величина, руинированность, двусторонность изображения на одной основе, собранной из массы выкроенных деталей, исполненных в разной технике», затрудняли работу, и после очистки, экспонат был законсервирован. Внедрение в реставрационную практику новых материалов и методик позволило при возобновлении работ в 1994 г. изменить утвержденную ранее программу. За это время изучение архивных документов и литературы выявило, что у реставрируемого знамени есть аналог - знамя стрелецкого полка Д.Р. Жукова, которое хранится в фонде нарвских трофеев в Государственном национальном военно-историческом музее в Стокгольме. Его изучение позволило точнее атрибутировать реставрируемое знамя, например, определить святого в нижнем правом клейме как преподобного Савву Сторожевского. Фотографии стокгольмского памятника помогли расположить осыпавшиеся фрагменты шелка на омском знамени. Дублирование экспоната осуществлялось двусторонним перекрытием прозрачным шелком с помощью клея АК-45, не проникавшего в структуру древней ткани. Использование минимальных концентраций адгезива делало реставрацию обратимой.

Аналогичный метод двустороннего дублирования тонким прозрачным шелком был использован в мастерской Исторического музея при реставрации памятника XVIII в. - штандарта Я.В. Брюса. При поступлении в реставрационную мастерскую экспонат находился в руинированном состоянии с сильными загрязнениями, заломами, разрывами.

После сложной комбинированной очистки и укрепления живописи производилось общее дублирование ткани штандарта на тонированный шелк и дополнительное консервирование его разрушенных концов между двух слоев шелкового газа. В полученном «конверте» иглой по контуру было проведено укрепление с помощью тонкой нити, при этом авторская ткань фрагмента нигде не прокалывалась.

Способ двустороннего дублирования был использован в реставрационной практике Государственного музея изобразительных искусств при повторной реставрации фрагмента полотняной ткани «Книги мертвых»: после тщательного удаления с ткани следов мучного клея она была законсервирована между двух слоев тонированного шелкового газа и прошита газовой нитью вдоль края.

Новый подход к реставрации и консервации текстиля служит не только сохранению большего объема культурно-исторической информации, которой обладает каждый музейный предмет, но и позволяет «соприкоснуться с миром вещей, которые окружали наших предков, и оценить их подлинную красоту. На основании этих принципов Л.A. Барбиновой была проведена реставрация двух кукол из собрания Музеев Кремля. Изучение использовавшихся при их изготовлении шелковых и золотных тканей, художественных и технических приемов украшения, а также собранные сведения об истории их бытования позволили уточнить атрибуцию памятников: куклы были изготовлены в конце XVIII- начале XIX в. и поступили в Оружейную палату в 1852 г. в составе собрания академика М.П. Погодина. Множество мелких деталей, выполненных из различных материалов, потребовали от реставратора использования различных приемов, выбор которых определялся сведением к минимуму внедрения в структуру памятников и использованием обратимых методов консервации.

Микроскопическое исследование состояния сохранности шелковых нитей демонтированных тюлевых рукавов, бантов и ткани с затылочной части головных уборов не позволило применить для их очистки моющее средство, удаление которого требует многократной промывки. Их очистка осуществлена дистиллированной водой. Остальные ткани костюмов без демонтажа были очищены различными растворителями (спиртом, перхлорэтиленом). Некоторые пятна ослаблены перекисью водорода. Для укрепления ветхих тканей была применена методика консервации прозрачным шелковым газом, практически не изменившим внешнего вида экспонатов.

В конце 1990-х гг. в Третьяковской галерее был очень бережно реставрирован убрус XVI в., вышедший из мастерской царицы Анастасии Романовны. Очистка деструктированной ткани и шитья производилась мягкой кистью и влажными тампонами с дистиллированной водой, а укрепление прорывов - способом дублирования между двумя слоями газа, при этом важную роль в придании памятнику экспозиционного вида сыграло крашение дублирующей ткани в цвет, совпадающий с цветом древнего шелка (реставратор Н.Ф. Сотцкова). После реставрации памятник помещен в экспозицию «Сокровищницы» ГТГ.

