13.03.2013 23955

К определению социально-психологической адаптации

 

Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине XVIII века. Введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физика X. Ауберта, который пользовался этим термином для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения или слуха, выражавшиеся в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действие раздражителя.

Сама же проблема приспособления, связанная с возникновением и развитием биологии, была поставлена еще раньше. Еще в XVII веке французский натуралист Ж. Бюффон высказал мысль, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды.

В начале XIX века благодаря работам Ж. Б. Ламарка, Ж. Сент - Илера, Г. Спенсера, Ч. Дарвина проблема адаптации вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в психологию, медицину, социологию, экологию и др. науки. Такой подход отражает утвердившейся взгляд на человеческую жизнедеятельность, которая реализуется системой биологических, психических и социальных факторов, при ведущей роли последних.

В последние годы интерес к проблематике социальной адаптации возрос, однако существуют значительные расхождения в методологических и методических подходах к определению ее содержания и сущности. Для осуществления комплексного подхода необходимо рассмотреть каждый из составляющих аспектов системы человека: биологический, психологический, социальный.

Прежде всего, на наш взгляд, целесообразно вычленить социальную обусловленность феномена биологической адаптации человека. В работах по эволюционной биологии доказано, что эволюция есть процесс выработки приспособительных реакций, хотя она порождает также бесполезные и даже вредные признаки. В биологии различают предадаптацию, непосредственную адаптацию или инадаптацию, постадаптацию и адаптациогенез. Последний есть процесс накопления адаптивных признаков и механизмов, обеспечиваемый наследованием, борьбой за существование и естественным отбором. Адаптациогенез можно считать процессом формирования адаптивных способностей вида и их предпосылок у индивидов, хотя у отдельных особей адаптивность формируется в онтогенезе. Биологическая адаптация индивида отражает как общую со всеми живыми организмами его биологическую организацию, так и особенное в человеке, имеющем социальную сущность. Ч. Дарвин подчеркивал, что адаптация как и любые другие свойства живого формируется исторически, а потому является относительной во времени и пространстве.

Развивая эту мысль И. М. Сеченов считал, что „всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов определенной, но изменяющейся организации и воздействия из вне“.

Большое значение в исследовании поведенческих механизмов адаптации имело понимание А. А. Ухтомским организма как единого целого и его активности во взаимодействии со средой в процессе адаптации, что в конечном счете привело к раскрытию физиологических механизмов адаптации организма к внешней среде.

Нельзя не отметить и вклад И. П. Павлова в теорию адаптации, в частности им был разработан принцип исторической (эволюционной) детерминированности отношения организма к среде. Живой организм как система, полагал он, существует среди окружающей природы благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, благодаря определенным реакциям живой системы на внешние раздражения. У высших животных эти реакции осуществляются через нервную систему в виде рефлексов. На этой основе возникло стройное учение приспособления животных и человека и теория второй сигнальной системы как одного из механизмов социальной адаптации человека.

В процессе дальнейшего развития эти идеи нашли свое применение в исследованиях современной биологии, медицины, социологии, психологии, экологии и др. науках.

Как и всякая биологическая система, состоящая из органов и систем, подчиненных общим законам биологической жизни, человек постоянно взаимодействует с внешней средой. Живая система, в отличии от не живых систем, даже в своей простейшей форме обладает способностью к активности, которая проявляется в изменении структуры и физиологических особенностях системы, ее восприимчивости к одним (полезным для системы) и невосприимчивости к другим (вредным для системы, угрожающим ей) факторам среды. Благодаря особенностям избирательного отражения система может осуществлять приспособительную деятельность, направленную на сохранение целостности системы в условиях постоянно изменяющейся среды, на установление равновесия со средой. Так на основе принципа гомеостаза стало возможным объяснение саморегуляции жизнедеятельности организма. Под этот принцип можно подвести все многообразие приспособительной деятельности. Гомеостаз охватывает фундаментальный уровень взаимодействия живого организма со средой, что посредством естественного отбора закрепилось в качестве механизма сохранения основ жизнедеятельности человека (давление крови, содержание сахара и минеральных солей в крови, пульс, температура тела и т. д.). При этом организму приходится ориентироваться на такие параметры среды, от которых зависит нормальное протекание обмена веществ. В таком понимании эта часть биологической приспособительной деятельности присуща и человеку. Дело в том, что человек унаследовал от животных целый комплекс биологических процессов, возникших в ходе эволюции: некоторые особенности организма, безусловные рефлексы, рождение, размножение, смерть.

