12.03.2013 8993

Особенности развития одаренных детей по Льюису Термену

 

Имя доктора психологии Льюиса М.Термена хорошо известно в области образования одаренных детей, его работы прочно вошли в классику педагогической психологии, и новые поколения исследователей обращаются к Терменовским лонгиподам, чтобы найти ответы на волнующие их вопросы и поставить новые. Гоуэн проследил историю возникновения интереса к одаренным и талантливым людям, отмечая особо, что этот интерес был стимулирован:» 1) вниманием к достоинству отдельного человека, 2) интересом к раскрытию тайны человеческого развития, и 3) заботой о природе необычного и уникального» (Gowen, 1977, р.45).

Гоуэн выделил три различных эпохи в движении по изучению и поддержке одаренных детей, а именно: эпоха до Термена, эпоха Термена и эпоха после Термена.

Краткую биографию доктора психологии Льюиса М. Термена (1877-1956) написал М.Сигоу (Seagow, 1972). Известно, что юный Термен поступил в 1892 году на двухгодичные учительские курсы в Данвилле, штате Индиана. В университете Индианы он начал исследование одаренности и по результатам своей диссертации был пожалован стипендией университета Кларка по педагогической психологии. Он посещал семинар Стенли Холла, но вынужден был перевестись в Стенфорд, поскольку Холл не одобрял интереса Термена к рано проявляемым умственным способностям детей, которые его студент стремился обнаружить с помощью интеллектуальных тестов.

Изначально Термен чувствовал, что интеллектуальный тест может выявить гениального человека. Он не доверял мнениям родителей и наставников о проявлениях гениальности в их отпрысках. Его вера в решающее значение наследственных факторов была фундаментальной, что в полной мере проявилось в его докторской диссертации «Гениальность и глупость» (1906). Диссертация включала в себя сравнение сообразительных и тупых мальчиков в выполнении различных заданий и доказывала, что значимое различие в способностях одаренного и тупого ребенка не может быть объяснено в терминах окружающей среды.

Термен заболел туберкулезом и поэтому после окончания университета уехал в Калифорнию. Здесь он работал завучем средней школы для подростков, следующие три года он преподавал педагогическую психологию в средней школе Лос-Анджелеса. Его собственная оздоровительная программа улучшила состояние его здоровья. В 1910 году Льюис Термен был принят в Государственный Департамент Образования в университете Стенфорда на должность специалиста по детскому развитию и здоровью. Сигоу пишет: «Здесь он разрабатывал новые курсы, участвовал в обследованиях школ, писал книги по школьной гигиене и руководил выпускными работами по индивидуальным различиям» (Seagow, 1972, р.16).

Термен потратил шесть лет на Стенфордскую ревизию шкалы Бине-Симона, использовав для выборки 905 детей в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Его работа была опубликована в 1916 году, и спустя год после публикации доктор Льюис Термен приобрел национальную известность. После Первой мировой войны, во время которой он участвовал в создании армейских тестов «Альфа» и «Бэта», ученый начинает лонгитюдное исследование, видя возможность применения измерительных техник к одаренным детям с раннего возраста до глубокой старости.

Льюис Термен и его сотрудники выполнили три лонгитюдных исследования почти полутора тысяч одаренных детей, выявленных в Калифорнии в 1921-1922 учебном году. Эти исследования длились более тридцати лет.

а) Первый лонгитюд Л. Термена (1930).

Данные были собраны на выборке объемом более 1400 детей. Большинство результатов основано на типичной группе из 643 детей, по которым были собраны обширные данные, и на второй группе из 309 детей, с менее обширными данными. Контрольные данные были получены для группы от 600 до 800 неотобранных детей. Цепь исследования была показать, «по каким чертам и в какой степени представительная группа интеллектуально одаренных детей отличается от группы неотобранных нормальных детей» (Гегтап, 1925, р. 16).

