01.02.2013 39827

«Статус», «социальная роль» и «социальное взаимодействие» как категории социальной психологии

 

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам социальной психологии.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется термином «социализация», которая представляет собой сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Первичная социализация - та социализация, в которую индивид включается в детстве; вторичная социализация (ресоциализация) - это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально - деловыми отношениями (например, представители руководства организации, учреждения и т.д.). На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Организационно - регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов. Социализация происходит в виде освоения определенных социальных ролей и достижения социального статуса.

Основные положения ролевой теории личности были сформулированы американскими учеными - Г. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и др. Ролевая теория личности описывает социальное поведение индивида двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Этимологические корни термина «статус»: с лат. status - положение состояние. В толковом словаре Ожегова  термин «статус» определяется, юс одной стороны, как: 1) сложившееся состояние, положение (книжное). Например, статус общественных отношений, жизни общества, а с другой как: 2) правовое положение (специальное). Например, правовой статус гражданина.

Социальный статус является одной из важнейших фундаментальных характеристик личности. Главная особенность его в том, что он соотносит личность, ее социальную позицию (конкретное место, которое занимает индивид в социальной структуре, в системе общественных отношений) с позициями других людей. Следовательно, социальный статус - это социальная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе и обусловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессия, доход, образование и пр.) характеристиками.

В отличие от социального, личный статус - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены данной группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами (лидер, аутсайдер, знаток и т.д.).

Концепция социального статуса была разработана американским антропологом Ральфом Линтоном. Понимая под ним позицию, занимаемую личностью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух статусов - предписываемого (предписанного) и достигаемого (достигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расово-этнических признаков). Второй - есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей. Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке А., можно выделить следующие: сотрудник ОВД, начальник службы, избиратель, член сборной по волейболу спортивного клуба, муж, брат, сын, дядя и т.д. Все статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором. Этот термин введен американским социологом Робертом Мертоном. Положение индивида в обществе определяет главный (интегральный) статус, то есть тот, который связан с основным занятием, занимаемой должностью и решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и общения. В приведенном выше примере таким будет статус сотрудника ОВД - начальника службы.

О статусе личности можно рассуждать, только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в данной системе. Так, если мы снова вернемся к статусу сотрудника ОВД - начальника службы, то он будет иметь смысл, прежде всего, в отношении других статусов в системе органов внутренних дел: вышестоящий начальник, подчиненный и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, сына, дяди.

Важным условием реализации статуса является идентификация, то есть психологическое отождествление себя со своим статусом. Статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции. Рассмотрим статусные характеристики исследуемых нами сотрудников ОВД: начальник подразделения ОВД имеет такие статусные права, которых нет у подчиненных и узких специалистов - давать указания, издавать приказы, оценивать результаты их работы и т.д. В этом смысле его статус в подразделении ОВД выше по рангу. Различия указанных статусов обусловлены неодинаковыми правами и полномочиями.

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, - то, что психологи называют ролью.

Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом (по Р. Линтону).

Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса, то есть различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

Социальная роль является динамической стороной социального статуса. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором (по Р. Мертону).

В психологическом и социологическом словарях отмечаются следующие значения термина «роль»:

«Роль - это предписанные обществом в целом, специфической общественной организацией или конкретной группой права и обязанности, которые вытекают из положения, занимаемого личностью в данной социальной структуре»

В «Кратком словаре по социологии» отмечается: «Роль социальная» (франц. role) - социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Обзор определений термина «роль», проведенный в начале 60-х годов XX века, показал значительный разброс мнений. Анализ 80 важнейших работ американских психологов и социологов, где использовалась категория роли, показал трудности определения данного понятия. Большинство определений сходилось на том, что «роль» это - ряд действий или поступков человека, соответствующий его положению (позиции, статусу) в социальной группе, это динамический аспект социального статуса.

У Т. Парсонса в рамках «теории действия»  статус и роль являются основными понятиями, с помощью которых рассматривается взаимодействие индивидов в группе.