Вместе с тем эта общая для всех живых организмов адаптация, передаваемая по наследству, составляет наиболее консервативную часть в процессе эволюции живого, в своей сущности она способствует стабилизации, сохранению качественной определенности вида. Но живые организмы могут приспосабливаться к среде также и в результате научения, выработки условных рефлексов.

Аккумуляция накопленной информации в организме об индивидуальном опыте расширяет приспособительные возможности организма, повышает степень его реактивности.

При относительно неизменных условиях среды организму достаточно приобретенной информации для адекватного ответа на привычные воздействия среды.

Анализ феномена биологической адаптации человека свидетельствует, что большая часть ее обусловлена структурами, присущими только человеку. Эти структуры проявляются в биологическом строении руки, горла, рта, и других органов, в функциях второй сигнальной системы. Будучи биологическими эти структуры являются специфически человеческими, поскольку они предопределены социальными условиями.

Итак, человеку присуща биологическая форма приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Но было бы не правильно, говоря об адаптации, не рассмотреть адаптацию психологическую и социальную.

Необходимо отметить, что человек, сохраняя свою биологическую природу, является существом общественным, освобождаясь тем самым (насколько это возможно) из под власти эволюционных механизмов, приобретая свою „надбиологическую“ социальную сущность. Социальная адаптация - это вид взаимодействия индивида или социальных групп с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования к определенным его участникам. С нашей точки зрения, социальная адаптация - это процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление соответствия социальным требованиям ценой запретов со стороны группы на определенное поведение.

Психологические школы, как за рубежом, так и у нас рассматривают психологическую и социальную адаптацию в целостном единстве, говоря тем самым о нераздельности психического и социального, происходящего в процессе адаптации. В силу этого, на наш взгляд, адаптация личности в социальных ситуациях является сугубо социально - психологическим процессом.

Психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающей мотивацию адаптивного поведения человека, формирование целей и программы поведения. Психологическая адаптация тесно связана с социальной адаптацией. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания, психики, психологическая адаптация, в свою очередь через формирование целей и программы жизнедеятельности, воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает динамике этой деятельности индивидуально - эмоциональную окраску. Без психологической адаптации социальная адаптация была бы просто невозможной.

Тот смысл, котором термин „адаптация используется в современной психологии, восходит к общеупотребительному латинскому значению этого слова (приспособляю). Однако в психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Следует также выработать определение социально - психологической адаптации, которое стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и его результата - адаптированности личности к различным социальным ситуациям или устойчивым структурам.

В настоящее время в зарубежной психологии наибольшее распространение получили определения адаптации, разработанные в рамках необихевиористской, интеракционистской и неофрейдистской ориентаций.

Необихевиористами (ДЖ. Уотсон, Н. Миллер, Д. Хомане, Торндайк, Р Хенки), (128, р.25) адаптация (adjustment) определяются двояко: а) как состояние, в котором потребности индивидуума, с одной стороны, и требования среды, с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация как процесс, согласно Р. Хенки, автору рассматриваемого определения, принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими.

Социальную адаптацию необихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально - экономических или организационных изменений в специфически - групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Термин „социальная адаптация используется необихевиористами также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. С нашей точки зрения, такое понимание «социальной адаптации» является прямо относящимся к проблеме социально - психологической адаптации.

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как интрапсихическими, так и средовыми факторами. Эффективная адаптация субъекта рассматривается как такое его состояние, которое удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

Следует также отметить следующую особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии приводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Т. Шибутани (Tamotsu Shibutani “Social and Personality, 1969.) пишет: „ каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия “приспособление”, которое относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, понятие “адаптации” относится к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Такой подход на наш взгляд, выгодно отличается от бихевиористского, использующего различением между адаптацией и приспособлением, для всех случаев термин «приспособление» (adjustment), что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Он ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь рассматривается также идея, заслуживающая внимания, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в ставших классикой для психоаналитиков работах Анны Фрейд.