Современная методология определяет предреставрационное исследование как наиболее важный этап консервационно-реставрационных мероприятий, который должен включать технико-технологическое изучение музейного предмета и его историко-археологический анализ. На основе результатов исследования принимается решение или о превентивной консервации, или о необходимости проведения реставрации. При разработке реставрационной программы определяющими должны быть сведения о бытовании памятника, которые желательно сохранить при проведении его очистки и укреплении, «поскольку только зная, что надо сохранить, можно начинать думать, как это сохранить». Только после ответа на первый вопрос, следует переходить к выбору консервационно-реставрационных мероприятий, которые должны учитывать полученные в ходе исследования сведения о материальной структуре памятника.

Примером нового подхода к исследованию поступающего на реставрацию музейного текстиля является комплексное изучение саккоса митрополита Алексия - памятника древнерусского церковного искусства, истории русского государства и русской Церкви, древней письменности и художественного ремесла. Привлечение к этой работе специалистов из ведущих научно-исследовательских институтов, вузов и организаций Москвы (ГосНИИР, НИИ органической химии РАН, НИИ геологии рудных месторождений РАН, Московского энергетического института, Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева, Экспертно-криминалистического центра МВД РФ, Судебно-медицинского экспертного центра, Института прикладной физики, Московской текстильной академии) позволило И.М. Качановой пересмотреть историю бытования памятника, зафиксированную в трудах исследователей древнего шитья. В ходе историко-археологического анализа был осуществлен поиск аналогий среди сохранившихся в музеях древних облачений и их изображений в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изучены описи церковного имущества, вопросы церковной литургии (символика облачений, чин погребения архиереев, чин обретения мощей, чин поставления в митрополиты), вопросы церковной и светской истории в определенные периоды времени.

Характер выявленных в процессе исследования разрушений и загрязнений на тканях саккоса под шитыми крестами и углами позволил сделать предположение о нахождении тканей в экстремальных условиях, что могло «свидетельствовать о возможном пребывании их в захоронении». Фон шитья является итальянской камкой XV-XVI в. Идентификация красителей показала, что крашение одной из тканей было произведено мареной по протравам в пурпурно-красный цвет, который под воздействием щелочной среды изменился на грязно-фиолетовый.

Именно такая щелочная среда могла быть в каменной гробнице. Исследование золотных нитей с разных участков саккоса выявило, что шитье на крестах, углах и летописи выполнено идентичными нитями, а нити оплечья другого качества. На основании полученных в ходе исследования данных И.М. Качановой была высказана гипотеза, что памятник, хранящийся в музеях Кремля объединяет детали двух саккосов: в одном из них митрополит Алексий был погребен (от него сохранились кресты, углы, летопись), в другом он совершал богослужения, отмечая день своего поставления (оплечье и зарукавья). Анализ письменных источников позволил предположить, что их объединение могло произойти в период 1535-1631 гг.

Всестороннее исследование памятников текстиля расширяет фактографическую базу отечественной истории. Например, дополнительные сведения об обряде погребения великих княгинь и цариц получены реставрационно-исследовательской группой «Исторический Некрополь», организованной в 1999 г. в ГИКМЗ «Московский Кремль» (руководители: археолог Т.Д. Панова и реставратор Н.П. Синицына). Группа объединяет реставраторов по тканям ряда московских музеев и сотрудников НИИ культурного и природного наследия. Комплексное экспериментальное исследование погребального инвентаря женских царских погребений XV-XVII вв., перемещенных в 1929 г. из Некрополя Вознесенского монастыря в подклет Архангельского собора, проводилось с целью реконструкции текстиля из вскрытых в 2000-2002 гг. шести погребений: Елены Глинской, Ирины Годуновой, Марии Нагой, Екатерины Шуйской, Анны и Феодоры Романовых. Систематизация археологического материала, его описание и реконструкция проходила в несколько этапов: 1)вскрытие погребений и фиксирование положения текстильных изделий в них; 2) классификация текстильных изделий и отбор микропроб для экспериментального исследования; 3) реставрационный этап (расчистка, промывка, изучение кроя и швов, составление схемы покроя и реконструкция); 4) исследование тканей и других материалов (тесемок, шнуров), реконструкция узоров, поиск аналогов; 5) заключительный этап - систематизация данных, полученных в ходе исследования.

