01.02.2013 11744

Теоретические проблемы изучения ролевого поведения

 

Изучение ролевого поведения личности в социуме проводилось многими как отечественными, так и зарубежными учеными в социологии, социальной, общей и юридической психологии, театральной педагогике. Интерес ученых к данной проблеме не случаен, так как социально-психологический анализ социальной роли и вытекающие из нее виды и формы реагирования имеют большое значение для понимания социального поведения.

В отечественной психологии и социологии ролевое поведение изучалось Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Л.П. Буевой, П.П. Горностаем, А.Л. Гройсманом, А.А. Деркач, М.И. Еникеевым, И.С.Коном, А.В. Налчадпсяном, Е.А. Руденским, А.М. Столяренко, В.А.Ядовым, М.Г. Лрошевским и многими другими. В зарубежной социальной психологии исследованиями ролевого поведения личности в социуме занимались Э. Аронсон, Э. Берн, Г. Блумер, Э. Гоффман, Д. Киппер, М.Кун, Г.Лейтц, Р.Линтон, М.Люшер, Р.Макгайер, Д.Майерс, Дж.Мид, Дж.Морено, К.Рудестам, Т.Сарбин, Т.Л. Пибутани и др.

Представители различных научных школ трактуют личность как совокупность ролей, хотя и делают это по-разному. Однако все они сходятся на едином мнении о том, что благодаря ролевым функциям личности игровое общение (умение личности сыграть определенную роль в контактном взаимодействии) позволяет человеку приспосабливаться к сложному миру вещей и людей, создавая положительный баланс психических состояний между личностью и обществом.

В соответствии с существующими в психологии и социологии теориями ролей личность рассматривается как совокупность социальных ролей и способна «принимать роль другого», реализовывать при этом различные виды ролевого поведения. Социально-ролевые ожидания (экспектации) определяют поведение человека (исполнение им роли), влияют на его восприятие и формирование линий ролевого поведения. Социальные роли личности в теории ролей рассматриваются в трех аспектах:

- в социологическом - как система ролевых ожиданий, то есть заданная обществом модель роли, влияющая на формирование личности человека и овладение им социальными ролями;

- в социально-психологическом - как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия;

- в психологическом - как внутренняя, или воображаемая, роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов представляет собой ролевой механизм личности.

Теория ролей (в том числе профессиональных), ролевая теория личности может быть очень полезной для профессий типа «человек-человек», но другие сферы труда (например, «человек-техника») не поддаются ее анализу из-за того, что само понятие роли состоит из двух частей, каждая из которых всегда человек: начальник - подчиненный, врач - больной и т.п.

Термин «исполнение роли» взят из театральной педагогики, что вполне оправдано, так как исполняемые человеком в обществе роли напоминают сценические. Он означает специальный прием имитации поведения, базовую технику поведения.

В отечественной психологии поведение определяется как «система взаимосвязанных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой».

Особый интерес представляет определение ролевого поведения, данное американским социальным психологом Э. Аронсом. Он считает, что ролевое поведение-это умение индивида осуществлять широкий спектр различных видов поведения, опосредованное восприятием требования к своей социальной роли и особенностями социальной группы, в которой действует индивид.

Известный немецкий психолог Макс Люшер понимает под моделью поведения определенные сигналы личности как совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах в соответствующих качествах.

Исходя из прогнозирования особенностей конкретной обстановки, поведения в ней объекта и учета статуса, сотрудником ОВД разрабатывается оптимальная модель поведения с соблюдением ряда критериев ее выбора.

К основным критериям выбора модели поведения следует отнести:

- соответствие поведения общим нормам, принятым в обществе или социуме, где оно осуществляется;

- его восприятие конкретными лицами, на которое оно направлено;

- всестороннюю оценку конкретной ситуации, в которой действуешь;

- цель, которую ставишь перед собой;

- самокритичность в оценке собственных возможностей, учет своих личностных качеств и качеств, которых ждут от тебя;

- знание психологических характеристик «объектов профессионального интереса»

Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу: именно тогда у воспринимающего (объекта) может возникнуть когнитивный диссонанс восприятия. Удачно выбранная и сыгранная сотрудником ОВД без фальши модель поведения поможет ему успешно адаптироваться в группировке, разобраться в действующей системе отношений.

