11.03.2013 4220

Психологическая природа рефлексии

 

В большинстве философских работ (Плотин, Августин, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель и др.) рефлексия понимается как родовая способность, как деятельность и как рефлексивное познание. В истории философии и психологии Нового Времени подчеркивалась важная роль рефлексии в процессах сознания (Фихте И.Г.) и мышления (Гегель Г.). Плотин (3 век н.э-Х Августин (4-5 века н.э.) в своих трудах выделяли особенность души как способность оборачиваться на себя, позволяющую постигать с достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Значение личностной рефлексии подчеркивали в свое время Р. Декарт: «нет более плодотворного знания, чем познание самого себя». Согласно И. Канту «каждому человеку нужно иметь особо устроенный как бы второй глаз, который есть ни что иное, как самопознание человеческого разума». И.Г. Фихте отмечал, что настоящему философу необходимо вникнуть в самого себя, отвратить свой взор от всего, что тебя окружает, и направить его внутрь себя. «Речь идет не о чем либо вне тебя, а только о тебе самом ибо главная цель философии понять предназначение человека вообще и какими средствами его можно достигнуть». В.А. Лекторский (1980) отмечает, что рефлексия есть единство отражения и преобразования объекта. Вспомним Р. Декарта, который под рефлексией понимал то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявлений, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Р. Декарт отмечал рефлексию как способность выделить и сосредоточиться на содержании своих мыслей. Если в качестве такого содержания выступает предмет совместной деятельности, то развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения. Основная идея рефлексивного отношения заключается в восприятии субъектом определенного предмета с рефлексивной позиции. В качестве предмета рефлексии может выступать сам человек и его психическое содержание, внешний мир и другие люди. В сложном процессе рефлексии традиционно выделяются следующие типы взаимного отображения субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому. Те же позиции берутся со стороны другого субъекта.

Таким образом, рефлексия может выступать в качестве удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Отношение субъекта к самому себе опосредовано его отношением к другому, т.е. рефлексия рождается в процессе формирования межличностных отношений (интерпсихический статус) или выступает как процесс столкновения внутриличностных установок (интрапсихический статус).

Изначально, зарубежная психология, в лице вюрцбургской школы, занималась проблемой рефлексии на уровне анализа различных способов самонаблюдения. Инерцию в развитии данного подхода преодолел А. Буземан, который предложил исследования по рефлексии и самосознанию выделить в особую область - психологию рефлексии. А. Буземан трактует рефлексию как всякое перенесение переживания с внешнего мира внутрь себя. Бихевиоризм, в принципе отказавшийся от категории сознания и ставший заниматься проблемами поведения и бессознательными установками отказался от использования рефлексии как родовой способности человека. Критика бихевиоризма началась со стороны гештальт-психологии, Женевской школы, гуманистических направлений. Данная критика стала основной предпосылкой возобновления интереса к проблемам рефлексии, особенно в метакогнитивизме. Общий смысл понимания рефлексии в метакогнитивизме выражен в определении П. Дорнера, который считает, что «рефлексия - это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования» (Domer D.,1978, с. 102). Оценивая в целом характер исследований рефлексии в метакогнитивизме, следует отметить их интеллектуалистическую ориентацию в теоретическом плане, присущую большинству исследований мышления в зарубежной психологии, а также их близость к методологии информационного (кибернетического) подхода, уподобляющего психику человека информационным процессам в технических системах.

