13.03.2013 6916

Анализ зарубежных подходов к понятию и формированию Я-концепции

 

Одну из первых концепций создал в 1895-1910 годах У.Джемс. В его концепции ‘Я’ состояло из познаваемого (эмпирического) и познающего (чистого), т.е. Я - как - объект (и элемент действительности) и Я - обладающее сознанием (сознающее эту действительность). Структура эмпирического Я состояла из физической личности (собственное тело и имущество), социальной личности (признание со стороны участников различных социальных групп) и духовной личности (единства всех свойств и психических состояний).

По мнению У.Джемса, разрабатывавшего проблему сознания, поток сознания обладает разнообразными свойствами, в том числе свойством избирательности, защищающей сознание и психику в целом, от огромного количества ощущений и впечатлений о предметах окружающего нас мира.

Но и из числа объектов, осознаваемых в их существовании, сознание каждого человека выбирает лишь то, что отвечает его интересам; таким образом, избирательность защищает сознание человека от такого столкновения с событиями реальной жизни, впечатлениями, мнениями и оценками людей, которое могло бы нарушить систему ценностей и самооценок человека.

Следуя концепции У. Джемса (1991), можно признать, что свойство избирательности обеспечивает стабильность и устойчивость Я-концепции, позволяя «не принимать во внимание» факты, способные её поколебать.

Большинство зарубежных авторов исследуют самосознание и Я-концепцию в русле практических, психотерапевтических подходов.

Первой и наиболее широко распространенной становится психоаналитическая концепция, созданная и разработанная Зигмундом Фрейдом с 1900-х по 1930-е годы. Как известно, З.Фрейд (1991) делит психический мир человека на две сферы - сознание и бессознательное.

К сфере бессознательного относится - «Ид» (Оно), в основе которого лежит биологическое начало, основные потребности, желания, чувственные и разрушительные влечения человека. Ид не может быть осознанным, у него нет своего голоса, его прямые проявления как бы прорываются в поведении.

К сфере бессознательного относится и «Супер-эго» (Сверх - Я) - инстанция, складывающаяся из усвоенных в детстве социальных норм, ценностей морали, догм и запретов. «Супер-эго» обычно не осознается, хотя может быть осознано и озвучено.

Самооценка, как и оценка позволительности потребностей «Ид» тоже находятся в ведении «Супер-Эго».

Внешним источником формирования инстанции «Супер-Эго» для ребёнка являются родители и высказываемые ими требования.

К сфере сознания относится инстанция «Эго» (Я), функционально нацеленная на снятие напряжения, возникающего между «Ид» и «Супер-Эго», ответственная за выбор между потребностями Ид и предписаниями «Супер-Эго», а так же на адаптацию человека к реальности.

З.Фрейд ввел понятие психологической защиты, направленной на сохранение Я-концепции: «Защита – совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защитить Я от угроз со стороны реальности (как правило, в детстве) или со стороны влечений и/или Сверх-Я (у взрослых). Для защиты может быть использован любой психологический процесс или деятельность (труд, игра, и т.п.), а также специальные защитные механизмы» (З.Фрейд, 1989, стр.441).

Защитные механизмы вырабатываются в детстве и присущи всем без исключения, однако у одних они функционируют благополучно, а у других эти механизмы не обеспечивают должного равновесия Я-концепции, что и приводит, по мнению психоаналитиков, к неврозам.

Опираясь на концепцию З.Фрейда, можно сделать вывод, что наибольшую угрозу устойчивости Я-концепции представляют столкновения собственных влечений человека с нормами общества.

При этом источником проблем будут родители, а избавителем - психоаналитик, обладающий специально проработанным самосознанием.

Анна Фрейд, в 1930-1940х обращавшаяся к теме детского психоанализа, разделяла и развивала идеи своего отца.

Особое внимание она уделяла условиям возникновения неврозов и фиксаций, понимаемых как упорное следование однажды принятой привычке или способу действия, от которого невозможно самостоятельно освободиться.

Она считала, что детское Я, не способное справиться с теми требованиями, которые предъявляли к нему его собственное Сверх- Я и самые близкие люди, вырабатывало различные защитные механизмы, негативно сказывавшиеся на дальнейшей жизни и развитии ребенка.

