25.01.2013 2017

Роль взрослого в становлении миродействия и мировоззрения ребенка

 

Отечественные исследования, связанные с данной темой можно разделить на две большие группы. Одна большая группа исследований проводилась в рамках изучения связи родительского воспитания и некоторых аномалий личностного развития ребенка. (А.Я.Варга, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер).

Другие исследования проводятся в основном в рамках изучения связи родительского воспитания и отдельных параметров психического развития ребенка (Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова).

Клинико-психологические работы по изучению акцентуаций характера и неврозов у детей примечательны тем, что каждый тип акцентуаций способствует формированию определенного типа отношения к миру и самому себе. Таким образом, можно сказать, что типология акцентуаций и неврозов сопровождается типологией патологических вариантов мировоззрения.

В работах по изучению акцентуаций характера у детей и подростков подчеркивается, что устойчивые характерологические отклонения у подростков возникают в результате взаимодействия факторов врожденных недостатков ЦНС и нарушенного воспитания ребенка, начиная с рождения. Возраст 5- 6 лет отмечается как наиболее важный, переломный. Это возраст, в котором у одной группы детей под влиянием адекватного воспитания происходит компенсация эмоциональных нарушений, а у другой группы эмоциональные проблемы закрепляются как устойчивые формы реагирования. Нарушенное воспитание приводит к тому, что неадекватные реакции, обусловленные изначально недостатками ЦНС приобретают форму устойчивого отношения к окружающим, себе самому и миру в целом, обретают содержательную «мировоззренческую» направленность (А.Е.Личко, 2000). Так в исследованиях А.Е. Личко показано, что чрезмерная опека и мелочный контроль приводят к закреплению акцентуаций по гипертимному типу, который в подростковом возрасте характеризуется нетерпимым отношением к любым природным и социальным ограничениям, агрессивным отношением к миру, завышенной самооценкой. Некритичное удовлетворение потребностей ребенка приводит к развитию несерьезного, эгоцентрического отношения к миру, характерного для истероидной акцентуации.

Неустойчивость родительского внимания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету и часто встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка. Однако, недооценивают размах и частоту этих колебаний.

А.И. Захаровым выделены следующие параметры воспитания:

1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к ребенку:

- гиперопека,

- опека,

- принятие,

- непринятие.

2. Контроль:

- разрешительный,

- допускающий,

- ситуативный,

- ограничительный.

2. Последовательность - непоследовательность.

3. Аффективная устойчивость - неустойчивость.

4. Тревожность - не тревожность.

В работах А.И. Захарова показано, что по отношению к мальчикам матери гораздо чаще применяют ограничительный, запрещающий тип контроля, чем к девочкам (А.И.Захаров, 1982).

А.И. Захаров показал, что жестко ограничительное, запрещающее воспитание способствует развитию психомоторной нестабильности, агрессивности и возбудимости. Так же, в одном из исследований показано, что чрезмерно низкий уровень ограничений в воспитании может привести к формированию тревожного характера, страхов и тормозимости. Показано, что повышенная тревога родителей увеличивает общее эмоциональное неблагополучие ребенка (А.И.Захаров, 1982). Интересные данные получены в работах А.И.Захарова по изучению психологического наследования стиля воспитания в семье:

1. Степень опеки достоверно чаще воспроизводится в семье по женской линии, а не по мужской. Это означает, что эмоциональное отношение бабушки к родителям (в их детстве) получает более выраженное отражение в их отношении к ребенку.

2. Воспроизводство родительского контроля относится только к строгой дисциплине (преобладание ограничений в воспитании), имевшей место в отношении матери к девочкам и отца к мальчикам.

3. Точно так же, как и опека, в семье воспроизводятся такие параметры воспитания как: тревожность, аффективность, повышенные требования и частые порицания. В прародительской семье все эти отклонения более характерны для отношений между матерью и дочерью.

4. Сдерживание эмоций (эмоциональная неотзывчивость) наиболее часто представлена по мужской линии в прародительских семьях.

А.С. Спиваковская выделяет следующие параметры родительского воспитания, способствующие развитию неврозов у детей:

1. Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.

2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.

3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких либо сферах жизнедеятельности детей.

4. Повышенная стимуляция возможностей и в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

В работах А.С. Спиваковской показано, что повышенная фиксированность матери на детско-родительских отношениях на сознательном уровне в совокупности с неосознаваемой, скрытой озабоченностью супружескими отношениями способствует формированию у ребенка феномена «закрытия Я», проявляющегося в особенностях самосознания ребенка. Показано так же, что чрезмерная опека заметно ухудшает эмоциональное благополучие ребенка.

Э.Г. Эйдемиллер показал, что чрезмерность требований-запретов к ребенку у стеничных детей и подростков форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации.

В целом можно сказать, что большинство клинико-психологических работ по исследованию стиля родительского воспитания основано на изучении крайних, нарушенных вариантов родительского воспитания и детей с той или иной степенью выраженности психопатологии. Известно, что полный перенос закономерностей патологического развития на изучение закономерностей нормального развития неправомерен ни с методологической, ни с этической точки зрения.

Однако, анализируя данные работы, мы можем заметить две тенденции общие для развития мировоззрения, как в норме, так и в патологии - это:

1. критическая роль старшего дошкольного возраста в выборе пути, по которому пойдет развитие предпосылок мировоззрения,

2. высокая значимость родительского воспитания в этом процессе.