В отечественной психологии начало изучения рефлексии было заложено трудами И.М. Сеченова (1952,1953), Б.Г. Ананьева (1968,1976,2001), Л.С. Выготского (1986), С.Л. Рубинштейна (2001) и др. Сначала на теоретическом уровне психологического знания рефлексия выступала в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего, ее высшей формы - самосознания. Именно в этом значении понятие рефлексии достаточно часто применяется для раскрытия разнообразных психологических феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях по изучению мышления, памяти, сознания, личности и т.п. Например, Б.В. Зейгарник (1969) отмечает важное значение рефлексии при нарушении опосредования саморегуляции личности, связанной с «самосознанием человека, с его самооценкой, с возможностью рефлексии». Б.Ф. Ломов (1986) определяя общение как подвижную, развивающуюся систему, отмечает наиболее важные моменты этого процесса - эмпатию и рефлексию. Наряду с разграничением коллективной и индивидуальной формами рефлексии, был введен в науку новый тип рефлексии - регулятивная рефлексия, связанная с осознанием и переосмыслением стереотипов планирования и организации собственной профессиональной деятельности. Отечественные психологи Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2000) выделяют следующие характеристики процесса рефлексии: способность обращать свой взор на себя, мышление о мышлении, анализ знания с целью получения нового знания или преобразования неявного знания в явное, самонаблюдение за состоянием ума или души, выход из поглощенности жизнедеятельностью, исследовательский акт, направляемый человеком на себя. В более широком контексте рефлексия представляет собой процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения как целостного отношения к окружающему миру.

В.П. Зинченко полагает, что рефлексивный акт - это акт соизмерения своих возможностей с ситуацией, с условиями достижения предмета потребности, познания или понимания его. Рефлексивный акт будет протекать в любом случае, если есть ситуация, в которой врожденные формы поведения или жесткие схемы деятельности не приведут к формированию полноценного (целенаправленного) действия, суждения и проч. В данном случае природа психического, на которое будет направлена рефлексия не будет иметь значения, так как оно может быть психическим или предпсихическим, сознательным или бессознательным, а также там, где проявляется их противостояние.

Концепция рефлексивно-инновационного процесса разработана в рефлексивной психологии С.Ю. Степановым и И.Н. Семеновым. Суть данной концепции сводится к тому, что человеком в момент столкновения с проблемно-конфликтной ситуацией производится акт рефлексивно-инновационного взаимодействия. Условно такое взаимодействие обозначено как система «человек-мир». Проблемно-конфликтная ситуация разрешается тогда, когда возникает инновационный эффект либо по отношению к человеку (меняется человек), либо по отношению к миру (изменение окружающей действительности, изменение условий деятельности). Инновационный эффект возникает в процессе поиска творческого решения, где в качестве необходимого условия выступает определенный уровень рефлексии условий задачи и самого решающего субъекта.

Ситуации рефлексивного управления являются типичными там, где существуют взаимодействие и взаимоотношения людей. В таких ситуациях, по мнению В.А. Лефевра (1990), действуют два вида оценок: оценка ситуации и оценка собственных возможностей действия в ситуации (оценка собственного состояния). Данные оценки по В.А. Лефевру выступают «ядром» рефлексивного акта. Для обозначения данного «ядра» В.А. Лефевр вводит понятие «ранг рефлексии». Рефлексивная система у В.А. Лефевра выступает в виде системы зеркал, многократно отражающих друг друга. Каждое зеркало - аналог «персонажей», наделенных позицией. Весь сложнейший поток отражений зеркал друг в друге и является аналогом рефлексивного процесса. В данной концепции рефлексия выступает как «конкретный механизм или «автомат» выбора в бинарных ситуациях, безразличный в широких пределах к содержанию того, что именно выбирается», с другой стороны - это «способность человека постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний» (Розов М.А., 1990, с.49).