Сходным образом определяют понятие социальной роли Ж. Годфруа и Н.Смелзер: «в каждой из групп, к которой принадлежит тот или иной человек, он занимает определенное социальное положение, с которым связана роль, позволяющая другим членам группы ожидать от него определенного поведения». «Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека». В этом же подходе дано определение Д. Левитовым: «Роль должна пониматься в двух смыслах - как положение, занимаемое человеком в группе (например, молодой учитель такого-то класса московской школы данного района) и как конкретное воплощение этого положения (например, учитель старательный, работающий над собой, требовательный, хороший член коллектива и т.д.)». Если исходить из этого определения, понятие роли включает в себя динамический аспект статуса и его конкретное олицетворение в индивидуальном ролевом поведении.

На сценарное содержание понятия опирается Э.Гоффман. Он считает, что «Предварительно установленный состав действий, которые развертываются в процессе исполнения и которые могут быть представлены или проиграны при других обстоятельствах, можно назвать «партией» или «шаблоном».

В контексте контроля понятие «роль» трактуют Т.Парсонс и Р. Дарендорф: ««Роль» состоит из комплекса норм, установленных для организации ее лидерами (распределение обязанностей и ответственности, выбор путей и способов для достижения целей), отражает существующий контроль «над методами и поведением работников в процессе труда», планирование и оценку труда, общий производственный климат».

Определение через понятия прав и обязанностей дает Т.Р.Сарбин. Он указывает, что «роли определяются в терминах действенного выполнения личностью своих обязанностей». Подобное определение дают и ряд отечественных психологов.

Е.С. Кузьмин полагает, что роль - это набор прав и обязанностей ее носителя.

Б.Д. Парыгин интерпретирует роль как «права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения».

В социологическом подходе исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих безотносительно от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из над-индивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, реализовывающими совместную деятельность.

Иное определение социальной роли по Нью кому: интерперсональные отношения, соответствующие ролям, имеют как внешнее, или открытое, выражение (в поведении, деятельности), так и внутреннее, например, диспозиция и состояние ожидания.

Значимость связи внутреннего содержания роли и внешнего ожидания подтверждают и российские авторы. По мнению И.С. Кона: «Лицо, занимающее определенное положение, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную позицию.

Связь личностных аспектов с ожидаемым поведением стала общепринятой в российской психологии. «Роль - как отмечается в Психологическом словаре под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова - нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение.

Учет в роли внутриличностных аспектов позволил определить её через те позиции, которые личность внутренне готова занять.

В исследовании мы будем использовать следующее определение социальной роли: это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением), т.е. местом в конкретной системе социальных отношений.

Для нашего исследования является важным мысль А.Л.Свенцицкого, отметившего, что роль не является чистой моделью поведения. Основным звеном, определяющим конкретную связь между ролевыми ожиданиями (имеющими внешнее происхождение) и ролевым поведением (реализующимся личностью), служит характер индивида, то есть внутренние структуры психического мира. Это, в свою очередь, означает, что поведение конкретной личности нельзя описать как простую схему ролевого поведения. Оно является продуктом уникального, характерного для этой личности, способа интерпретации, истолкования и воплощения роли.

Выделяются роли разных типов, прежде всего, институционализированные роли. Это зафиксированные правовыми нормативными актами и четко сформулированные правила социально - приемлемого поведения. Они являются ключевыми в сфере права. Другие, часто не менее важные роли, но прямо не затрагивающие интересов общества, обусловлены менее четко. Их еще называют социально-психологическими, неформальными. Другим вариантом данной классификации является различение безличных (официальных) и межличностных (не официальных) социальных ролей.

