24.01.2013 40900

Основные характеристики младшего подросткового возраста

 

Подростковый возраст у разных авторов рассматривается по- разному: во-первых, как неделимый этап развития (10-15 лет), во-вторых, как возрастной этап поделенный на два периода - младший подростковый (10-12 лет) и собственно подростковый (12-14), и, в-третьих, выделяют также период отрочества, состоящий из трех периодов - младший подростковый (10-11 лет), средний подростковый (11-12 лет) и начало старшего подросткового возраста (12-14 лет).

К.Н.Поливанова (2000, с. 75) указывает, что «описание и анализ предподросткового кризиса представляет собой наиболее сложную проблему, дело в том, что в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается по-разному».

Так, и Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин в периодизациях рассматривают подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к подростковому, что дает основание другим исследователям назвать его «предподростковым».

В исследовании приняли участие младшие подростки 11-12 лет, что соответствует их обучению в 6 классе средней общеобразовательной школы. Это такой класс и, соответственно, возраст, когда младшие подростки уже не испытывают (в своем большинстве) трудностей, связанных с адаптацией к обучению в средний школе, с привыканием новым учителям, к новым более сложным программам обучения и пр.

В психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию (Практическая психология образования, 2004).

«Под влиянием полового созревания происходят резкие изменения в строении и жизнедеятельности организма подростка. Это качается роста, веса, строения костяка, физиологических функций внутренних органов, изменений высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики» (Якобсон П.М., 1998, с. 118).

Однако подростковый возраст отличается значительной асинхронностью развития как на интериндивидуальном, так и интраиндивидуальном уровнях. Этот возраст предполагает значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация).

«Девочки любой возрастной группы проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики, в отношении физического (полоопределяющего) статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов» (Либин А.В., 2001, с. 277).

П.М.Якобсон указывает, что в этом возрасте « при большом росте жизненных сил у подростка мы наблюдаем одновременно и повышенную его утомляемость. Это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростка, когда проявляются и утомляемость, и повышенная возбудимость, и раздражительность» (1998, с. 119).

В этом возрасте работе нервной системы свойственно то, что «Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям Условное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает. Это объясняется повышенной возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса торможения и как следствие иррадиацией возбуждения». (Смирнов В.М., 2000, с. 389).

Половое созревание или пубертат пробуждает в подростке и новые интересы: «Новые органические ощущения у подростка, невольно появившийся интерес к существу другого пола, а также больший или меньший интерес ко всему тому, что имеет какое-то отношение к проблемам пола, приводит к тому, что на некоторые явления жизни он начинает смотреть иными глазами и у него появляется эмоционально-заинтересованное отношение к тому, что раньше школьника оставляло в значительной степени безразличным» (Якобсон П.М., 1998, с. 119).

Это сказывается на особенностях поведения подростка и обнаруживает те достоинства или недостатки его личности, которые успели сформироваться к этому возрасту. Л.И.Божович: «в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность - половое влечение Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положения» (Божович Л.И., 1979, с. 24).

В связи с перечисленными выше изменениями и половая идентификация, проявляющаяся в ориентации поведения, в проявлении личностных качеств на образцы мужественности и женственности, достигает нового, более высокого уровня (И.Ю.Кулагина, 2001).

О.В.Романова (2002, с. 11) отмечает, что «в основе выбора идеала, его осознания всегда лежат мотивы выбора. Доминирующим мотивом выбора идеала у подростков является стремление подражать идеалу, вести себя так, как он». Ею отмечается, что наиболее ценными для подростков представляются такие качества, как доброта, честность, ум, чувство юмора, отзывчивость, доброжелательность; непривлекательными - злобность, жестокость, нечестность, лживость, тупость, глупость, зависть, жадность.

В младшем подростковом возрасте начинает складываться структура личностной идентичности, на которую особое влияние оказывают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы (Практическая психология образования, 2004).

Изменения, связанные с пубертатом, изменение социальной ситуации развития, новые интересы и потребности и др. обусловливают, при определенных условиях, протекание этого возрастного периода как кризисного.

Ряд авторов (Л.С.Выготский, 2000; Л.И.Божович, 1964; Леонтьев, 1983; Драгунова, 1977; и др.) полагает, что характерные формы протекания подросткового кризиса, выражаемые в активном завоевании новой позиции и естественное противопоставление себя взрослым, проверка своих сил в преодолении запретов, накладываемых взрослыми, удовлетворение потребности в самоутверждении и через это узнавание себя, своих возможностей играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Отсутствие возможности реализовать все это может привести к закреплению инфантильной позиции ребенка на долгие годы.

«Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает так много актуальных действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно» (Л.И.Божович, 1995, с. 229).

Применительно к преодолению жизненных трудностей этот возрастной кризис важен тем, что подросток формирует способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с возникающими проблемами.

Но ряд авторов (Раттер М., 1987; Элъконин Д.Б., 1989; Кле М., 1990; Ремшмидт X., 1994; и др.) утверждают, что возможно и бескризисное протекание этого периода. В противном случае, кризис возникает в результе неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам и того, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами.

«Лакмусовой бумажкой» возможности бескризисного протекания подросткового возраста или, напротив, наличия его, является адекватное или неадекватное реагирование взрослых на амбивалентное отношение подростка к ним.

