24.01.2013 42505

Способы и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях

 

Способы и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях рассматривается исследователями в связи с классификацией его стратегий и способов.

Выделяется три основных критерия, по которым строятся классификации способов поведения в трудных ситуациях (Малкина-Пых И.Г., 2004. с. 29):

I. Эмоциональный/проблемный:

1. Эмоционально-фокусированные способы поведения - направлены на урегулирование эмоциональной реакции.

2. Проблемно-фокусированные способы поведения - направлены на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

II. Когнитивный/поведенческий:

1. «Скрытые» внутренние способы поведения - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2. «Открытые» поведенческие способы - ориентированные на поведенческие действия, используются способы, наблюдаемые в поведении.

III. Успешный/неуспешный:

1. Способы, ведущие к успешному разрешению трудной ситуации - используются конструктивные способы и стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

2. Способы, ведущие к неуспешному разрешению трудной ситуации - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению стресса.

Было предпринято много попыток создания методик, с их помощью в дальнейшем создавались классификации способов совладания со стрессом. Так, Фолкман и Лазарус (1984) со своими сотрудниками разработали методику «Способы совладания», содержащую 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил им выделить 8 дискретных стратегий:

- Стратегия противостоящего совладания заключается в том, что личность пытается агрессивным способом изменить ситуацию, испытывает неприязнь и гнев в отношении стрессора.

- Стратегия дистанцирования - личность отделяет себя от трудности, старается забыть о ней.

- Стратегия самоконтроля - саморегуляция чувств и поступков.

- Стратегия поиска социальной поддержки - обращение за помощью различного рода.

- Стратегия принятия ответственности - стремление не повторять совершенных ошибок и признание своего участия в возникшей трудности.

- Стратегия избегания - действия личности, приводящие к избеганию трудности.

- Стратегия планового решения проблемы - выработка пошагового решения проблемы и следования ему.

- Стратегия позитивной переоценки - усилия человека придать позитивное значение происходящему, интерпретация происходящего в позитивных терминах.

В основном эти стратегии исключают, но иногда могут и дополнять друг друга. Исследования показывают: многие люди, оказавшиеся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания.

К.Муздыбаев (1998), анализируя зарубежные источники, посвященные стратегиям поведения в трудных жизненных ситуациях, приходит к выводу, что многие из стратегий таят в себе не только возможность преодоления, но и ухода от него.

Биллингс и Моос (1984) просили своих испытуемых припомнить одну из последних эмоционально трудных ситуаций и оценить свой способ реагирования на него по 19 бинарным шкалам. Результаты анализа корреляций шкал позволил выделить этим авторам три базовых категории способов совладания: активно-поведенческое, совладание посредством избегания (сюда включается и самообман) и активно-когнитивное совладание.

P.Vitaliano (1990), классифицируя способы поведения в трудной жизненной ситуации, выделяет три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления. Во-первых, это самообвинение, выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; во-вторых, избегание, при котором человек продолжает себя вести так, как если бы ничего не произошло; в-третьих, предпочитаемое истолкование - призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.

Репертуар способов поведения в трудных (стрессовых) ситуациях, предложенный H.Weber (1992) выглядит следующим образом: реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; поиск социальной поддержки; перетолковывание ситуации в свою пользу; защита и отвержение проблем; уклонение и избегание; сострадание к самому себе; понижение самооценки; эмоциональная экспрессия.

Немецкий исследователь Г.Томэ (1988) на основе анализа данных BOLSA выделил 19-25 «техник» жизни. Часть этих «техник» Томэ включил в «общепсихологическую систему приспособления». Остальные «техники» он отнес к ситуационно-специфическим реакциям. К ним относятся такие техники как:

Первая «техника», входящая в общую систему приспособления, включает действия, ориентированные на достижения, на успех (Leistung), на изменение практической ситуации.

Вторая «техника» заключается в приспособлении к ситуационным аспектам ситуации, социальным нормам и общественным установлениям, к правилам деловых отношений.

Третья «техника» имеет большое значение в состояниях социальных потрясений. Она основана на умении приспосабливаться к потребностям других людей.

Четвертая «техника» названа Томэ «заботой об установлении и поддержании социальных контактов».

Пятая «техника» получила название «акцептации ситуации», т.е. принятие ее такой, какова она есть, после сравнения с положением людей, находящихся в еще более бедственном состоянии.

