11.03.2013 3895

Индивидуальные особенности успешных менеджеров и предпринимателей

 

Разные авторы предлагают свою структуру способностей и личностных качеств руководителей. Так М.Шоу выделяет общие (интеллектуальные) и специальные способности [М.Shaw, 1971], при этом есть данные о том, что наиболее эффективно работают руководители не с самым высоким уровнем интеллекта [E.Ghiselli, 1963]. По мнению Р.Л.Кричевского, руководитель высокого уровня должен обладать высоким интеллектом, однако это должен быть не столько интеллект теоретический (что собственно и выявляют классические тесты), а практический [Р.Л.Кричевский, 1993]. Среди специальных способностей выделяются информированность, компетентность, специальные умения [М.Shaw, 1971].

Р.Л.Кричевский, ссылаясь Р.Стогдилла [Stogdill, 1974], выделяет следующие важнейшие качества руководителя: «доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность» [Р.Л.Кричевский, 1993, с.2.].

Е.А.Климов [1996] отмечает такие качества успешного менеджера как общительность, доброжелательность к людям, чувство справедливости в отношениях с ними, ответственность, организаторские способности, работоспособность, инициативность, самокритичность, дисциплинированность.

А.Г.Шмелев с соавторами выделяют 6 базовых качеств: интеллект, компетентность, активность, энергия, самоконтроль, коммуникабельность [А.Г.Шмелев и др., 1994]. А.У.Хараш отмечает среди наиболее важных качеств руководителя самостоятельность суждений и решений, способность принимать и осваивать новое, сосредоточенность на деле (деловая направленность), уважение к личности другого человека, умение найти индивидуальный подход к каждому подчиненному, готовность к содействию и сопереживанию, «диалогичность», то есть постоянная готовность выслушать и понять другого человека, учесть его точку зрения, принимая собственное решение [1981]. Среди мешающих руководителю качеств перечисляются конформность, ригидность, внушаемость, авторитарность, формализм, эгоцентризм, «монологичность» [А.У.Хараш, 1981]. Следует иметь в виду, что разные уровни и профили руководителей могут вносить спецификацию в этот перечень.

С.К.Рощин по материалам англоязычной литературы построил портрет типичного или «идеального» предпринимателя-менеджера. Ему свойственны такие черты: реалистическая оценка при выборе альтернатив, критическое отношение к своим возможностям при высоком уровне притязаний, готовность к разумному риску, хорошее прогнозирование событий, высокий интеллект, широкая эрудиция, креативность, проявляющаяся в готовности к инновациям.

Т.В.Корнилова с соавторами [1993] изучала склонность к рискованному поведению у более успешных и менее успешных брокеров. Измеренные разными психологическими тестами различные шкалы личностного риска обнаружены в разных сочетаниях. У успешно занимающихся брокерской деятельностью лиц «готовность к риску», сопутствовала высокой «рациональности» понимаемой как стремление к максимальной интеллектуальной подготовке принятия решения в условиях неопределенности, в то время как для менее успешных предпринимателей характерны меньшие показатели личностной «рациональности» и более высокие индексы «импульсивности» и «склонности к риску», измеренные по опроснику С.Айзенк.

Анализируя доминирующие мотивационные тенденции менеджеров и предпринимателей, Т.В.Корнилова [1997] на основе литературных данных и результатов собственных исследований с использованием опросника личностных предпочтений Эдвардса выделяет: стремление к успеху и материальному благополучию; отстаивание своей независимости и автономности, предполагающей умение полагаться на собственные силы; готовность реалистично оценивать как свои возможности и притязания, так и требования ситуации; тенденции к лидерству, проявляемые, в частности, в стремлении доминировать (и навязывать другим людям свои решения); «потребность во власти»; «потребность в самоактуализации» и т.д.

Сравнительное исследование лиц, специализирующихся в управлении бизнесом, и учителей-стажеров позволило сравнить психологические профили лиц в этих двух профессиональных группах с точки зрения специфики «вторичных факторов», объединивших вокруг себя корреляции ряда психологических переменных [Beckner, 1974]. Кроме опросника Эдвардса, использовался также «тест темперамента» Гилфорда-Циммермана. Сводные данные были подвергнуты процедуре факторного анализа, и для обеих сравниваемых выборок оказалось возможным интерпретировать по 4 основных фактора, которые были названы следующим образом. У лиц, специализирующихся в управлении бизнесом: Настойчивость, Экстраверсия, Зависимость и Гибкость. У преподавателей: Авторитаризм, Независимость, Удовлетворенность и Интроверсия. Было сделано заключение, что отличия в найденных для этих двух групп факторах отражают особенности личностной организации, связанные с занятиями в той или иной профессиональной сфере.

В работе Е.М.Борисовой с соавторами [1997] для уточнения перечня профессиональных способностей и особенностей личности руководителей последним предлагалось ответить на анкету, разработанную на основе анализа литературных данных и результатов индивидуальных бесед с преподавателями Школы бизнеса МГИМО. Был выделен следующий перечень качеств получивших наибольшие баллы:

- способность к всестороннему анализу причин и последствий событий;

- способность брать на себя ответственность за принятые решения;

- умение концентрировать внимание;

- способность «воодушевлять» подчиненных;

- умение четко формулировать цели;

- умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

- гибкость мышления;

- умение быстро вникать в суть деловой бумаги, проблемы и т.п.;

- умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации;

- активность;

- умение быстро принимать решения в условиях дефицита времени;

- умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех.

36% опрошенных менеджеров добавили к предложенному списку по-разному формулируемое качество, которое можно называть устойчивостью к фрустрирующим воздействиям.

На основе проведенного анализа можно выделить ряд качеств, наиболее важных для успешного осуществления профессиональной управленческой деятельности. В первую очередь это достаточно высокий интеллект. Он обеспечивает умение воспринимать и анализировать разнообразную информацию, систематизировать и обобщать ее, быстро схватывать смысл документов, распоряжений, четко формулировать цели деятельности, прогнозировать развитие ситуации, оценивать последствия своих решений, организовывать деятельность других людей, строить логическую систему доказательств при необходимости убедить подчиненных в своей правоте. При этом важной чертой мышления руководителя является возможность продуцировать новые идеи, уметь видеть элементы новизны и творчества в деятельности других людей («охота за идеями»), что ближе всего к понятию креативности. Не менее важны системность, аналитичность мышления, а также его гибкость и пластичность, позволяющие отказываться от привычных стереотипов поведения при изменениях ситуации, а также готовность к обучению, освоение новых знаний, приемов и способов работы.

Среди личностных особенностей экспертами были выделены следующие: доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчиненных»), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, умение не терять самообладания в экстремальной ситуации, способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей, а искать пути их преодоления, деловая направленность, стремление брать ответственность на себя. Выделялись также активность, умение управлять своими эмоциями и поведением, готовность к разумному риску.

Среди динамических особенностей психических процессов наиболее важными являются способность к длительной напряженной работе (высокая работоспособность), скорость мышления, умение быстро включаться в новую деятельность и переходить с одного ее вида на другой, эмоциональная уравновешенность, избегание импульсивных реакций.

 

Автор: Ильин С.С.