В настоящее время психологами разработаны и активно применяются в разнообразных видах профессиональной деятельности различные модели общения:

- познавательная модель, при ее использовании реализуется цель передать информацию, значимую для другого субъекта общения;

- экспрессивная модель, когда реализуется цель передать чувства, оценки, состояния друг другу;

- суггестивная модель, реализующая цель оказать внушение или внушающее воздействие на «партнера» по общению;

- убеждающая модель, в которой через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов общения друг на друга;

- ритуальная модель, которая применяется с целью формирования и поддержания системы психологической поддержки норм отношений.

Ряд авторов опирается на поведенческие стереотипы как часть ролевого поведения. А.В. Филиппов полагает, что «роли - это способы поведения людей соответственно принятым нормам, осуществляющиеся в зависимости от их статуса, положения в обществе, общественной группе, трудовом коллективе. О роли можно также сказать, что это совокупность ожидаемых поступков, действий в конкретной системе социальных отношений»  Существенным он считает выделение таких ролей как профессиональные, социальные, межличностные и др. Аналогичной позиции придерживаются Г. Келли, Дж. Тибо:. «Роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения». Т.М. Ньюком, считал значимым, что «роль» в таком случае слагается из ограниченного набора типов поведения, «связанных вместе» общим пониманием функций позиции.

Р. Дреджер, в работе «Основы личности»  полагает, что позиция - это ожидаемое поведение, относящееся к определенной социальной структуре. А роль - фактическое, относительно устойчивое поведение индивидуума, занимающего известную позицию в социальной группе.

Ролевую позицию А.И. Красило  в нормативном ключе определил как социально-психологическую позицию, состоящую в симметричном опосредовании взаимоотношений участников к целям совместной деятельности как по вертикали, так и по горизонтали. Автор считает, что социально-психологическая позиция может быть и личной, когда она опосредует взаимоотношения с системой социальных целей и норм, обогащенной содержанием конкретных условий их реализации, и безличной, характерной для двуролевой ситуации: роли подчиненного во взаимоотношениях с вышестоящими лицами и роли руководителя с подчиненными и гражданами. Первый вариант обусловливает формирование авторитарного, демократического, директивного и коллегиального стилей, а второй - либерального и автократического стилей поведения.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2. предписания (требования), связанные с данным поведением;

3. оценка выполнения предписанной роли;

4. санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

«Профессионально-функциональная роль работника, по мнению А.Л. Свенцицкого, определяется должностными инструкциями, в которых указаны цели данной деятельности, обязанности и права работника, его ответственность, официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, основные требования к его профессиональным характеристикам».

При таком подходе образцы поведения, ожидаемые от личности в организации, обусловлены как организационно-технической, так и социальной, социально-психологической сторонами деятельности. Профессионально-ролевые требования инициируются окружающими людьми. Их содержание в значительной мере является выражением организационно-технических требований, но не сводится к ним. Профессионально-ролевые требования появляются в результате отражения в групповом сознании организационно-технических условий деятельности и представляют собой идеальную модель социальной роли и профессиональной коммуникации.

Профессионально-ролевая коммуникация - это процесс взаимодействия индивидов, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

Успешное профессионально - ролевое взаимодействие предполагает учет и реализацию ряда условий:

1. обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

2. предметно-целевое содержание коммуникации;

3. соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

4. взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;

5. коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);

6. формальные ограничения:

а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.);

б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата;

в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость - управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;

г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение).

P.M. Грановская, изучавшая влияние профессий на человека, пишет: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное на протяжении многих лет решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения.

Когда зрелый специалист сталкивается с новым человеком и создает свое представление о нем как о личности, его собственная профессия неизбежно откладывает свой отпечаток, предопределяя понимание и отражение внутреннего мира воспринимаемого человека. Важно подчеркнуть, что профессиональная позиция определяет не только реальные поступки, с помощью которых человек утверждается в ней, и способ восприятия другого человека, но и ожидание окружающих. Если ролевое взаимодействие человек распространяет на все сферы, то его поведение становится неадекватным обстановке и общение с ним затрудняется. Осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она личностно значима для человека и выполняется им продолжительное время, оказывает заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. В этом смысле можно говорить, что личность в некоторой степени ха- растеризуется системой усвоенных ролей. Например, каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека».

