13.03.2013 2205

Внутренние процессы социально-психологической адаптации

 

Какую бы разновидность адаптации мы не рассматривали в ней можно обнаружить некоторые обязательные элементы. Это в первую очередь познавательные процессы: восприятие и истолкование ситуации, усвоение новых форм поведения, осуществляемые с помощью памяти и мышления. В адаптивных процессах большую роль играет психическая переориентация личности под которой следует понимать выработку таких оценок и понимание ситуации, которые соответствуют ценностным ориентациям и принятым образцам поведения новой группы. Психическая переориентация нередко включает гак же процессы изменения прежних и формирование новых социальных установок.

Б. Г. Ананьев указывал, что именно в изучении ценностных ориентаций личности, ее жизненной направленности и мотивации деятельности сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов.

В. В. Воздвиженская понимает ценностные ориентации как отношения двоякого рода: с одной стороны, как конкретное отношение личности к окружающей среде, а с другой, как систему установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае.

Большой акцент на психологическом содержании ценностных ориентаций делает А. Г. Здравомыслов. Он определяет ценностные ориентации как установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.

Но нам ближе всего подход В. А. Ядова об иерархической структуре личности, низший уровень которой - это ежеминутно меняющиеся „предметные ситуации (им соответствуют элементарные фиксированные установки); следующий уровень - условия группового общения (социально фиксированные установки); еще более устойчивые условия в различных сферах деятельности труда, досуга, семейной жизни (доминирующая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности); наконец, максимально стабильными по сравнению с указанными выше являются общие социальные условия жизнедеятельности человека - экономические, политические, культурные особенности образа жизни (ведущий диспозиционый уровень - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности и средства достижения. Но сейчас, именно эта самая стабильная ситуация деятельности находится в состоянии дисбаланса (кризиса), который ведет к неустойчивости всех предшествующих уровней диспозиционой модели регулирования социального поведения личности. Эта мысль требует специального рассмотрения далее. (Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Наука, 1979,- 263с.).

Установка по Д. Н. Узнадзе, возникает в ЦНС и не является продуктом деятельности периферической части анализаторов. Согласно, Д. Н. Узнадзе, решающим моментом в познании объекта является внешнее восприятие с присущей ему интенциональностью. Это последнее и есть продукт установки. Предметный характер восприятия - не чисто субъективное свойство, а следствие реального участия объекта в отражении, действиях субъекта (Бочоришвили А.). Мы предполагаем, что через установку можно исследовать духовный потенциал активности (модус ценности личности). Актуальная установка, в частности, в снятом виде несет результат взаимодействия сознательного и бессознательного.

Установка - это определенное предрасположение организма к определенной деятельности, способность к актуальному регулированию динамики, действия и отражения. И формируется установка не там, где зарождается сознание, а в том отделе мозга, где создаются условия для ее возникновения. Этим определяется не только описательное, но и объяснительное значение установки, опережающее отражение действительности - несомненный факт, становится понятным также при рассмотрении проблемы возникновения и реализации потребностей организма, потребность для организма является не только фактом, побуждающим его к действию, но и в самой потребности заложена программа действий для ее удовлетворения, т. е. потребность в некотором смысле дает узнать организму, что ему надо делать.

Активность организма, его определенная направленность по отношению к окружающей среде объясняются беспрерывной сменой потребностей. Причем возникающие потребности не являются для организма всякий раз чем-то новым и неожиданным. Ибо как биологические, так и специфические человеческие потребности (потребность труда, потребность в приобретении знаний и т. д.), а также психические аспекты наших потребностей (влечение, интерес, намерение, желание, стремление и т. д.) имеют непосредственную связь с прошлым опытом организма, с нашими эмоциями, которые были пережиты в процессе их удовлетворения. Таким образом, активность субъекта носит всегда предметный характер, беспредметное действие хаотично, лишено всякой направленности. Потребность - это субъективный фактор, а внешняя среда - это объективный фактор возникновения установки. В случае какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку его к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение его актуальной потребности. (Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961,-170с.). Наиболее полную характеристику понимания феномена установки дает А. С. Прангишвили: установку следует трактовать как модус целостного субъекта (личности) в каждый момент его деятельности - модус, который представляет собой высший уровень организации человека, как бы фокусирующий все внутренние динамические отношения, опосредующие в индивиде психологический эффект стимульных воздействий на него, и на базе которого возникает деятельность с определенной направленностью (Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967,-с.21.).

Основные черты установки.

Сложное состояние личности - установка обладает рядом важных и интересных свойств.

1. Способность проявляться не только в какой-то момент после выработки, но и на второй, третий, пятый день, через неделю, и даже через месяц;

2. установка как бессознательная (set), так и осознанная (фиксированная социальная установка /attitude/) выступает психологическим механизмом регуляции бессознательной и осознанной активности субъекта;

3. вариабельность установки во времени;

4. иррадиация, т.е. распространять свое влияние на различные системы организма;

5. генерализация и динамичность установки;

6. угасание установки;

7. перестройка установки.

