13.03.2013 14328

Профессиональные типы личности

 

Совершенно особо следует выделить проблему формирования сходства черт личности под воздействием профессии.

К.М. Гуревич подчеркивал, что психологу важно понимать, что «профессия представляет собой некую объективную и притом совершенно регламентированную организацию действий личности; требования, которые она предъявляет, не сводятся к наблюдательности и распределению внимания:       человеку нужно работать в рамках этой регламентации. Нередко к тому же профессия накладывает свою печать на весь образ жизни работника» (К.М. Гуревич, 1970, с. 19). Для членов определенной профессиональной группы характерны общие производственные цели и задачи, сходные условия труда и быта, пути материального продвижения и производственного роста, а на этой основе - манеры поведения и общения, интересы, установки, традиции, ценностные ориентации. Участие людей в деятельности, обладающей существенными общими признаками, приводит к формированию у них сходных психических особенностей и черт личности. Каждая профессия определенным образом сказывается на развитии специфических функций памяти, мышления, внимания, особенностей общения и черт личности.

Среди российских ученых, обративших внимание на профессиональную типологию, необходимо в первую очередь назвать А.Ф. Лазурского (1924) и М.Я.Басова (1926).

В зарубежной психологии существует целое направление исследований, посвященных формированию «профессионального типа личности» в контексте концепции идентификации личности с профессией. Таким образом, интерес к проблеме «личность - профессия» возник давно и с тех пор не снижается. Решая вопросы типологии личности, ученые двигались двумя путями: от требований профессии к свойствам личности и наоборот. В зависимости от принадлежности к той или иной психологической школе и своего опыта работы ученые берут за основу классификации разные признаки - от биологических до высших человеческих качеств.

Одним из первых ввел в психологию вопрос о типологии личностей немецкий психолог и философ Э.Шпрангер, который выделял шесть типов людей: 1. теоретический человек (для него характерен интерес к теории, разработке проблем, постановке новых вопросов). 2 экономический человек (для него главное - полезность, практичность деятельности), 3 эстетический человек (интересующийся прежде всего красотой природы, души, искусством) 4. социальный человек (в центре его внимания другие люди, ради которых он готов трудиться, оказывать помощь),  5. политический человек (для него главное - власть, борьба) 6.религиозный человек (Е. Spranger, 1928).

В классификацию А.Ф.Лазурского входят такие группы, как «непрактичные теоретики-идеалисты» (ученые и художники) и «практики-реалисты» (хозяйственники, администраторы), «общественник»), а также научно-практический, художественно-практический и другие типы (А.Ф.Лазурский, 1924). Все они соотносятся с определенными видами профессий, которые наиболее подходят их индивидуальности.

Примером типологии, основанной на акцентировании природных, биологических предопределенных свойств, является классификация, предложенная французским психологом Ле Сенном (И.Я.Киселев, 1968. Он выделяет восемь типов личности, отличающихся по темпераменту: нервозный, холерический, сангвинический, флегматический и др. При этом нервозному типу предлагается выбирать профессии из области культуры и искусства, сангвиническому - рабочие профессии и т.д.

Итальянский же психолог А. Сцонди, опираясь на теорию З.Фрейда, берет за основу классификации людей патопсихологические признаки, предлагая при выборе профессии главное внимание уделять учету подсознательных импульсов. Он выделяет восемь таких типов: садистический, гомосексуальный, эпилептический, истерический, кататонический, параноический, депрессивный, маниакальный (И.Я.Киселев, 1968). Для каждого типа называются рекомендуемые виды профессиональной деятельности. Например, для садистического типа, характеризующегося большой физической силой, жестокостью, властностью, агрессивностью, рекомендуются такие профессии, как шахтер, хирург, ветеринар, дрессировщик животных, рабочий на бойне и др.; для истерического типа - художественные, артистические профессии. Трудно согласиться с автором этого подхода в том, что профессия должна стать ареной проявления не лучших подсознательных импульсов и влечений, тем более носящих патопсихологическую окраску.

Одной из наиболее популярных типологий, часто используемой в практике профконсультации, является классификация американского психолога Дж.Холланда, выделившего шесть типов людей: реалистический (рабочие, автоводители и др.), интеллектуальный (ученые), социальный (учитель, врач), стандартный (клерк), предприимчивый (бизнесмен, продавец), артистический (художник, актер) (J.Holland, 1964). Выбор профессии, считает Дж. Холланд, сводится к поиску наиболее подходящего для себя окружения, то есть профессиональной группы, в которой находятся люди такой же ориентации, обладающие специфическими личностными особенностями. Каждый из выделенных этим ученым типов характеризуется определенным интеллектуальным развитием, характером, темпераментом, интересами. Специально разработанный опросник выявляет наличие, выраженность тех или иных качеств и дает Холланду основание отнести человека к определенному типу и тем самым рекомендовать наиболее, подходящий круг профессий.