Также P.M. Грановская отмечает влияние профессиональной роли на общение субъекта: « На профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профдеформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профстереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту».

Эффективность человека в деятельности зависит от качества выполнения индивидом тех социальных ролей, которые требуются деятельностью. Эффективность, таким образом, во многом обусловлена тем, в какой степени выбранные роли человеком принимаются и усваиваются. В науке этот процесс получил название интернализации. Как замечает И.С.Кон, «интернализованная роль это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям”.

Интернализация человеком своих институционализированных ролей в группе или организации, трудовом коллективе имплицитно содержит как понимание, так и принятие официальных целей в этой группе, организации или коллективе. В конкретно-эмпирических исследованиях было обнаружено, что официально установленные цели коллектива часто не совпадают с тем направлением, которое, с точки зрения его членов, должно быть основным. Например, по результатам исследования, проведенного на одном из таллиннских конструкторских бюро, было обнаружено, что та цель, которой в этой организации официально отведено основное, главное место, оказалась в сознании инженеров на третьем, а цель, наиболее важная с точки зрения инженеров, официально стоит на третьем месте”. Для успешного функционирования общественных институтов знание работником официальных инструкций и целей должно сочетаться с их пониманием, а также с моральной готовностью работника принять данную роль и, наконец, с его последующей активностью. В этом случае официальные требования роли подкрепляются соответствующими требованиями человека к самому себе, что позитивно сказывается как на состоянии личности, так и на эффективности организации в целом.

В этом контексте особенно следует выделить значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим статусноролевым обязанностям в организации. «Ответственность служит здесь средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно». Ответственность имеет не только личностную природу, но и социальный аспект, поскольку представляет собой ориентацию на исполнение определенных требований, норм и образцов поведения в соответствии с ее местом в системе общественных отношений.

Впервые значимость символизации межличностных акций в статусноролевом поведении с социально психологических позиций была обоснована в ролевых теориях. Основополагающие утверждения этого подхода были сформулированы американскими исследователями Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом.

Основные положения этой теории Т. Шибутани использовал для анализа межличностного взаимодействия. Основные механизмы организации взаимодействия Т. Шибутани рассматривал в контексте взаимодействия двух факторов - личностного (свободного определения роли), с одной стороны, и социально согласованного (конвенциального), с другой. Он писал, что «фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено ожиданиями, обусловленными социальными, организационными и культурными нормами. Однако, включаясь в такие организации, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случится вступить в контакт.

Достаточно удачную попытку определения содержания понятия «психологическая включенность», с точки зрения его социально-психологических аспектов, предпринял Б.Д. Парыгин. Он полагал, что психологическая включенность является феноменом сопричастности индивида к организации, а не как тем или иным механизмом (опосредованностью) или характером (интенсивностью) человеческой деятельности. Кроме того, психологическая включенность означает для него степень вхождения человека в систему требований, норм, ролей, прав, обязанностей и ожиданий, которые предъявляет сфера его деятельности. Уровень вовлеченности индивида в деятельность, социальный институт характеризуется уровнем его ориентированности в системе специфических для конкретной ситуации требований, мерой внутренней, психической идентификации, т.е. уподоблением данной деятельности, и, в частности, готовностью к слиянию с ней и с максимальной отдачей. По мнению Ю. Л. Ханина, здесь речь идет об определении внутреннего плана включенности.

В системе деятельности индивида и в ходе социализации нормативность роли выступает для него как эталон, образец, регулирующий внутриличностные, психологические механизмы деятельности; как организационно-структурный «параметр», компонент «планов» поведения ; как образ, регулирующий процесс деятельности.

Анализ состава и структуры индивидуальной деятельности показывает, что внутренним условием любой деятельности, источником деятельности ее субъекта выступает потребностная сфера, которая обусловливает возникновение мотивов и направленность деятельности по достижению цели. Она же, в свою очередь, в социуме протекает как выполнение определенных ролей.

