12.03.2013 5976

Лонгитюдные исследования развития одаренных детей - Л.Холлингвоус, Р.Ламсон, П.Уитти, Г.Хилдрес и М.Уиллис

 

а) Лета С.Холлингвоус.

Лета С.Холлингвоус опубликовала свою первую книгу по вопросам одаренности в 1926 году. Ее книга «Одаренные дети: их природа и воспитание» вобрала в себя все, что было известно об одаренности к тому времени. Авторский исторический обзор включает не только характеристики выдающихся личностей (ее наблюдения за их игровыми интересами), но также содержит материалы о развитии тестирования интеллекта и о подъеме движения изучения детей в американском образовании. Холлингвоус соглашается с Терменом, что одаренные дети выше и крупнее, лучше питаются, с более крупными головами, чем их неотобранные сверстники; они сильнее физически и быстрее в движениях, чем обычные дети. Видимый признак превосходящего интеллекта - это ранний интерес к чтению. В то время как другие оценивают черты характера одаренных детей выше среднего, их самооценки ниже оценок других.

Одаренные испытуемые демонстрируют более высокую в сравнении с обычными детьми эмоциональную стабильность. Они начинают раньше ходить и говорить. В исследованиях Холлингвоус детей с IQ выше 135 более половины были первенцы, включая 18 единственных детей в семье. Это согласуется с лонгиподными исследованиями Термена и Кеттеловским исследованием ученых, в которых демонстрируется диспропорциональное число первенцев.

Другая всеобъемлющая книга, написанная Холлингвоус (Hollingworth, 1942) содержит ее находки, касающиеся сверходаренных подростков (IQ 180 и выше по шкале интеллекта Стенфорда-Бине). Она разработала понятие «оптимальный интеллект». Если проблемы детей с очень высоким интеллектом разрешались успешно (выборка - 31 ученик), они становились людьми, работающими на благо общества; если же проблемы этих детей оставались неразрешенными, это приводило к негативным результатам. Позднее, уже работая в школе, Холлингвоус наблюдала различные степени дезадаптации этих детей, варьировавшие от оппозиции и прогулов уроков до равнодушия, и адаптации - от поглощенности до восторженного отношения к учебе и работе. Наилучшим образом дети адаптировались там, где родители, учителя и завучи определили одаренность сразу же, где была продуманная педагогическая поддержка и где детям помогали и в других вопросах. Легче всего дети приспосабливались к предъявляемым требованиям, если они были собраны в группы равных себе детей.

Ев исследование 36 юношей и 19 девушек (средний возраст - 18,5 лет) с IQ, варьировавшим от 135 до 190, дало Холлингвоус основание утверждать, что чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их уверенность в себе может пострадать, поскольку они не избираются своими друзьями на лидерские роли. Если требования к ним невысоки и их способности не востребованы, они работают ниже своих возможностей, становятся Ленивыми и проводят время впустую. Доктор Холлингвоус утвердилась во мнении, что оптимальный IQ для получения признания других и для завоевания лидерства варьирует в интервале 125-155. Те, чей интеллектуальный показатель приближается к 170, слишком умны, чтобы быть понятыми людьми вообще. Дети с IQ 125-155 хорошо социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле.

Научное наследие Леты С.Холлингвоус (1886-1939) не может быть отделено от ее практической работы с талантливыми подростками, поэтому большая часть научных исследований, выполненных ею с Учительским колледжем Колумбийского университета, имеет важное значение для образования одаренных.

б) Роберт Ламсон.

В 1930 году Ламсон провел лонгитюдное исследование 56 детей из раннего исследования Холлингвоус. Он сформировал наугад выборку из ее большой группы (148 человек) с IQ, превышающим 133. Учителя высказали свое мнение об интеллекте, прикладываемых усилиях, самоконтроле, поведении в целом, общем качестве школьной работы и популярности одаренных детей среди одноклассников. К моменту перехода детей в старшие классы средней школы они значительно превзошли контрольную группу средних учеников по показателям интеллекта, общему качеству школьной работы и прикладываемым усилиям. Среднее значение IQ в группе одаренных при первом тестировании было 153, при втором тестировании, год спустя, среднее значение было 157. Полученные результаты показывали, что умственное развитие этой группы, измеряемое тестами, было на удивление постоянным. Эти дети окончили среднюю школу в среднем хронологическом возрасте 16 лет.

Дети, изначально исследованные доктором Холлингвоус, появились в статье «Взрослый статус детей с высоким интеллектом» (1936). В ней автор писал, что те, кто показывал в детстве IQ 180 и выше, заметно выделяются среди сверстников и будучи взрослыми. Никто из тех, кто в детстве демонстрировал IQ 140, 150 и 160, не приблизился к достижениям тех, кто имел в детстве IQ 180. Те, кто когда-то набрал при тестировании интеллекта IQ 160, имел достижения, умеренные по своей значимости. Таким образом, термин “гений” должен быть оставлен для тех, чей IQ равен 180.

в) Пол Уитти.