Выработка установки для личности - это своего рода борьба с неопределенностью, с неизвестным и будущими событиями, так как только благодаря установке организм дифференцировано воспринимает различную информацию из внешней среды и дифференцированно отвечает на различные раздражители определенными действиями. И она всегда направлена на борьбу с энтропией в системе живой организм - среда. Энтропия - это неопределенность, в другом значении - чем больше „беспорядка, неопределенности в какой-либо системе, тем больше энтропия. Итак, установка - это всегда готовность к определенной деятельности, и она всегда направлена на борьбу с энтропией, на исключение случайности. В организме человека существует несколько установок одновременно. И к какой установке из многих прибегнет человек для удовлетворения возникшей потребности, зависит от конкретной ситуации.

Исследователи, склонные трактовать проблему психологической устойчивости с позиций теории установки (Надирашвили Ш. А., Прангишвили А. С., Ядов В. А., Асмолов А. Г. и др.) утверждают, что фиксированные смысловые установки несут в себе ведущее отношение личности к действительности, определяя тем самым относительную устойчивость поведения личности, поскольку в фиксированных смысловых установках содержится проект будущего действия, предшествующий его реальному воплощению. Под диспозиционной установкой Ш.А. Надирашвили понимает устойчивое, хроническое состояние человека, создавшееся в процессе накопления опыта. Это свойство, которое принадлежит личности. Диспозиционные установки являются свойствами личности, в которых выражены ориентации, склонности, определяющие то, что человек будет поддерживать, а против чего будет бороться, что оценит положительно, а что отрицательно, от чего получит удовольствие, а от чего ему будет неприятно.

Представители этого направления делают вывод о составлении различными формами установок иерархической уровневой структуры. Этот тезис представляет основной каркас гипотезы об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности, О том, что установка является стабилизатором деятельности свидетельствуют о следующие особенности функционирования установки:

- установка не проявляет себя при нормальном протекании деятельности;

- установка феноменологически проявляет себя лишь в тех условиях, когда деятельность встречает на своем пути препятствия, в виде неопределенности воздействующей на субъекта стимуляции или в виде резкого изменения деятельности. Тогда установки разных уровней как бы прорываются на поверхность в виде тех или иных феноменов.

Как правило анализируют три уровня установок: смысловой, целевой, операциональный и “установку организма” (Бжалава Т. И. Установка и поведение. М. 1966), (на уровне психофизических механизмов). Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловая установка, - полагают представители теории диспозиционной регуляции психической деятельности, актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Изменение смысловой установки всегда опосредованно изменением деятельности и мотива деятельности, так как личностный смысл и смысловая установка неотделима от порождающей системы отношений человека к миру. Смысловые установки перевоспитываются, а целевые и операциональные переучиваются. Основная особенность смысловой установки - это цементирование общей направленности деятельности в целом, придание всей деятельности устойчивого стабильного характера.

Критерием для выделения следующего уровня установочной регуляции деятельности является наличие цели действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидимого результата, активизируют готовность субъекта к достижению и тем самым определяет направленность данного действия.

Целевая установка феноменологически проявляет себя в тех случаях, когда на пути протекания действия возникают те или иные препятствия. Такими препятствиями могут быть неопределенность предъявляемой стимуляции и резкое нарушение или изменение протекания действия. При резком нарушении действия или ситуации, в котором разворачивается действие, целевая установка выступает в виде системных персевераций, ошибок и тенденций к завершению прерванного действия. Подобные проявления самостоятельной жизни целевой установки наглядно подтверждает факт существования тенденции к сохранению действия в определенном направлении как момента регуляции действия.

Операциональная установка в привычных, стандартных ситуациях, определяя работу „привычного, по выражению Д. Н. Узнадзе, плана поведения. Операциональная установка представляет собой готовность к осуществлению определенного способа деятельности, которая возникает в ситуации разрешения задач на основе учета условий, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Операциональные установки обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. д.

Таким образом, адаптация как социально-психологический феномен представляет перед нами как процесс, происходящий в ходе взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляются к ней, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Результатом этого процесса являются либо состояние социально-психологической адаптированности, либо социально-психологической дезадаптированности. Социально-психологическая адаптация является необходимым процессом социализации. И сегодня в условиях проведения социально-экономических реформ значимость изучения этого процесса актуализировалась.

Как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Социальные фиксированные установки, включающие в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, представляют собой регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (“поведенческий акт”), и регулируют поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях. Понимание данных социальных установок позволит нам анализировать массовые и индивидуальные установки личности, прогнозировать и корректировать поведение и умонастроения молодых людей, учитывать их социальные потребности, предпочтения, ожидания, настроения и психологическое самочувствие молодежи. Социальные установки изучают как на конкретном индивидуальном плане, так и на массовом, исходя из наших целей и задач исследования - снять состояние поверхностно - психического сознания молодежи, мы далее будем анализировать массовые социальные установки.

 

Автор: Офицеркина Н.С.