«Как ни велико значение индивидуальных моментов, - писал М.Я. Басов, - все же когда мы говорим о враче, педагоге, инженере, художнике, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый из них имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» (М. Я.Басов, 1926, с. 17). Как видим, еще в двадцатые годы ставился вопрос о профессиональной типологии.

Одна из наиболее известных характеристик профессиональных типов личности принадлежит американскому психологу Энн Ро (A.Roe, 1964). Надо заметить, что под профессией Э.Ро понимает ту деятельность, которой человек посвятил большую часть жизни (так, по ее мнению, ведение хозяйства, воспитание детей в семье - тоже профессия). Она предложила свою оригинальную классификацию профессий, включающую восемь групп:

1-я - группа сервиса (работники службы быта, социальные работники);

2-я - группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний);

3-я - группа организаторов (администраторы, директора);

4-я - группа профессий, требующих работы на открытом воздухе

(лесничие, рыбаки, работники сельского хозяйства);

5-я - группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники);

6-я - группа профессий в области науки;

7-я - группа профессий в области культуры;

8-я - артистические профессии.

В каждой из этих групп Э.Ро выделяет шесть квалификационных уровней; для всех групп и уровней приведены данные о чертах личности, особенностях психики, психофизиологических различиях. На основе анализа и обобщения эмпирических исследований автор приводит наиболее общие характеристики личности профессионалов. Например, у представителей группы сервиса наиболее выражены проявления интереса к людям, взаимоотношениям между ними. Работников этой группы отличает мягкое, участливое отношение к другим людям, внимание и забота, стремление оказать окружающим помощь и поддержку. Они религиозны и ценят это в других. А для людей, посвятивших жизнь техническим профессиям, характерен ярко выраженный интерес к интеллектуальной деятельности, связанной в первую очередь с их профессией. У них отсутствует интерес к другим людям, взаимоотношениям между ними, их мало занимают такие сферы, как культура, искусство, гуманитарные науки. В окружающих они более всего ценят волю, мужественность. Как правило, сами они не любят находится в центре внимания, необщительны, в их поведении проявляется тревожность.

Очень интересное исследование пяти профессий провела американский психолог Джоан Гилфорд (агент по страхованию жизни, священник, физик, инженер, журналист) (J. Guilford, 1967). Она отобрала по 7-8 человек (из более 100 специалистов каждой группы), которые сделали блестящую карьеру и, следовательно, являлись яркими представителями своей профессиональной группы (возраст обследуемых - от 30 до 57 лет). Каждому из них предъявлялся специальный опросник, состоявший из 653 пунктов - вопросов о профессиональной биографии, трудностях и достижениях, проблемах и интересах, об отношении к работе и удовлетворенности профессией. С помощью факторного анализа Дж.Гилфорд выявила факторы, наиболее значимые для каждой группы. Все опрошенные были довольны своей работой и карьерой и считали, что они являются образцом для подражания в своей области. Их интересы были ограничены главным образом рамками собственной деятельности. Возраст обследуемых колебался от 30 до 57 лет.

Психологические характеристики инженера и физика схожи с теми, которые дала Э.Ро, они здесь названы «реалистическими мыслителями с практическим подходом к жизни».

Агенты по страхованию жизни не выбирали свою профессию, а попадали в нее в силу жизненных обстоятельств, что не помешало им обрести интерес к своему делу. Им нравится предпринимательская и торговая деятельность, они нацелены на достижение делового успеха и материального благополучия. Сфера науки, культуры, искусства не вызывает у них интереса. По натуре они скорее исполнители чужой воли. Для них характерна некоторая агрессивность и импульсивность.

Священник как профессионал более всего ценит религию и религиозность в других. Он ориентирован на межличностные отношения, на проблемы и боли других людей. Его совершенно не привлекают торговля, предпринимательство, техника, а также педагогическая и административная деятельность. Более всего он ищет контактов с другими людьми, общения. Предпочитает размеренную жизнь, в которой строго придерживается определенных традиций и привычек; он ценит надежность и стабильность, старается избегать опасности. Он придерживается определенной этики; у него выработана привычка к смирению, он не агрессивен, умеет слушать других людей, предпочитает не возражать, не отвечать на оскорбления. Он достаточно уверен в себе, эмоционально сдержан, уравновешен. Ему присуща потребность в признании со стороны других людей, но нет стремления к успеху в традиционном понимании.

