13.03.2013 18543

Понятие профессионального самоопределения в психологии

 

Для описания процесса формирования человека в трудовой деятельности используются разнообразные термины. Среди понятий, которые характеризуют целостный процесс овладения специальностью и охватывают весь профессиональный путь личности наиболее популярными и часто употребляемыми следует признать: «профессиональное становление» профессиональное самоопределение», «профессиональная пригодность», «профессионализация», «профессиональное развитие», «идентификация личности с профессией», «самореализация в профессии». Мы оставим в данной статье без рассмотрения такие понятия, как «выбор профессии», «профессиональное обучение», «профессиональная адаптация», «профессиональная ориентация и консультация», поскольку они обозначают этапы, стадии целостного процесса профессионального формирования человека.

К сожалению, большинство этих понятий в интересующей нас формулировке отсутствуют в психологических словарях, поэтому пришлось обратиться так же к Философской и Педагогической энциклопедиям и Словарю русского языка С.И.Ожегова.

Наиболее полным и однозначным является понятие профессиональной пригодности. В психологических словарях (1983, 1990) она определяется как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда, выступающей в качестве объективного критерия сформированности профессиональной пригодности. Субъективным критерием ее сформированности выступает чувство удовлетворения, испытываемое человеком от выполняемой деятельности.

В представленном определении профессиональной пригодности, разделяемом большинством отечественных психологов, недостаточное внимание уделено личности, ее активности, стремлению к самореализации в труде. Процесс овладения профессией рассматривается как односторонний и в значительной степени адаптивный. Сама же профессиональная пригодность - это лишь часть, одна из сторон процесса формирования человека в трудовой деятельности.

Понятие «профессиональное становление» не нашло отражения в психологических словарях, однако оно широко употребляется исследователями для обозначения процесса овладения профессией.

«Становление» определяется в словаре русского языка как «возникновение, образование чего-то в процессе развития» (С.И.Ожегов, 1978). В философской энциклопедии дается более развернутая характеристика и становление трактуется как «процесс, главная черта которого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы». Следовательно, профессиональное становление в таком понимании можно рассматривать как развернутый во времени процесс овладения профессией. Он должен включать определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые, обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. В этом контексте наиболее близким к нему по смыслу является понятие профессионального развития, которое предусматривает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями обеспечивающими нормальное функционирование человека как субъекта труда.

Если понятие «профпригодность» означает как бы итог овладения профессией, то понятия «профессиональное становление и развитие» акцентируют его процессуальную сторону. То есть, можно было бы сказать, что итогом профессионального развития, становления является сформированная пригодность к профессии. Термины «профессиональное становление « и «профессиональное развитие» обозначают совершенно определенную стадию формирования личности - стадию овладения профессией с момента ее выбора и подчеркивают динамичность, незавершенность этого процесса.

Следующий термин, часто используемый психологами, особенно зарубежными, это «идентификация человека с профессией». Наиболее близким к нему по смыслу следует признать термин «профессионализация личности».

Под идентификацией личности с профессией понимается такое слияние жизни профессионала на определенном этапе овладения профессией с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Вся жизнь начинает подчиняться интересам профессии, они выходят на первый план. Итогом идентификации личности становится формирование профессионального типа личности (A.Roe, 1964).

Основной акцент делается на приспособляемости личности к требованиям профессии, на подравнивании к заданному образцу (якобы единственно возможному), на подгонке профессионально значимых черт к идеалу. По существу, игнорируется вопрос об активности личности в профессиональном самоопределении. Между тем этот процесс является двусторонним: имеющиеся личностные черты определяют выбор профессии и пути овладения ею; выбранная профессия, в свою очередь, влияет на личность, особенности ее формирования.

В понятие «профессионализация личности» чаще всего включается этап профессионального становления человека с момента выбора профессии до прекращения активной трудовой деятельности. То есть, этот период занимает большую часть жизни взрослого человека (В.А.Машин, 1994; Ю.П.Поваренков, 1991 и др.).

Определения процесса вхождения человека в профессиональную деятельность, овладения ею, имеют, тот недостаток, что в них в малой степени подчеркивается активность личности, понимаемая в данном контексте, прежде всего как процесс развертывания своих способностей и возможностей, самодвижения и самореализации в труде. Однако их использование вполне правомерно для обозначения динамичности, незавершенности формирования профпригодности и личности в процессе труда.

По нашему мнению, личностный аспект профессионализации человека отражен в наибольшей степени в терминах «профессиональное самоопределение» и «профессиональная самореализация». При этом второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее этап осуществления самоопределения личности в труде. Поэтому ключевым для нашего исследования мы считаем термин самоопределение.

Мы использовали этот термин и потому, что им охватывается не только период овладения профессией, но и выбора, подготовки к ней в школьном возрасте.

