29.01.2013 27251

Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям

 

В настоящее время исследователи, работая в рамках психологии детства, подчеркивают необходимость детального изучения сущности феномена родительства. Р.В. Овчарова, разделяя взгляды зарубежных и отечественных психологов, разработала теоретические основы формирования родительства, описав систему феномена родительства и факторы, определяющие формирование родительства.

Феномен родительства, по мнению Р.В. Овчаровой, системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Анализ и описание родительства охватывают все планы презентации феномена. Прежде всего, это план индивидуально-личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств и т.д., то есть анализируется родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень-уровень общества, мезоуровень-уровень родительской семьи, микроуровень-уровень собственной семьи и уровень конкретной личности. Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития. Как надындивидуальное целое, родительство включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и самого ребенка.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределении ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего, мечтая и планируя. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начинает реализовываться на практике.

По определению Р.В. Овчаровой, родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений, и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплиментарности динамических проявлений родительства.

Р.В. Овчарова предполагает, что в развитой форме родительство включает:

- ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

- родительские установки и ожидания;

- родительское отношение;

- родительские чувства;

- родительские позиции;

- родительскую ответственность;

- стиль семейного воспитания.

Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы - как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности.

Таким образом, особенность семейных ценностей состоит в том, что они, по сути представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Семейные ценности являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.

Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих. Р.В. Овчарова подчеркивает, что типичная родительская позиция - это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. Ребенок же, наоборот, физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться супруги, - равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.

Таким образом, родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях, прогностической способности родителей строить взаимоотношения с ребенком.

Следующий компонент родительства - родительская ответственность. Важной сферой проявления ответственности является’ область семейно-бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей. Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом - за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которой принадлежит семья. В.Н. Дружинин указывает, что это всегда ответственность за других и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое. Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли - это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью и перед обществом.

Родительская ответственность как явление по своей природе дуальна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью).

Родительское отношение как структурный компонент родительства представляет собой относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах, реализующееся в поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитании взаимоотношениями.

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.

Несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение может изменяться, приобретать те или иные черты под воздействием различных событий.

Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. А.С. Спиваковская отмечает, что любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья. Родительские чувства, в частности, родительская любовь, не является врожденным свойством человека. Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека. Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым, внутренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство. Содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и т. д. Несмотря на изначальную эмоциональную окрашенность родительских чувств, этот структурный компонент родительства, как и все остальные, содержит три составляющие: эмоциональную, когнитивную и поведенческую.

Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Он является своеобразной квинтэссенцией остальных структурных компонентов - ценностных ориентации супругов, родительских установок и ожиданий, родительского отношения, родительских чувств, родительских позиций, родительской ответственности.

Исследователи стиля семейного воспитания придерживаются разных подходов к анализу этого вопроса. Э.Г. Эйдемиллер описал основные характеристики типов воспитания ребенка: уровень протекции; степень удовлетворения потребностей; количество и качество требований, предъявляемых к ребенку; санкции, накладываемые на него; воспитательная неуверенность родителей. На основе этих характеристик

Э.Г. Эйдемиллер выделяет шесть типов воспитания детей, имеющих психологические проблемы:

1. Потворствующая гиперпротекция: ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Данный тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт личности ребенка.

2. Доминирующая гиперпротекция: ребенок находится в центре внимания родителей, которые уделяют ему много времени, но в тоже время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные запреты и ограничения. Данный тип воспитания усиливает астенические черты характера ребенка.

3. Повышенная моральная ответственность: сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям, что стимулирует развитие психастенического характера.

4. Эмоциональное отвержение ребенка, способствующее акцентуации по эпилептоидному типу.

5. Жестокое обращение: эмоциональное отвержение, проявляющееся в том, что потребности ребенка не удовлетворяются, их лишают удовольствий и жестоко наказывают.

6. Гипопротекция: ребенок предоставлен самому себе, отсутствие родительского контроля. Данный тип воспитания развивает гипертимность и неустойчивость поведения ребенка.

Е.Т. Соколова акцентирует внимание на отношениях матери и ребенка и выделяет следующие стили воспитания:

1. Сотрудничество: в общении преобладают поддерживающие высказывания. Мать побуждает ребенка к активности; общению свойственны взаимная уступчивость и гибкость.

2. Изоляция: совместные решения в семье не принимаются; ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями.

