24.01.2013 20528

Социально-психологические аспекты успешной профессиональной деятельности специалистов

 

В контексте рассмотрения проблемы успешности деятельности, на наш взгляд, необходимо обратиться к вопросу взаимообусловленности личности и деятельности. В этой связи, мы считаем, правомерно обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим определить и обосновать этот процесс.

В частности, понятие «профессиональное становление» и «профессиональное развитие» некоторыми исследователями используются как тождественные. Но вместе с тем, некоторое различие в данных понятиях присутствует. Так, Е.М. Борисова рассматривает профессиональное становление как развернутый во времени процесс овладения профессией, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. (29, с.14.).

В этом контексте наиболее близким к нему по смыслу выступает понятие профессионального развития, которое предусматривает закономерное изменение индивида, личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественным, качественным и структурным преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека как субъекта труда.

Вхождение в профессиональную деятельность означает для личности новую «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) (25), которая оказывает важное формирующее влияние на человека, существенно изменяет' И обогащает его мотивационно-потребностную сферу, интересы, способности, качества и свойства личности.

Деятельность специалиста не может осуществляться без развития профессионально обусловленных личностных качеств. Качества же воплощаются в профессиональной деятельности, оцениваются и получают развитие с позиций требований деятельности. Деятельность не получает успешного, продуктивного результата без готовности личности ее выполнять. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы типичные свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность (43, 57, 64, 72, 77, 96, 102, 112, 175, 176).

Процесс вхождения человека в профессию часто называют профессионализацией. Поваренков Ю.Ф. (123) определил профессионализацию как целостный, непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека, завершаясь при прекращении профессиональной деятельности. Этот процесс включает в себя:

- выбор человеком профессии, с учетом своих возможностей и способностей;

- освоение правил и норм профессии;

- формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада. Развития своей личности средствами профессии и др.

Эффективность процесса профессионализации им определяется следующие показатели:

- объективные - позволяющие судить о степени соответствия личности требованиям профессии;

- субъективные - выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности.

Часто можно встретить подмену понятия профессионализация понятием социализация. Нам хотелось бы развести эти понятия, понимая под социализацией процесс становления личности, предполагающий следующее моменты (7, 8, 122):

- усвоение и активную переработку под углом своих внутренних позиций человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

- становления у человека «Я - образа» и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, его реализацию в опыте взаимодействия с другими людьми;

- участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

- воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование им самим социального опыта, продвижение его на новую ступень.

В целом профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности.

«Строя» себя в деятельности, личность формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование социальной работы, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий социальной помощи и поддержки, реабилитации как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.

В то же время, взаимосвязь и взаимовлияние личности и деятельности специалиста показывают их относительную самостоятельность и не сводимость друг к другу.

Для этого существует ряд причин:

- личность выражается, прежде всего, в совокупности профессионально необходимых характеристик.

- все проявления личности, в том числе индивидуальные, не покрываются деятельностью, так как личность проявляется во всем многообразии форм жизнедеятельности, а не только в профессиональном труде.

- личность специалиста как человека сама по себе представляет высшую человеческую ценность.

По мере профессионализации личности соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессионально-личностном развитии меняется в сторону активности самой личности. Создание оптимальных внешних предпосылок усиливают внутренние предпосылки активности личности, повышая ее субъективность, рефлексивность, креативность, что обуславливает ее профессионально-личностное развитие, саморазвитие как специалиста-профессионала.

Таким образом, процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. А деятельность, в свою очередь, создает предпосылки ее развития как профессионала.

Рассматривая процесс становления специалиста, разные авторы выделяют разные этапы профессионализации, в частности А.А. Трущева выделяет следующие этапы (162):

1.Формирование профессиональных намерений - основной выбор личностью профессии на основе учета человеком своих индивидуальных психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии, осознания необходимости профессиональной подготовки, формирования первичных профессиональных целей и пути их достижения, ориентации и самоопределения в мире профессионального труда.