Г. Гартман считает, что психоанализ не может самостоятельно разрешить проблему адаптации, так как последняя является также предметом изучения биологии и социологии. Как психоаналитик он признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Г. Гартман, считает возможным ввести термин „свободная от конфликта сфера Я“ (conflict- free ego sphere) для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу конфликтов.

Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Г. Гартман и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Г. Гартман считает, что человек обладает преформированными средствами адаптации, которые развиваются, созревают и затем используются в процессах адаптации.

Современные психоаналитики широко используют введенные еще З. Фрейдом понятия „аллопластических“ и „аутопластических изменений и соответственно, различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация осуществляется теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями; б) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации - добавляет еще один: поиск индивидуумом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.

Бихевиористское, интеракционистское и особенно психоаналитическое интерпретации психической адаптации в настоящее время являются наиболее разработанными и распространенными. Однако по нашему мнению, приведенные определения только частично отражают существенные особенности социально - психической адаптации личности.

В отечественной психологической науке социальная адаптация - это итог процесса изменений социальных, социально - психологических, морально - психологических, экономических, демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечаются:                           активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия. И. Д. Калайков рассматривает социальную адаптацию как „форму социального движения, включающую в числе ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и продолжение рода. Роль социальной адаптации, по его мнению, сводится к тому, что она „с одной стороны формирует собственную природу человека, а с другой создает социальную среду, все то, что объединяется в понятие социальная действительность.

В отечественной психологии выработка определения социально - психологической адаптации личности опирается на идеи онтогенетической социализации, воспитания и развития. Онтогенетическую социализацию1 можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение.

Процесс социализации не есть механистическое принятие индивидуумом готовой социальной „формы”, а есть процесс творческого взаимодействия личности и социальной среды, в которой происходит интериоризация групповых норм, ценностей и типичных форм поведения.

Индивид выступая как „объект“ социализации, является в тоже время „субъектом“ общественной активности поэтому социализация протекает тем успешнее, чем активнее участие индивида в активной деятельности. С этих позицией под социализацией мы понимаем процесс становления личности как общественного существа. В ходе этого процесса складываются многообразные связи личности с обществом, усваиваются ориентации, ценности, нормы, происходит развитие личностных свойств, формируется активность и целостность личности, приобретается социальный опыт. Сравнивая данное определение социализации и понятие социальной адаптации (т.е. адаптации человека (как социально - психологическая саморегуляция)) нельзя не отметить, что они тесно связаны и имеют целый ряд как общих, сходных черт, так и различий. Сходство процессов обусловлено наличием индивида как объекта и субъекта обоих процессов: оба процесса совершаются под воздействием всех сфер жизни, материального производства, духовной культуры, социального управления, педагогической деятельности, образования и т. д.: важными элементами этих процессов является приобретение информации об окружающей среде и установление социальных связей в ней.

К различиям процессов можно отнести то, что процессы эти различаются по глубине воздействия на человека:

1. социализация более длительный непрерывный процесс, тогда как адаптация связана с изменениями Среды и длится до момента свободного, комфортного функционирования в среде;

2. социализация осуществляется через приобретение индивидуумом социального опыта общества в целом, а адаптация через усвоение социального опыта конкретной социальной общности, в которую человек входит в качестве новичка.

Адаптация видится нам как универсальный механизм социализации. «Социализация - это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям» (108, с.87).

Нам представляется возможным дать определение социально-психологической адаптации: Социально психологическую адаптацию можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Сущность социально - психологической адаптации заключается в согласовании потребностей индивида с требованиями социальной среды, в которой он находится.

Таким образом, социально - психологическая адаптация является связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью и носит многофункциональный характер:

1. Условие и средство оптимизации взаимодействия человека с социальной средой и с природой;

2. Способствует развитию человека и совершенствованию окружающей социальной действительности;

3. Посредством адаптации реализуется социальная сущность человека;

4. Адаптация является необходимой при овладении человеком любого из существующих видов деятельности.

