01.02.2013 2895

Специфика формирования способов и стратегий поведения младших подростков в трудных жизненных ситуациях

 

Для выяснения возрастной специфики совладающего поведения обратимся к рассмотрению особенностей предпочтения способов поведения в трудных жизненных ситуаций в граничащих с младшим подростковым возрастом периодах: младшего школьного и подросткового возрастов.

С.К.Нартова-Бочавер пишет, что «Результаты изучения coping- поведения дают, на наш взгляд, много важной информации для исследователей возрастной психологии, позволяя по-новому увидеть и интерпретировать основные образования каждого периода» (1997, с.6).

И.М.Никольская и Р.М.Грановская (2000) в книге «Психологическая защита у детей» анализируют особенности совладающего поведения младших школьников. Авторами, в частности, выявлены наиболее популярные и эффективные, с точки зрения младших школьников, способы их поведения. К эффективным относятся способы (стратегии), связанные с восстановлением физических сил, установлением отношения привязанности и телесного контакта и использованием детских развлечений - как отвлекающих занятий, погружением в т.н. «детскую работу» (рисование, чтение, мечтания). К малоэффективным относятся способы, связанные с эмоциональным реагированием через горе и страдание, аффективным реагированием как вариантом активного протеста; с вербальной и физической агрессией, направленной на другого человека. Авторы отмечают, что мальчиками чаще применялись способы, касающиеся детских развлечений и «детской работы», для них характерны также признание своей неправоты и расслабление; они чаще употребляют способы, связанные с вербальной и физической агрессией. Девочки предпочитали способы, связанные с установлением отношения привязанности и телесного контакта и доверительного отношения, отреагирование через горе и страдание, детские развлечения и расслабление. Авторами была прослежена следующая возрастная динамика в частоте использования различных способов совладающего поведения: младшие дети (7-9 лет) переключаются на посторонние занятия чаще старших (10-11 лет), те, в свою очередь, на уровне тенденции, несколько чаще осмысливают и рационализируют сложившуюся ситуацию. Младшие дети не указали способ, эффективнее других помогавший им, в целом им больше помогают деструктивные способы поведения. Старшие дети обнаружили такие способы: как установление отношений привязанности, телесного контакта и обращении за помощью к Богу как Высшей Силе.

Е.Е.Данилова (1990) показала, что для школьников 3-4 классов конструктивными являются способы, сохраняющие в трудной ситуации направленность на самостоятельное достижение первоначальной цели; на достижение этой цели с помощью других лиц; способы, соответствующие нормативному поведению; способы, направленные на снижение психической напряженности, возникающей в трудной ситуации. К некоструктивным отнесены способы, позволяющие овладеть ситуацией лишь в иллюзорном символическом плане, без устранения причины ее трудности (формы «защитного поведения»); способы, связанные с импульсивным поведением. Еще был зафиксирован способ поведения, отличающийся отсутствием каких-либо активных действий. Мальчики используют способы, помогающие им овладеть ситуацией и наилучшим образом реализовать в ней себя, девочки используют способы, уводящие их от трудностей через переинтерпретацию ситуации. Возрастная динамика проявилась следующим образом: при переходе из начальной школы в среднюю способы поведения в трудных жизненных ситуациях становятся более конструктивными. Поведение детей становится более целенаправленным, активным, самостоятельным, эффективнее проявляется умение ориентироваться на объективные и субъективные условия ситуации.

М.Тышкова (1987) в рамках исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных экспериментальных ситуациях исследовала реакции возникающее на негативное эмоциональное напряжение в них. Установлено, что у детей 8-10 лет доминирующей реакцией является отказ от достижения результата или переоценка своих успехов и недооценка неудач; им более свойственно винить в своих неудачах задание или экспериментатора. У детей 11-12 лет преобладают реакции протеста, символического ухода из экспериментальной ситуации или попытки извлечь конструктивные выводы из предшествующих неудач; они значительно реже обвиняли в своих неудачах задание или экспериментатора, но причины видели в себе или вообще не искали «виновника».

Н.М.Лыкова, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский и И.Л.Баушева (2003) изучили особенности формирования копинг-поведения у подростков 11-12 лет в рамках программы развития здорового поведения, и установили, что ведущей для младших подростков является стратегия поиска социальной поддержки.