3. Соперничество: общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4. Псевдосотрудничество: партнеры проявляют эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая.

В.А. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.И. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в психическом развитии ребенка, является неправильное воспитание. В.А. Гарбузов, отмечает четыре типа неправильного воспитания:

1. Непринятие, обусловленное рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства.

2. Гиперсоциальное. Здесь наблюдается гиперопека в сочетании с жестким контролем и высокими требованиями к ребенку.

3. Тревожно-мнительное, которое возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи.

4. Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности в отношении к будущему, когда ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности.

А.И. Захаровым, при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:

1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: а) гиперопека; б) опека; в) приятие; г) неприятие.

2. Параметр контроля: а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г) ограничительный.

3. Последовательность - непоследовательность.

4. Аффективная устойчивость - неустойчивость.

5. Тревожность - нетревожность.

Кроме того, А.И. Захаровым отмечаются различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, разрешительство, непоследовательность - к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводят к неврозу навязчивых состояний.

В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания: низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания; высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности; выраженная степень опеки и ограничительства к каким-либо сферам жизнедеятельности детей; повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Рассматривая различные подходы к анализу стилей взаимодействия с ребенком, можно также проследить наличие трех составляющих: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Когнитивная составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает также общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение. Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя в целом. В поведенческой составляющей в той или иной мере реализуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности.

Таким образом, в отечественной психологии разработан системный подход к определению сущности феномена родительства, уточнены и проанализированы основные компоненты родительства, описаны факторы формирования родительства.

Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить:

1. Все компоненты имеют три составляющие (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), которые являются критериями реализации компонентов родительства.

2. Компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством пересечения элементов составляющих (когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов).

3. Квинтэссенцией, суммарным выражением всех компонентов, наиболее доступным для наблюдения, является стиль семейного воспитания.

В соответствии с задачами нашего исследования рассмотрим подробнее особенности родительского отношения, которые достаточно широко изучены в отечественной и зарубежной психологии.

В своем исследовании А.Я. Варга подчеркивает многомерность родительского отношения, в структуре которого выделяются четыре образующих:

1. интегральное принятие или отвержение ребенка;

2. межличностная дистанция («симбиоз», отстраненность);

3. формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация, попустительство);

4. социальная желательность поведения.

Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в различных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих.

Существуют по крайней мере четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

- принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;

- отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;

- симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

- симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

Эмоциональный компонент родительского отношения.

Эмоциональный компонент родительского отношения характеризуется, интегральным принятием или отвержением ребенка родителем.

Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности и способствуют полноценному развитию личности. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть».

Родительская любовь - это двухстороннее отношение родителя и ребенка, которое характеризуется взаимопониманием, взаимоуважением и взаимной симпатией. Согласно Д. Боулби и М. Эйнсворту эмоциональный контакт между родителем и ребенком является основой для развития личности ребенка. По К. Хорни, ребенок может вынести многочисленные травматические факторы (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои и др.) если чувствует, что является любимым.

Проявления родительской любви разнообразны и многолики. Согласно исследованию Г.Т. Хоментаускаса, родительская любовь выражается в том, что родитель заботится о ребенке, проводит с ним достаточно много времени, ласкает его, выражает нежные чувства, а также старается сделать ему приятное. Однако, любой из этих способов выражения любви, таит в себе возможности негативного влияния на психику ребенка.

Уровень родительской заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Так, чрезмерная родительская забота, по Г.Т. Хоментаускасу, может выступать в двух вариантах: забота как «толкач» и забота как охрана и опека. В основе такого отношения лежит непризнание автономности ребенка, недоверие или навязывание родителями своих желаний.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция). При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени, внимания и сил: стремятся сопровождать каждый шаг ребенка, предохранять и защищать от мнимых опасностей, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам и т.п. При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него»; за воспитание родители берутся время от времени, или тогда, когда случается что-либо серьезное.

Для гармоничного развития ребенка необходим определенный баланс заботы, опеки, свободы и автономии уже с раннего возраста. Ребенок чувствует любовь родителя, если:

- родитель умеет доступно выражать свои чувства ребенку;

- ребенок соответственно понимает своего родителя;

- родитель понимает внутреннее состояние ребенка и способен воспринять выражаемые ребенком чувства любви, привязанности.

По мнению Г.Т. Хоментаускаса, в случае родительского принятия у ребенка формируется следующая внутренняя позиция «Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже», которая характеризуется следующими детскими установками:

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми.