Исследование родительского воспитания в рамках психологической консультации осуществляли А.Я.Варга и В.В.Столин. В большей степени они изучали такой аспект детско-родительских отношений как родительские установки. “Под родительскими установками понимается система, или совокупность эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним” (А.А.Бодалев, В.В.Столин, 1989; с.19). В этой работе показано, что некоторые родительские установки влияют на темп психического развития ребенка.

Т.П. Гаврилова пишет о типичных ошибках родительского воспитания и их последствиях для психического развития ребенка: “Психологические исследования, работа практиков-психологов, литературные данные говорят о том, что наибольшую трудность для родителей представляет предъявление требований ребенку. Одной из типичных ошибок при этом является неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка, обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа» (Т.П.Гаврилова, 1984, с.60-61). Автор приходит к выводу, что ошибки в предъявлении требований могут стать причиной негативизма ребенка. Другой ошибкой в предъявлении требований является непоследовательность: «жалобы родителей на непослушание и упрямство детей означают, что родители требуют от детей того, чего сами не делают; они непоследовательны в предъявлении требований, несправедливы или не владеют способами наказания, предъявляют требование в неприемлемой для ребенка форме. Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к родителям» (Т.П.Гаврилова, 1984, с.61).

Следующим важнейшим аспектом родительского воспитания Т.П. Гаврилова считает особенности санкций (наказаний): «Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, ссылаясь на свой собственный детский опыт (“нас били, и от этого только польза”); на физических наказаниях настаивают, как правило, родители мальчиков-подростков. Если родители бьют детей, это свидетельствует о полном отсутствии между ними взаимопонимания, любви, уважения. Очевидно, что все воспитательные воздействия не достигают цели, взрослый пользуется правом сильного наказывать ребенка по своему усмотрению, хотя бы даже этот вид наказания уничтожал бы надежду на возможность контакта между ним и ребенком» (Т.П.Гаврилова, 1984,с.62). Автор указывает на то, что в родительском воспитании так же очень важно понимание потребностей ребенка. Если родители не понимают потребностей детей, не хотят анализировать мотивы их поступков, приписывают им несуществующие мотивы и по ним судят ребенка, между родителями и детьми возникает труднопреодолимый конфликт. В данной статье Т.П. Гаврилова напрямую подходит к мировоззренческим вопросам воспитания: «Важнейшая проблема - это идеалы и ценности семьи, которые, намеренно, или стихийно, семья вносит в сознание ребенка» (Т.П.Гаврилова, 1984, с.65). Автор отмечает, что именно семья закладывает фундамент ценностных ориентаций в жизни ребенка.

Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рассматривает родительское воспитание с точки зрения специфики общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности. Удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, который может быть как здоровым, так и вредоносным.

Большая часть работ по проблеме родительского воспитания подходит к данному вопросу или через изучение «родительских установок» (А.Я.Варга, В.В.Столин) или через изучение «стиля родительского воспитания» (А.И.Захаров, А.Е.Личко, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Исследования родительского стиля, в большей мере, отвечает задачам нашего исследования, поскольку направлено на деятельный аспект воспитания.

Мы рассмотрели исследования клинико-психологического характера. Другая большая группа работ посвящена изучению связи родительского воспитания с психическим развитием ребенка в целом и его отдельными сторонами.

Так, исследования, проведенные под руководством Н.Н. Авдеевой, показывают влияние детско-родительских отношений на различные характеристики «образа Я» у детей разного возраста и особенности психического развития ребенка в целом (Н.Н.Авдеева, 1976, 1988, 1997).

В исследованиях проведенных под руководством Е.О. Смирновой, основное внимание уделяется феномену детско-родительских отношений и связи детско-родительских отношений с различными аспектами развития личности ребенка. В этих исследованиях показано, что детско-родительские отношения оказывают значительное влияние на особенности общения ребенка с взрослыми, на умственное развитие ребенка, особенности самосознания (Е.О.Смирнова, А.В.Лагутина,1991; Е.О.Смирнова, 1994; Е.О.Смирнова,2001). Е.О. Смирнова неоднократно отмечает, что детско-родительские отношения обладают удивительной многогранностью и поэтому в исследовании необходимо выделять какой-то их существенный аспект. Следуя логике культурно – исторической концепции, Е.О. Смирнова высказывает предположение, что отношение ребенка к миру в целом зависит от особенностей детско-родительских отношений.

В работах отечественных авторов мы находим методологическую основу для изучения связи стиля родительского воспитания и предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. С этих позиций мы рассматриваем работы Л.C. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой.

Таким образом, можно утверждать, что воспитание является, по сути своей, совместной деятельностью ребенка и родителя. Благодаря этим положениям мы выделили из всей обширной феноменологии детско-родительских отношений один из наиболее важных ее аспектов - воспитательные действия родителя.

Опираясь на логику Л.С.Выготского, мы пришли к выводу, что воспитательные действия фактически являются формой участия или влияния взрослого на действия ребенка. Во многих действиях ребенка взрослый усматривает определенное отношение к окружающему миру, т.е. миродействие. Принимая участие в этом миродействии, взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом изменится отношение ребенка к миру.

Воспитательные действия направлены на согласование миродействия ребенка с нормативным образом отношения к миру, существующим в сознании родителя. Воспитательные действия родителя тесно переплетаются с миродействием ребенка, иногда поддерживая, усиливая его, иногда вступая с ним в противоречие. В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что вопрос о том, как связаны воспитательные действия родителя и предпочитаемый образ миродействия ребенка остается открытым.

 

Автор: Зиновьева М.В.