Для изучения технологических аспектов археологического текстиля использовалась методика, разработанная под руководством кандидата биологических наук В.П. Голикова в Центре исследования исторических и традиционных технологий Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия. Анализ типов волокнистого сырья, структуры нитей и текстильных переплетений осуществлялся с помощью микроскопических методов, включающих исследование в отраженном боковом неполяризованном свете, в отраженном поляризованном свете, в проходящем поляризованном свете. Природа текстильных волокон и красителей определялась химическим, хроматографическим, гистохимическим способами. Исследования не выявили в погребениях тканей и сшивных нитей растительного происхождения. Для монашеского облачения великих княгинь, включавшего нательную рубаху или платье (подрясник), платье (рясу), аналав или крест типа парамана, монашескую мантию и головной убор типа куколя, использовалось темное шерстяное полотно. В светских погребениях основной тканью одежд (платья с длинными рукавами, налобной повязки, волосника) и покрова, в который тело заворачивалось целиком, вместе с головой, являлся шелк.

Ряд фрагментов тканей из Некрополя Вознесенского монастыря имеет столь значительную деструкцию, что при малейшем механическом воздействии превращается в порошок. Это делает невозможным применение стандартных приемов реставрации и консервации. Для укрепления руинированных тканей Н.П. Синицыной разрабатывается новый метод. Выбрано четыре образца шелка и шерсти. При их укреплении использованы полипараксилиленовые покрытия, разработанные Научно-исследовательским физико-химическим институтом им. А.Я. Карпова и применявшиеся ранее в Российской национальной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и в Библиотеке РАН. Новый метод дал положительный «упрочняющий эффект», однако для его внедрения в текстильную реставрационную практику требуется провести дополнительные испытания.

Изучение памятников шитья в ходе реставрационных работ позволяет осветить отдельные вопросы истории древнерусского искусства. Например, многолетнее исследование реставрированных в ВХНРЦ памятников строгановского шитья и привлечение в качестве аналогов живописных произведений строгановских мастеров дало возможность А.В. Силкину проследить эволюцию стиля, соотношение мастерских в рамках строгановской школы в целом, обосновать новую периодизацию и использовать технико-технологические признаки датированных памятников как атрибуционные.

В настоящее время научная деятельность реставрационных мастерских музеев и центров имеет государственную поддержку. Так, в рамках президентского гранта за 1999 г. было осуществлено исследование археологического материала XIII-XIV вв. из собрания Исторического музея (одежды периода Золотой Орды из разнообразных шелковых тканей, найденных близ Астрахани). Учитывая особую ценность археологических одежд, перед проведением консервационно-реставрационных работ сотрудники Исторического музея М.А. Кузнецова и О.Б. Лантратова были направлены на двухнедельную стажировку в Отдел реставрации текстиля при Центральном Совете по Национальному наследию Швеции (Стокгольм). В отчете о командировке отмечалось, что специалисты Швеции не применяют при очистке органические растворители, так как они вымывают из текстильных волокон многие природные компоненты, обезвоживают ткани, вносят нарушения в процесс естественного старения текстиля, что может повлечь за собой искажение результатов работы будущих исследователей.

В процессе экспериментального исследования комплекса одежд из женского погребения, обнаруженного в грунтовом могильнике, сотрудниками ГЙМ и Центра исторических и традиционных технологий проводилась оценка количества и видов текстильных изделий, фотофиксация одежд и отдельных фрагментов, анализ стилистических и иконографических особенностей текстиля (классификация орнаментов и изображений, оценка колористических характеристик, реконструкция раппорта, сравнение с аналогами), исследование материалов и технологических приемов изготовления текстиля (анализ природы волокон, оценка технологии изготовления нитей, идентификация технологии ткачества, реконструкция текстильных переплетений, определение состава красителей и технологии крашения). Методы исследования включали микроскопический анализ в неполяризованном и поляризованном свете, получение микрофотографий при параллельных и перпендикулярных поляризаторе и анализаторе, микрохимические и гистохимические исследования, термический анализ. Наличие красителей и предварительная оценка их природы определялась в иммерсионных препаратах волокон с помощью различных микроскопических методов, а их качественный и количественный анализ проводился в экстрактах из окрашенных волокон. Для выделения красителей использовались разработанные в Центре исторических и традиционных технологий экстрагенты, эффективно извлекающие красители из волокон в мягких условиях (при температурах 70-80°С и нейтральных pH), благодаря чему в процессе экстракции не происходит разрушения нестабильных форм природных красителеq. При определении красителей текстиля использовался созданный в Центре исторических и традиционных технологий банк эталонных красителей, источников красильного сырья, а также выкрасок шелка и шерсти этими красителями. Исследование комплекса, включающего два халата (верхний и нижний), женский монгольский головной убор (бокка), нагрудную сумочку и сапоги, позволило ввести в научный оборот уникальные одежды XIII-XIV вв.

