24.01.2013 19734

Социальный работник как объект профессиональной деятельности

 

Профессия социального работника справедливо считается одной из наиболее сложных профессий в обществе. Так в квалификационном справочнике определен широкий круг должностных обязанностей социального работника. Он выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психологического здоровья. При этом социальный работник устанавливает причины возникновения у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их решении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственный и общественных учреждений по оказанию необходимой социально- экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинами, имеющими несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи, брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебное и учебно-воспитательное учреждение, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, и т.п. организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы и др.

Но, несмотря на это, социальная работа считается еще достаточно новым видом деятельности в современной России. «Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, во многих случаях и жить».

Говоря о социальной работе необходимо учитывать ее внутреннюю неоднородность, которая связана с тем обстоятельством, что специалисты данного профиля имеют дело с разными категориями клиентов, выполняют широкий круг функций и решают разнообразные конкретные задачи. Специфика деятельности существенно зависит от общей направленности деятельности той организации, в которой трудится специалист. При этом границы между тем, что делает социальный работник, и тем, что делают его коллеги-смежники часто довольно размыты.

Но, не смотря на явное различие в деятельности социальных работников, можно выделить и общие особенности, в частности, взаимодействуя с клиентом (индивидом, группой, общиной) социальный работник воздействует на него.

При этом структуру такого социально-психологического воздействия можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В области психологии воздействия выделяют два основных направления:

1. Методы саморегуляции и самопрограммирования.

2. Методы внешних воздействий на клиента.

Социальные работники пользуются второй группой методов.

Понятно, что проблемы социальной работы не могут быть поняты вне решения вопроса о субъекте деятельности. Согласно Рубинштейн, специфика жизненного процесса человека состоит в том, что осуществляется он субъектом, что не исключает, однако, и объективной его детерминации событиями и обстоятельствами.

Понятие «субъект» не просто обозначает того, кто действует, осознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует то, как субъект осуществляет действие, как осознает мир в зависимости от социальной позиции, от социальных определений его общественной сущности. Поэтому через понятие «субъект» передается и мера его активности и социальная сущность сознания, действия, отношений.

И.А. Зимняя считает, что субъектом социальной работы как деятельности может быть люди, которые оказывают социальную помощь, т.е. социальные работники; люди, которые учат этой работе; ее исследователи, административно-управленческие структуры и люди, работающие в них.

Итак, под субъектом профессиональной деятельности «социальная работа», мы будем понимать социального работника. Широкий, многоаспектный диапазон его деятельности позволяет нам говорить об определенных базовых основаниях, профессиональной компетентности, личностных качествах, свойствах.

Рассматривая личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности, Н.Б. Шмелева считает правомерным особо выделить многоплановое, комплексное понятие «личностный потенциал», понятие «характеризующее становление и развитие производительной способности работника через диалектическую взаимосвязь возможности и действительности». Это понятие ориентировано на представление о человеке как целостном характеризует личность социального работника. Структура личностного потенциала, по мнению автора, включает в себя в качестве компонентов:

а) профессиональные знания, умения, навыки (квалификационный потенциал);

б) работоспособность (психофизиологический потенциал);

в) интеллектуальные способности (образовательный потенциал);

г) креативные способности (творческий потенциал);

д) способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникативный отенциал);

е) ценностно - мотивационную сферу (нравственный потенциал).

Социальному работнику, подчеркивает Т.Д.Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.

Другой исследователь Б.Ю.Шапиро к числу профессионально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.

Естественно, отмеченные выше личностные состояния, качества и свойства социального работника не составляют полный и исчерпывающий перечень. Они являются общими для разных видов и сфер приложения деятельности в социальной сфере, задают единый профиль личности социального работника.

Однако нам представляется, что невозможно объективно выстроить структуру и содержание квалификационных характеристик только при помощи сопоставления теоретической и практической моделей профессионалов. Необходимо учитывать требования к свойствам, качествам личности и развитости различных компонентов сознания, психологии и практической деятельности социального работника, которые сегодня предъявляет реальная жизнь.

Безусловно, профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Однако, по мнению ряда ученых (175,176), не менее важны такие компоненты личности, как мировоззрение, его культура, гуманистическая и этическая направленность всей жизни. Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и др.

Для эффективного социального работника характерна ориентация на человека как высшую ценность, осознание и принятие его самоценности, неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

Проблема ценностных ориентаций, как одного из стимулов развития личности, привлекает внимание исследователей различных направлений (М.И. Бобнева, Е.А. Васина, В. А. Василенко, Е.И. Головаха, А.Г. Здравомыслов, О.И. Зотова, Б.С. Круглов, Н.И. Непомнящая, С.И. Попова, В.Д. Сайко, Т.Г. Суханова, В.П. Тугаринов, К.Д. Шафранская, В.Я. Ядов и др.).