Рефлексивные акты имеют различную структурную конфигурацию, которая зависит от запускающих механизмов. В зависимости от этого рефлексия может быть различной по времени своего протекания. Есть движения, имеющие сложную биомеханическую и кинетическую конфигурацию, но свершающиеся мгновенно, квазиимпульсивно. Однако при рассмотрении поступка как личностного акта мы будем иметь дело с высшими уровнями рефлексии, предполагающими ценностное изменение субъекта. Свершившийся поступок становится достоянием самосознания личности и может выступать в качестве своеобразного итога всей предшествующей жизни человека (в том числе итога профессиональной деятельности). Если протянуть линию от элементарных форм движения до личностного поступка, то, как считает В.П. Зинченко, мы сможем обнаружить фоновые (нулевые по сравнению с поступком) значения, исходные уровни рефлексии. Данные уровни были описаны Н.А. Бернштейном (1966,1991,1997) при изучении движений, их биодинамической ткани. Движущие силы, механизмы построения и управления живым движением находятся, по мнению исследователей, во внутренней форме биодинамической ткани, во внутренней картине движения, по мнению А.В. Запорожца (2000). Возможность перехода к более высоким уровням рефлексии будет определяться, по мнению В.П. Зинченко, способностью субъекта повысить уровень чувствительности по отношению к предмету потребности.

В процессе построения новой деятельности (познавательной, ориентировочной, исследовательской и проч.) психические акты субъекта становятся предметом осознания или объективации по Д.Н. Узнадзе. Сам процесс осознания растянут во времени и адаптация к новым условиям осуществления действия составляет некоторые интервалы, паузы в деятельности. В терминах А.А. Ухтомского (2002) - это есть оперативный или активный покой, т.е. время, занятое размышлением и оценкой. В период покоя начинают включаться механизмы внутренней, а иногда и громкой речи, в которых фиксируются результаты ошибочных и правильных движений. Следовательно, переход с одного рефлексивного уровня на другой есть качественный переход в организации как отдельных действий человека, так и всей системы деятельности в целом. Смена такой организации сопровождается изменением состояния человека, его чувствительности к оценке собственного поведения. Следует отметить, что уровень осознанных рефлексивных двигательных актов, чем более они просты, будет строиться с учетом терминологии психологии восприятия и внимания. Поднимаясь «вверх по лестнице» к поступкам личности исследователи предлагают использовать терминологию психологии мышления, воображения и сознания. Таким образом, рефлексия выступает неизменным атрибутом любого действия, претендующего на целесообразность и разумность.

Интересным является подход, предложенный А.С. Шаровым (2000). В его концепции рефлексия выступает механизмом дифференциации психики с целью адаптации к изменяющейся внешней и внутренней среде, который в своем развитии доходит до рефлексивной функции сознания и самосознания человека. В сознании человека рефлексия выступает как психологический механизм организации и простраивания целостности психики и сознания человека, т.е. ограничения с целью более эффективной регуляции взаимодействия человека в мире. В своей работе А.С. Шаров выделяет следующие особенности рефлексии: рефлексия как необходимый и обязательный компонент психологической организации человека; рефлексия как бы завершает протекание психических процессов, выполняя при этом функцию обратной связи; рефлексия неразрывно связана с ценностно-смысловой сферой человека, а также с видами и формами активности. А.С. Шаров делает очень важные выводы относительно места и роли рефлексии в психологической структуре личности. Рефлексия, отмечает он, есть всегда рефлексия чего-то, т.е. в качестве предмета рефлексии могут выступать ценности и смыслы, а также различные формы и виды активности человека. Рефлексия выступает как обязательная подсистема регуляции, основанная на явлении обратной связи. Базируясь на данных выводах

А.С. Шаров отмечает, что «рефлексия как психологический механизм есть ограничение и изменение функционального органа психики.»  По отношению к функциональному органу психики рефлексия может занимать позицию «извне» и «изнутри», т.е. существуют различные уровни регуляции (например, внешняя регуляция деятельности) и саморегуляции (внутренняя регуляция собственных психических процессов и состояний). В контексте рассматриваемой нами проблематики готовности личности к деятельности для нас наиболее ценным является положение А.С. Шарова о том, что «рефлексия изменяет степень активизации и функционирование определенных психологических образований, психологических механизмов (функциональных органов), которые направлены на выполнение некоторой деятельности».

 

Автор: Войтюк Д.К.