Также выделяют роли межличностные и конвенциональные. Межличностные описывают положение и поведение человека в системе внутригрупповых связей на основе места, занимаемого личностью в совокупности неофициальных отношений, конвенциональные основываются на согласии людей относительно трактовки некоторой конкретной социальной ситуации и приемлемых в ней норм поведения.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны; права и обязанности остаются теми же самыми независимо от того, кто эти роли исполняет. Так, в ситуациях сотрудничества Т. Шибутани выделил роли: коллега, партнер, поставщик, клиент, поклонник, объект любви и т. д., в ситуации конкуренции - соперник, враг, заговорщик и союзник.

Отличие межличностных ролей от конвенциальных проявляется далее в том, что сходные межличностные отношения могут быть обнаружены в весьма различных конвенциальных состояниях. Различия выявляются в случаях, когда права и обязанности, образующие конвенциальную роль, приходят в столкновение с теми правами и обязанностями, которые создают межличностную роль. В сфере права эти ситуации особенно болезненны. Они возникают, например, в случаях, когда начинают дружить люди, между которыми не предполагается тесный межличностный контакт. Например, работник правоохранительных органов и член организованной преступной группы. Самый мучительный конфликт на этой почве - если человек испытывает непреодолимое влечение к кому-то из тех, с кем запрещены контакты, - к преступнику во время исполнения судейских обязанностей, к врагу во время войны, к человеку другого социального класса или презираемого национального меньшинства, или к члену своей собственной семьи.

Одна из первых попыток выявления существенных аспектов понятия роли была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными срезами анализа:

- эмоциональным - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие раскованности;

- способом получения - одни роли предписываются, другие завоёвываются;

- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

- формализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

- мотивацией или на личную прибыль, или на общее благо.

Он же рассматривал социальную роль в 2-х аспектах, которые остаются существенными в современных концепциях: ролевого ожидания; ролевого исполнения.

Хотя между ними, как правило, не бывает полного совпадения, в то же время каждый из них имеет большое значение в определении поведения личности.

В полной структуре социальной роли обычно можно выделить 5 элементов:

1. предписания (требования, нормы), связанные с данным поведением;

2. оценка выполнения предписанной роли;

3. оценка соответствия роли и личностных характеристик;

4. описание типа поведения, соответствующего данной роли;

5. санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Понятие социальной роли относится к сложным феноменам, в роли содержатся смысловые компоненты, являющиеся предметом различного уровня анализа. К числу существенных относятся следующие компоненты:

1. личностные компоненты, изучаемые социальной психологией личности;

2. интеракционные аспекты ролевого поведения, формируемые как схемы межличностного взаимодействия - предмет социальной психологии общения и межличностного взаимодействия;

3. групповые (организационные) нормы - предмет социальной психологии групп и организаций.

Взаимодополнительность ролевых акций подчеркивает также Я.Л. Колминский: «Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, начальником без подчиненных, учителем без учеников».

На такие же моменты в своем определении указывает Радугин: «Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей».

Н.И. Шевандриным отмечалось, что «ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями, ректором, с представителями Министерства образования Российской Федерации. Совокупность (или система) ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Можно выделить формальные роли, которые служат для формирования различных институтов и более крупных социальных структур. Но, кроме этих ролей, в процессе социального взаимодействия возникают также неформальные роли. Примерами таких ролей являются роли типа: ’’душа общества”, ’’семейный клоун”, «козел отпущения” и т.п.».

Ведущие психологические теории личности прямо не разрабатывают статусно-ролевую проблематику. В западной психологии особняком стоит теория Кеттелла, который использует в своей теории личности понятие роли. По представлению Р. Кеттелла, роль - это конфигурации ответов на стимулы, связанные с коммуникацией, позволяющие проявляться различиям в личности лишь в социально-предписанных пределах и включающие в себя необходимую (или, по меньшей мере, привычную) группу функций в существующей общественной организации.

При социально-психологическом рассмотрении роли с точки зрения ее связи с личностью наиболее часто ее анализируют, исходя из более базового понятия «позиции» как локуса проявления личности. Н. Д. Левитов  считает, что основное понятие при рассмотрении интерперсональных отношений в группе - это «позиция», которая может быть внешней и внутренней. В ряде случаев, занимая определенную позицию, человек начинает играть роль. От силы перевоплощения зависит, насколько, в какой мере в роли будет выражаться личность.