Адаптация - это социально - психологический процесс, который при благоприятном течении своим итогом закономерно имеет состояние адаптированности личности.

На определение понятия «адаптированность» существует несколько точек зрения, и одно из наиболее полных определение дает JI. Филипс. Согласно J1. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (такую адаптированность он считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптированность означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие: а) адаптированность в сфере „внеличностной“ социально - экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетенции и мастерства; б) адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально окрашенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способности тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Человек, попав в новую социальную среду, принимает или не принимает те социальные нормы и правила поведения, которые сложились там до него. Процесс этот довольно сложный и болезненный, его успешное протекание зависит от многих факторов как внешних, так и внутренних (жизненный опыт, пол, возраст, образование, профессиональная деятельность, наличие опыта адаптационной деятельности и др.). Адаптация протекает быстро, без эмоциональных перегрузок в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от норм, уже усвоенных ею. Если же нормы и правила поведения, предъявляемые индивидууму социальным окружением, и нормы, принимаемые им, существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью. При нарушениях процессов адаптации в данной социальной (групповой) среде индивид оказывается в состоянии дезадаптированности.

Социально - психологическая дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям, которые предъявляет к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельности. Признаком социально - психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения психических механизмов и форм поведения, необходимых для разрешения.

Процесс адаптации как система действий, имеющих адаптивную мотивацию и постепенно развертывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности и созданию состояния адаптированной личности. Структура и динамика этого процесса адаптированного поведения обусловлены, во - первых, уровнем развития личности и, во-вторых, характером проблемной ситуации, т.е. тем, какие требования она предъявляет личности, в какой мере делает ее неадаптированной.

Таким образом, для анализа особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность. Выделяют три разновидности социально - психологической дезадаптированности: а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных ситуациях, хотя предпринимает попытки; б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных предметных, социальных и внутрипсихических действий; в) общая устойчивая дезадаптированность: она проявляется в состоянии перманентной фрустрированности, наличие которого активизирует ставшие патологическими (патологизированные) защитные механизмы.

Мы полагаем, что дезадаптивным можно назвать такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрушению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов установлено, что одни и те же обстоятельства воздействуют на человека не столько благодаря их объективным свойствам, сколько благодаря тому, что субъект выделяет эти обстоятельства как значительные для него аспекты, личностные смыслы. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что субъект деятельности может вполне понимать объективное значение ситуации, но в его отношении к ней вклиниваются личные смыслы, которые управляют его поведением. Таким образом, субъект деятельности может быть описан через систему ценностных ориентаций, социальных установок, интересов.

Можно провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. А также выдвинуть идею, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Как мы уже указывали, есть разные точки зрения на классификацию адаптации. Основываясь на социо-психологическом и психо-социологическом подходах, можно указать следующие разновидности социально психологической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или неконформистская адаптация: патологическая адаптация.

А) Нормальная адаптация. С точки зрения общества, нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. В результате нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре личности, ни в группе, в деятельности которой она участвует, не проходит существенных новообразований, изменений.

С точки зрения личности, процесс адаптации является предметом рефлексии, вызывает определенное самочувствие, вследствие чего изменяется и рациональная картина ситуации.

Нормальная социально - психологическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная.

Нормальной защитной адаптацией мы называем те действия, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.

Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений. Они осуществляются без участия известных защитных механизмов, т.е. с помощью незащитных адаптивных комплексов. Для достижения адаптированное™ в условиях возникновения проблемных нефрустрирующих ситуаций используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования и целеполагания, групповые социально - психологические механизмы и решение задач, различные формы социальной уступчивости (в частности, конформного поведения, но без привлечения защитных механизмов), процессы общения и обмена информацией, интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.

Б) Девиантная адаптация. Девиантным или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдывается таким поведением.

Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская (инновационная, творческая) адаптация.

В) Патологическая адаптация - это такой социально - психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

Реадаптация. Адаптация в новой среде сопровождается пересмотром и частичным или полным отказом от норм, ценностей, способов поведения, социальных ролей, а также от некоторых адаптивных механизмов, их комплексов и стратегий.