2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.

3. Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, различить зло и добро.

4. Я, как и все люди могу ошибаться могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.

5. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.

6. Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они имеют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.

7. Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Это означает, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.

8. Мы должны учитывать желания и интересы друг друга.

Детей с данными установками отличает высокая самооценка,

уверенность в себе, хорошие социальные контакты.

Эмоциональное отвержение характеризуется недостатком или отсутствием эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительностью родителя к потребностям ребенка. По сути, отвержение, или неприятие, - это отсутствие любви к ребенку.

Неприятие, согласно В.И. Гарбузову, может быть первичным, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, и вторичным,- связанным с досадой родителя по поводу физических, умственных и др. данных ребенка, стремлением искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга, тяжелыми обстоятельствами жизни и личностными особенностями родителей. Отвержение также может быть явным или скрытым. При явном отвержении родитель открыто демонстрирует, что не любит и не принимает своего ребенка. При скрытом отвержении родитель формально выполняет свои обязанности, хотя испытывает глобальное недовольство ребенком (он не такой умный, красивый и т.п.). Скрытое отвержение может маскироваться преувеличенным вниманием и заботой родителя.

А.И. Захаров отмечает, что отвержение подразумевает не только нежеланность ребенка или несоответствие его пола ожиданиям матери и отца, но и неприятие его индивидуальных особенностей, несовместимых с характерологическими, конфликтно или невротически измененными представлениями родителей. Здесь в основе эмоционального отвержения лежит неудовлетворенность ребенком.

Причинами эмоционального отвержения ребенка, могут служить различные личностные проблемы самих родителей или отождествление ребенка с какими-либо негативными моментами в их собственной жизни.

Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис, в основе эмоционального отвержения выделяют:

1. Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств. В этом случае родитель видит в ребенке те черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе. Борясь с качествами ребенка (реальными или мнимыми), родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя.

2. Неразвитость родительских чувств, что характеризуется нежеланием иметь дело с ребенком, плохой переносимостью его общества, поверхностным интересом к его делам. Причинами неразвитости родительских чувств могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность; а также отвержение самого родителя в детстве.

3. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола, то есть предпочтение в ребенке мужских или женских качеств.

В своем исследовании В.Е. Каган уточняет, что причиной эмоционального отвержения может выступать тоталитарное сознание родителей. В процессе взаимодействия родителя и ребенка наблюдается, с одной стороны, дефицит позитивной эмоциональной экспрессивности, а с другой - неконтролируемое проявление вытесняемых негативных эмоций. Эмоции родителей из-за недостаточной осознанности собственных эмоциональных состояний, свойственной тоталитарному сознанию, прорываются спонтанными выбросами ласки вне актуального контекста общения. В этом случае ребенок вынужден принимать ласку и отвечать на нее вне зависимости от собственного настроения в этот момент.

Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка:

- родители воспринимают своего ребенка более старшим по возрасту и потому не нуждающимся в большой заботе и внимании;

- родители не принимают во внимание индивидуальные особенности ребенка;

- родители создают идеальный, вымышленный образ ребенка, который не соответствует реальному.

По А.И. Захарову, нежеланность ребенка чаще встречается у молодых родителей с еще не сформировавшимися чувством материнства и отцовства, в то время как неприятие индивидуальности ребенка присуще «пожилым» родителям, обладающим доминантными, тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами характера.

Эмоциональное отвержение часто наблюдается у одиноких матерей, в семьях, воспитывающих приемных детей, а также там, где ребенок родился «случайно», «невовремя», в период бытовых неурядиц или супружеских конфликтов. Крайняя форма отвержения проявляется в том, что родители реально отказываются от ребенка и помещают его в интернат, психиатрическую больницу, отдают на воспитание родственникам (часто бабушкам). Е.А. Савина указывает, что для отвергающих родителей нередко характерна инверсия детско-родительских ролей. Родители делегируют детям собственные обязанности, и сами ведут себя беспомощно, демонстрируя потребность в опеке и заботе. При эмоциональном отвержении нередко применяются наказания (в том числе и физические), причем матери, которые отвергают своих детей, склонны наказывать их за обращение к ним за помощью, а также за стремление к общению с ними.