Например, если желания или влечения ребенка не соответствуют требованиям и принципам родителей, то ребенок вытесняет их, что приводит к развитию истероидных черт личности и пагубно влияет на формирующуюся Я-концепцию (1993).

Многие ученики 3.Фрейда и последователи психоанализа расходятся с ним во взглядах на столь выраженную биологическую природу психики человека и разрабатывают собственные концепции.

К.Г.Юнг в своих работах 1930-х годов ввел понятие индивидуации, под которым он понимал способность человека к осознаванию себя и саморазвитию. Он обозначил определенные этапы процесса индивидуации, которые могут быть пройдены человеком, стремящимся к саморазвитию и к созданию Я-концепции, основанной на целостности и индивидуальности.

К.Г.Юнг (1994) утверждал, что личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур:

1. ЭГО;

2. личное бессознательное;

3. коллективное бессознательное (состоящее из архетипов). Среди архетипов К.Г.Юнг особенно выделял те, проживание и интеграция которых обеспечивают, по его мнению, процесс самореализации:

- «Персона» (социальные роли, проистекающие из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте, маска подлинного человеческого Я);

- «Тень» (бессознательная противоположность тому, что человек настойчиво утверждает в сознании, источник творчества);

- «Анима» и «Анимус» (женский и мужской архетип);

- «Самость» (архетип целостности личности, полнота индивидуальности).

Учитывая точку зрения К.Г.Юнга, можно отметить, что человек, базирующий свою Я-концепцию только на архетипе персоны, будет испытывать сложности с самореализацией.

Другим активным сторонником идей З.Фрейда с 1902 по 1911 год был А.Адлер, создавший в 1920-х - 1930-х годах основы индивидуальной психологии. Он рассматривал развитие самосознания личности как процесс определения человеком своего жизненного стиля, осознания собственной схемы апперцепции (представлений об окружающей среде и о себе). Данное понятие вполне может быть соотнесено с понятием Я-концепции. Одним из возможных оснований для той или иной Я-концепции является «комплекс неполноценности», (понятие, введенное А.Адлером).

А.Адлер (1997), различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности:

1. неполноценность органов;

2. чрезмерная опека;

3. отвержение со стороны родителей.

В первом случае, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психической неполноценности. Во втором случае, чересчур избалованные дети вырастают недостаточно уверенными в себе, потому что за них всегда все делали другие, и они убеждены, что сами неспособны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, отвергаемые дети приобретают комплекс неполноценности, чувствуя себя нежеланными. Всё это в дальнейшем сказывается на особенностях формируемой Я-концепции.

По мнению А.Адлера, развитие происходит благодаря вскрытию творческой силы личности (во время работы с психоаналитиком) и формированию повышенного социального интереса.

Основываясь на точке зрения А.Адлера, можно заключить, что формирование комплекса неполноценности и Я-концепции, вслед за ним, обусловлено внешними факторами: биологическими - неполноценность органов, или социальными - чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей

К.Хорни, еще одна последовательница психоанализа, в своих работах 1930-х годов сконцентрировала внимание на возникновении неврозов как продуктов воздействия окружающей среды и культуры.

Для избавления от «базальной тревожности» человек начинает искать любви и власти, стремится к подчинению или уходу; однако все это приводит к удалению от своего «реального «Я».

По мнению К.Хорни (1993), «базальная тревожность» как основа будущей Я-концепции, формируется в детстве, так как для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Основополагающий мотив этих потребностей - быть любимым, желанным и защищенным от опасностей или от враждебного мира. К.Хорни считала, что, реализуя эту потребность в безопасности, ребенок полностью зависит от своих родителей, чьи проявления истинной любви и тепла, удовлетворяя потребность, формируют основу для устойчивой и свободной от невроза Я-концепции.

И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом явится развитие у ребенка установки «базальной тревожности». В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и, в то же время, испытывает по отношению к ним чувство обиды и негодования, что приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. Это будет проявляться во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем.

К.Хорни полагает основным средством гармоничного личностного роста процесс самопознания, постижения реального «Я», происходящий в результате психотерапии или самоанализа; природа самосознания воспринимается ею как нечто растущее и развивающееся изнутри.

Опираясь на концепцию К.Хорни, можно отметить тот факт, что если родители не обеспечили достаточно любви и поддержки, то Я-концепция человека так и будет основываться на «базальной тревожности» до тех пор, пока он не займется самоанализом или психотерапией.