2. Профессиональная подготовка - освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально-важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Он включает:

- психологический уровень - формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности;

- интеллектуальный уровень - усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с государственным стандартом, владение навыками профессионального самосовершенствования;

- социальный уровень - Формирование представлений о социальном статусе специалиста, востребованность профессии на рынке труда, ее престижность и оплачиваемость.

3. Профессионализация - вхождение (адаптация) и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалификационного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство - данный процесс характеризуется: творческим выполнением профессиональной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянное совершенствование методик и технологий собственной профессиональной деятельности.

Рассматривая становления профессионала, Маркова А.К. выделяет следующие уровни профессионализма, как процесса:

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, еще не обладая качествами, свойственными профессионалу; не овладев нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов.

2. Профессионализм. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала, формируя навыки профессиональной деятельности. По мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно повышает свое профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя средствами профессии.

3. Суперпрофессионализм. Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является творческое обогащение ее своим личным вкладом. Как считает А.К. Маркова «Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества» (там же, с.50)

4. Послепрофессионализм. На этом уровне специалист может оказаться советчиком, наставником, экспертом в своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани

профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении

других людей.

5. Отдельно можно выделить непрофессионализм (псевдопрофессионализм), как уровень который характеризуется отсутствием необходимых знаний и умений в своей сфере. На этом уровне человек осуществляет достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдается деформация в становлении его профессионализма, которая может быть в следующей форме:

6. выполнение неэффективной, не соответствующую нормам деятельность;

7. осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма;

8. зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и, тем самым, искажая свое профессиональное и личностное развитие;

9. исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личностного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям, и т.п.

Другие авторы (Е.А. Климов, Базаров Т.Ю., Б.Л. Еремин) (75, 76, 163) рассматривают иную классификацию профессионализма:

1. Фаза оптации. Оптант в этой фазе озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.

2. Фаза адепта. Здесь адепт уже вставший на путь приверженности профессии и осваивает ее.

3. Фаза адаптации. Адаптант на этой стадии не только адаптируется к производственной деятельности. Тут уже происходят некоторые личностные изменения специалиста.

4. Фаза интернала. Здесь интернал - уже опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признается его коллегами.

5. Фаза мастерства. Находясь на этой стадии развития, Мастер может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи, с которыми могут справиться далеко не все коллеги.

6. Фаза авторитета. Она может суммироваться с предыдущей и последующей фазами. Авторитет уже хорошо известен в профессиональном кругу или даже за его пределами.

7. Фаза наставничества. Здесь наставник уже «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями.

Переход от одного уровня профессионализма к другому и движение внутри уровней протекает у большинства специалистов, как последовательное овладение этапами становления, которые могут наблюдаться последовательно и параллельно друг с другом. Относительно высокие уровни и ступени, которых могут при этом сосуществовать с более низкими, что в целом можно охарактеризовать, как своеобразный и неповторимый путь конкретного человека.

Наиболее общие положения характерные для большинства из отечественных психологических концепций, объединенных в рамках профессионализации, заключаются в следующем (151):

1. Профессионализация признается одной из форм социализации личности, частью жизненного пути, специфической формой активности» опирающейся на общее психологическое развитие человека.

2. Профессионализация характеризуется как процесс, в ходе которого разрешаются основные противоречия - «профессия - человек». Разрешение данного противоречия, выражающего взаимные требования человека и профессии друг к другу, связывается с развитием как самой профессии, так и специалиста.

В последнем случае качественные преобразования охватывают его индивидуальную психологическую структуру деятельности. Содержание преобразований обусловлены условиями осуществления деятельности и ее характером и осуществляются посредством взаимодействия функциональных, мотивационных и операционных механизмов.

3. Профессионализация рассматривается как многоэтапный процесс, начинающийся с выбора и принятия человеком профессии, и заканчивающийся с прекращением занятий трудовой деятельностью. Каждому этапу профессионализации с характерной для него задачей и типом активности субъекта, соответствует определенная форма социальной регуляции данным процессом (профориентация, профотбор, профобучение и т.д.).