По Г.Т. Хоментаускасу, родительское отвержение приводит к формированию (в результате переработки травматической ситуации) следующих установок ребенка: «Я нелюбим, но я от всей души хочу приблизиться к вам» и «Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое». Первая установка имеет два возможных варианта развития: отвержение ребенком себя и отвержение семьи. Если ребенок склонен к переживанию чувства вины, то он как бы соглашается с фактом отвержения и видит в нем наказание за свою «плохость», за отдельные поступки и недостойные мысли. Тяжелые переживания ребенка приводят в конечном итоге к потере самоуважения, иррациональному стремлению исправиться, избавить других от своего «недостойного» присутствия. Во втором случае ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в том, что он оставлен один. Здесь психологической защитой ребенка от травматической ситуации выступает агрессивное и пренебрежительное поведение ребенка с родителями. При установке «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» ребенок, теряя чувство собственной значимости, стремится отгородиться от всего окружающего. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, и плохие привычки. Г.Т. Хоментаускас подчеркивает, что если ребенок все больше и больше убеждается в своей нелюбимости, он может прибегнуть к своеобразной детской мести.

В случае наказания ребенка лишением родительской любви, существует риск формирования у ребенка чувства неуверенности, страха одиночества, покинутости. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и депрессии.

Таким образом, родительское отвержение блокирует многие потребности ребенка: в любви, в ласке, в понимании, в защите и пр., вызывая тем самым многие психологические проблемы ребенка.

Межличностная дистанция характеризуется степенью психологической близости родителя и ребенка. Нарушение межличностной дистанции выражается, с одной стороны, в симбиотических отношениях родителя и ребенка, а с другой - в полной отстраненности.

При симбиозе родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и сопровождать каждый его шаг, оградить его от всех трудностей и неприятностей жизни. Стремление родителя «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе выраженное чувство беспокойства или тревоги. Родители тревожатся за ребенка в такой степени, что практически живут вместо него, подменяя его индивидуальность и самостоятельное решение проблем. Тем самым они неосознанно культивируют зависимость ребенка от себя и пассивность, требуя в тоже время от него ответственности.

Согласно Е.А. Савиной, в случае симбиоза родительское отношение не отвечает потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокируют разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности-автономии, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа Я. Ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения. Тревогу ребенка вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, ситуации, в которых ребенок остается без матери. Мать «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя, и в итоге тревога ребенка начинает проявляться не только в отсутствие матери, но, и в ее присутствии.

Симбиоз нередко сопровождается гиперопекой, которая, по мнению А.И. Захарова, обусловлена тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами характера родителей.

Функция контроля и родительские требования.

Родительский контроль. Для того чтобы обеспечить безопасность ребенка родителям необходимо руководить поведением ребенка, применяя определенные ограничения.

По А.И. Захарову тип родительского контроля может быть трех видов: разрешающий, умеренный и чрезмерный.

Умеренный тип контроля характеризуется твердостью родителей, которая не перерастает в излишнюю принципиальность и настойчивость, но в то же время присутствует и определенная ситуативная уступчивость в отношении желаний и требований детей.

При чрезмерном контроле родитель следит за каждым шагом ребенка, часто ограничивая эмоциональную и двигательную активность детей. Чрезмерный контроль распространяется на непосредственность в выражении чувств, приготовлении уроков и «свободное» времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается. Чрезмерный контроль часто приобретает форму авторитарного. Согласно А.И. Захарову, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине к ограничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Авторитаризм родителей проявляется в недоверии к детям и их возможностям, во властности в отношениях с ними, сопровождаясь, как правило, противоречиями в системе требований и запретов.

Разрешающий контроль проявляется в отсутствии родительских запретов, порицаний и наказаний. В этом случае наблюдается попустительство и потакание родителей неадекватным, с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям детей.

Отсутствие родительского контроля связано с уровнем протекции в процессе воспитания. При гипопротекции, то есть недостатке родительского внимания, заботы и опеки, часто наблюдается отвержение ребенка. Потворствующая гиперпротекция характеризуется повышенным вниманием к ребенку, но в то же время, недостатком контроля и требований. В данном случае воспитание ребенка реализуется по типу «кумир семьи», что выражается в потакании всем желаниям ребенка, чрезмерном покровительстве и обожании.

В рамках зарубежной психологии проблема родительского контроля разработана достаточно детально. Так, М.Д. Радке выделяет 4 типа проявления авторитета родителей:

1. Философия авторитета, которая представлена двумя полюсами: автократический и демократический стиль. Автократический стиль характеризуется тем, что родитель многое требует от ребенка, не разъясняя ему своих требований. При же демократическом стиле обсуждается ребенку разъясняется сущность родительских требований.