Э.Фромм (1956) видел причину одиночества человека в отчуждении от природы, от других людей и от самих себя. Отсутствие подлинной любви к себе, к другому и к Богу заставляет людей использовать различные способы достижения псевдолюбви и псевдо близости.

Люди перестают быть самими собой, утрачивают свое самосознание, становятся носителями многократно размноженных стереотипов мышления и поведения, навязанных обществом. Единственный выход из этого тупика - любовь, открывающая путь к истинному «Я».

Многие представители гуманистической психологии так же изучали вопросы самосознания. Так, Г.Олпорт (Л.Хьелл, Д.Зиглер 1997) обратил внимание на значение самости, обозначенной им как «проприум» - позитивное, творческое; он первым ввел понятие «образ самого себя».

Г.Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:

- ощущение своего тела (осознавание повторяющихся телесных ощущений от кожи, мышц, связок, внутренних органов, которые образуют телесную самость);

- ощущение самоидентичности (соотнесение себя с именем, как с опорой собственной неизменности, в изменяющемся пространстве и времени);

- чувство самоуважения (чувство гордости при проявлениях самостоятельности и состязательности);

- расширение самости (постижение принадлежности мне определенных вещей, как элементов окружающего мира);

- образ себя (формирование представлений об ожиданиях окружающих людей и своем образе в их глазах);

- рациональное управление самим собой (развитие рефлексии и формального мышления в целях эффективного взаимодействия с реальным миром);

- проприативное стремление (процессы целеполагания, осмысления окружающего мира, планирования собственной жизни).

Еще один аспект проприума, предложенный Г.Олпортом - познание самого себя, представляющее собой субъективную сторону Я, но такую, которая осознает объективное Я. В кульминационной фазе своего развития проприум соотносится с уникальностью самопознания и самоосознания человека.

Исследовав воздействие будущего на развитие личности и на ее самосознание, Г.Олпорт пришел к выводу о том, что высшие мотивы, порождающие обращение в будущее системы целей, к свободной реализации своих потенций, составляют ядро личности или «Я».

Если соотнести понятие проприума с понятием Я-концепции, то можно отметить в них много общего: ощущение своего тела, самоидентичность, образ себя, а так же необходимость познавать и работать над своим «Я».

Для К.Роджерса самосознание соотносится с Я-концепцией, и определяемой как «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя необязательно осознаваемый» (Rogers, 1959, с.200).

Гештальт (от немецкого Gestalt - образ, форма) - функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. В своем определении Я-концепции К.Роджерс использует термин, введенный гештальтпсихологией и являющийся одним из основных в теории гештальт-терапии.

По мнению К.Роджерса, Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Так же она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Таким образом, Я-концепция может включать некий набор образов «Я».

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я - идеальное. По К.Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет; это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-концепция преломляет само восприятие человеком других людей и фактов окружающей жизни.

Построение Я-концепции, не основанной на подлинных чувствах, приводит, по мнению К.Роджерса, к утрате конгруэнтности, т. е. единства и целостности в переживании своих чувств, собственном восприятии этих чувств человеком и в высказывании о своих чувствах.

Эти представления К.Роджерса, как впрочем, и предположения о том, что нарушения Я-концепции коррелируют с проблемами психологической адаптации, высокой тревожностью, социальной незрелостью и низкой степенью самоактуализации нашли свое подтверждение в экспериментальных исследованиях (Тернер, Вандерлиппе, 1958; Ахенбах, Зиглер, 1963; Махони, Хартнет, 1973; Хиггинс, 1987).

К.Роджерс писал и о влиянии родителей на складывающуюся Я-концепцию. Позитивное родительское отношение, интериоризованное вкупе с родительскими требованиями и условиями, принуждает ребенка формировать Я-концепцию, отвергающую его подлинные чувства, что в дальнейшем развитии его личности приводит к психологическим дезадаптациям.

Ребенок вынужден защищаться как от подлинных чувств, так и от мнений, способных разрушить навязанную и поощряемую родителями Я-концепцию. Когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром, полностью опираясь на внушенные чувства и представления, наступает дезадаптация.

Существуют также исследования, подтверждающие положение концепции К.Роджерса о взаимосвязи самопринятия с принятием других людей (Бергер, 1955; Суинн, 1961), особенно велика эта взаимосвязь в отношениях между родителями и детьми (Куртис, Мединнус, 1963; Куперсмит, 1967; Хелс, 1967).

