25.01.2013 11456

Возрастные особенности становления личности у детей 5- 6 лет

 

Исследования показывают, что период дошкольного детства является периодом первоначального складывания личности. А.Н.Леонтьев период после 3 лет прямо называет периодом «фактического складывания личности, когда начинают устанавливаться новые связи и отношения между отдельными процессами деятельности» (А.Н.Леонтьев, 1983, с. 13). Исходя из этого, мы решили искать основы мировоззрения именно в возрасте 5-6 лет.

Имеющиеся педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что в 5-6 лет получают развитие личностные механизмы поведения. А.Н.Леонтьев считает, что в этом возрасте складывается «соподчинение, или иерархия мотивов» (А.Н.Леонтьев, 1983). Процесс формирования мотивационной системы характеризуется объединением, интеграцией рядоположенных, стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию единой, целостной мотивационной системы личности.

Исследуя соподчинения мотивов у детей дошкольного возраста, К.М.Гуревич показал, что соподчинение мотивов возникает на основе «идеальной» мотивации. Делая скучное задание, ребенок помнит об обещанном вознаграждении. Это говорит о том, что подчинение своего действия более отдаленному мотиву предполагает наличие и удержание «идеальной» мотивации поведения ребенка.

Л И. Божович отмечает, что простое подчинение поведения принятому намерению складывается окончательно лишь к концу дошкольного возраста и является начальным этапом формирования произвольного поведения (Л.И. Божович, 1968). Исследованию этой проблемы так же посвящены работы А.В.Запорожца, Н.И.Непомнящей, Я.З. Неверович и др.

А.Н.Леонтьев особое значение придавал цепочке, связывающей отдельные целенаправленные действия так, что одни выступают в подчинении у других. На этом фоне выделяется смысл жизнедеятельности человека, который характеризует его личность.

Итак, мы видим, что именно в возрасте 5-6 лет действия ребенка начинают выражать его общее отношение к миру.

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. (Краткий психологический словарь, 1985).

Установлено, что «дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения, которые являются обобщением отношений людей) и формирования механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям, идеально данным образцам, усвоенным от взрослых «. (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин,1965)

Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого. М И Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного детства происходит смена трёх форм общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание. Именно с пяти лет у детей возникает внеситуативно - личностное общение. Этот тип общения отличается тем, что ребенок ждет от взрослого сопереживания и понимания в его детском отношении к миру.

На предыдущем этапе развития общения ребенок стремится к внеситуативно - познавательному общению, которое обслуживает деятельность по ознакомлению с физическим миром. В возрасте 5- 6 лет ребенок ждет от взрослого понимания и сопереживания, ребенок соотносит свою позицию в мире с мнением взрослого. С 5 лет ребенка начинает больше интересовать «мир людей» (Е.О.Смирнова,1977). Во внеситуативно - личностном общении интенсивно происходит уяснение ребенком связи между внешним и внутренним миром, что является стержнем мировоззрения (М.И.Лисина, 1974).

Внеситуативно - личностная форма общения становится ведущей. Исследования Е.О.Смирновой (1977) показали, что в этот период ребенок дошкольного возраста начинает проявлять основной интерес к людям и много рассказывает о себе, своих родственниках, друзьях, а так же расспрашивают взрослых об их жизни, делах на работе, в семье. Ребенок проявляет особое внимание к социальному окружению, к “миру людей”. Дошкольник ждет от взрослых взаимопонимания и сопереживания, и это становится главным для внеситуативно - личностного общения.

Исследование общения ребенка со взрослыми и сверстниками приводят к проблемам самосознания и отношения ребенка к миру (Е.О.Смирновой, 1977).

В социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста кроме взрослых, участвующих в жизни детей, в сознании ребенка появляется идеальный взрослый. Идеальный взрослый не только существует в сознании ребенка, но и становится мотивом его действий.

Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обуславливает появление деятельности в плане воображения. Так появляется сюжетно-ролевая игра, где ребенок берет не себя роль взрослого и вступает во взаимодействие с другими “идеальными взрослыми”. Таким образом, ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и воспроизводит те стороны действительности, которые недоступны ребенку в обыденной жизни. Поэтому в этот период происходит интенсивное усвоение человеческих отношений, усвоение правил поведения, социальных норм, которые существуют во взрослой жизни (Д.Б.Эльконин, 1995).