2. Родительские ограничения: жесткие (ребенок не может их нарушить); подвижные (ребенок может их нарушить без особых для себя последствий).

3. Строгость наказаний.

4. Контакт родителей с ребенком. Хорошем контакте родители уделяют внимание детским проблемам, разделяют интересы своего ребенка. Отношения характеризуются доверием положительными эмоциями.

Согласно Е.Е. Маккоби, в структуре родительского контроля, присутствует несколько компонентов, по степени выраженности которых, можно судить о степени авторитаризма в родительском отношении:

- ограничительность;

- требовательность;

- строгость;- принуждение детей к чему-либо;

- навязчивость;

- родительская власть.

Д. Баумринд выделяет различные модели родительского контроля. Так, модель «авторитетного родительского контроля» характеризуется сочетанием родительского контроля и безусловной поддержки желания ребенка быть самостоятельным и независимым. В этом случае, родители относятся к своим детям нежно, доброжелательно, с теплотой и пониманием, в то же время контролируя их и требуя осознанного поведения. Модель «гармоничного» поведения родителей сходна с моделью авторитетного родителя по всем признакам, кроме контроля, который используется здесь достаточно редко. Модель поведения, при которой родители жестко контролируют детей и применяют наказания, Баумринд назвал «властной». При «снисходительном» типе поведения, родители не поощряют детей, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Модель поведения «нонконформистов» характеризуется тем, что родители придерживаются принципа свободного развития детей.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса являются родительские требования, касающиеся, во-первых, обязанностей ребенка (самообслуживание, учеба, помощь другим членам семьи и т.д.) и, во-вторых, родительских запретов (устанавливающих, чего ребенку делать нельзя).

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют следующие системы требований-обязанностей. Чрезмерность требований-обязанностей, что является основой такого типа воспитания, как «повышенная моральная ответственность». В этом случае родительские требования к ребенку очень велики и не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Согласно А.Я. Варга, чрезмерность контроля и требований наблюдается при авторитарной гиперсоциализации, когда родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, навязывают ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. При недостаточности требований-обязанностей ребенок, по мнению Э. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, имеет минимальное количество обязанностей в семье. Здесь нередко родители жалуются, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому. Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Чрезмерность требований-запретов может лежать в основе «доминирующей гиперпротекции». В этом случае ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, заключается в том, что ребенку «все можно». Даже если и существуют какие- либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит. Е.А. Савина уточняет, что по форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

По мнению В.В. Столина, эффективный родительский контроль характеризуется сочетанием эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.

Немаловажной характеристикой родительского отношения выступает степень удовлетворения потребностей ребенка. По Э. Эйдемиллеру и В. Эстицкису возможны два крайних варианта степени удовлетворения потребностей: потворствование и игнорирование.

Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание - закон для родителей. Игнорирование потребностей ребенка характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Здесь чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями и в общении.

Подводя итог проведенному теоретическому обзору, отметим, что, в настоящее время, в рамках психологической науки раскрыта сущность феномена родительства, исследованы особенности, структура и содержание родительского отношения, а также влияние нарушенного типа родительского отношения на психическое развитие ребенка.

Родительство, как комплексная структура, включает в себя семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительские чувства, родительские позиции, стиль семейного воспитания, родительскую ответственность и родительское отношение, связанные посредством пересечения когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов.

Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Проявление родительского отношения осуществляется в виде различных форм и способов поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Характер родительского отношения зависит от многих и разнообразных факторов: национально-культурных, детского опыта родителей, модели прародительской семьи, нереализованных потребностей и личностных особенностей родителей, супружеских отношений, а также личностных особенностей самого ребенка и обстоятельств его рождения. Содержание родительского отношения, как правило, противоречиво и амбивалентно и зависит от доминирования различных его составляющих.

Анализ работ ведущих отечественных и зарубежных психологов по проблеме родительского отношения и его и влияния на психику ребенка, позволил нам дополнить формулировку понятия «родительское отношение». В соответствии с нашей трактовкой, родительское отношение является многомерной интрапсихической характеристикой родителя, которая, на интерпсихическом уровне, проявляет себя в виде различных форм и способов поддержания контактов с ребенком, оказывая существенное влияние не психику ребенка.

 

Автор: Калинина Е.А.