Потребности являются первоначальным побудителем личностной активности. Уровень их активности определяет степень социальной важности и результативность поведения и деятельности. Потребности, являясь исходной точкой запуска деятельности, не могут развернуться в действие прежде, чем субъект не реализует их в конкретной ролевой ситуации, а для этого необходимо, чтобы произошел процесс трансформации потребностей в мотивы деятельности.

В российской социальной психологии  под потребностями понимается определенное отношение между субъектом и предметом (потребность предметна), и в зависимости от того, какой аспект этого соотношения считается существенным, происходит определение существенных характеристик потребностей. Если упор делается на аспект отношения, связанный с субъектом потребности, то потребность обозначается как состояние субъекта, его направленность, влечение. Если же выделяется аспект, связанный с предметом потребности, то она характеризуется как фактор, обусловливающий состояние субъекта. В случае же, если потребность берется безотносительно к деятельности, существенным признается отношение между предметом и субъектом, между предметом потребности и состоянием субъекта потребности. В случае наличия противоречия отношения субъекта и предмета, потребность можно представить как внутреннее рассогласование между наличным и должным состоянием. Такое противоречие направлено к разрешению и разрешается в процессе деятельности субъекта. Таким образом, потребность - это не просто внешний предмет, а отношение субъекта к этому предмету, к своим предметным нуждам, и за счет этого она выступает как внутренний источник активности субъекта деятельности.

При анализе функции профессионального статуса в обществе как источника удовлетворения человеческих потребностей, следует учитывать, что в процессе организованной профессиональной деятельности личность получает определенный статус и за счет этого, с одной стороны, у него происходит формирование целого набора потребностей, а с другой - они удовлетворяются в большей или в меньшей степени.

Потребности характерны для человека, но они являются лишь одним из условий включения в деятельность. На следующей стадии на основе соотнесения субъектом своих потребностей с особенностями конкретной деятельности и со своими статусными возможностями, формируется мотив, та или иная мотивационная установка на определенный тип социального (и ролевого, по типу) поведения.

Американский психолог Мак - Клелланд, анализируя ценностную, мотивационную сферу личности, предлагает для обсуждения две модели - схемы. Первая модель имеет отношение к идеям и ценностям и представляет собой фактически подтверждение классификации, предложенной Шпрангером в 1928 году. Эта классификация включает идеи и ценности, касающиеся разных сфер жизни - экономических, эстетических, социальных, политических, религиозных и т. д. Вторая модель анализа имеет прямое отношение к социальным ролям. Здесь Мак - Клелланд опирается на классификацию, предложенную Линтоном (1945 г.), в которой основанием определения социальной роли выступают возраст, пол, семейное положение, групповое членство, профессиональная принадлежность. Это означает, что от людей разного возраста, пола, профессии ожидают различного ролевого поведения. Содержание социальных ролей представляет собой формируемые культурой паттерны личностных черт, побуждающих человека. Мак - Клелланд определяет роль как «совокупность черт (или паттернов) поведения, служащую культурно - нормальным или модальным решением повторяющихся, обычных социальных проблем, присущую определенному общественному статусу или положению». Социальные роли как совокупность личностных черт выражают в то же время достаточно универсальные социальные проблемы или культурные решения. Как подчеркивает Мадди С., личностные черты, не являющиеся компонентом социальных ролей, усваиваются на основе опыта общения в семье, эти черты не отражают никакой культурной или социальной универсальности. Социальные роли должны включать также мотивы и цели, обусловливающие культурную позицию человека.

Исследования мотивации и целеобразования сталкиваются с целым рядом серьезных трудностей, обусловленных взаимопереплетением личностных, межличностных и деятельностно-ролевых аспектов. Как отмечает Б. Ф. Ломов, «трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».

Индивидуальная самооценка, чувство идентичности и оценка личной ситуации оказывают решающее непосредственное воздействие на ролевое поведение. Они являются важнейшими элементами индивидуального самосознания.

В социальной психологии общепризнано, что индивидуальное самосознание основано, прежде всего, на оценках, мнениях «значимых других». На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают, и в какой роли его видят окружающие люди.

В исследованиях Г.В. Акопова  выявилось, что социально-ролевая идентичность по признаку дифференцированности «Мы - Они» отчетливо проявляется на первых стадиях профессионализации - уже на первом курсе Вуза. У школьников - учащихся выпускного класса - оппозиция «студент - не студент» оказалась связанной прежде всего с реакцией личностной самоактивации и переживания. У студентов данная оппозиция связана с негативизмом в аутогрупповой оценке.