Так же в социальной ситуации развития дошкольника появляются новые социальные контакты - это его отношения со сверстниками. Как отмечает Смирнова Е.О., общение ребенка - дошкольника со сверстниками имеет некоторые особенности, которые существенно отличают его от общения со взрослым. Это большое разнообразие коммуникативных действий. Е.О. Смирнова пишет об этом так: “В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.” (Е.О.Смирнова, 1997, с.345).

Следующее отличие заключается в эмоциональной насыщенности. Исследования показывают, что в среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым (Е.О.Смирнова, 1997). Сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Еще одна особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало.

Нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Так же отличительной особенностью при общении сверстников является преобладание инициативных действий над ответами. Для дошкольника важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

В перечисленных особенностях отражается специфика детского общения на протяжении всего дошкольного возраста. Однако, содержание общения детей существенно изменяется от 3 к 6-7 годам (М.И.Лисина, 1997). Развитие личности ребенка дошкольного возраста характеризуется целым рядом последовательно возникающих новообразований.

Получает развитие наглядно-образное мышление. Наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность (Д.Б.Эльконин, 1995).

Имеющиеся педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что у ребенка 5-6 лет возрастает произвольность в поведении (В.А.Горбачева, А.В.Запорожец, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович и др.).

Усвоение правила поднимает ребенка на новую, более высокую степень развития его сознания, в результате чего возможно становление произвольного поведения, умения управлять своим поведением. Известно, что усвоение правил поведения успешнее всего совершается в процессе игровой деятельности.

Дошкольный возраст рассматривается педагогами и психологами как важный этап становления морального облика ребенка и развитие его нравственных качеств. Как показали исследования (Е.Ю.Демурова.,1951; Я.З.Неверович, 1965), реальное поведение детей нередко расходится с их нравственными представлениями о нормах и правилах поведения, не отвечает предъявляемым к ним требованиям.

К шести годам у детей формируется самооценка. Ребенок оценивает качество своих умений, проявляет моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. Дошкольник так же открывает для себя и осмысливает свои собственные переживания.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания является одним из главных новообразований дошкольного возраста.

В этом возрасте дети предпринимают первые попытки установления иерархии понятий. Ребенок стремится решить для себя новые интеллектуальные задачи по систематизации предметов, отнесение их к определенным категориям, выделение их общности и различия. Д.Б. Эльконин определяет это следующим образом: “Детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т.д.). Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением (в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи)” (Д.Б.Эльконин, 1995, с.137).

В нашей работе исследуются предпосылки мировоззрения у детей 5-6 лет. Выбор этого возрастного отрезка неслучаен. Качественное своеобразие этого возрастного периода отмечается в самых разных теориях детского развития. Так, например, согласно Ж. Пиаже, начиная с 5 лет, ребенок переходит к интуитивному мышлению, которое опирается на более дифференцированные представления о мире. Ребенок пытается понять ни много ни мало, как происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, тайную суть вещей (Ж.Пиаже, 1997). По данным Дж. Брунера в этом возрасте изменяется способ презентации прошлого опыта - ребенок переходит к попыткам символических представлений, у него хорошо развиты наглядные представления (Дж.Брунер, 1994).

Начиная с 5 лет, у детей появляется способность организовывать свою деятельность по внешней программе. Речь активно включается в регуляцию поведения, поэтому мировоззренческие представления начинают играть важную роль в отношениях со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Возраст 5-6 лет является сенситивным для развития произвольности. Развитие произвольности приводит к тому, что в поведении ребенка начинают преобладать мотивы рассудочного характера.

Именно в возрасте 5-6 лет происходит интенсивная дифференциация эмоций. Согласно данным Л.А. Венгера, к 5 годам ребенок начинает выражать свое отношение к действительности с помощью выразительной деятельности - в рисунках, постройках, выразительных позах и движениях, причем это выражение носит более осознанный и творческий характер, чем ранее (Л.А. Венгер, 1985).

Согласно данным, полученным Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Кандаковой «в возрасте около 5 лет происходит переход детей на качественно новый уровень развития психики» и далее « с 5 лет происходит перестройка интегрально - дифференциальных механизмов развития: на смену преобладающим процессам дифференциации, которые наблюдались на предшествующих    возрастах, приходят столь же интенсивные интеграционные процессы (при этом процессы дифференциации не исчезают совсем, а лишь на какое- то время теряют свое ведущее значение)» (Л.Ф. Обухова, Н.Н. Кандакова, 2001, с.34).

 

Автор: Зиновьева М.В.