4. В данных теориях обозначено положение о том, что профессионализация имеет две качественно различные стадии: стадию усвоения нормативного способа деятельности и приобретения самостоятельности и стадию «обратного» влияния человека на профессию, связываемого с той мерой творчества, которую проявляет специалист.

Рассматривая социально-психологические аспекты успешной профессиональной деятельности специалиста необходимо обратить особое внимание на роль профессиональной общности в этом процессе. Вслед за А.К. Марковой (97, с.99) под профессиональной общностью мы будем понимать социальное объединение людей, организованное специально для эффективного достижения единых профессиональных задач - для получения реального продукта труда, для реализации общих профессиональных менталитетов. Следовательно, единым для всех профессиональных общностей является направленность на создание совместного продукта труда, а также чувство принадлежности ее членов к профессиональной общности, характерные психологические профессиональные качества ее членов - профессиональные менталитеты, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональный тип личности, нормы профессионального поведения и т.п.

В социальной психологии выделяют (8) разные виды социальных общностей, прежде всего большие социальные группы - как стихийно возникшие, так и устойчивые исторически сложившиеся группы, занимающие определенное место в системе общественных отношений. Для таких групп характерно наличие сложившихся регуляторов социального поведения, наличие образа жизни группы, общие интересы, ценности, настроения, порой общий язык (сленг). При этом психический склад группы может не совпадать с психическим складом составляющих ее личность. Следовательно, такую профессиональную общность можно называть большой профессиональной группой.

Следующим видом объединения людей в социальной психологии можно назвать малую группу (8, с. 191). «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». В такой группе общественные отношения выступают в форме личных контактов.

А.И. Донцов (59, с.21) отмечается, что группа - это объединение людей, которые часто взаимодействуют друг с другом, направляют свои усилия на общие цели, координируют свои действия, взаимозависимы, воспринимают и осознают свою принадлежность к группе. Взаимодействие в группе может иметь характер кооперации, когда продвижение каждого к цели способствует реализации целей партнера; характер конкуренции, когда продвижение одного затрудняет или исключает достижение целей другого.

С учетом вышесказанного в качестве второй разновидности профессиональной общности необходимо выделить малую профессиональную группу.

Теоретическая и эмпирическая модель группового воздействия, впоследствии оформившаяся как теория коллектива (А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, Л.И. Новиков, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.) рассматривает различные группы. При этом высоким уровнем развития группы считают объединение людей с едиными ценностными ориентациями. В отечественной психологии его называют коллектив, в других традициях - общиной и т.п. Так признаками коллектива (97) называют объединение людей во имя достижения определенной социально-одобряемой цели, имеющих общие ценности, цели и задачи деятельности, значимые для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности; добровольный характер объединения, когда члены группы активно строят свои отношения; целостность и наличие определенной организации с определенными функциями, с определенной структурой руководства и управления; тип межличностных отношений, опосредуемых общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, создающим основу для развития личности вместе с коллективом.

Следовательно, возможно выделение профессиональной общности, объединенной едиными или близкими ценностными ориентациями, задачами реальной совместной деятельности, взаимной ответственностью и поддержкой, ориентацией на свободное развитие личности и индивидуальности средствами профессии. А.К. Маркова (97) называет такое профессиональное объединение профессиональным сообществом, причем, профессиональную группу, имеющую более высокую профессиональную общность, она называет профессиональным содружеством.

Таким образом, вслед за автором, мы выделяем следующие профессиональные общности:

1. Большие профессиональные группы - профессии - объединения людей, занимающихся одной профессиональной деятельностью, но непосредственно не связанных друг с другом, не знающих друг друга, лично не взаимодействующих.

2. Малые и локальные профессиональные группы - объединения людей, направленные на эффективное решение профессиональных задач, прямое включение в совместную профессиональную деятельность, вследствие чего взаимодействие людей определяется не только профессиональными деловыми отношениями, но и межличностными эмоциональными отношениями.