Уиллс и Шифман (1985) выделяют в процессе использования способов поведения в трудных жизненных ситуациях три стадии:

- Предупреждающая. Усилия, прилагаемые на этом этапе, помогают человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений.

- Овладевающая. Здесь осуществляются конкретные когнитивные и поведенческие шаги для решения определенных задач.

- Восстанавливающая. Человек имеет дело с последствиями трудной жизненной ситуации. Цель данного этапа - ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние.

Как любое поведение, поведение в трудной жизненной ситуации имеет свои задачи. В случае поведения в трудной ситуации они адаптивные. Моссом и Шефером (1986) было сформулировано пять видов таких задач:

Во-первых, человек в трудной жизненной ситуации должен для себя установить её смысл и значение. После того, как человек пришел в себя от потрясения, он постепенно начинает понимать то, что с ним произошло. Начинает происходить оценивание ситуации, предвосхищаться возможные последствия и т.д.

Во-вторых, трудная жизненная ситуация предъявляет определенные требования, которым человек должен соответствовать. Поэтому важна не только его реакция на возникшие требования, но и возможность жить в соответствии с этими новыми условиями.

В-третьих, для многих людей становится особенно важной задача поддержания родственных и дружеских отношений, для оказания и принятия возможной помощи в трудной жизненной ситуации.

В-четвертых, необходимой оказывается задача сохранения эмоционального баланса, избегания эмоциональных крайностей, умения адекватно эмоционально реагировать в трудной жизненной ситуации.

В-пятых, возможно, главной является задача сохранения и поддержания «образа Я», уверенности в себе и, как следствие, уверенности в своем завтрашнем дне.

Выделяют (Муздыбаев К., 1998) специфические стратегии поведения в трудной жизненной ситуации:

- Стратегия, сфокусированная на оценке. Личность, использующая эту стратегию, определяет для себя значение и суть происходящего, пытается оценить последствия, с которыми ей придется столкнуться. Основные способы сводятся к логическому анализу, когнитивной подготовке, выделению позитивных моментов и т.д., возможно использование и защитных механизмов: отрицание или приуменьшение угрозы и пр.

- Стратегия, сфокусированная на проблеме. Личность стремится непосредственно иметь дело с трудной ситуацией и предполагает решительно противостоять стрессорам и их последствиям. Вначале должна быть получена максимально надежная и полная информация относительно возникшей ситуации, также поиск социальной поддержки. Главным является принятие решения и реализация конкретных действий.

- Стратегия, сфокусированая на эмоциях. Личность пытается сохранить эмоциональное равновесие и управлять своими чувствами. Способы, относящиеся к данной стратегии таковы: обретение надежды на изменение ситуации, размышления о позитивной перспективе, следование нормам морали, научение терпимости.

Перлин и Шулер (1978, с. 12) разработали подобную классификацию стратегий поведения в трудной ситуации. По их представлениям человек справляется с трудной жизненной ситуацией:

- посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы);

- путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы);

- посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом).

Виноградова Л.В. (1999) анализирует классификацию способов, разработанную А.Стоуном и М.Пилом. Эти исследователи выделяют следующие совладающие категории: 1) дистракция (отвлечение внимания от проблемы, переключение на обдумывание других событий; 2) переопределение ситуации (попытка увидеть проблему в другом свете, что делает ее более терпимой; 3) прямое действие (размышления о возможных решениях проблемы, сбор информации о ней или реальные действия, которые помогут ее решить); 4) катарсис (выражение чувств в ответ на проблему для снижения напряжения; 5) принятие (принятие того, что проблема имеет место, но ничего нельзя сделать для ее разрешения); 6) поиск социальной поддержки (поиск эмоциональной поддержки у друзей, близких людей); 7) релаксация (действия, имеющие своей целью достичь расслабления).

С.К.Нартова-Бочавер (1997), считая, что создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления - дело будущего, предлагает в качестве ее возможных оснований следующие признаки coping: 1) ориентированность, или локус копинг-поведения (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

В классификации, разработанной И.П.Стрельцовой (2002), в качестве ведущего основания взята направленность поведения человека в трудных ситуациях - на решение проблемы, на свое эмоциональное состояние, на других людей и на самооценку. Ею было выделено 12 стратегий, реализующих различную направленность поведения в трудных жизненных ситуациях. Описаны ранее не выделявшиеся стратегии: «принятие ситуации как неизбежной», «социальное отстранение», «поддержание собственного достоинства и уверенности в себе». С точки зрения автора, такое выделение существенно расширяет возможность более дифференцированного анализа различных способов поведения в трудных жизненных ситуациях.