В последние годы использование современных технико-технологических методов исследования стало обязательным в отношении мало изученных историко-культурных памятников текстиля, поступающих на реставрацию в музейные мастерские. Так, для определения задания на реставрацию парсуны патриарха Никона, выполненной в «тафтяной» технике (14 видов шелковых тканей: тафта, атлас, парча, бархат), большое значение имело детальное изучение основных материалов и технологических приемов, позволившее выявить поздние реставрационные вмешательства. Комплексное исследование парсуны с помощью экспериментальных методов микрохимии, гистохимии, термического анализа, качественного и количественного элементного анализа рентгенофлюоресцентным методом, спектрофотометрии в видимой и ультрафиолетовой области, микроскопии в отраженном и проходящем поляризованном свете, тонкослойной хроматографии осуществлялось сотрудниками ГИМ совместно со специалистами Центра исторических и традиционных технологий. Изучение памятника позволило установить, что одним из важнейших технологических материалов парсуны является клей, для исследования которого было отобрано 24 образца с различных участков экспоната, что позволило установить использование мучного клея при поновлениях парсуны. Авторский клеящий состав был не просто клеем, а однофазным протеиновым лаком, который хорошо сохранил свой внешний вид и свойства. В деталях, формирующих интерьер парсуны (ступени амвона, пол), использовались идентичные по технологическим характеристикам атласные ткани, сходные параметры их крашения позволили предположить, что все они изготовлены в одной мастерской приблизительно в одно время.

Выявленные в ходе исследования первоначальные цвета аппликативных тканей парсуны помогли выполнить ее компьютерную реконструкцию, осуществленную научным сотрудником сектора охранного видеографического банка данных Отдела научной информатики ГИМ B.C. Окуньковым. Сделанный в фотолаборатории снимок парсуны был сканирован, и с помощью средств графического редактора Photoshop 7.0 цвета отдельных фрагментов преобразованы, а также восполнены отсутствующие на экспонате детали: кисть палицы скопирована с сохранившейся на другом ее угле подобной детали й размещена на изображении в нужном ракурсе; крест на митре скопирован с живописного портрета патриарха Никона.

Современное программное обеспечение позволяет не только выполнять графическую реконструкцию музейных предметов, но и изменяет процесс ведения реставрационной документации. В настоящее время осуществляется переход на новую, электронную, форму реставрационных паспортов. С конца 2001 г. краткие паспорта были введены в электронную базу данных КАМИС. Как предполагает А.И. Яковлева, «в перспективе форма паспортов будет расширяться за счет введения цифровых изображений реставрируемых памятников. Текстовые и графические редакторы дают возможность качественного оформления реставрационной документации с включением в нее таблиц, сканированных изображений и графиков, наглядно характеризующих полученные в ходе исследования данные.

Использование компьютерной техники, по мнению Ю.Г. Боброва, создает новую область применения стратегии превентивной консервации, так как тщательная высокопрофессиональная фотофиксация с последующей компьютерной обработкой позволяет документировать самые незначительные особенности сохранности произведения».

На принципах превентивной консервации происходит развитие теории и практики текстильной реставрации в последнее десятилетие. После международного коллоквиума ИКОМ в Париже (1992), посвященного превентивной консервации, она получила признание как наиболее важный раздел консервации, так как концентрация усилии сотрудников музеев на реставрации отдельного экспоната, по мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, идет в ущерб сохранности других предметов музейных коллекций, в результате чего может быть утрачена значительная часть культурного наследия.