3. Малые профессиональные группы высокого уровня. Где совместная деятельность, направленная на эффективность решения профессиональных задач, сопровождается единомыслием, близкими ценностными ориентациями, взаимной поддержкой, условиями для гармоничного развития личности средствами данной профессии.

4. Малые профессиональные объединения творческого типа (профессиональное содружество), где профессиональная деятельность направлена не только на совместный исполнительный труд, но и на решение, главным образом,- собственно творческих профессиональных задач, поиск нестандартных решений, на поддержку друг друга в творчестве, для чего необходимы (179) общность интересов, психологическая совместимость, понимание невозможности решить задачу отдельно, потребность в творческой дополнительности.

Естественно, на взаимодействие людей в профессиональной общности существенно виляет профессиональная среда. Среди ее характеристик можно выделить: совместимость группы, ее сплоченность, сработанность, стабильность, организованность, удовлетворенность членов группы сотрудничеством и ориентация на раскрытие и самореализацию членов группы на раскрытие и самореализацию в ходи совместной деятельности.

Огромное влияние на успешность профессиональной деятельности специалистов, конечно, оказывает и социально-психологический климат группы, в которой проходит их профессионализация. В частности, анализируя субъекта деятельности, B.C. Мерлин (100) отмечает, что субъектом деятельности, человек становиться тем в большей степени, чем больше его цели и мотивы соответствуют целям и задачам социальной группы. Автор считает, что «не только социально типичное, но и индивидуальное в личности, хотя и имеет наследственную физиологическую основу, формируется в зависимости от общественный отношений и взаимоотношений людей в социальной группе» (там же, cl 16)

В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов (И.П.Волков, Е.С. Кузьмин, В.В. Новак, В.Б.Ольшанский, Б.Д.Парыгин, К.К. Платонов, В.М. Шепель, Ю.А. Шерковин и др.) (89).

Выделяя социально-психологический климат, в качестве фактора, влияющего на успешную профессиональную деятельность нельзя игнорировать и динамику профессиональной группы, в которой находится специалист.

Е.М. Дубовская и P.Л. Кричевский (109) выделяют следующие механизмы групповой динамики:

1. Разрешение групповых противоречий. Авторы рассматривают противоречия как движущую силу становления малой группы как психологической общности.

2. «Идеосинкразический кредит». Под ним авторы понимают ситуацию, когда лидером нарушаются групповые нормы, причем другим членам группы этого не позволяется. Данный механизм, возможно, не является основным в групповом развитии, но он, несомненно, создает предпосылки перехода группы на другой уровень развития.

3. Психологический обмен. Отмечая данный механизм, авторы считают, что «развитие группы происходит через реально разворачивающуюся совместную деятельность, в результате чего через оценку вкладов в общее дело происходит дифференциация индивидуальных групповых позиций, то есть статусная дифференциация» (109, с. 169).

Выделяя групповую динамику в качестве одного из аспектов профессионального становления специалиста, важно отметить, что реально формирование структуры группы - процесс достаточно растянутый во времени и тесно связан с другими динамическими процессами. В частности с развитием группы, как психологической общности.

А.К. Маркова (97) считает, что способность человека к работе в профессиональной общности включает в себя: реальный профессионализм в предметной деятельности, глубокое проникновение в целостные ориентации и менталитета профессиональной общности, приоритетное внимание к духовным ценностям сообщества. Соблюдение профессиональной чести и достоинства сообщества, широту и гибкость профессионального сознания и мышления, мотивационную готовность к профессиональному саморазвитию, определение степени своего индивидуального вклада с учетом возможной дополнительности с коллегами, быструю ориентировку в нестандартных профессиональных ситуациях, мотивацию к развитию профессиональной общности, содействие к переходу ее от атмосферы профессиональной группы к профессиональному сообществу и сотрудничеству, члены которых объединены близкими гуманистическими и творческими целями.

Обращая внимание на профессиональные сообщества, на наш взгляд, важно выделить вопрос о совместной деятельности специалистов.

Социальные психологи (58) выделяют критерий результативности совместной деятельности различных групп:

1. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту.