Учащиеся в исследовании были отобраны с помощью рекомендаций учителей, рекомендаций родных братью и сестер, если они сами были ранее отобраны, на основании случайно полученной информации и т.д. Эти учащиеся были изучены с помощью Национальной Шкалы Интеллекта В, форма I. Те, кто вошел по своим показателям в 90-й процента ль, были изучены с помощью сокращенной формы теста Стенфорда-Бине. Один вариант был использован для детей с родителями-иностранцами, а другой вариант для детей, родители которых иностранцами не были. Учащимся, показавшим IQ 125 и выше (120 для старших детей), был предложен полный Стенфорд-Бине. По результатам полного Стенфорда-Бине младшие ученики (младше 11 лег), кто получил IQ 140, и старшие ученики (от 13,5 до 14 лег), набравшие IQ 132, были отобраны для дальнейшего исследования.

Все вышеописанные процедуры были проделаны с учениками третьих-восьмых классов, изменения в процедуры вносились для учеников первых-вторых классов. Считается, что таким образом удалось охватить от 80 до 90% одаренных детей. Были извлечены данные из интеллектуальных тестов, тестов достижений, теста информированности, теста общих знаний, бланка интересов, читательского дневника, списка черт характера ребенка, заполненного учителями, рейтинговых оценок домашних условий, медицинских и антропометрических измерений, а также личностных тестов и тестов черт характера.

Первый (1925) и второй (1930) тома обрисовывают портрет типичного одаренного ребенка. Физически эти дета опережали своих обычных сверстников по росту, весу, объему легких; по возрасту, в котором дета научились ходить и говорить; по показателям здоровья (семейная история болезней). Основываясь на своих результатах, Термен подсчитал, что типичный одаренный ребенок был продвинут в школе на 14% вперед своего умственного возраста, но этот умственный возраст был на 48% выше хронологического возраста ребенка. Беря в рассмотрение 34%, разницу между этими двумя значениями, он прокомментировал, что, с такой точки зрения, можно сказать, что «одаренный ребенок продвинут недостаточно, а именно на 34% или одну треть от его возраста» (Terman, 1930, р.62). Термен признавал существование и других факторов, которые следует принимать во внимание, однако продолжил свою мысль: «что касается лишь способности к достижению, будет показано, что две трети случаев недостаточного продвижения, обнаруженных в этой группе, являются неоправданными» (Termаn, 1930, р.64).

Данные, собранные во время внеучебны занятий и игр детей, показывали, что одаренные дети того времени проявляли больший интерес к тихим, спокойным занятиям, требующим умственных усилий и не вовлекающим большого числа людей; группа одаренных детей была менее заинтересована в соревновательных играх, чем контрольная. Учителя сообщили, что 88% одаренных и 34% детей контрольной группы читали больше, чем «средний» ребенок; читательские интересы этих двух групп различались. В списках прочитанного одаренными детьми было значительно больше книг по естественным наукам, истории, биографических, о путешествиях, народных сказок, сюжетной художественной литературы, поэзии и драматических произведений, чем в списках детей контрольной группы. Дети из контрольной группы читали больше приключенческих, фантастических и любовных книг. Обнаружив, что одаренные дети показали более высокие результаты при проверке у них общих знаний в сравнении с другими школьными предметами, Термен высказал предположение, что это может быть объяснено более тесной зависимостью детского запаса информации от их интеллектуальной инициативы и меньшей связью с формальным школьным обучением.

Учительские рейтинговые оценки личностных черт поместили одаренных детей выше, чем детей из контрольной группы; а девочки были оценены выше, чем мальчики. Измерения, выполненные в 1928 году, показали результаты, сходные с полученными в 1922 году.

Несмотря на то, что домашние условия, личностные трудности, школьные проблемы и другие факторы повлияли на их прогресс за шестилетний период, групповой портрет одаренных детей изменился очень незначительно.

б) Второй лонгитюд Л. Термена (1947).

Это исследование - продолжение первого тома «Генетическое изучение гениев» через 25 лет. Данные были собраны от 97,7% из 1467 живших тогда испытуемых по следующим темам: общая информация, личность и темперамент, нахождение в браке (тест супружеского счастья), бланк профессиональных интересов, тест на владение понятиями и дополнительная информация от родителей или близких родственников. Во втором исследовании, когда были протестированы (тест Стенфорда-Бине) 364 бывших одаренных ребенка, значительное число их супругов участвовали в следующих тестах: тест на владение понятиями, тест супружеского счастья, тест на способность быть супругом. Данные были собраны за 1940-1945 г.г. о военной и гражданской службе, образовании, полученном после 1940 года, роде занятий и доходах в 1941-1945 г.г. включительно, публикациях, общем физическом и психическом здоровье, сведения о браке и потомстве.