Представитель пятой профессиональной группы - журналист - любит общество; основные его интересы сосредоточены в области эстетического, а техника, математика, предпринимательство вызывают у него антипатию. Как правило, журналисты - люди эмоционально неустойчивые, раздражительные; они не любят планировать свою жизнь, часто принимают неожиданные решения.

У многих людей складываются стереотипные представления о профессионалах, что является закономерным отражением существования профессиональных типов с их специфическими чертами личности, психическими особенностями. Это также подтверждается исследованиями. Австралийский психолог К.Уокер предлагал большой группе студентов университета описать сложившееся у них представление о профессионалах, для чего надо было из предлагаемого списка, включавшего 112 прилагательных, подчеркнуть 5, которые отразили бы наиболее характерные черты представителя той или иной области деятельности (К. Walker, 1957).

Так, учитель характеризовался следующим образом: «хорошо образованный, интеллигентный, терпеливый, честный, дружелюбный». Врач - «интеллигентный, квалифицированный, хорошо образованный, гуманный, практичный». Судья - «бдительный, расчетливый, хорошо образованный, проницательный, умный».

Такие исследования проводились с прагматическими целями, поскольку предполагалось, что, зная «образец профессионала», можно будет выработать критерии для отбора в каждую группу по личностным качествам. Основной акцент делался, таким образом, на приспособлении, адаптации личности к требованиям деятельности, на подравнивании к заданному образцу, якобы единственно возможному, на подгонке к идеалу.

К каким выводам может привести существование профессиональных типов личности? Видимо, надо говорить о необходимости различать два понятия профессиональной пригодности - в узком и широком смысле. Профессиональное становление невозможно отделять от формирования личности в целом. И все большее число исследователей приходят к этому заключения (см., например, Э.С.Чугунова, 1983; сборники «Психологические исследования», 1991; «Психологическое обеспечение», 1991 и др.). При этом обращается внимание и на тот факт, что профессионализация личности часто может иметь и некоторые негативные последствия.

Иногда идентификация личности с профессией может привести к некоторому сужению восприятия окружающего мира и других людей, упрочению отдельных отрицательных качеств, к так называемой профессиональной деформации личности. Так, в работе О.Н.Родиной показано, что особенности профессиональной деятельности сборщиц микросхем могут привести к развитию тревожности не только как кратковременного функционального состояния, но и стать устойчивой характеристикой личности (0.М.Родина, 1993). А.А.Бодалев обращает внимание на особенности восприятия профессионалами других людей: «При длительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать других людей с определенной точки зрения может стать у человека устойчивой, превратиться в профессиональную привычку», которая «ярко проявляется у врачей, артистов, писателей, следственных работников, т.е. у всех тех, в чьей повседневной работе другой человек оказывается главной фигурой» (А.А.Бодалев, 1983, с. 168).

В психологической литературе описаны так называемые «деформации личности профессионала»: «Для учителей это излишне упрощенный подход к проблемам, авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения, стремление все сводить к простым схемам, обобщенность в восприятии людей, подавление чувства юмора. Для врачей, напротив, грубоватый защитный юмор, позволяющий снизить напряжение. У программистов часто наблюдаются подавление эмоций, скрупулезность, «готовность к ошибке», приводящая к тенденции поиска ошибок в различных жизненных ситуациях, к чрезмерно подробному перебору возможных вариантов при принятии решения, склонность к алгоритмизации, абстрагированию от конкретной практической деятельности, перепроверкам. Нередки профессиональные деформации у юристов, руководящих работников, бухгалтеров» («Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», 1991, с. 81). По данным Л.М.Митиной учителям свойственна повышенная невротичность (1994).

Нам представляется весьма эвристичным и плодотворным выделение профессионального типа личности в качестве предмета психологического исследования. Выявление главных законов формирования профессионального типа личности, знание факторов, положительно или отрицательно влияющих на этот процесс, изучение динамики профессионального становления, его основных этапов дало бы возможность спланировать сознательное научное управление им. При этом следовало бы уделить особое внимание изучению индивидуального своеобразия этого процесса. В обсуждавшихся выше исследованиях профессионального типа этот вопрос не поднимался, более того, вследствие особенностей применявшихся методик создается впечатление, будто существует только один единственный психологический тип профессионала, а варианты на основе индивидуальных особенностей исключаются. Современные работы по проблемам дифференциальной психофизиологии позволяют утверждать, что это не так. Выпали из внимания исследователей и проблемы активности личности в труде и в связи с этим проблемы мотивации, удовлетворенности трудом, которые представляют особый интерес для психолога.

Изучение черт личности проводилось на сложившихся профессионалах, типичных представителях той или иной специальности, то есть внимание сосредотачивалось на результативной стороне, а не на процессе, динамике становления.

 

Автор: Борисова Е.М.