Идиоадаптация. Мы понимаем использование образованного на предыдущих этапах развития личности адаптивного механизма в новых целях, те. для выполнения новых функций. Такая смена функций адаптивных механизмов в онтогенезе личности - закономерное, но малоисследованное явление.

Гиперадаптация. Этот термин используется в эволюционной биологии и обозначает адаптацию организма с большим напряжением функций каких-либо органов. В психической активности людей сходное явление имеет место тогда, когда человек вновь и вновь адаптируется с использованием одного и того же адаптивного механизма или комплекса.

Основываясь на критерии устойчивости во времени мы можем указать разновидности адаптированности:

а) временная ситуативная адаптированность, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптированности как вследствие внутрипсихических изменений (например, актуализации новых потребностей или установок), так и изменений определенных аспектов ситуации;

б) устойчивая ситуативная адаптированность, т.е. надежная долговременная адаптированность только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых личность стремиться быть как можно чаще;

в) общая адаптированность, которая, конечно, никогда не бывает полной. Она может рассматриваться как потенциальная способность адаптироваться в типичных социальных ситуациях, которые чаще всего создаются в данной общественной среде в данное историческое время.

Мы можем выделить несколько уровней адаптации: а) адаптация, ограничивающаяся только психической переориентацией и то на уровне целенаправленного конформизма. Приспосабливающийся индивид знает как должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признает этого, и где возможно, отвергает систему ценностей новой среды, придерживается своей старой системы ценностей; б) Следующим уровнем, на который, развиваясь, может подняться приспособительный процесс, является этап взаимной терпимости. На этом уровне как личность, так и социальная среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и формам поведения; в) Третий, более глубокий уровень адаптации - аккомодация. Возникая на основе терпимости, аккомодация связана с взаимными уступками. Это означает, что индивид признает основные ценности новой социальной среды, а социальная среда в свою очередь, признает некоторые ценности индивида.

Существуют разные уровни адаптированности:

1. высокий уровень адаптированности характеризует наиболее оптимальную включенность личности в деятельность и общение. Высокой включенностью индивида в деятельность и общение. Это говорит о том, что высоких показателей индивид добивается ценой сверхвысоких (избыточных) эмоциональных затрат. Высокий уровень приводит к социальному творчеству.

2. средний уровень позволяет воспроизводить себя, сохранить себя в новых экономических условиях.

3. низкий уровень адаптированности личности предполагает наличие удовлетворительной активности и дисциплины, низких оценок реального социометрического статуса и степени реализации внутриличностного потенциала, преобладание престижно личностных мотивов в мотивации ведущей деятельности, положительную тональность индивидуального настроения, среднюю степень выраженности синдрома психоэмоционального настроения, высокие показатели степени выраженности невротических реакций. В результате приводит к разрушению личности.

4. уровень дезадаптации личности характеризуется низким показателем в работе, средними оценками представленности невротических реакций, имеющих тенденцию к повышению, находится уже за пределами адаптированности.

Существует следующая зависимость адаптации от ситуации, и соответственно от уровня адаптированности: а) адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации; б) адаптация с сохранением ситуации. В первом случае адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает только сравнительно небольшие изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности). Во втором случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и сам совершенствованию.

При обобщении литературных источников выяснилось, что независимо от конкретных форм условий существования психическая переадаптация, дезадаптация в них и реадаптация подчиняются следующим этапам: 1-й - подготовительный, 2-й - психического напряжения, 3-й - острых психических реакций входа, 4-й - переадаптации, 5-й - завершающего психического напряжения, 6-й - острых психических реакций выхода, 7-й - реадаптации.

Отечественные психологи выделяют двухстороннее функционирование адаптивных механизмов. Многие адаптивные механизмы могут иметь два или более „векторов“ функционирования (адаптация личности к внешним ситуациям, так и внутренним - субъективным ситуациям). На основе этого критерия можно выделить еще две разновидности адаптации:

1. Внешняя адаптация - это адаптивный процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям.

Внешняя адаптация может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.п. Это ситуации, которые являются условием активности.

2. Внутренняя адаптация (или коадаптация), которая имеет ряд разновидностей:

а) внутренняя адаптация, которая направлена на разрешение внутренних проблем личности;

б) внутренняя структурная адаптация в широком смысле: приспособление адаптивного механизма или комплекса ко всей структуре личности.