Я.Л. Морено, анализируя сущность роли, понимает ее как спонтанное, свободное действие человека, обусловленное его индивидуальными качествами, тем самым он подчеркивает импровизационное и личностное начало в ролях, исполняемых человеком.

Выделение особой внутриличностной составляющей в статусно-ролевом взаимодействии требует соответствующего понятийного разделения. Решением этого вопроса представляется разделение понятий «социальная роль» и «ролевое поведение», при этом социальная роль - это нормативный, а поведение - личностный аспект статусно-ролевого общения и взаимодействия.

По мнению Шакурова Р.Х., социальную роль следует отличать от социальных функций, которые являются по существу социально-ценностной стороной роли, ее результативным аспектом.

Роли личности весьма многообразны. Широта ролевых репертуаров определяется количеством и разнообразием социальных групп, в которые индивид включен. Социолог И.С. Кон, рассматривая этот аспект, пишет что «принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе.

В рамках теории социализации Ч. Кули  выдвигает ролевую теорию личности. У него каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, имея тем самым определенный социальный статус. Социальный статус, в свою очередь, подразделяется на предписанный, то есть полученный независимо от субъекта, и достигнутый, то есть приобретенный собственными усилиями индивида. Социальная роль человека - это его ожидаемое поведение, связанное с его социальным статусом. На основании этого процесс социализации заключается в индивидуальном продвижении личности, становлении ее социального статуса под воздействием общества.

В этом контексте представляется важным принятие точки зрения A.Л. Свенцицкого, который настаивал на том, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер, личность индивида. Фактически это означает, что ролевое поведение конкретного человека не укладывается в схему социальной роли. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Принадлежность каждого человека к той или иной социальной группе требует такого поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, оно является социально нормативным для представителя данной группы. И, демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть ролевой конфликт. Поэтому перед каждым человеком стоит трудная задача гармонизации своих различных ролей.

Итак, распределение всех индивидов по статусам и ролям - неотъемлемый признак всякой социальной группы. Отсюда следует вывод, что социальную структуру организации можно также представить как сложную взаимосвязанную систему социальных статусов и ролей, которые исполняют входящие в нее члены.

Очевидно, что общаясь и взаимодействуя в быту, труде, в учении и выполняя при этом различные роли - милиционера, банкира, следователя, матери и т.д., люди остаются личностями с уникальным внутренним миром. Вследствие этого принятие социальной роли не означает полной идентичности различных индивидов при осуществлении поведенческих стереотипов. Роль всегда оставляет для своего исполнителя реальную возможность выражать в ней вполне широкую палитру собственной индивидуальности. В этом заложены механизмы, благодаря которым социальные (безличные, ролевые) отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н.Мясищев, психологическими.

Для социальной психологии огромное значение имеет изучение повседневных форм социального взаимодействия, которое является одной из интереснейших областей социально-психологического исследования.

Американские исследователи Стейнберг, Миллер  выделяют взаимодействие с позиций ориентации на контроль (стремление контролировать ситуацию и управлять поведением других людей, желание доминировать) и ориентации на понимание (стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия).

В современной науке выделено и изучено  несколько механизмов социального познания, которые могут быть разнесены по трем группам в соответствии с социальной ситуацией взаимодействия, в которой они обычно используются:

- Ролевое, межгрупповое взаимодействие, когда партнер воспринимается как носитель определенной роли, принадлежащий к некой социальной группе.

- Межличностное взаимодействие, требующее не просто соотнесения его с определенной группой или ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности.

- Иногда проявляется специфическая ситуация, связанная с возникновением непонимания партнера, прежде всего, того, с которым предполагается установить определенные отношения или наладить совместную деятельность. Непонимание предполагает анализ причин поведения. Соответственно механизм социального познания, применяемый в такой ситуации, - причинно-следственное приписывание, или каузальная атрибуция (от лат. causa - причина, attribuo - придать, наделять) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Учитывая вышесказанное, самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других».