В психологических словарях, вышедших в последние годы (1983, 1985, 1990) отсутствует определение понятия «профессиональное самоопределение». Оно упоминается в статье «самоопределение личности» как один из его видов. Самоопределение личности трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» (Психология. Словарь, 1990, с. 351). Оно вряд ли поможет вникнуть в суть понятия «профессиональное самоопределение», и не может быть прямо использовано для его научного исследования, поскольку игнорирует развернутость процесса овладения профессией во времени и пространстве.

В словаре русского языка С.И.Ожегова (1987) понятие «самоопределение» трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов.

В.Ф.Сафин и Г.П.Ников, «анализирующие психологический аспект самоопределения личности, отмечают, что существует тенденция употреблять это понятие «в широком диапазоне значений - от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков» (В.А.Сафин, Г.П.Ников, 1984, с. 65). Подробно рассматривая различные формы самоопределения (жизненное, социальное, профессиональное) авторы приходят к следующему пониманию этого термина: «В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений» (там же, с. 67). Самоопределение личности в целом проявляется в виде ансамбля следующих частных форм: конвенционально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное (В.Ф.Сафин, 1986).

М.Р.Гинзбург подчеркивает, что проблема самоопределения - «узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» (М.Р.Гинзбург, 1988).

В психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида. К первому пониманию склонны ряд исследователей, например, А.М.Кухарчук и А.Б.Ценципер, которые считают, что «самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе и способностей, и соотнесение их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением. В процессе профессионального самоопределения человек перестает ощущать себя только объектом воспитательных воздействий, так как начинает действовать как субъект» (А.М.Кухарчук, А.Б.Ценципер, 1976, с. 7).

В.Ф. Сафин полагает, что «профессиональное самоопределение - термин уже вошедший в научный оборот. Он отображает процесс поиска и приобретения профессии. Финалом его служит начало трудовой деятельности, в процессе которой личность утверждает себя» (В.Ф.Сафин, 1986, с. 19).

Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического подхода в профориентации и профконсультации (Парсонс). Суть этого подхода состоит в том, что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии. Как отмечает И.С.Кон, общий методологический недостаток такого подхода к процессу профессионального самоопределения состоит в том, что «индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины, одна из которых обязательно подчиняет себе другую» (И.С.Кон, 1980, с. 150). Несмотря на то, что многие исследователи критикуют диагностический подход, предлагают новые пути в развитии профориентации и профконсультации (Е.М.Борисова, 1977, 1989, 1991, 1993; С.Гриншпун, 1985, 1992, 1993; И.В.Михайлов, 1975; Н.В.Самоукина, 1988 и др.) он продолжает существовать в практике работы разнообразных центров и отдельных школьных психологов.

Профессиональное самоопределение включается рядом авторов в процесс личностного самоопределения, которое представляет собой новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека (Л.И.Божович, 1968, 1978; М.Р.Гинзбург, 1988, 1994; Т.В.Снегирева, 1989; Н.Н.Толстых, 1984,1987 и др.).

Подавляющее большинство исследователей склонны рассматривать процесс профессионального самоопределения (имея в виду выбор профессии) как существенную сторону развития личности (Е.А.Климов, 1974; Т.В.Кудрявцев, 1983; П.А.Шавир, 1981; В.В.Чебыщева, 1978 и др.). Выбор профессии, как отмечает В.В.Чебышева, должен рассматриваться не как одномоментный, а как «гораздо более сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом» (В.В.Чебышева, 1978). На то, что выбором профессии в юности не исчерпывается процесс профессионального самоопределения указывает и Е.А.Климов, отмечая, что вопрос о выборе профессии, специальности, об уточнении этого выбора время от времени возникает в течение всей трудовой жизни (Е.А.Климов, 1974).

Т.В.Кудрявцев рассматривает процесс профессионального самоопределения как «длительный, многоплановый, весьма подвижный», включающий несколько стадий:                                                          формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде (Т.В.Кудрявцев, В.Ю.Шегурова, 1983). Разумеется, это идеальная схема, в реальности же формирование профессиональных намерений может продолжаться и в период обучения и в период адаптации, поскольку, как известно, большой процент учащихся выбирают профессию, ориентируясь на внешние, а не на внутренние стимулы. Часто выбор профессии носит «вынужденный” характер, и поэтому возможны смены профессии, формирование новых профнамерений. В приведенном выше определении не раскрыта суть понятия, поскольку названы лишь внешние не психологические его признаки. В целом нам кажется, нельзя говорить о полной реализации в профессии как конечном итоге самоопределения. Пока человек активно трудится, этот процесс не может быть завершен. Самореализация по нашему мнению это не итог, а процесс, который у профессионалов высокого уровня может стать смыслом жизни.