Сюда входит духовный потенциал активности иди спозиционная установочная система.

Таким образом, понятие “адаптированность” и “адаптивная направленность” здесь мы трактуем в предельно широком смысле. Имеются ввиду не только процессы приспособления индивида к природной среде (решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования), но и адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует “полноценность” субъекта как члена общества. Говоря об адаптации мы имеем ввиду и процессы “самоприспособления”: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим. Важно подчеркнуть, что речь идет не только о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В последнем случае адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентаций: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи. Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые постепенно уже были есть и которые постепенно обнаруживаются, образуя базис многообразных проявлений активности человека. Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него устремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).

Индивид, преодолевая состояние дезадаптированности через решение проблемных ситуаций, т. е. деятельного преображения, становится жизнеспособным субъектом. Здесь мы говорим о таком качестве как активность. Это значит, что субъект способен создавать “индивидуальный образ” своей деятельности, ее процесса и продукта. Из этого следует, что ведущее положение в развитии субъекта, его социализации и адаптации, занимает его проектированная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии. Мы здесь придерживаемся весьма широкого представления о цели, включая сюда: и “мотивацию” действия (а она не может быть осмыслена иначе, как “внутренняя цель стремлений”, согласно Хекхаузену(105,Т.2, 35)); и “цель” как сознательно предвосхищаемый результат действия; и “задачу” как цель, выступающую в некотором контексте условий деятельности.

“Целеполагание” (постановка цели, “целеобразование”) - это конструирование “будущего” в настоящем, или, иначе говоря, порождение такого прообраза возможного будущего, который бы содержал в себе момент противостояния возможным иным (альтернативным) вариантам развития событий.

“Целереализация” (осуществление цели) - это опосредование перехода наличных состояний системы (и ее окружения) в будущие рож дающейся цели.

Идея актуальной детерминации позволяет также выявить логическое соотношение между целеполаганием и целереализацией: они при этом выступают как разные стороны одного и того же процесса, в котором будущее состояние системы (и ее окружения) порождается именно актуальным ее состоянием.

Человек как субъект, как производитель своего собственного сознания и своей деятельности не может состоятся, если он не способен максимально не искаженно воссоздать, оценить, понять: 1) образ окружающих действий, 2) образ своей деятельности, 3) самого себя.

Адаптация - это не только часть социализации, но и развития (активной жизнедеятельности) личности в динамическом обществе. Социально-психологическая адаптация - это процесс, путь индивида от «агента» к субъекту общественной жизнедеятельности (деятельности, общественных отношений). Социально-психологическая адаптация необходима для субъекта в быстро меняющейся, динамичной общественной среде. Это связано с перестройкой, а то и сменой установок (установочной диспозиционной системы в целом), с духовной работой (рефлексией) по осознанию своих ценностных ориентиров, смысловых установок. Так как при вхождении в новую социальную среду (в группе, обществе) человеку необходимо совместить свои цели, идеалы (ценности) с идеалами группы, общества, выйти за пределы привычных для себя представлений.

В начале XX века в русской психологии начинает складываться взгляд на явление социально - психологической адаптации, отрицающий редукционизм гомеостатического подхода в вопросах активизации поведения человека. Его основы были заложены Сеченовым И. М., Ухтомским А. А. и Выготским J1. С. В настоящее время все больше ученых склоняются к этой точке зрения. „Не приспособление и достижение стабильности в отношениях с миром, а разрушение установившихся форм реагирования, не оборонительная, а наступательная позиция с целью открытия новых возможностей опыта, так характеризует эту тенденцию М. Г. Ярошевский. Эта концепция исходит из гуманистического взгляда на человека как на саморазвивающуюся, саморегулирующуюся систему, совершенствующуюся не через пассивное приспособление, но через активное и конструктивное преодоление противоречий к изменяющимся требованиям среды. Социально психологическая адаптация в рамках этого подхода рассматривается как инструмент саморазвития индивида. Развиваясь как личность, человек не довольствуется уже простым приспособлением, пассивным движением в русле ситуации, а стремится выйти за ее рамки. В этом стремлении человек выходит на новую ступень адаптации - неадаптивной активности. На категориальном уровне анализа “адаптивность - неадаптивность” могут быть раскрыты как тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием - несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании своих целей и результатов ее функционирования.

Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерения не совпадают с деянием, замысел - с воплощением, побуждение к действию - с его итогом. В. А. Петровский выдвигает постулат сообразности, согласно которому, активность может и должна быть понята как проявление устремленности человека к некоторой конечной цели - будь то “равновесие”, ’’наслаждение” или “успех”. Вопреки постулату сообразности деятельность человека может иметь неадаптивный характер; в своем движении она выходит за пределы функции приспособления к гомеостатическим, гедонистическим и прагматическим нуждам. Понятие “неадаптивность” теряет здесь привычный смысл болезненных отклонений от некоей нормы. Неадаптивность человеческой деятельности означает возможность роста, развития личности в ее деятельности. В. А. Петровским была выдвинута гипотеза, согласно которой, в ходе человеческой деятельности у человека складываются избыточные возможности, побуждающие к надситуативным, т е. протекающим над порогом ситуативной необходимости, действия; освоение этих возможностей и образует механизм движения деятельности. Таким образом, за каждым проявлением надситуативной активности скрывается постановка и решение индивидом внутренней (второй) задачи: освоение открывающихся в самой деятельности возможностей. В свою очередь надситуативные действия ведут к порождению новых жизненных отношений. Таков путь саморазвития личности.

На этом пути человек выходит за пределы своей индивидуальной ограниченности, обнаруживая потребность “быть личностью”. Эта потребность интерпритируется как модификации более общего стремления индивида быть отраженным в жизни других людей, обретать в них свою идеальную представленность и продолжительность. Т. е. быть адаптированным и социализированным.

Неадаптивную активность мы рассматриваем как итог адаптации субъекта, а дезадаптрованность мы видим как неготовность человека быть полноценным субъектом жизнедеятельности. Неадаптивность - это надситуативная активность субъекта. Неадаптивная человеческая деятельность означает возможность роста, развитие личности и ее деятельности. На этом пути человек выходит за пределы своей индивидуальной ограниченности, обнаруживая потребность « быть личностью». Неадаптивная активность - это и особая направленность личности, состоящая из привлекаемых для индивидуума действий с непредрешенным исходом. В данном контексте социально-психологическая адаптация и ее результат - “неадаптивность” выступают как один из центральных механизмов развития личности в деятельности.

Мы можем предложить гипотетическую модель перехода личности из дезадаптированного состояния в адаптированное.

1. действие по социальному алгоритму (временная ситуативная адаптированность личности), определяющаяся внешней детерминированностью, т.е. так как делали до тебя другие, как скажут сделать;

2. определенный внутренний потенциал (устойчивая ситуативная адаптированность личности), готовность действовать в типичных ситуациях, основывается на личном опыте, который связан с привычным сознанием и поведением;

3. общая адаптивность личности, которая рассматривается нами на нескольких уровнях: а) активность, поиск новых решений, б) надситуативная активность - это эвристичный подход, который основывается на социальном воображении и волеизъявлении, в) подлинное авторство, определяется внутренней личностной детерминированностью, т. е. делать так, как никто до тебя еще не делал (это творческая способность личности).

Главным результатом адаптации является “авторство”, т.е. особый способ трансформации новых социально-экономических условий с которыми сталкивается личность, выдвижение факторов решения своих жизненных задач, те. результат - достижение неадаптивности. Неадаптивность человеческой деятельности означает возможность роста, развития личности, саморазвитие.

В данном контексте неадаптивность может быть рассмотрена как базовая категория, как один из центральных механизмов формирования и развития такой характеристики индивида и социума, как жизнеспособность.

Инициативная группа Института Молодежи разработала концепцию жизнеспособных поколений, центральным компонентом которой является понятие жизнеспособности.

“Жизнеспособность - это интегральная характеристика личности, выражающаяся в способности человека (поколения) выжить, не деградируя, в “жестких” и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвысится, произвести потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социально - психологическом планах”.

