12.03.2011 12245

Антропогенез и культурогенез: их различия

 

Антропогенез – это учение о природе человека. Человек приходит в мир уже наделенный определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Он подчиняется законам природы. В то же время человек становится человеком только тогда, когда он проявляет себя как субъект культуры. Культурогенез и рассматривает человека в контексте культуры. Только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира. Культурогенез ориентируется на рассмотрение человека как субъекта культуры. Это предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение, другие гуманитарные науки.

Как существо природное, биологическое, человек не обособлен полностью от явлений окружающего мира – живой или неживой природы. Он входит в состав биосферы земли. Биофизиологические пласты – существенный момент природы человека. Однако человек не исчерпывается биологическими или физиологическими характеристиками.

Культура является результатом преобразования природных форм в объекты, природе неведомые: леса – в парк, камня – в обелиск, деревьев – в дом, физиологической эмоции – в духовное чувство, звуковых сигналов – в словесную речь, размножения – в любовную связь, стада – в общество.

Культурогенез предполагает изучение фундаментальных качеств культуры человека, которые не содержались в готовом виде, но были плодами качественного преобразования культурой натуры предков человека.

Культурогенез отвоевывал у природы пространство для создания оптимальных условий существования и развития каждой популяции на всех ступенях ее истории и в специфических обстоятельствах природной среды ее обитания.

Отличия культурогенеза заключаются еще и в том, что  человек рассматривается не в естественной, а в искусственной, созданной им самим среде обитания. В ходе творческой деятельности по созданию этой «второй природы» человек приобретает необходимые для него интеллектуальные и духовные качества, которые, в отличие от генетически пе5редаваемых качеств,  наследственно не передаются, формируются у каждого индивида прижизненно, меняются по содержанию из поколения в поколение, постепенно становятся все более разнообразными у одного поколения. Совокупность этих качеств реализуется в совместной созидательной деятельности.

На определенной ступени развития природы на нашей планете действие биологического закона наследования каждым новым поколение программ поведения предков оказалось недостаточным для бытия обезьяноподобных существ. Вытесненные из лесов на равнины, они вымирали, пока ими не была найдена замена генетического способа передачи поведенческой информации генетически не кодируемыми и не транслируемыми способами деятельности.

Скачок живых существ на новый уровень бытия получил название культуры. Существо, произведшее этот скачок, было названо человеком, а организация совместного бытия людей – обществом.  Исследование происшедших процессов является объектом изучения культуроантропологии.

Культурогенез рассматривает деятельность как способ бытия человека. Этот способ охватывает и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира, и художественно-творческое освоение действительности. Деятельность человека – это осознаваемое, целенаправленное, свободное, творческое проявление активности, что не рассматривается в антропогенезе.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что объектом антропогенеза и культурогенеза является человек. Однако в первом случае он рассматривается как существо биологическое, «природное», а во втором случае – перед нами человек, поведение которого не может определяться одними только биологическими законами, а подчиняется воздействию культуры, другой «природной» среды, созданной самим человеком.