Важной проблемой, решаемой в рамках превентивной консервации, остается обеспечение оптимальных параметров окружающей среды для сохранности уникальных культурно-исторических памятников. С этой целью в ГосНИИР разработан новый способ экспонирования и хранения музейных предметов в герметичных витринах-шкафах с контролируемой инертной газовой средой, но, как отмечает Е.В. Семечкина, большинство отечественных музеев не может позволить себе приобретение современного дорогостоящего оборудования, которое реализовывало бы принцип «презервации» (предохранения). Во многих московских музеях в настоящее время используются простые средства, ограничивающие неблагоприятное воздействие окружающей среды на хрупкий музейный текстиль. Так, горизонтальные витрины снижают деформацию тканей за счет силы собственного веса. Световое воздействие, разрушающее структуру текстильных волокон, уменьшается при использовании специальных завес, которые защищают ткани от света и легко сдвигаются при осмотре экспонатов. В Государственном центральном музее древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства горизонтальные витрины со старинным шитьем покрыты плотными тканями, которые при осмотре посетители поднимают самостоятельно.

Еще одним способом, защищающим древний текстиль при экспонировании, является система специального приглушенного освещения. Например, в 2001 г. на выставке «Орел и лев», организованной Историческим музеем, Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», Российским государственным архивом древних актов и рядом музеев Швеции, в одном из залов, где экспонировались одежды XVII в. из Королевской Оружейной палаты Стокгольма, окна были плотно закрыты щитами, а неяркие лампы люстр создавали полумрак, при этом светильники направленного света малой мощности, расположенные в витринах, выгодно выделяли музейные предметы (дизайнер выставки - шведская художница Лотта Рудман).

Вопросы превентивной консервации являются постоянной темой научных конференций. В 2004 г. на международной научно-методической конференции «Исследования в консервации культурного наследия», организованной ГосНИИР, работал мастер-класс по превентивной консервации, в рамках которого была рассмотрена проблема предреставрационных исследований текстильных материалов.

На Забелинских чтениях 2004 г. сотрудник ГИМ Ю.А. Петушкова познакомила участников чтений с результатами проведенного ею исследования микробиологического состояния воздуха в экспозиционных помещениях и фондохранилищах ГИМ. Пробы отбирались в залах и витринах, после чего проводилась идентификация выявленных микроорганизмов. В ходе исследования в зале, где экспонируется Катандинский халат, было установлено повышенное содержание в воздухе бактерий и грибов, причиной которого могут быть сбои в работе вентиляции или зараженность стен, витрин, отдельных экспонатов микозами, и хотя установленная концентрация не превышает допустимых норм, тем не менее в ходе обсуждения было принято решение о дополнительном обследовании с целью выявления причин увеличения концентрации микроорганизмов.

Важнейшей составляющей современной стратегии деятельности по сохранению собраний музейных тканей является подготовка квалифицированных специалистов, знакомых с принципами превентивной консервации. По мнению членов Комитета по реставрации ИКОМ, теоретическая подготовка и образование реставраторов должны включать знание истории искусства и цивилизаций, методов исследования и документации, технологии и материалов, теории консервации и этики, истории консервации-реставрации и технологии, химических, биологических и физических процессов разрушения и методов консервации.

В настоящее время подготовка кадров реставраторов и хранителей музеев методом стажирования предусматривает знакомство с современными методами очистки, крашения, дублирования, хранения и экспонирования музейного текстиля. Стажирование осуществляется ведущими реставраторами произведений из ткани ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, ГосНИИР, ГИКМЗ «Московский Кремль», Государственного Исторического музея, Государственного музея искусства народов Востока.

В 1990 г. созданием при Суздальском художественно-реставрационном училище отделения текстильной реставрации была сделана попытка организовать профессиональное обучение реставраторов произведений из тканей. Программа подготовки рассчитана на пять лет и включает дисциплины художественных училищ (русская и мировая культура, русское и мировое искусство, этнография), а также специальные предметы (материаловедение, вышивка, ткачество, плетение из бисера, батик). Кроме этого, более 1300 часов отводится практическим занятиям. Однако, по мнению Е.В. Семечкиной, отсутствие в программе специальных занятий по реставрации музейного текстиля не позволяет присваивать выпускникам училища реставрационную квалификацию, соответствующую требованиям, которые установлены аттестационной комиссией Министерства культуры РФ.