Понятие «ценностной ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Б.Г.Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения ценностных ориентаций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром является ценностная ориентация групп и личностей, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей».

Большой интерес представляет материал, свидетельствующий о мотивации прихода специалистов в социальную работу. Опрос, проведенный Л.В. Топчием, показывает, что на первом месте у социальных работников стоит искреннее желание помочь людям выйти из трудной жизненной ситуации, а потом - желание принять участие в создании системы соцзащиты населения. Вместе с тем, лишь небольшая часть опрошенных связывает свой выбор стать специалистом по социальной работе с реализацией возможности раскрыть свои способности. Противоречие налицо.

Существуют общепринятые ценности социального работника - это «обычаи, этические стандарты и принципы, существенные для данной культуры, группы людей или индивида». Среди специфических ценностей социальных работников как представителей профессиональной группы приоритетными считаются стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношении с клиентами, готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям; стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и др.

Новая парадигма социальной работы, которая определят социального работника как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.

В соответствии с Декларацией об этических принципах в социальной работе, принятой Международной федерацией социальных работников, существуют принципы социальных работников:

1. Самореализация через взаимозависимость.

2. Освобождение через солидарность.

3. Отказ от дискриминации.

4. Демократизация и права человека.

5. Защита неприкосновенности клиента.

6. Участие клиентов.

7. Самоопределение.

8. Отказ от жестокости.

9. Личной ответственности.

Л.B. Топчий считает, что требования к профессионально-этическим качествам специалиста по социальной работе определяется следующим:

1. Уровнем культуры современного общества, его отношением к социальной работе и социальному работнику;

2. Международными требованиями к квалификации социального работника;

3. Объективным потребностям нарождающихся социальных служб и социальных центров;

4. Эффективностью многовариантного, альтернативного решения

социальных проблем в современных условиях.

Если согласиться с тем, что профессиональные качества рассматриваются как проявление психологических особенностей личности социального работника, то тогда становится ясно - не каждый человек может профессионально выполнять функции специалиста по социальной работе. Нередко личностные качества социального работника являются базовыми при становлении профессионального мастерства.

Опираясь на практический опыт социальной работы, В.Г. Бочарова и С.И. Григорьев выделили следующие наиболее общие базовые характеристики социального работника:

- способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами с другой;

- выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

- умение влиять на общение, отношение между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать. Побуждать клиента к той или иной деятельности;

- умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъективной позиции клиента;

- способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении проблем;

- умение строить взаимопонимание на основе диалога на равных, коммуникабельность, экстравертность.

В функциональном назначении любого социального работника на первое место выдвигается его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением», «умения активизировать подопечных по решению своих проблем», «умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами», «обеспечивать межинституциональные связи» (165).

Считая профессиональную компетентность основой профессионального мастерства социального работника, и изучив его деятельность, мы попытались выделить следующие отличительные особенности профессиональной компетентности специалистов этого профиля среди которых:

- умение сочетать в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность профессионального труда социального работника;

- актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям науки, моральным принципам и профессиональной этике;

- соответствие выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями и действиями специалиста по социальной работе;

- интегративность процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающегося на основе эффективного использования исследовательско-диагностических, конструктивно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционных, коммуникативных, аналитико-оценочных и других технологий;

- необходимость обладания эмоциональной устойчивостью, готовностью к психологическим перегрузкам, способностью избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, несмотря на возможные неудачи, умение добросовестно исполнять свой долг.

П.Д. Павленок считает, что для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. По мнению автора влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями, статусом и репутацией, а также харизматическими данными и личной привлекательностью.

Особенно важными П.Д. Павленок считает такие личностные качества, как его интеллектуальность, общекультурный и нравственный потенциал.

Ряд авторов, характеризуя социального работника, отмечает такие его качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязания и социальной адаптированности.

Анализируя все вышесказанное личностные качества социального работника можно условно разделить на три группы:

1. Требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам, психическим состояниям, вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам.

2. Самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, также стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

3. Коммуникативность, эмпатийность, внешняя привлекательность, коммуникабельность и т.д.

Взаимосвязь и взаимовлияние личности и деятельности социального работника показывают, вместе с тем, и их относительную самостоятельность. Однако в сложном и длительном процессе профессионализации осуществляется движение в сторону их идентификации, понимаемой, как взаимовлияние, взаимообусловленность в профессионально-личностном развитии. В этой связи мы полностью поддерживаем идею о невозможности изучения личности социального работника в отрыве от ее деятельности и деятельность в отрыве от личности.

Обращая внимание на деятельность социального работника, необходимо помнить, что на формирование его профессионализма влияет целый ряд как внешних, так и внутренних социально-психологических факторов. Более того, успешность процесса профессионального развития обеспечивается наличием определенных условий.

 

Автор: Овсяник О.А.