24.01.2013 4830

Ресурсы поведения в трудных жизненных ситуациях

 

Процесс поведения в трудных жизненных ситуациях, некоторыми авторами понимается как процесс управления ресурсами, то есть для того, чтобы совладать с трудностью, человек мобилизует личностные ресурсы и ресурсы среды и оптимально их использует.

Под личностными ресурсами понимают навыки и способности человека, его личностные особенности («Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция, идеальные цели, смысловые образования, жизненные ценности, мотивационный потенциал, когнитивный ресурс и эмоциональная компетентность); средовые - отражают доступность разнообразной помощи со стороны социальной среды или социальной поддержки.

Ресурсы - это все то, что человек использует, чтобы соответствовать требованиям наличной ситуации. Ведь во многом успех в совладании с трудной жизненной ситуацией непосредственно зависит от характера и степени имеющихся и доступных ресурсов.

Так, личные ресурсы - оптимизм и запас жизненных сил оказывают влияние на стойкость, а уверенность в своей результативности - на настойчивость при разрешении трудных жизненных ситуаций, с одной стороны, и наличие же материальных средств, открывающий доступ к разнообразной профессиональной помощи, с другой стороны, способствуют максимально эффективному разрешению трудных жизненных ситуаций.

Во многом личностный фактор определяет полноту использования личностных и социальных ресурсов. Препятствием для реализации имеющихся и доступных ресурсов становится восприимчивость и зависимость от общественного мнения, невозможность отступить от принятых норм и культурных ценностей, становящихся по сути стереотипами, боязнь презрения со стороны окружающих. Такие личностные качества, как застенчивость, гордость, нежелание нанести ущерб самоуважению в своих собственных глаза и в глазах окружающих, страх зависимости, тоже препятствуют реализации имеющихся возможностей. Но бывает и так, что люди не используют возможность для более эффективного поведения в трудной ситуацией из-за иллюзии о своей неуязвимости и неоправданного оптимизма относительно благоприятного исхода дела (К.Муздыбаев, 1998).

Классификация психологических источников - ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, «подпитывающих» его действия в трудный период, разработанная А.Нашшег и M.Zeinder (1990), включает пять областей жизнедеятельности человека: это - сферы познания и представлений, чувств, отношений с людьми, духовности и физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации (Цит. по Брайт Д., Джонс Ф., 2003, с. 151).

Более концептуальная классификация факторов индивидуальных различий в связи со возможным реагированием на воздействие стрессора разработана Купер и Пейн (Cooper and Payne, 1988). Они разделили эти факторы на три категории: генетические факторы (например: физические данные и возраст); приобретенные факторы (например: социальный класс, образование, социальная поддержка) и диспозиционные факторы (например: копинг-стиль, негативная эффективность, тип А и другие личностные переменные) (Цит. по Брайт Д., Джонс Ф., 2003, с. 152).

Интересным моментом для исследования, является отношение самой личности и к трудной жизненной ситуации, и к способам и стратегиям поведения в ней.

Этот момент отмечен в зарубежных исследованиях, например, Watson and Clark (1984) в качестве методологической проблемы: « проблема состоит в том, что люди, в зависимости от их индивидуальных характеристик, могут быть предвзятыми, давая самоотчета о стрессе не одинаково откровенно. Это видно на примере негативной эффективности (NA). Так называется склонность человека испытывать отрицательные эмоции и создавать негативную я-концепцию» (Цит. по Брайт Д., Джонс Ф., 2003 с. 152).

В отечественной психологии подчеркивается важность субъективного начала и определенной жизненной позиции для реализации способов поведения в трудных жизненных ситуациях. К.А.Абульханова-Славская (1991, с. 44) так определяет понятие «жизненной позиции»: «Способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией».

Конечно, на человека в трудной жизненной (стрессовой) ситуации влияют, по крайней мере, три фактора: во-первых, сама ситуация; во- вторых, индивидуально-типологические его особенности; в-третьих, его формально-содержательные характеристики.

Но, безусловно, одна из главных ролей в этом процессе принадлежит субъективному отношению личности к происходящему: «многие повреждающие эффекты сверхсильного воздействия обусловлены не самим стрессором, а реакцией человека на него» (Николаева Е.И., 2003, с. 70).

Реакция человека на трудную жизненную ситуацию, благодаря ее оцениванию, приданию смысла для себя, уяснению степени угрозы и т.д., во многом зависит от особенностей представлений о себе, своих возможностях, отношения к себе, оценивания себя, что является важными ресурсами совладающего поведения.

«Я-концепция» или «образ Я» - это обобщенное представление о себе, динамичное психологическое образование, существующее в виде системы установок относительно собственной личности, на формирование коей оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Как система установок, «образ Я» включает в себя три компонента (Введение в психологию 1996, с. 408): «Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д., он проявляется в системе самооценок.

В-третьих - поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.».

«Образ Я» в обобщенном виде представлен в двух формах: реальной и идеальной.

Когда «образ Я» переживается как представление о себе самом в момент самого переживания, он обозначается как «Я реальное». «Идеальное Я» - то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Х.Ремшмидт (1994, с. 153-154) приводит следующие данные, касающиеся того, как Я-процессы (с позиции неофрейдистского подхода), как и когнитивные структуры, могут быть использованы в поведении, направленном на преодоление трудностей: «Образ Я» характеризуется степенью своей адекватности или неадекватности. Степень адекватности «образа Я» выявляет самооценка, которая является важнейшим из его аспектов.

«Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» (Психологический словарь 1996, с. 343).

Выделяют три группы определений самооценки (Реан А. А. и др. 2002, с. 22): «Первая группа исследователей понимает самооценку, как особое образование, подчеркивая ее тесную связь с эмоциональной сферой, уровнем притязаний, личностными чертами, а также роль самооценки в качестве мотива поведения (Л.И.Божович; У.Джеймс).

Вторая группа работ трактует самооценку как взаимосвязь между различными уровнями «Я», особо акцентируя внимание на ее регулятивных свойствах (А.В. Захарова; J.B.Rotter).

Третье направление рассматривает самооценку в контексте самосознания, представляя ее как структурное звено (С.Л.Рубинштейн), либо как особую ступень в его развитии (Б.Г.Ананьев)».

«Активный выход из затруднений связан с высокой самооценкой, а эмоциональный взрыв с низкой (Раусте фон Брихт, 1982).

Лица с низкой самооценкой отличаются склонностью к психической изоляции, социальной пассивностью и неадаптивностью. Их неуверенность продуцирует выраженную пассивность в поведении, порождаемую стремлением избежать возможной неудачи (А.И. Захаров, 1976)» (Реан А.А. и др. 2002, с. 258).

Так как самооценка - центральное образование личности, она является регулятором поведения и деятельности, следовательно, ее изучение как в плане совладающего поведения, так и в представлениях о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, несомненно становится особо значимым.

Успешность и эффективность совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями зависит не только от адекватно выбранного способа или стратегии, не только от личностных особенностей, но и от таких индивидуальных особенностей как пол и возраст, являющиеся также ресурсами личности.

 

Автор: Москвитина О.А.