В 1994 г. при РГГУ была создана Высшая школа реставрации и открыт Учебно-научный центр реставрации и экспертизы, учебные планы и программы которых предусматривают и специализацию «реставрация тканей». Среди преподавателей, готовящих музейных работников в области хранения и реставрации музейного текстиля, сотрудники ГИКМЗ «Московский Кремль», Государственного Исторического музея, Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Курсы истории консервации и реставрации тканей читаются в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и других учебных заведениях.

Рассмотрев деятельность мастерских московских музеев и реставрационных центров в последнее десятилетие, можно констатировать, что современная методология реставрации музейного текстиля включает всестороннее изучение исторических и художественных тканей, позволяющее точнее определять задачи реставрационного вмешательства и максимально сохранять документальные качества памятников текстиля. Особенностью консервации и реставрации шитья и тканей последних лет является то обстоятельство, что при разработке программ проведения работ по их сохранению имеется возможность подключения всего потенциала реставрационных служб, объединенных в единую систему. Выявлению технико-технологических особенностей памятников искусства и культуры способствует возможность привлечения к исследованию сотрудников научно-исследовательских институтов, вузов и лабораторий. Комплексное изучение текстильных экспонатов и максимальное выявление накопленной в них информации позволяет правильно определять цели реставрации и выбирать наиболее эффективные методы проведения очистки и укрепления музейного текстиля. Научные конференции, публикации в трудах музеев материалов о проводившихся исследованиях и проблемах, решенных в ходе реставрационных работ, участие в реставрационных советах других музеев и центров позволяют специалистам музейных мастерских использовать опыт, накопленный отечественными и зарубежными коллегами, и вводить реставрированные памятники в научный оборот.

Таким образом, во второй половине XX в. благодаря изменению государственной политики в отношении музейного дела в структуре музейных учреждений были сформированы подразделения, функциями которых является сохранение коллекций исторических и художественных тканей. Утверждение Министерством культуры СССР квалификационных характеристик категорий художников-реставраторов положило начало развитию системы подготовки профессиональных кадров и дало возможность укомплектовать музейные реставрационные мастерские аттестованными специалистами, способными выполнять сложные консервационно-реставрационные операции с историческими и художественными тканями и разрабатывать новые методы текстильной реставрации на основе достижений физики, химии, биологии. Значительную роль в подготовке квалифицированных кадров, разработке и внедрении в практику музейных мастерских новых приемов исследования, очистки и укрепления древнего шитья и тканей играет Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. Систематизации апробированных в реставрационной практике приемов и использованию в работе с музейным текстилем опыта зарубежных коллег содействовало образование Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации музейных художественных ценностей и вступление отечественных музеев в ИКОМ. Проведение реставрационных выставок, профильных семинаров и конференций, публикация методических статей, деятельность аттестационной комиссии объединили музейные мастерские в единую реставрационную службу. Внедренные в практику музейных мастерских разнообразные приемы удаления с экспонатов различного вида загрязнений дали возможность выбора оптимального метода очистки музейного текстиля в зависимости от физической сохранности его волокон. Изучение исторических технологий, и в частности крашения естественными и кубовыми красителями, расширило палитру дублировочных материалов и позволило использовать при реставрации ветхих тканей как метод укрепления на новой основе, так и метод перекрытия прозрачным газом, в значительной степени сохраняющий художественную ценность древнего текстиля. В практике реставрационных мастерских московских музеев в 1960-1990-е гг. использовались игольная и клеевая техники дублирования, при этом постоянно велся поиск новых клеевых составов и методик их нанесения на дублирующую ткань с целью повышения качества реставрационных работ за счет минимального внедрения клеев в структуру текстильных волокон. Реконструкция утрат в авторской технике, широко применявшая в 1960-1980-е гг. при работе с музейным текстилем, в последнее десятилетие заметно сократилась, уступая место объединению сохранившихся фрагментов на нейтральной дублирующей ткани.

Современная методология реставрации шитья и тканей базируется на применении неразрушающих физико-химических способов исследования музейного текстиля и изучении связанных с экспонатом литературных и архивных источников, что позволяет максимально выявлять художественные и документальные качества памятников и определять задачи реставрационных мероприятий. Значительное внимание в решении проблем сохранения исторического и художественного текстиля уделяется превентивной консервации, позволяющей создать оптимальные условия хранения не только для отдельных уникальных музейных предметов, но и коллекций в целом.

 

Автор: Ермакова Н.В.