Жизнеспособность является атрибутивной характеристикой, т.е. рассмотрение ее возможно через приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Это обусловленно тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в “достраивании”.

Личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Высшие личностные образования - сознание, активность, социальная зрелость - выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития.

В зависимости от адекватности самопредставления индивид может строить более или менее жизнеспособную модель своего жизненного пути и пытаться осуществить ее. Таким образом, мы можем рассматривать личность как субъект жизнедеятельности, что предполагает рассмотрение понятий, при должной степени развития которых возможно говорить о выборе и осуществлении личностного жизненного пути: социальное мышление как одно из конституирующих личностных понятий в материалистической научной парадигме и социальная активность.

Социальное мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Социальное мышление позволяет выстроить социальные отношения (мосты в жизни).

Мышление определяется как социальное (в более узком и точном смысле слова) не потому, что оно является мышлением человека как социального существа, а потому, что это мышление личности о социальной действительности, которая является его объектом. Мышление, относящееся к социальной действительности решающее ее проблемы, отлично от мышления, решающего задачи предметного мира. Его конкретным предметом являются взаимоотношения людей, социальные процессы, в которых реализуются общественные отношения, сами люди (особенности их поведения) и, наконец, сам жизненный путь личности. Социальное мышление отвечает как познавательной потребности, так и ряду других потребностей (практических, общественных, жизненных), возникающих во взаимоотношениях личности с миром.

Активность (как общепсихологическая категория) - общая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к “самостоятельной силе реагирования”; Активность личности (как понятие частное) - способность человека производить значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; тоже является интегральной характеристикой.

Как мы уже указывали, жизнеспособность является атрибутивной характеристикой, то есть параметры ее развития у субъекта можно выявить, основываясь на характеристиках его самовосприятия. Поэтому нам представляется правильным определение уровня жизнеспособности субъекта на основании замеров его социального самочувствия как комплексного ощущения степени комфортности существования в данной социальной среде.

Мотивация достижения социально-психологической адаптированности того или иного уровня во многом зависит от социального самочувствия личности, в частности, насколько устраивает или не устраивает его современная социальная реальность, выступающая в качестве социальной среды, способной стимулировать либо препятствовать постановке и достижению целей профессионального самоопределения и саморазвития. Если социальная реальность устраивает человека, то это оказывается одним из положительных факторов, а если нет, играет отрицательную роль в достижении поставленных целей саморазвития, создает мотивацию на изменение этой реальности или выхода из нее путем поиска новой социальной реальности. Это может быть другим обществом или другой социальной средой, обеспечивающей повышение социально-психологической адаптации или ее понижение, связанным с понижением уровня притязательности человека к социальной среде, со снижением уровня развития личностных качеств и характеристик.

Под социальным самочувствием мы понимаем сложный и динамичный комплекс установок личности на изменение и преобразование собственной жизни. (Эта проблематика изучается также в исследованиях “Гражданского самочувствия”, которое является более широким понятием. В силу специфики нашего исследования мы анализируем “социальное самочувствие”).

Основными показателями социального самочувствия молодежи являются:

- удовлетворение социальных потребностей;

- социальная активность и поведение;

- социальные предпочтения;

- социальные отношения;

- мотивация достижения определенного социально-профессионального статуса;

- удовлетворение социальных проблем;

- социальные ожидания;

- социальные настроения;

- психологическое самочувствие;

- качества, присущие молодежи (деловые, гуманистические, гражданские).

В новых условиях человек все менее связан с фиксированными социальными нормами и целями. Люди сами выбирают те нормы и цели, которые дают им возможность решать постоянно возникающие в их жизни проблемы. Основное содержание исследуемых проблем заключается в противоречии между постоянно меняющимися социально-экономическими условиями жизни, поведением личности и ее прежними жизненными установками, рассчитанными на относительно стабильную жизнь. Попав в кризисную ситуацию, молодежь не всегда может сделать правильный выбор жизненной стратегии.

Мы отмечаем, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно - адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу.

Можно предположить, что уровень соответствия адаптированности членов общества к уровню успешности их жизнедеятельности оказывает воздействие на социальные процессы, создает определенную общественную ситуацию.

 

Автор: Офицеркина Н.С.