Э. Холландер выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия:

- взаимозависимость поведения участников взаимодействия. Поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого и наоборот;

- характерная черта социального взаимодействия - взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга;

- подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценностей, приписываемая действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенность, которую другие могут обеспечить.

Взаимодействия складываются из отдельных действий или поступков людей. Польский социолог Я. Щепаньский  рассматривает каждое социальное действие как систему социальной связи, в которой можно выделить следующие составные элементы:

а) действующее лицо;

б) предмет действия или лицо, на которое действуют;

в) средства или орудия действия;

г) метод действия или способ использования средств действия;

д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия.

В целом исследователи выделяют две большие категории в понятии «структура взаимодействия”. Прежде всего, это формальная структура взаимодействия, под которой понимаются такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и организациями. Во- вторых, отмечается также наличие неформальной структуры взаимодействия, порождаемой индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный уровень взаимодействия основан на межличностной привлекательности, привязанности людей друг к другу. Этот уровень обусловлен индивидуальными диспозициями и статусами. Нередко взаимодействие в официальных ситуациях может приобретать некоторые черты неформального взаимодействия. Будучи длительными и непрерывными, формальные отношения обусловливаются также индивидуальными психологическими свойствами взаимодействующих людей.

В нашем исследовании основной акцент будет сделан на изучение формального взаимодействия сотрудников ОВД с объектами их профессиональной деятельности.

Статусно - ролевая структура межличностного взаимодействия находит отражение, прежде всего, в речевой символизации поведения индивидов, процессе взаимного понимания. Статусно - ролевое общение основано во многом на ожиданиях того, что индивид как языковая личность будет соблюдать речевые нормы, свойственные ее положению в обществе.

Обсуждая проблемы общения и понимания, профессор В. В. Знаков  подчеркивает роль понимания ситуации в ходе межличностного взаимодействия. При этом основными условиями понимания, взаимопонимания в общении и межличностном взаимодействии выступают: мнемические, целевые, эмпатические и нормативные элементы.

Сами условия реализуются через конкретные механизмы взаимодействия, которые обеспечивают ту или иную степень взаимопонимания. В социальной психологии выделены такие механизмы взаимодействия как идентификация, эмпатия, социальная рефлексия и аттракция.

Факторы, определяющие особенности протекания межличностного взаимодействия, в рамках ролевой теории попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются. Когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Конкретные особенности вовлечения данного механизма и индивидуальная специфика понимания всегда зависит от той системы ценностей и социальных норм, с которой человек соотносит понимаемое в рамках своих актуальных статусных ситуаций общение. Такие ситуации порождают два типа ролевого общения - «симметричные» и «асимметричные» ситуации взаимодействия. Симметричные ситуации характеризуются равенством социального статуса участников общения. Асимметричные ситуации отражают неравные статусные отношения коммуникантов.

Итак, участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на двух языках и двух уровнях - официальном и неофициальном. Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля. В то же время, однако, особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, а также в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

В социальной психологии  показано, что социальные роли и взаимодействие индивидов не составляют нечто самодавлеющее и «автономное» по отношению к обществу как целостной системе. Сущностный анализ, следовательно, надо проводить не в контексте индивидуальной жизни, а «с общества как целого, хотя это и кажется более абстрактным».

В анализе проявилась важная роль социальных требований и норм, естественно порождающих ролевую дифференциацию групповой жизни в целях реализации функций и назначений личности. Более содержательный анализ нормативной структуры роли требует ответа на вопрос об иерархии целей и миссий, осуществляемых индивидом или группой. В этом контексте определяющими являются те статусы и роли, которые обеспечивают функционирование институализированных групп. Профессионально-ролевая дифференциация, несомненно, относится к системообразующим понятиям в нашем социуме, что не может не сказываться на той роли, которую она играет в жизни личности.

 

Автор: Ходжич М.В.