Три разновидности направленности личности - на других на предмет (дело) и на себя (В.Н.Мясшцев, Л.И.Божович, М.С.Неймарк) - послужили основанием для дифференциации векторов направленности защитных и совладающих стратегий в классификации Е.В.Либиной (2003): стратегии, направленные на разрешение актуальной затруднительной ситуации, считаются совпадающими. К защитным относятся стратегии, направляющие усилия в сторону от разрешения актуальной ситуации, вызывающей затруднение. Как защитные, так и совладающие стратегии, могут направлять усилия в сторону от разрешения актуальной ситуации, вызывавшей затруднение. Как защитные, так и совладеющие стратегии взаимодействия человека со сложными ситуациями в этой классификации рассматриваются в контексте трех модальностей - эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Совладеющие и защитные стратегии любой из трех модальностей могут проявляться как в пассивной, так и активной форме.

Особое внимание отводится анализу эффективности стратегий и способов совладающего поведения. С.К.Нартове-Бочавер (1997, с. 24) пишет: «Поскольку психологическое преодоление «запускается» ситуацией, то естественно считать его зевершенным, состоявшимся, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым освобождает его энергию для решения других задач».

В исследовании И.П.Стрельцовой (2002, с. 15) показано, что нельзя однозначно определить конструктивность стратегий и, соответственно, способов поведения вне контекста реальных условий ситуации. «Для каждой стратегии существует свой круг ситуаций, где она будет наиболее эффективной или даже единственно возможной, в то же время, в определенных условиях каждая из рассматриваемых стратегий может оказаться неконструктивной».

Надежным критерием эффективного совладающего поведения является повышение стресс-резистентности и уменьшение чувства уязвимости по отношению к стрессам (Conway V.I., Terry D.J., 1992).

Несмотря на то, что вопрос об эффективности-неэффективности предпочитаемых способов и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях остается дискуссионным, ряд авторов полагает, что есть стратегии и способы поведения в трудных жизненных ситуациях неэффективные для совладения: избегание и самообвинение, занижение своих возможностей. (Weber Н., 1992).

Так незываемое «отреагирование чувств» или проявление возникших состояний эмоционального напряжения считается довольно эффективным способом совладания со стрессом, если исключить проявление агрессивности как явления асоциального.

Обоснованное обращение к стратегии поиска социальной поддержки безусловно признается наиболее эффективным средством совладания с трудной жизненной ситуацией.

Способы же и стратегии, относящиеся к защитным формам поведения в трудных жизненных ситуациях, получили у исследователей разную оценку. Исследователь Н.Хаан (1977) полагает, что подобные формы поведения являются неприемлемыми для эффективного совладания, т.к. мешают адекватному восприятию действительности и дезадаптируют личность. Однако другие ученые считают, что ослабление стресса, пусть и иллюзорное, отвлекаясь таким образом от ситуации помогает ему, мобилизоваться и сконцентрировать усилия на реальном преодолении жизненной трудности (П.Беккер и К.Кавер, 1989).

Анализ эффективности совладающих стратегий с точки зрения дифференциальной психологии показывает, что «Предпочтение совпадающих стратегий в сложных жизненных ситуациях отражает эффективный (с точки зрения результата), оптимальный (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивный (с точки зрения целесообразности) выбор способа поведения человека. Соответственно, защитные стратегии являются свидетельством неэффективного, неоптимального и неконструктивного выбора» (Е.В.Либина, 2003, с.9).

И.М.Никольская. Р.М.Грановская (2000, с. 80) указывают на то, как возможно, постепенно отходя от психологических защит, повысить эффективность совладания с трудной жизненной ситуацией. «Важным, но недостаточным условием для преодоления подсознательной защиты выступает привлечение к ней внимания и, как следствие, частичное осознание ранее скрытых проблем». Не менее важным условием, по их мнению, является не только осознание, но и эффективное реагирование.

Безусловно, эффективность совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях зависит не только от верного выбора способа поведения, но и от индивидуальных особенностей личности. Ведь в трудной жизненной ситуации возраст, пол, интеллектуальные возможности, черты характера, уровень развития самосознания, индивидуально-типологические особенности и пр. тоже выступают в качестве важного условия эффективного совладания с трудной жизненной ситуацией.

«психологическое преодоление является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации» (С.К.Нартова-Бочавер, 1997, с. 2).

 

Автор: Москвитина О.А.