Другая закономерность, выявленная Г.В. Акоповым, связана с тем, что «психологические проявления социальной роли в индивидуальном («Я - студент») и групповом («Мы - студенты») измерениях совершенно различны. В первом случае в феноменах сознания доминируют проявления социального перемещения в более высокую по статусу группу и профессиональные мотивы; во втором - многокритериальной групповой общности».

С.П. Безносов в рамках психологии управления пришел к выводу об обусловленности эффективности выполнения работником должностных обязанностей и ролей особенностями самооценки собственного ролевого поведения.

Мы полагаем, что поступки человека в конечном итоге основаны на субъективном понимании им смысла и значения возникающей перед ним ситуации. Внешнее воздействие, в соответствии с позицией С. Л. Рубинштейна, дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта.

Ситуация рассматривается человеком в зависимости от того, с какой категорией людей он сам себя идентифицирует при исполнении конкретной роли, как он себя оценивает и как строит свое поведение.

Анализ понятия профессиональной дифференциации в рамках социальной психологии показывает возможность, а иногда и необходимость рассматривать её как форму профессионально-ролевого поведения личности. Различия в деятельности (уровень норм социальных групп) принимают законченную форму, когда они включают в себя как социально-психологические аспекты личности, так и аспекты межличностного взаимодействия - личностные требования к профессии (уровень социальной психологии личности) и различия в характере межличностных интеракций (уровень социальной психологии общения). Рассмотрение профессиональной дифференциации как с позиций личности, так и межличностных отношений в отдельности, позволяет выявить ряд существенных ее аспектов, а единство трех уровней охватывает всю полноту взаимосвязей и отношений профессиональной дифференциации и создает необходимые предпосылки для осмысления её методологической значимости.

Американский социальный психолог Э. Аронсон определил роль с точки зрения способностей личности. Он считает, что ролевое поведение - это умение индивида осуществлять широкий спектр различных видов поведения, поведенческих реакций, обусловленных требованиями и характеристиками самой социальной роли, а также особенностями социальной группы, социального окружения. С его точки зрения, каждый человек является реальным исполнителем множества социальных ролей, и эти роли не всегда имеют явно выраженный поведенческий рисунок. Соответственно, исполнение, различение и наблюдение ролей требуют определенного опыта и компетентности. В то же время объяснение и понимание человеческого поведения во многом обусловлено именно распознаванием ролевого репертуара личности, а, следовательно, его компетентностью.

В рамках социальной психологии сущность компетентности часто рассматривается как ее коммуникативность, адекватность межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать и разрешать конфликты, сочетать различные стилевые приемы с требованиями ситуации и с особенностями коллектива. Так, ряд авторов (В.В.Девятко, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, А.Л. Журавлев, М.И. Марьин, Р.А. Максимова, А.А. Кидрон, М.К. Кабардов, Л.A. Петровская и др.) считают понятия социально-психологической и коммуникативной компетентности синонимичными. Иногда их объединяют в одном определении: ориентированность в различных ситуациях общения,, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида (эту часть можно отнести к коммуникативной компетентности), способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды (что уже можно отнести к социально-психологической компетентности). Однако подобное объединение допустимо при рассмотрении личности вне ее деятельности и социального окружения. Если же рассматривать личность в деятельности, то понятие социально-психологической компетентности шире, чем понятие коммуникативной компетентности.

Понятие компетентности неразрывно связано с понятием деятельности. С точки зрения деятельностного подхода компетентность можно определить как объективное качество личности, которое представляет собой сущностное содержание процесса деятельности (в рамках данной профессии) и имеет субъективную (статусно-ролевую) форму выражения.

Таким образом, ролевое поведение является результатом объективации социальных требований в деятельности отдельной личности. Индивидуальное поведение заключает в себе элементы социальной роли, но и отличается от нее, т.к. содержит уникальные компоненты, отражающие индивидуальное своеобразие данной личности и специфику условий ее деятельности. Социальная роль, ее профессионально-статусное состояние относится к ролевому поведению отдельного человека как общее к частному.

 

Автор: Карташова Н.Н.