Таким образом, профессиональное самоопределение понимается в психологии либо как момент выбора профессии, либо как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, либо как длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней.

На наш взгляд процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии продолжается в течение всей активной жизни человека (вероятно до вступления человека в профессиональную деятельность правильнее было бы говорить о формировании готовности к профессиональному самоопределению, а в раннем возрасте - о формировании психологических предпосылок этого процесса).

Это связано, во-первых, с тем, что человек может менять сферы профессиональной деятельности (из-за неудовлетворенности избранной профессией, по состоянию здоровья, по причинам смены места жительства и т.д.). Во-вторых, нельзя не считаться с тем фактом, что мир профессий постоянно изменяется, насыщается новыми специальностями, а существующие могут радикально меняться. Профессии развиваются, обогащается их содержание, создаются новые приемы и орудия труда, что требует переподготовки, переобучения, систематического повышения квалификация. Вероятно не каждый человек способен к постоянному саморазвитию. В любом случае, обновление профессий приводит к возникновению противоречий между сложившимися стереотипами деятельности и новизной ее содержательной и операциональной стороны. И каждый человек должен периодически разрешать эти противоречия, то есть постоянно самоопределяться и утверждаться в профессии. Даже достигнув пенсионного возраста, многие профессионалы не исключаются из процесса профессионального самоопределения, а например, начинают заниматься обучением новичков, передают им свои знания и опыт, продолжают активную трудовую жизнь, внося творческий вклад в развитие самих профессий и подготовку кадров.

Нельзя упускать из виду, что процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной группы типичные черты, личность оказывает преобразующей воздействие на саму деятельность. Строя” себя, человек строит и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач. Таким образом осуществляется преобразование и развитие мира профессий.

Противоречия и кризисы в процессе взаимодействия системы «личность-профессия» могут возникать и из-за изменений происходящих в самом человеке, развитии либо разрушении, деградации его личности, возрастных, физиологических или индивидуально-психологический изменений. Эти изменения могут нарушать сложившийся баланс индивидных и личностных качеств и профессиональных требований. Человек может «перерастать» профессию, ощущать тесноту профессиональных рамок, либо, наоборот, перестать соответствовать возросшим требованиям профессии. Эти противоречия также отражаются на процессе профессионального самоопределения, делают его иногда драматичным для человека, заставляют пересмотреть свое место в профессии, свои возможности и притязания.

Мы предлагаем свое понимание обсуждаемого понятия. Вероятно оно не будет исчерпывающим, но мы попытались отразить в нем наиболее важные признаки, моменты, специфические особенности изучаемой проблемы.

Профессиональное самоопределение - длительный динамический процесс, включающий в себя, две важнейшие составляющие: 1 - становление человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности. В профессиональном самоопределении выделяются определенные фазы или стадии: формирование психологической готовности к профессиональному выбору, осуществление этого выбора, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидных и личностных качеств человека, (задатки, интересы, мотивы, способности и пр.), внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе социально-психологических.

Под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности и подготовки к ней. Такое понимание профессионального самоопределения сближается с динамически-процессуальным подходом к формированию личности (Л.И.Анцыферова, 1992; Х.Томэ, 1978).

На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

В построении собственного исследования процесса профессионального самоопределения мы опирались на общепсихологическую теорию деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Брушлинский, О.А.Конопкин и др.), теорию формирования личности на разных этапах онтогенеза (Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Захарова, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский и др.), теорию развития способностей и индивидуальности (Э.А.Голубева, В.Д.Небылицын, И.В.Равич-Щербо, Б.М.Теплов и др.). Деятельностно-личностный подход, который мы пытались реализовать в работе, должен стать, на наш взгляд, теоретической основой современных исследований профессионального становления личности. Именно в процессе профессиональной деятельности, являющейся ведущей у взрослого человека, формируется и развивается личность как субъект этой деятельности. В единстве мотивационно-потребностной и оперциональной сфер профессиональной деятельности формируется отношение к профессии, к себе, как субъекту труда, идет процесс формирования личности.

Тезис о формировании личности в деятельности не подвергается сомнению в отечественной психологии. Эта проблемы всесторонне рассматривается в трудах известных психологов как в общеметодологическом плане, так и применительно к разным стадиям онтогенеза (Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский, Е.В.Шорохова и др.).

Человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является одним из психологических механизмов личностного становления.

Профессиональное самоопределение человека является важной составляющей формирования личности. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что ключом к подлинно научному психологическому пониманию личности человека служит «исследование процесса порождения и трансформации личности в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях» (А.Н.Леонтьев, 1983, с. 195).

С.Л.Рубинштейн отмечал, что «линия, идущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах практических и теоретических психическое, духовное развитие не только проявляется, но и совершается» (С.Л.Рубинштейн, 1989, с. 246).

Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию личности эту историчность, предлагая совершенно определенные виды ее, орудия труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и, следовательно, в определенной степени ограничивает линии развития личности.

Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться ее содержанием, и специфическими особенностями (Л.И.Анцыферова, 1981; М.С.Каган, 1974 и др.).

«Ведущая деятельность индивида, - пишет Л.И.Анцыферова - выступает обычно как его профессиональная деятельность, и это обстоятельство значительно усиливает формирующее воздействие на личность данного способа ее деятельностного существования» (1981, с. 16).

Вхождение в профессиональную деятельность означает для личности новую «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский, Л.И.Божович), которая, как известно, оказывает важное формирующее влияние на человека, существенно изменяет и обогащает его мотивационно-потребностную сферу.

Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму потребностей (специальный анализ проведен Э.Ро, опирающейся на теорию А.Маслоу). Особое значение она отводит роли деятельности в самоактуализации личности. На этот важный момент в стремлении человека стать личностью через профессиональный труд указывают многие психологи. Так А.В.Петровский и В.А.Петровский отмечают: «Социально оправданный и ценный способ эксплицировать потребность в персонализации лежит в трудовой деятельности» (1982, с. 51).

При этом нельзя представлять себе формирование личности как процесс пассивного приобретения свойств деятельности. Любая деятельность обладает определенной системой признаков. Одни из них воспринимаются человеком и оказывают на него влияние, к другим он остается невосприимчив. Наиболее важное влияние на этот процесс оказывают «внутренние» условия, через которые осуществляется воздействие внешних на личность (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский и др.), собственная логика их развития, присущая человеку субъектная активность (В.А.Петровский, 1992; В.Э. Чудновский, 1993). Поэтому одна и та же деятельность может оказывать разное воздействие на человека, приводить к формированию неодинаковых черт и типов личности.

Профессиональная деятельность служит одним из значимых способов связи человека с миром, у многих этот способ становится стержнем построения отношений личности с миром и другими людьми.

Э.В.Ильенков писал: «Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной деятельности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом» (1979, с. 13).

Об этом же пишет и Л.И.Анцыферова: « Основное значение ведущей деятельности в определении жизненного пути личности заключается в том, что именно она открывает человеку пути к включению в новые сферы жизни общества, вводит его в новые социальные структуры и позволяет установить все более богатые социальные связи» (1990, с. 15).

Профессиональные достижения, их оценка окружающими людьми оказывают существенное влияние на формирование многих важных личностных особенностей, таких как самооценка, уверенность в себе. Сюда же можно отнести и достижение определенного социального статуса, места в обществе. Профессиональная деятельность вносит весьма весомый вклад в поддержание у человека ощущения благополучия, душевного равновесия, счастья.

М. Аргайл отмечает, что «работа обладает целым рядом скрытых достоинств, является источником существования, благоприятствует организации времени, социальным контактам, стремлению индивидуума к более масштабным целям и задачам, приобретению определенного положения, формирования личности” (1990, с. 102).

М. Аргайл рассматривает профессиональную деятельность как составляющую счастья. В его книге приводятся результаты одного из опросов на тему, стали бы люди работать, если бы в этом не было финансовой необходимости. Оказалось, что лишь 15% мужчин и 18% женщин со всей определенностью заявили, что отказались бы от работы. Но при этом только половина опрошенных отмечают, что их работа приносит им радость, удовлетворение. В целом, по мнению Аргайла, в общую удовлетворенность жизнью работа вносит меньший вклад, чем семья, однако если семья - главный источник счастья, то неудовлетворенность работой - главная причина считать жизнь неудавшейся.

Сходство условий, режима труда, образа жизни особенностей общения приводят к формированию определенных интересов, ценностей, мировоззрения и других характеристик личности.

Сам факт обращения психологов к изучению формирования профессионала во взаимосвязи с развитием его целостной личности знаменует собой важный сдвиг в методологии психологии труда и личности. Дело в том, что традиционный подход к исследованию процесса становления профессионала предполагал рассмотрение человека труда как некой системы, обладающей заранее заданным набором отдельных психических качеств, психофизиологических функций, обеспечивающих нормальное приспособление работника к требованиям специальности. Профессиональная пригодность чаще всего трактовалась в качестве изначально присущего индивиду качества, проявляющегося при вступлении человека в предназначенную ему сферу труда. Тем самым признавалась статичность, ригидность этого свойства, ограниченность возможностей развития способностей, потенций человека в труде. Современным исследователям пока еще не удалось до конца преодолеть главный недостаток этого подхода. Однако включение процесса формирования профессиональной пригодности в более широкий контекст исследований по проблемам личности открывает новые перспективы для разработки вопросов ее формирования в труде.

 

Автор: Борисова Е.М.