Смысл психотерапии для К.Роджерса состоит в принятии психотерапевтом человека таким, каков он есть, со всеми его подлинными чувствами, что позволяет клиенту изменять свою Я-концепцию, основываясь именно на этой подлинности.

Само понятие Я-концепции во многом связано в первую очередь с именем К.Роджерса, и эта тема разработана им наиболее глубоко.

Основываясь на его концепции, можно сделать некоторые выводы. Я-концепция человека состоит, во-первых, из восприятия себя, своих характеристик изнутри, во-вторых,из его представлений о самом себе на взгляд со стороны. Она включает в себя как то, чем человек является, так и то, каким бы он хотел быть.

Подлинность или искусственность Я-концепции зависит от безусловности или условности принятия ребёнка со стороны родителей в детстве.

Р.Бернс (1986) тоже считал, что именно родители оказывают наибольшее воздействие на развитие ребенка и его Я-концепцию. Ребенок полностью зависит от своих родителей, получая обратную связь, он формирует представления о себе, о ценности различных качеств, об оценке поступков, предполагаемом поощрении или наказании. Р.Бернс утверждал, что Я-концепция ребенка складывается на основе предпочтений и ожиданий родителей.

Различные типы поведения и отношения родителей обеспечивают формирование различных Я-концепций у их детей. Р.Бернс выделил факторы, особенно важные для развития Я-концепции:

1. степень контроля или свободы, предоставляемая ребенку,

2. холодность или тепло в отношениях к ребенку,

3. заинтересованность или безразличие,

4. наличие материнской депривации,

5. повышение у родителей степени авторитарности, которая понижает самооценку и усиливает негативную сторону Я-концепции  ребенка.

Взаимоотношения в семье, являясь первым глубоким и продолжительным социальным опытом ребенка, накладывают отпечаток на все аспекты дальнейшего формирования его личности и Я-концепции.

Р.Бернс определял Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.

Функционально Я-концепция определяет:

1. как будет действовать индивид;

2. как он будет интерпретировать действия других.

Также Я-концепция предопределяет ожидания индивида, его представления о будущем.

Структурные компоненты Я-концепции:

- установки (когнитивные, аффективные, поведенческие);

- модальности (реальная, идеальная, зеркальная);

- аспекты к каждой модальности (физический, социальный, умственный и эмоциональный).

Позиция Р.Бернса во многом совпадает с позицией К.Роджерса, особенно в оценке роли влияния родителей.

Промежуточную позицию между психоанализом и гуманистической психологией занимает Я-психология Кохута (С.А.Тобин, 1993). «Я» становится, по сути своей, рефлексивной структурой, с функциями самоотражения и самоотношения.

Кохут предложил концепцию «оптимальной фрустрации», заключающуюся в том, что саморазвитие проявляется тогда, когда личность, которая выполняет функцию специфического отражения себя как объекта или идеализации, перестает осуществлять эти функции. Готовое к развитию Я вынуждено взять эти функции на себя. Идея Кохута о «Я», наделенном функцией самоотношения, вполне соотносятся с понятием Я-концепции.

Многочисленные представители когнитивной психологии исходят в своем понимании самосознания из иных представлений, для них самосознание это феномен, подлежащий экспериментальному изучению. На этой основе построена теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер, 1957), теория каузальной атрибуции (Т.Келли, 1963), теория самоэффективности (А.Бандура, 1978).

В дальнейшем когнитивная психология стала рассматривать не только когнитивные, но и эмоциональные компоненты Я (теория когнитивных детерминант эмоциональных состояний С.Шехтера).

Многие современные когнитивные психологи не только утверждают идеи использования каждым человеком сложного набора схем для восприятия и осмысления мира, но предполагают формирование из схем общей структуры, перерабатывающей и организующей информацию, относящуюся к «Я».

Подобные Я-схемы являются «когнитивными обобщениями о самости, полученными из прошлого опыта, которые организуют и контролируют обработку информацию, относящуюся к ”Я”« (Маркус, 1977, с.64). Я-схема содержит в себе те же сведения о человеке, его биографии, представлениях, мотивах и личностных свойствах, которые вкладывают в понятие Я-концепции.