Результаты доказывали, что после двадцати лет люди, изначально отобранные как одаренные, продолжают оставаться превосходящими других в физическом развитии, академических достижениях, интеллекте и чертах личности. Однако степень превосходства была менее значительна для черт, указывающих на эмоциональную стабильность и социальную приспособленность, нежели для интеллектуальных характеристик.

В этой группе были ученые с признанным статусом или высоким потенциалом, выдающиеся физики, юристы, добившиеся успеха писатели, несколько ведущих в то время бизнесменов и огромное число университетских преподавателей. Чем выше был уровень умственного развития индивида, тем выше вероятность того, что он осуществил профессиональный выбор, сделанный им в детстве, например, стать химиком, художником и т.д. В этом втором лонгиподном исследовании доктор психологии Термен сравнил более продуктивную группу с менее продуктивной из своей первоначальной выборки одаренных детей. В соответствии с обзором, сделанным Хилдрес, одаренный ребенок, впоследствии добившийся успеха, «показывал превосходство в настойчивости при завершении работы, целеустремленность в отличие от бездействия, уверенность в себе и свободу от низменных чувств; он принимал большее участие во внепрограммных занятиях и общественных делах в старших классах и выполнял большую учебную нагрузку» (Hildreth, 1966, р. 112). Факторы семейного происхождения явственно дифференцировали одаренных детей, добившихся и не добившихся успеха.

Однако даже среди наиболее успешных никто не показал достижений, сравнимых с Шекспиром, Гете или Толстым. К 1947 году Термен рассматривал взаимодействие факторов среды и наследственности как более сложное; «выдающееся достижение в определенной области обычно возможно на определенном этапе культурного прогресса и никогда не может быть в точности повторено в другую эпоху. Это происходит потому, что науки и ученые достигли очень высокой специализации, и выдающийся результат становится все более трудным для получения». Более того, многое зависит от «удачи и обстоятельств», и «судьба плохая мера творческого гения» (Terman, 1947, р.151).

в) Третье лонгитюдное исследование Л.Термема и С. Одена(1959).

Результаты третьего лонгитюдного исследования, выполненного в 1955 году, представляют собой ответы на опросники, полученные от 93% испытуемых изначально отобранной группы (Termаn & Oden, 1959). Их профессиональные достижения достойны особого внимания. Например, 47 ученых перечислены в издании 1949 года «Американские ученые».

Авторы отметили, что как группа их испытуемые сделали значительный вклад в физические, биологические и социальные науки. В последней главе исследователи пишут: «Лонгипод, продолжавшийся три с половиной десятилетия, показал, что выдающийся ребенок, за небольшим исключением, становится выдающимся взрослым, превосходящим других практически в каждом аспекте. Но, как и в детстве, это превосходство не одинаково велико во всех сферах» (Termаn & Oden, 1959, р.283). Более того, целых 20% не достигли ничего оригинального. Менее половины одаренных женщин сообщили, что они работают вне дома. Доктор Термен утверждает, что следует утешиться тем фактом, что некоторые незаметные виды работ в обществе так же, как и более значительные, были выполнены одаренными людьми.

При анализе работы, выполненной доктором Льюисом Термен ом и его сотрудниками, возникает ряд вопросов, касающихся валидности исследования. М.Хилдрес обсуждает критерий, использованный для начального отбора испытуемых, природу контрольной группы, причины изменения начального статуса (Hildreth, 1966). А.Танненбаум указал на ограниченность результатов, полученных по шкале Стенфорда-Бине (Tannenbaum, 1983). Тест Стенфорда-Бине в большей мере связан с академическими школьными предметами и игнорирует такие процессы, как мотивация и воображение. Впоследствии дети из Терменовского исследования, которые добивались успеха в жизни, были успешны в сферах, связанных именно со школьной подготовкой.

Наиболее частый объект критики в работе Термена - это метод отбора испытуемых. Несмотря на критику его метода (учительские номинации и дополнительный скрининг групповым тестом интеллекта с последующим индивидуальным тестом интеллекта), он был использован другими исследователями, которые ставили цель наблюдения одаренных детей в течение длительного временного интервала.

 

Автор: Кузнецова Ю.И.