Г.Крайг пишет: «Подростки используют разнообразные формы совладающего поведения, чтобы справиться со стрессом повседневной жизни. Позитивные совпадающие стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установление приоритетов, обретение близкого друга или поверенного в сердечных делах могут содействовать облегчению умеренного стресса. При сильном стрессе возрастет использование более негативных защитных стратегий. В общем, как показали исследования, употребление наркотиков, отвлекающие и бунтарские реакции являются одними из основных способов совладания со стрессом у подростков, все учащиеся указывают на алкоголь, курение и наркотики как на средства ослабления стресса. Отвлекающие реакции включают в себя хождение по магазинам, горячую ванну или душ, прогулки с друзьями, сон телевизор или еду. Эти занятия не являются прямым решением проблем, но отвлекают от них внимание. Наконец, бунтарские реакции подразумевают протест против правил или обращение к насилию. Лишь очень немногие подростки, испытывающие жестокий стресс, смотрят на борьбу с ним как на выбор» (2000, с. 636-637).

И.П.Стрельцова (2002) изучила представления подростков и юношей (12 лет - 21 год) о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них. Автором был сделан вывод, что, во-первых, параметр конструктивности-неконструктивности не является обобщающей характеристикой для анализа специфики (в том числе и возрастной) совладающего поведения. Во-вторых, выявлена следующая динамика роста доли высказываний учащихся о стратегиях поведения в трудных жизненных ситуациях: стратегия «разрешения проблемы» интенсивно увеличивается от подросткового возраста к концу юношеского, оказываясь наиболее выраженной. Стратегия «поиска социальной поддержки» имеет противоположную динамику, она становится в подростковом возрасте преобладающей; стратегия «социальное отстранение» (усилия по поддержанию «маски» собственного благополучия) наиболее выражена в 10 классе, но преобладающей стратегии в этой возрастной группе не зафиксировано. Стратегия «сознательная регуляция эмоционального состояния» в количественном отношении одинаково выражена у всех возрастных групп; стратегия «поддержание собственного достоинства и уверенности в себе» увеличивается от подросткового к концу юношеского возраста. Гендерные различия проявляются в том, что юноши, обращаясь за помощью, воспринимают ее как активную форму, помогающую решать возникшие трудности, девушки, напротив, воспринимают ее как форму подчинения и несамостоятельности.

В исследовании Е.В.Либиной (2003), посвященному анализу индивидуальных различий в стратегиях разрешения человеком (от 13 до 55 лет) сложных жизненных ситуаций, показано, что по мере расширения индивидуального репертуара способов поведения в трудных жизненных ситуациях, соотношение совпадающих и защитных стратегий изменяется в сторону преобладания первых. Автор это связывает с адекватностью эмоционального самовосприяития и восприятия окружающих, а также готовностью к сотрудничеству и с поддержанием справедливости в отношениях с другими. Что касается половых различий в предпочтении стратегий совладающего или защитного поведения, то выявлено, что они существуют только на уровне тенденции.

Проанализировав возрастную специфику изменения представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, отражающих, в свою очередь, реальное овладение способами совладания, можно сделать вывод, что это овладение осуществляется, во-первых, через постепенный отход от непосредственных поведенческих реакций к сознательной регуляции своего эмоционального состояния и поведения. Наблюдается переход к более сложным и приемлемым для личности, живущей в социуме, формам совладающего поведения: от непосредственного проявления эмоциональных реакций на трудную ситуацию и соответствующего им поведения, к нормативному долженствованию социально приемлемого поведения и, наконец, к сознательному использованию личных приемов, накопленных с опытом преодоления трудных жизненных ситуаций. Во- вторых, усиливается ориентация на собственные возможности, позволяющие самостоятельно действовать и меньше прибегать к помощи других в трудной жизненной ситуации.

Анализ литературных источников и по проблеме совладающего поведения, и касающихся особенностей младшего подросткового возраста подвел нас к необходимости изучения совладающего поведения младших подростков в силу недостаточной разработанности данной проблемы.

На основании изученного теоретического материала, мы пришли к заключению о том, что возможно, во-первых, представления о способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков связаны с их пониманием самого феномена «трудная ситуация», поскольку нами была показана важность понимания самим человеком значимости для себя той или иной ситуации, в том числе и трудной, и соответственно представление о ней должно влиять на дальнейшие действия личности. Во- вторых, представления о способах поведения в трудной жизненной ситуации младших подростков взаимосвязаны с представлением о себе, о своих личностных качествах, особенностях, поскольку они являются во многом определяющими в этом возрасте, и возможно способствуют реализации того или иного варианта поведения в трудной жизненной ситуации. В-третьих, на основании анализа литературы по половозрастным особенностям совладающего поведения, в литературных источниках показано, что существует разница между представителями разных полов в выборе способов поведения в трудных жизненных ситуациях, то мы предположили, что они существуют и у младших подростков.

 

Автор: Москвитина О.А.