Если рассматривать подростковый возраст как кризисный, то в соответствии с возрастными особенностями кризис независимости будет отличаться такими требованиями подростка как, например, как не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное - «не лезть ему в душу». «Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира - вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других». Подросток делает шаг вперед, не желая жить по старым правилам и нормам. Кризис зависимости, напротив, протекая в форме чрезмерного послушания, зависимости от старших, остановке на старых интересах, особенностях поведения, возвращает подростка в старую систему отношений, гарантирующую эмоциональное благополучие, но не развивающего его как личность (Практическая психология образования, 2004, с. 377). Исследователи отмечают, что возможно и одновременное присутствие и кризиса независимости, и кризиса зависимости в протекании подросткового кризиса.

Для максимально эффективного взаимодействия с подростками, по мнению К.Н.Поливановой (2000, с. 176-177), нужно учитывать следующее обстоятельство: «Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой - проектной формой деятельности подростков».

Эта идея представляется очень плодотворной и в связи с разрабатываемой нами проблемой.

Необходимо отдельно упомянуть о развитии таких познавательных процессов: логическая память, формирование абстрактного, теоретического мышления, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, дискурсивное (рассуждающее) мышление умение соотносить теорию и практику, проверять умозаключения практическими действиями, развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их, появление рефлексии, которая позволяет развиваться новому уровню самосознания.

В 11-12 лет происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому и от непосредственной памяти к памяти логической.

В работе «От логики ребенка к логике взрослого» Инельдер и Пиаже (1955) описали серию новообразований, обогащающих когнитивное развитие подростка в 11-12 лет и делающих возможным переход к более сложной логике, получающей свое развитие в отрочестве (12-15 лет). Эта новая форма интеллектуального равновесия характеризуется способностью к гипотетико-дедуктивному мышлению, что сопровождается появлением двух структур: освоением комбинаторного анализа и переходом к более сложным формам обратимости суждений (Цит. по Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. - М., 1991 с.86-87).

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления (Практическая психология образования, 2004, с.416).

Дж.Х,Флейвелл (1967), анализируя возрастную периодизацию относительно стадий развития интеллекта Ж.Пиаже отмечал, что этому возрасту присуща последняя форма детского эгоцентризма, поэтому в мышлении подростка только возможное и действительное меняются местами: собственные представления, умозаключения становятся для подростка более реальными, чем то, что происходит в действительности, сталкиваясь с новыми возможностями познавательной деятельности, эгоцентризм усиливается и принимает форму «наивного идеализма, склонному к неумеренному увлечению реформами и переустройством мира и отличающегося совершенной уверенностью в действенности своего мышления в сочетании с рыцарским пренебрежением к практическим препятствиям, которые могут встретить выдвигаемые им предложения» (Дж.Х.Флейвелл, 1967, с.297).

Период 11-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов.

По сравнению с младшими школьниками и старшими подростками младшие подростки 11-12 лет переживают своеобразный «пик любознательности», а исследовательская активность в форме вопросов максимальна по объему, широте и глубине. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что подростки отличаются высокой любознательностью, и по своему содержанию, и по интенсивности носящей «взрывной» характер, так как резко расширяются рамки любознательности, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени (вопросы, обращенные в прошлое и будущее), за пределы нашей планеты и нашего познания мира. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл (Развитие творческой активности, 1991, с. 27).

И-12-летние школьники обладают поверхностной, «разбрасывающейся» любознательностью. Подростковая любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В 11-12 лет наиболее часто встречается так называемая безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает для подростка сверхценный характер, становится чрезмерным. «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, по сути, любые мотивы и потребности подростка (Практическая психология образования, 2004, с. 417).

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения, которая может воплощаться как в творческом проявлении себя подростком, так и в процессе фантазирования (И.Ю.Кулагина, 2001) «Фактически, когнитивное развитие, а, следовательно, и рост интеллекта включает в себя как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти два процесса взаимосвязаны. Решение проблем происходит более эффективно в том случае, когда у человека имеется больший запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний» (Г.Крайг, 2000, с. 589). Это обстоятельство представляется очень значимым для разрабатываемой нами проблематики. Достижения в развитии познавательной сферы предоставляет младшему подростку более совершенные возможности в процессе когнитивного оценивания.

«Ребенок примеривает свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуаций: начинает критиковать и анализировать реальную жизнь, прежде всего, жизнь семьи, близких, родителей, учителей» (К.Н.Поливанова, 2000, с. 165).

«Формирование воли в 11-12 летнем возрасте не является главной задачей развития, но ее формирование в 12-14-летнем возрасте эффективно осуществляется в русле овладения способами совладающего поведения или coping. Необходимо формировать качества и умения, которые позволяющие не только справляться с возникающими трудностями, но чувствовать при этом личностный рост. (Ремшмидт X., 1994).

В подростковом возрасте необходимо как можно более полно реализуя возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что обязательно для полноценного перехода к взрослости.

Особенно важным для эффективного совладающего поведения являются такие личностные ресурсы, как Я-концепция, включающая самооценку и отношение к себе, Эти ресурсы являются очень важными для развития младшего подростка.

 

Автор: Москвитина О.А.