Основатель гештальт-терапии Ф.Перлз (1969) полагал, что Я- концепция человека слишком часто базируется на представлениях о себе, полученных от других людей, а не на самости, не на принятии своей подлинной природы. Он определил несколько внутренних слоев, которые служат психологической защитой Я:

1. клише - уровень стереотипных и не аутентичных действий,

2. искусственный слой - уровень притворства, манипуляций, поверхностных межличностных отношений,

3. тупиковый слой - уровень безысходности, отсутствие внешней поддержки и внутренней опоры,

4. имплозивный  слой - уровень внутреннего взрыва,

5. истинное Я - эксплозивный переход к аутентичности.

Представители гештальт-терапии, в частности Ж.-М. Робин (1994), соотносят самосознание с эго-функцией, однако, в отличие от психоанализа, функция эго состоит в творческом приспособлении и установлении максимально полного контакта организма с реальностью.

Э.Польстер (1995) рассуждает о том, что внутри каждого человека существует множество Я, создающее богатство его личности, как музыкальные темы создают богатство мелодии; но, большинство людей, формируя свою персону, признают лишь часть этого богатства и отвергают другую часть, тем самым, лишаясь полноты представлений и знаний о себе.

Классическая гештальт-терапия не рассматривала «Я» как структуру, однако представления Э.Польстера о «населении» и функциях «Я» вполне могут быть сопоставимы с понятием Я-концепции.

В концепциях самосознания, разработанных последователями символического интеракционизма (Ч.Кули, Д.Мид, М.Кун, Л.Колберг) подчеркивалось, что сознание имеет инструментальную природу, являясь средством приспособления индивида к среде.

Ч.Кули (1982) пришел к выводу о влиянии субъективно интерпретируемой обратной связи, принимаемой индивидом от окружающих, на формирование представлений о собственном «Я».

Д.Мид (1969) полагал, что «Я» изначально социально и формируется в процессе социальных взаимодействий, основное значение при этом имеет принятие на себя роли другого (опыт ребенка в ходе игры). В дальнейшем составной частью самосознания становится «генерализованный другой» - результат обобщенного усвоения человеком мнения других о нем самом.

Д.Мид писал о том, что в ролевой игре ребенок опробует типы обратной реакции, которую вызывают его действия и поступки у других людей; тем самым ребенок учится управлять своим поведением, глядя на себя со стороны глазами других.

Вывод Ч.Кули и Д.Мида о том, что индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые в нем воспринимают другие, не противоречит идее З.Фрейда о том, что главную роль в развитии ребенка играют родители, ведь именно они являются значимыми другими, определяющими характеристики и ценности личности у своего ребенка.

Их выводы так же совпадают с идеями К.Роджерса и Р.Бернса о том, что ребенок глядит на себя глазами своих родителей, подчиняя свои реакции их ожиданиям.

Если они стремятся узнать реального ребенка, если они придерживаются позиции безусловного и безоценочного принятия, то ребенок будет склонен к самораскрытию, самореализации и сможет строить свою Я-концепцию, основываясь на принятии себя и своих подлинных чувств.

Если же родители будут видеть некий желаемый образ, то ребенку придется подстроиться под него, и он будет защищать этот воспринятый от родителей Я-образ от всего, что могло бы его разрушить, в том числе и от своих собственных подлинных чувств.

Одновременно у него сформируется защитный способ взаимодействия с окружающими при помощи предъявления предполагаемого ими Я-образа. В дальнейшем именно на основе этого Я-образа и будет сформирована его Я-концепция.

В целом можно сказать, что у большинства западных авторов представления о Я-концепции и самосознании складывается под влиянием их психологической или психотерапевтической практики, в зависимости от того, оказывается ли в фокусе их внимания внутренние проблемы человека (З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Хорни, Г.Олплрт, Э.Польстер) или его социальное взаимодействие с окружающим (А..Адлер, Р.Бернс, К.Роджерс, Ч.Кули, Д.Мид).

Все они сходятся на важности роли родителей для Я-концепции  ребенка, на способности ребенка выстраивать свою Я-концепцию, соответствующую ожиданиям окружающих и, в равной степени, на том, что из-за этого ребенок утрачивает связь со своими чувствами, со своим реальным Я, теряя способность принимать себя таким, каков он есть.

 

Автор: Пекарева М.П.