28.01.2013 9839

Динамика стрессовых состояний личности

 

В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других раздражителях. Эта реакция была впервые описана им в 1936г. как «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром. Г. Селье предложил три фазы стресса:

1. реакция тревоги, мобилизации;

2. стадия сопротивления (резистентности);

3. стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности.

Г. Селье отметил, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора. Невозможно делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей запаса. Каждый из личного опыта знает: после крайнего изнеможения от чрезмерной дневной работы здоровый ночной сон восстанавливает сопротивляемость организма почти до прежнего уровня. Но полного восстановления нет. Значит, необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубокой (Селье Г., 1979). Первые две фазы - это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую, как развитие психогении и обозначил ее «дистрессом». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» (Kielholz Р., 1980) и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.

Стресс не всегда результат повреждения. Стрессорный эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Поэтому Г. Селье ввел понятие, кроме «дистресс», еще и «эустресс». Вредоносный или неприятный стресс он назвал «дистрессом», а конструктивный, «хороший», оказывающий положительное влияние на деятельность - «эустрессом». Селье в 1979г. писал: «Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса». В некоторых пределах по мере усиления стресса может улучшиться самочувствие и состояние здоровья человека. Однако когда превышается оптимальный уровень, то стресс ослабляет и ухудшает его здоровье.

При воздействии стрессорных стимулов на психику человека, протекание событий происходит в определенной последовательности. После воздействия стрессора от коры головного мозга импульс возбуждения поступает в центр эмоций (гипоталамус), затем следует стимуляция симпатической и парасимпатической нервной системы, и, в результате, раздражается мозговое вещество надпочечников, которое стимулирует отдачу адреналина и норадреналина в кровь. Возрастание адреналиновой секреции стимулирует повышение количества гормонов. Во время стресса увеличивается содержание кетостероидов в моче, сахара и холестерина в плазме крови. Протекающая адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы в организме. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин).

Следовательно, стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительной борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются.

Для развития психологического стресса важным фактором является также состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности ее преодоления, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях.

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидуумом как предъявление требования, угрожающего превысить способности и ресурсы индивида.

По мнению В.А. Бодрова (1995), существует четыре аспекта соотношения между индивидом и средой, которые могут вызвать несоответствия, приводящие к стрессу. Во-первых, это противоречия между субъективной и объективной средой, т.е. нарушение “контакта личности с реальностью”. Затем имеются противоречия между объективной и субъективной личностью, т.е. точность самооценки. Далее, противоречие в степени соответствия объективной среды стремлениям, потребностям и желаниям личности, а также в соответствии способностей личности требованиям деятельности.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.

“Кратковременный стресс - бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких” резервов. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования Среды, а темпы мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах” (Бодров В.А., 1995).

Длительный стресс - характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и “поверхностных”, и “глубоких” адаптационных резервов.

Ряд научных данных свидетельствуют о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости, устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

Положительное эмоциональное ощущение выступает как подкрепление - один из важнейших механизмов образования условных связей и «научения» в широком смысле этого термина. Отрицательное эмоциональное ощущение отражает незавершенность действия и способствует мозговой активности, направленной на поиск и подбор иных вариантов формирования адекватной деятельности. По общепризнанным представлениям, в происхождении эмоционально-стрессовой реакции, в развитии невротического состояния человека определяющее значение имеют его отрицательные эмоции. Даже самое сильное эмоциональное напряжение, соответствующее мотиву деятельности, ожидаемым результатам, не приводит к развитию эмоционального стресса или реактивного состояния.

Эмоциональный стресс значительно усиливается, если субъект рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

Эмоциональное возбуждение способствует активизации механизмов управления действием, принятию решения о конкретном способе осуществления ответного поведения, ведущего к достижению цели: подобная реакция не приводит к развитию эмоционально-стрессового состояния.

