24.01.2013 5322

Основные подходы к исследованию профессионализма в отечественной психологии

 

Вопрос развития профессиональных качеств, умений, формирование личности были актуальны во все времена. Как отмечает О.Г. Носкова (104), значительный багаж научно- технических представлений в этой области и методов производственного обучения был накоплен в трудах отечественных педагогов общественных и профессионально-технической школы еще в дореволюционный период (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптереев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Фридмаковский, П.К. Энгельмейер, С.А. Владимирский и др.).

Родоначальником отечественной психологии труда можно назвать В.М. Бехтерева, который первый послереволюционный научный центр по изучению труда. Он «рассматривал любой вид человеческого труда - индивидуального и коллективного» (104,с.30).

В 20-е годы результаты изучения профессии служили промежуточной ступенью в процессе решения прикладных задач. Необходимо заметить, что при рассмотрении работающего человека психологи тогда ограничивались операционно-техническим уровнем анализа, но уже к концу этого десятилетия для ряда практических задач предмет исследования пополнился анализом свойств характера профессионала, его интересов, мотивов, способов профессионального общения. Так М.Я. Басов (14, с. 13) писал: «каждая профессия имеет в своей основе определенный рабочий процесс, как нечто постоянное в ее структуре и наиболее характерное ее качество. Другими словами, каждая профессия в основе своей опирается на определенный функциональный аппарат личности, который всегда приводится в действие в тот момент, когда личность вступает в русло своих профессиональных обязанностей». Постоянство функциональных структур профессии всецело вытекает из того объективного начала, которое составляет содержание данной профессиональной деятельности и фактические условия ее осуществления».

Таким образом, М.Я. Басов пришел к выводу, что только изучение человека в процессе его деятельности в конкретной жизненной ситуации может объяснить всю сложную палитру возникающих у него психических свойств и состояний. Поведение человека, по Басову, и есть его активность, выявляющаяся во взаимоотношениях целостного организма со средой. Предложенный им структурно-аналитический метод изучения деятельности человека имел задачей выявить различные структурные элементы деятельности и формы их взаимосвязи в процессе активного приспособления человека к среде. Важной является подчеркнутая Басовым мысль о роли в развитии человека формируемой им самим социальной среды (131).

Проблема развития профессионально важных качеств стала в середине 3 0-х годов перспективным направлением работы психологов, но при этом нерешенным был вопрос о границах влияния природно заданных возможностей человека, особенно для профессий, связанных с экстремальными условиями, вопрос развития психики конкретного человека в нужном для данной профессии направлении оставался конкретной гипотезой до тех пор, пока не были выработаны технологии управления развитием психики и пока не были изучены границы природных ограничений в таком развитии.

Значительное количество содержательных исследований в 50-е годы было направлено на психологическое изучение трудового воспитания дошкольников (А.Р. Лурия, Г.П. Лескова, Т.А. Маркова и др.).

В 60-х годах возродились работы по научной организации труда и управления производством, исследования в области индустриальной социальной психологии, работы в сфере профориентации и консультации молодежи. В нашей стране вновь появились публикации по вопросам прогнозирования, профпригодности, постепенно возродилась практика использования тестов.

Таким образом, традиционно в психологии труда объектом исследования оказывались работающие люди, их трудовое поведение, объективные условия и средства труда, а предметом исследования были внутренние функциональные возможности профессионала, с позиции их индивидуального своеобразия, формирования, развития и оптимизации их работы во времени.

Так, И.Н. Шпилерейн, С.Г. Гемерштейн выделяли группы профессионально важных признаков, которые характеризовали функциональные возможности человека с разных сторон (104, с.234):

1. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, но трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности людей;

2. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, которые удается развить в обучении, и, поэтому, они должны быть включены в программу профессиональной подготовки;

3. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, которые оказываются наиболее негибкими, подверженными функциональному распаду под влиянием длительной и/или напряженной профессиональной работы.

Сегодня общеизвестно, что для реального выполнения профессиональной деятельности специалист должен быть наделен некоторыми психологическими качествами, необходимыми для данной профессии. Они, в свою очередь, являются предпосылкой профессиональной деятельности, в то же время они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием.

К таким профессионально-важным психологическим качествам специалиста, разумеется, можно отнести:

- Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других, отвечающие требованиям данной профессии, деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Их нельзя свести к конкретным знаниям, умениям и навыкам. Можно сказать, что профессиональные способности формируются у человека на основе анатомо-физических особенностей человека, задатков.

- Профпригодность - совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труд (127). Она определяется на только профессиональными способностями, но и зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера, психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда.

Часто под профпригодностью понимается совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. (130, с.284).

Некоторые авторы в понятие «профпригодность» включают также удовлетворенность человеком в процессе его труда и при оценке результатов (129). Формирование профпригодности к профессии обусловлено природными свойствами человека, а также его мотивацией к профессии, профессиональной подготовленностью, под которой понимается совокупность специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность человека выполнять определенную профессиональную деятельность с теми или иными качествами (там же, с. 284). Неверно отождествлять профпригодность с профессиональными способностями и подготовленностью, т.к. она по мнению А.К. Марковой кроме этого включает в себя мотивацию и удовлетворенность трудом (97, с.203).

Геллерштейн С.Г. подчеркивает, что профпригодность это не просто соответствие некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип; если профпригодность рассматривать как категорию динамическую, то она оказывается близкой к понятию проф приспособляемость (41, с. 124).

Таким образом, можно сделать вывод, что профпригодность - гибкое, динамическое образование, которое складывается и оттачивается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста.

Говоря о профпригодности можно выделить:

- абсолютную профпригодность - когда человек должен соответствовать жестким требованиям профессии;

- относительную профпригодность - человек соответствует общим требованиям к профессии.