2. Результат совместной деятельности - развитие группы.

3. Результат совместной деятельности - индивидуальное развитие.

Говоря о профессиональном сообществе нельзя забывать и о роли конкретной личности, как взаимодействующего и общающегося субъекта.

Известно, что качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обуславливают эффективность деятельности личности в группе. В процессе взаимодействия с членами группы проявляются определенные качества личности, причем, по мнению Г.М. Андреевой (8, с.310), они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях.

Важно отметить, что именно группа в ходе совместной деятельности вырабатывает собственные критерии эффективности деятельности каждого ее члена и с их помощью либо принимает, либо не принимает эффективно действующую личность. Таким образом, позиция группы влияет на эффективную деятельность каждого ее члена. Этого же мнения придерживается и B.C. Мерлин, считая, что «характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива» (100, с.259).

Говоря о социально-психологических качествах личности, важно отметить, что они находятся в постоянном изменении. И как считает Г.М. Андреева (8, с.304) все приобретенное личностью, все сформированное у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергающиеся постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Автор отмечает, что очень важно определить какова зависимость формирования отдельных качеств личности от «качеств» группы, в которой актуально разворачивается ее деятельность. При этом, по мнению Г.М. Андреевой, существует другая проблема: какова зависимость формирования отдельных «качеств» группы от психологических качеств личности, входящей в нее.

Исследование качеств личности имеет солидную традицию как в общей, так и в социальной психологии, но до сих пор этот вопрос остается открыт. Хотя А.Н. Леонтьев и разработал принцип системы качеств личности (85), но, по мнению Г.М. Андать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется деятельность».

В этой связи становятся важными социально-психологические качества личности, которые традиционно рассматриваются как «вторичные» по отношению к базовым свойствам, изучаемым в общей психологии. Давая определение социально-психологическим качествам Андреева Г.М. (8, с.310) называет их «качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними», причем « и тот и другой ряд качеств формируется в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность». Причем автор отмечает, что проблема выделения социально-психологических качеств находится на самых начальных этапах ее разработки.

Однако, анализ работ, посвященных проблеме профессионализма, выявил противоречие и взаимоисключающее мнение: с одной стороны, мы имеем мнение сторонников акмеологического подхода, которые рассматривают профессиональное становление и достижение вершин профессионального мастерства специалистом, но не рассматривают объект труда и вопросы профориентации будущих специалистов. С другой стороны, в рамках психологии труда большое внимание уделяется профориентационной работе, профессиональному отбору специалистов и не заслуженно мало внимания уделяется вопросу профессионализации и эффективным технологиям обучения специалистов.

При всем этом ни в одном из данных направлений не анализируется, в достаточной мере, взаимоотношение субъекта и объекта деятельности сферы «человек-человек» (особенно «человек-группа» и «человек-община»). Не уделяется должного внимания в психологии труда и акмеологии вопросам влияния профессиональной группы на его профессионализм, социально-психологическим технологиям воздействия на специалиста, как в процессе обучения в вузе, так и в процессе профессиональной деятельности и повышения профессионального мастерства.

В рамках социальной психологии накоплен огромный материал по групподинамическим процессам, социализации человека, его социально-психологических качеств и роли социума в становлении личности, но, почему-то, незаслуженным вниманием, на наш взгляд, обойден вопрос профессионализма специалистов, в частности, «субъект - субъектной» сферы.

К сожалению, как отмечает Г.М.Андреева (8, с.315), в традициях социальной психологии утвердилось представление о том, что личность соотносится с группой, другие члены группы которой личностями, по-видимому, не являются. Здесь так и не нашел должного применения фасилитативный подход, который широко распространен, например, в социальной работе.

Социальный работник является, на наш взгляд, ярким представителем «субъект - субъектной» сферы. Более того, деятельность данной категории специалистов, в достаточной мере, еще мало изучена, на наш взгляд, вследствие молодости и интегративности данной специальности.

 

Автор: Овсяник О.А.