Качественно иные отношения складываются, если в ситуации «угрозы» (и при соответствующем субъективно окрашенном переживании) организмом не может быть использован ранее фиксированный стереотип поведения или если действие, выполняемое по готовой программе поведения, не ведет к ожидаемым результатам. Возникает состояние, которое обозначается в физиологии как «рассогласование». Оно воспринимается оценочными системами мозга как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный» уровень физиологической адаптации. Происходят активный поиск выхода из ситуации, подбор оптимальных вариантов поведения по методу «проб и ошибок», активация экстраполяционных механизмов (информационный поиск), максимальная активизация энергетических процессов и вегетативных механизмов обеспечения активности. Весь этот комплекс и является начальной фазой развития эмоционально-стрессовой реакции (острый стресс). При этом субъективным эквивалентом сигнала угрозы и «рассогласования» является чувство страха.

Если эмоциональный стресс характеризовать как обусловленное психологической «угрозой» переживание, которое лишает человека возможности достаточно эффективно осуществлять свою деятельность, то в таком контексте между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т. е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

Психологическая специфика состояний напряженности, следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

По общим представлениям в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела.

Развитие эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т. е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение механизмов психической адаптации, по В.П. Казначееву (1973, 1991), О.М. Баевскому (1976), ведет к нарушению процессов управления и регулирования.

Наиболее существенный параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Наиболее важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высоко-стереотипизированные реакции человека. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности. В этом и заключается особенность проявления психологического стресса.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. В данной работе, говоря о стрессе, мы будем иметь в виду стрессовое состояние. Дать общее (универсальное) определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие «стресс» очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. Так, по мнению С.Б. Семичева (1987), универсальные определения нормы, здоровья, а также болезни оказываются в лучшем случае абстракциями, имеющими весьма тощее содержание, либо тавтологическими, либо не всеобъемлющими, не универсальными. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека - от биохимического до социального.

В данной работе мы придерживались мнения Л.B. Куликова, выделяющего основные признаки стрессового состояния:

1. реакцию психики и организма как единого целого;

2. сдвиг психического напряжения от обычного уровня на более высокий;

3. ожидание или восприятие угрозы;

4. активацию и перестройку защитных сил психики и организма в связи с тем, что имеющиеся адаптивные реакции недостаточны.

Мы имеем в виду стресс в широком смысле этого понятия, то есть стресс, возникающий из-за действия психологических, социальных и экстремальных факторов различной интенсивности и длительности действия.

1. Главным источником, приводящим систему в активное состояние, являются внешние воздействия, информация о наличии актуальной ситуации, поступающая в сенсорно - перцептивную зону головного мозга, осуществляющую первичный афферентный синтез.

2. Одновременно в блок афферентации идут мотивационно- потребностные импульсы и информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее сходные ситуации.

3. На уровне афферентного синтеза поступает также информация об исходном состоянии соматических, энергообеспечивающих программ.

4. В итоге афферентного синтеза на уровне сенсорноперцептивной и затем гностической подсистем производится первичная оценка ситуации, на основании которой программируется желаемый результат.

5. Решение принимается на уровне гипотетического блока управления, где осуществляется программирование желаемого результата и оценивается его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику последующей деятельности системы.

6. Совокупность информационных характеристик запрограммированного результата и конкретных действий по его достижению передается на нижележащие уровни нейрорегуляторных образований мозга.

7. В процессе сличения параметров запрограммированного (желаемого) и реального (полученного) результатов устанавливается либо их близость и тогда можно считать, что желаемый результат достигнут, организм вышел на необходимый новый уровень адаптации, либо полного совпадения желаемого и полученного результата не достигнуто вследствие непрерывного изменения внешней среды и актуальной ситуации.

8. Это расхождение полученного и необходимого результатов является постоянным стимулом для повышения эффективности работы системы.

Следовательно, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

Стресс - это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Таким образом, выделенная нами психологическая природа стресса, рассмотрение его теоретических моделей и динамики изменений, признание особенности проявления психологического стресса и внутренних условий в развитии психологической напряженности позволяют перейти к изучению механизмов регуляции психологического стресса.

 

Автор: Мельников В.И.