14.02.2013 3283

Проблема развития структур интеллекта в школе Л.C. Выготского

 

Вопрос о создании условий формирования и выяснении механизмов построения структур интеллекта, соответствующих структурам топологическим, до сих пор является предметом изучения не только зарубежных психологов, но и отечественных. Связано это, на наш взгляд, прежде всего, с различными позициями в отношении решения вопроса о соотношении таких двух категорий в психологии развития как «обучение» и «развитие».

Мы считаем необходимым остановиться на рассмотрении интересующей нас проблемы в рамках отечественной школы, подходы которой складывались в процессе анализа существующей практики обучения и критического анализа генетической концепции Ж.Пиаже. Речь идет о школе Л.С.Выготского.

Позиция Л.С.Выготского в вопросах соотношения обучения и развития складывалась в процессе анализа современной ему практики образования и критического анализа теории Ж.Пиаже. Среди ведущих психологических концепций взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выготский выделяет три группы, которые и являются исходным основанием для анализа проблемы.

1-позиция. Процессы психического развития и обучения не зависимы друг от друга. Обучение лишь использует результаты развития, но не влияет на него. Циклы развития предшествуют циклам обучения (Ж.Пиаже). Позиция Пиаже критикуется Л.С.Выготским как исключающая активность педагога и возможность целенаправленного влияния на обучение.

2-позиция. Обучение и есть развитие. Развитие это накопление опыта, способа реагирования (рефлексологи, У.Джемс). Шаг в обучении соответствует шагу в развитии, которое следует за обучением как тень за отбрасываемым её предметом. Эта позиция отвергается Л.С.Выготским, так как отождествление обучения и развития закрывает путь для исследования взаимоотношений между ними.

3-позиция. Развитие включает в себя созревание и обучение. Обучение также может рассматриваться как развитие, так как никогда не бывает специфическим и обусловливает формирование психических структур общего значения (К.Коффка). В рамках этого подхода появляется идея формальной дисциплины (И.Г ербарт).

Л.С.Выготский считает третью группу концепций наиболее близкой его позиции и подчеркивает в ней, как значимые: утверждение, что две предшествующие группы концепций не исключают друг друга; идею взаимной зависимости процессов; идею формальной дисциплины как результат расширения роли обучения в развитии. Основу онтогенеза ребенка составляют «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития».

Анализируя факты, связанные с выяснением сущности отношений между процессами обучения и развития, Л.С.Выготский выделяет в умственном развитии ребенка два уровня - уровень актуального развития как уровень завершенных циклов развития и уровень зоны ближайшего развития как уровень незавершенных циклов. Под зоной ближайшего развития понимают расстояние между уровнем актуального развития, определяемое с помощью задач, решаемых самостоятельно и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, которые решаются под руководством взрослых.

В своих работах Л.С.Выготский пишет о несостоятельности закона зрелости функций как необходимой предварительной предпосылки обучения.

Отмечая неизмеримо сложные отношения между ходом умственного развития ребенка и его обучением и, используя понятие «зоны ближайшего развития», он подвергает глубокому анализу взаимосвязи между школьной успеваемостью детей и коэффициентом их умственного развития. Исследуя факт снижения темпа умственного развития с высоким IQ, и, соответственно, повышения его у детей с низким IQ, Л.С.Выготский «вводит понятие» относительной успешности», характеризующей продвижение в знаниях и умениях за определенное время, и обнаруживает несовпадение абсолютной и относительной успешности. Это приводит к необходимости ориентации в обучении на зону ближайшего развития: для динамики умственного развития и для относительной успешности оказывается более важной величина этой зоны». Это положение явилось существенным для гипотезы о взаимосвязи обучения и развития.

Другим важным основанием доказательства своей позиции Л.С.Выготский считает содержание закона развития высших психических функций. «Всякая высшая психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная второй раз как внутренний способ мышления ребенка». Этот закон позволяет считать, что существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие и «есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».

Чтобы выяснить механизм влияния обучения на развитие, Л.C. Выготский выдвигает гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. Ни одна из психических функций не развивается изолировано - это определяется тем, в какую структуру сознания она входит и каково её место в этой структуре. Развитие состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена его смысловой структурой, или уровнем обобщений. В процессе обучения в ходе формирования обобщений перестраивается вся система сознания.

Полемизируя с Пиаже, Выготский отмечает: «невозможно исследовать мышление без учета того, что развитие мышления имеет многообразное содержание, что оно не исчерпывается развитием функций, что в развитии мышления мы имеем дело с некоторыми очень сложными процессами внутреннего характера. Эти процессы изменяют всю внутреннюю структуру самой ткани мышления» (выделено нами). В отечественной психологии понятие «структура» в отношении к проблеме развития психических процессов, как некоторая внутренняя «конструкция», впервые появляется в работах Л.С.Выготского, который связывал процессы развития психических функций с развитием структур мышления. Понятие структуры является одним из исходных в решении им вопроса о соотношении обучения и развития. Надо сказать, что вопрос о соотношении таких двух категорий как «обучение» и «развитие» не имеет в своем решении категоричности. По словам самого Л.С.Выготского «этот вопрос является самым темным и невыясненным из всех основных понятий, на которых строится приложение науки о развитии ребенка к освещению процессов его обучения».

Резюмируя высказывания Л.С.Выготского, в той или иной степени затрагивающие данную проблему, можно сформулировать его позицию:

1. Гипотеза о соотношении обучения и развития устанавливает единство, но не тождество этих процессов; она предполагает переход из одного в другое.

2. Между процессами развития и обучения имеют место сложнейшие динамические зависимости.

3. Обучение должно создавать зону ближайшего развития; сделать это оно сможет только в том случае, если будет правильно организованным, т.е. развивать не природные, а исторические особенности человека.

 

Автор: Снегирева Т.В.