Этот американский педагог-психолог опубликовал свои результаты по обучению одаренных учащихся в 1940 году. Он провел лонгитюдное исследование, которое длилось пятнадцать лет - началось в 1924-1925 и закончилось в 1939-1940 учебном году. 50 детей, посещавших государственные школы на Среднем Западе США, ученики третьих-седьмых классов, при первом отборе попали в 99-й процентиль Национальной Шкалы Интеллекта и все имели IQ от 140 и выше по шкале Стенфорда-Бине (среднее значение IQ по выборке 153). Средний возраст детей (26 мальчиков и 24 девочки) во время первого тестирования был 10 лет и 5 месяцев. Контрольная группа испытуемых с IQ от 90 до 110 была подобрана такого же состава по возрасту, полу и расовому происхождению. Каждый одаренный ребенок сопоставлялся с подобным себе по этим признакам испытуемым из контрольной группы (Witty, 1940).

Черты характера одаренных детей и условия их домашнего воспитания были аналогичны тем, которые описал Льюис Термен. Среднее значаще IQ было 153, средний EQ (educational quotient - образовательный коэффициент) был 136 - такая разница была названа «отставанием в образовании» (см. Hildreth, 1966). Повторное исследование через пять лег после начального тестирования показало, что эти дети сохранили свои высокие умственные способности. Среднее значение группового теста Термена умственных способностей было 136, при этом вся группа попала в верхние 5% студентов колледжа. Порядок значений первого и второго тестов был сходным, что доказывает положительная корреляция 0,66. Однако отсутствие потолка для большинства одаренных детей старшего подросткового возраста в групповом тесте Термена порождает тенденцию к снижению корреляции.

Важные выводы, сделанные Полом Уитти на основании исследования, таковы:

- выявленные студенты сохраняли высокий уровень школьных достижений несмотря на невнимание школы к их нуждам;

- они сохраняли свой высокий уровень общей осведомленности и широкой академической подготовки;

- эти учащиеся активно участвовали в школьной жизни и получили больше наград и поощрений, чем обычные ученики;

- их недисциплинированность нарастала в течение периода школьного обучения;

- трудности во взаимоотношениях имели тенденцию к нарастанию, особенно среди одаренных мальчиков.

г) Гертруда Хилдрес.

Традиция Учительского колледжа Колумбийского университета (г. Нью-Йорк) прослеживать развитие студентов с выдающимися способностями была заложена еще в 1918 году. С 1918 по 1948 в школе Линкольна при Учительском колледже училось несколько поистине замечательных мальчиков и девочек. При зачислении детей в эту школу минимальный IQ не устанавливался, тем не менее, на протяжении всех лет ее существования среднее значение IQ, полученное по шкале Стенфорда- Бине в начальной школе, было около 120, со средним диапазоном от 115 до 130.

Гертруда Хилдрес проанализировала информацию о выпускниках школы Линкольна, накопленную к 1942 году. Она сделала сравнение сообщений от 52 выпускников с IQ 130 и выше по всем интеллектуальным тестам до тридцатилетнего возраста и группы из 52 студентов с относительно меньшими способностями, с IQ ниже 120. Подробный анализ ответов, полученных через опросники и беседы с учителями школы Линкольна показал значительную разницу между этими двумя группами. Ко времени обращения Хилдрес (1966) к материалам школы Линкольна ее выпускники приобрели прочную хорошую репутацию.

д) Маргарет Уиллис.

Другой пример лонгитюдного исследования в США - это восьмилетнее изучение программ старших классов средней школы. В 1938 году средняя школа университета штата Огайо выпустила свой первый класс, закончивший шестилетнее обучение в этой школе. В течение своего последнего года обучения школьники под руководством университетских преподавателей написали книгу, озаглавленную: «Были ли мы подопытными кроликами?» (1938), в которой они воспроизводят события своей школьной жизни. В отличие от программы старших классов обычной школы и традиционных методов обучения, университетская школа имела свою экспериментальную программу. Эта школа была одной из тридцати средних школ, участвовавших в восьмилетием исследовании для определения относительной ценности традиционных и новых типов программ, особенно в приложении к подготовке к учебе в университете. Название книги возникло из-за того, что в педагогическом эксперименте на детей часто ссылались как на подопытных кроликов.

Большинство учащихся были выходцами из основательных семей высокого социального статуса, все белой расы, жившие в университетском городке. Среда них не было ни одной безграмотной, бедной или экономически отсталой семьи. Сама школа была расположена в кампусе университета штата Огайо. Среди школьников были дети различных умственных способностей, но все же уровень интеллекта серьезно превышал средний уровень обычной государственной школы. Относительно небольшое число учащихся попало в категорию интеллекта ниже среднего. Существовало определенное сходство между этими учениками и учениками школы Линкольна Учительского колледжа из г. Нью-Йорка: обе школы при университете, существовали в одно время, обе участвовали в восьмилетием педагогическом эксперименте.

Повторное исследование выпускников школы университета штата Огайо 1938 года было начато в середине 50-х г.г. XX в. сотрудницей школы Маргарет Уиллис. Она завершила научное исследование достижений бывших «подопытных кроликов» и опубликовала выводы в своей работе «Подопытные кролики через двадцать пять лет» (Willis, 1961).

 

Автор: Кузнецова Ю.И.