Естественно, формирование профпригодности происходит индивидуально и зависит от возможности компенсации, от пластичности способностей. В связи с устойчивым изменением профессии в обществе этот процесс может быть назван постоянным.

Традиционно решение проблемы индивидуальности в психологии труда, в связи с разнообразием требований к человеку со стороны профессии (104, с. 145) обозначалось как задача профессионального подбора, который предполагает два способа ее решения:

1. В интересах человека, выбирающего сферу профессиональной деятельности (профессиональная ориентация, профессиональное консультирование оп выбору профессии);

2. В интересах работодателя (администрации предприятия).

Область трудового воспитания и профессионального обучения были ведущими направлениями отечественной психологии труда. Еще в 1955 Е.А. Климовым и С.Д. Моржеедовым были выдвинуты и реализованы на практике идеи индивидуального обучения за счет воспитания адекватного индивидуальным свойствам работника стиля деятельности.

Обобщая многочисленные исследования по проблеме профессионального развития человека, в отечественной психологии, можно выделить их основные направления: исследования самой профессиональной деятельности; исследования субъекта профессионализации; изучение условий, сопровождающих процесс профессионализации.

Анализируя работы психологов в этом направлении Сыромятников И.В. (151, с. 10) приходит к выводу, что становление специалиста выступает тем звеном в общей последовательности этапов профессионального развития, которое позволяет определить общую тенденцию преобразования психологических качеств и свойств специалиста в характеристики, осуществляемой им деятельности. Суть этих преобразований, по мнению автора, может быть представлена следующим «векторным» рядом категорий, соотносимым с определенным этапом профессионализации: «трудоспособность» - «профпригодность» - «профессиональная готовность» - «профессиональная самостоятельность» - «профессиональное мастерство» - «профессиональное творчество».

В данном случае все последующие категории находят в последующих свое качественное «приращение» в отдельных аспектах.

Необходимо отметить, что вопрос «профессионального» традиционно в отечественной психологии рассматривался в неразрывной связи с деятельностным подходом (Рубинштейн C.JL, Леонтьев А.Н. и др.).

В частности, С.Л. Рубинштейн, формулируя принцип единства сознания и деятельности, считал, что субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять и формировать его самого. (137).

Главная идея этой теории состоит в том, что личность не растворяется в деятельности, а, выстраивая системы жизненных отношении с миром, с людьми, определяет систему деятельностей, которую она считает необходимым осуществить. В силу этого деятельность оказывается включенной в более широкую систему отношений и взаимоотношений с миром, которая и формируется ее сознанием. С позиций рубинштейновского варианта деятельностного подхода по-новому разрабатываются, прежде всего, психологические проблемы личности и ее жизненного пути. Любая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Именно в деятельности личность и формируется и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она выступает вместе с тем и результатом. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, состоит в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности есть изучение психологии личности в ходе ее деятельности.

В ходе психологического исследования субъект и его деятельность конкретизируются для Рубинштейна, прежде всего как личность, осуществляющая ту или иную деятельность, формирующаяся и развивающаяся в ней (131).

Е.А. Климов (76, с.27) среди социально обусловленных особенностей субъекта деятельности выделяет, с одной стороны, такие, которые характеризуют его наличное состояние, «потенциал», психологический «багаж» (обретенную умелость, развитые к данному времени способности, подготовленность), а с другой - такие, которые характеризуют его как личность, к чему-то устремленную и как-то относящуюся к разным проявлениям мира (включая и людей, и самого себя как реальность).

Сегодня понятие «профессионализм» чаще всего используется в разных смыслах (97):

- как «нормативный» (совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда);

- как «реальный» (обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств).

Сегодня идея профессионализма, как особенность специалиста, в большинстве своем, развита в рамках акмеологического направления психологии (Кузьминой Н.В., Деркачем А.А., Бодалевым А.А. и др.).

В частности, Кузьмина Н.В., определяя профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности, выделяет три его общих признака:

1. владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда;

2. владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности;

3. овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты (80).

Итак, психология труда, занимающаяся изучением человека труда, зарождаясь в 20-х годах нынешнего столетия, сегодня не потеряла своего значения. В рамках данного психологического направления изучаются не только особенности специалистов каждой профессии, но и рассматриваются вопросы профотбора и профориентации. Начиная с рассмотрения субъект-объектных отношений в профессиональной деятельности, постепенно психология труда начала уделять внимание и субъект-субъектным отношениям в производстве.

Установлено, что развитие рассматриваемого нами понятия «профессионализм» шло и продолжает идти по линии наращивания (увеличения) количества факторов (параметров, характеризующих свойства, качества, способности и т.д.). Термин «профессионализм» в современной психологической литературе используется для обозначения большой совокупности элементов, отражающих высокую продуктивную профессиональную деятельность.

Но незаслуженно обойдены вниманием, по-нашему мнению, в психологии труда современные образовательные технологии, позволяющие достичь данного состояния специалиста в более короткий срок, в частности социально-психологический тренинг.

Сегодня все чаще говорят об организационной психологии и психологии труда. По мнению ряда авторов (104) это направление включает в себя: трудовую мотивацию, профессиональный отбор профессионала, опыт работы центров профессиональной экспертизы, профилактику травматизма и ошибок профессионала, стрессы, профессиональное обучение и труд личности, эргономику, новые технологии и взаимодействие человека и машины, и др.

К сожалению, в поле зрения психологии труда редко попадают личностные особенности профессионалов, находящихся в расцвете своего профессионального мастерства. Недостаточно внимания уделяется и динамике становления профессионализма, возрастным особенностям специалистов и особенностям их карьеры. Ответы на эти вопросы частично можно найти с помощью новой отрасли психологии - акмеологии.

 

Автор: Овсяник О.А.