21.03.2011 5853

Архитектура атлантов (статья)

 

В своей стране правители атлантов подчинили себе не только народ, но и природу, преобразовав ее по своему усмотрению. Равнину, окружавшую столицу с трех сторон, они превратили в правильный прямоугольник, поверхность ее сделали совершенно гладкой. Столица-круг; страна-прямоугольник; все жилые кварталы-квадраты.

Все постройки атлантов были колоссальных размеров. Причины этого можно только предполагать. Размеры построек могли быть продиктованы огромной высотой деревьев рощи Посейдона, желанием возвыситься над природой и людьми, а богатство атлантов, возможность использовать даровой рабский труд позволяли удовлетворять любую их прихоть. Все противопоставлялось Природе. Атланты были язычниками, поклонялись многим богам, но главным божеством у них скорее всего было Солнце, и форма их столицы – круг - напоминала его форму. Какая же у атлантов могла быть архитектура?

Все искусства - архитектура, скульптура, живопись - это всегда единое, связанное между собой творчество народа. Платон, упоминая об облике храма Посейдона, стоящем на акрополе атлантов, сообщает, что по виду в нем было «что-то варварское», то есть архаичное. Но это еще ничего не значит. В истории архитектуры часто произведения архитектуры, более низкой (по времени) стадии развития стоят в художественном отношении на более высокой ступени, и это можно проследить и увидеть на примерах развития зодчества. Египетская архитектура, несмотря на свои колоссальные размеры, вся без исключения вписывается в ландшафт и составляет с ней неразрывное целое. Греческая же архитектура, наоборот, является доминантой, Природа служит ей только фоном. Архитектура атлантов-атлантская, скорее всего была противопоставлена Природе. Достаточно представить преобразования долины, которую они поделили, как шахматную доску, на 60 тыс. одинаковых квадратов и исполосовали всю землю глубокими поперечными каналами.

Какой же была эта удивительная страна Атлантида? Страна, поискам которой отдали свои силы, ум, сердце и время тысячи, а может быть, и десятки тысяч людей. А мечтали увидеть ее храмы, дворцы, парки и священные источники, ее гавани и рынки-миллионы.

Платон рассказывает лишь о трех из ее сооружений. Это маленький храмик Клейто-Посейдона, большой храм Посейдона и дворец царей. Посмотрим как их описывает Платон.

МАЛЕНЬКИЙ ХРАМ КЛЕЙТО-ПОСЕЙДОНА. Храмик Клейто-Посейдона - одно из самых почитаемых сооружений атлантов. Святая святых для атлантов был и сам храм и место его размещения.

Платон подробно описывает место, на котором позднее возник акрополь. Ведь здесь на заре истории Атлантиды жила Клейто. «На равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина... и опять-таки в середине этой равнины..., стояла гора, со всех сторон невысокая...» На этой горе и жила будущая жена Посейдона Клейто.

Композиционным центром всего острова, его ландшафта и матерь-города была «невысокая со всех сторон гора»-вулкан. Это гора, укрепленная Посейдоном, стала акрополем. «Обиталище царей,-продолжает Платон,- внутри акрополя было устроено следующим образом. В самом средоточии стоял недоступный святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и это было то самое место, где они некогда зачали и породили поколение десяти царей; в честь этого ежегодно изо всех десяти уделов доставляли сюда жертвенные начатки».

Попробуем представить себе, где было «средоточие» этой горы-вулкана, «горы со всех сторон одинаковой» и размещенной в центре острова. Вероятнее всего, это должен был быть центр горы-кратер вулкана. Именно кратер был самым высоким и недоступным местом горы. Кратер вулкана, вероятнее всего, представлял собой небольшую круглую площадку-впадину, окруженную приподнятыми краями кратера-естественной стеной. Эту стену там, где было необходимо, можно было легко нарастить и укрепить каменными глыбами. В то же время вряд ли атланты хотели упрятать свою святыню за стенами. Скорее наоборот, они поднимали храм так высоко, как только было возможно, чтобы показать его всем вокруг и с суши и с моря. Защитой же храма был сам конус вулкана - вершина горы, вероятно, достаточно крутая, по крайней мере первоначально. Когда же естественной крутизны стало не хватать, поскольку со временем вершина начала сглаживаться, она могла быть увеличена руками людей до ее первоначального вида. Таким образом, золотая стена, окружавшая храм Клейто-Посейдона, была телом горы, а храмик был поднят на ее верхней площадке, как на ладони, вверх.

Стена, своеобразная золотая корона, сверкавшая в лучах солнца, создавала сияющий ореол вокруг небольшого храма-святыни. Этот блистающий ориентир, вознесенный на большую высоту, был хорошо виден издалека. Ниже по склону могла размещаться священная роща Посейдона.

Таким в нашем представлении был центр акрополя.

А каким мог быть сам храм? Из рассказов Платона ясно, что маленький храм Клейто-Посейдона - самое древнее сооружение атлантов, возникшее в то время, когда народы Средиземноморья не знали еще мореплавания. Это-каменный век. Поэтому, вероятнее всего, это было мегалитическое сооружение типа дольмена. Огромные камни были его стенами. Плоские каменные глыбы, опиравшиеся на эти стены, служили крышей. Вероятно, в таком виде, как святыню, атланты и сохраняли маленький храм Клейто-Посейдона из века в век.

ХРАМ ПОСЕЙДОНА. Как рассказывает Платон, на акрополе был храм, посвященный одному Посейдону. Он имел 193 м в длину (1 стадий), 96 м в ширину (3 плетра) и «соответствующую высоту». Платон рассказывает: «... всю внешнюю поверхность храма они выложили серебром... акротерии золотом, внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь испещренный золотом, серебром и орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями, вокруг него сто нереид на дельфинах, а также много других статуй. Снаружи, вокруг храма стояли золотые изваяния... Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству...».

О том, каким мог быть храм Посейдона, естественно, можно только гадать. Катастрофа навсегда скрыла его облик.

Храм Посейдона, как и маленький храм Клейто-Посейдона, являлись культовыми центрами всей Атлантиды, что и подчеркивает Платон: «...это и было то самое место, где они некогда зачали и породили поколение 10 царей, в честь этого ежегодно каждому из них изо всех десяти уделов доставляли сюда жертвенные начатки». А это значит, что поклониться святыне приезжала сюда вся держава атлантов.

Храм Посейдона тоже был местом культа всех 10 царей, а значит, и всех земель Атлантиды. Жизнь во всех землях Атлантиды текла согласно законам, установленным Посейдоном: «...их отношение друг к другу в деле правления устроялось сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова - внутри храма Посейдона. В этом храме они собирались и творили суд».

Все услышанное позволяет считать храм Посейдона культовым центром всех атлантов.

ДВОРЕЦ ЦАРЕЙ. Самое обширное пространство на акрополе Матерь-города должен был занимать дворец. Цари Атлантиды, их многочисленные родственники и прямые потомки быстро увеличивались численно. Детям Посейдона нужно было достойное место для жизни. Каждый новый правитель достраивал и перестраивал свою резиденцию, тем увеличивая ее площадь и свое величие. Об этом пишет Платон: «Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, а затем принимая его в наследство, один за другим все более его украшали, всякий раз силясь превзойти предшественника, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение». Описывая богатства, собранные в храме и около храма Посейдона, Платон оговаривается: «Равным образом и царский дворец находился в надлежащей соразмерности, как с величием державы, так и с убранством святилищ».

Как можно видеть, даже краткое описание архитектуры и убранства храмов Атлантиды дает прекрасное представление о богатстве и культуре этой страны.