14.03.2013 32882

Ранние разлуки с матерью как источник аффективного поведения детей при изменении социальной ситуации развития

 

Один из основных вопросов в контексте обсуждаемой проблемы вопрос о непосредственных «пусковых» моментов первичного аффекта у маленького ребенка. Исследователи отмечают, что проявления аффективного поведения родители замечают чаще на 2-3-м годах жизни ребенка. В этот возрастной период аффективность в поведении может быть связана с изменением привычного жизненного уклада, в основе которого лежит травмирующая психику ребенка разлука с близким взрослым, чаще матерью (например, при поступлении ребенка в детский сад, в связи с госпитализацией).

Проблемы разлуки ребенка с близким взрослым и связанные с ней трудности обсуждались в работах представителей психоаналитической теории. Так, 3.Фрейд утверждает, что способность ребенка отделяться от матери должна пройти ряд стадий (1978). Первая стадия - это период биологического единства матери и ребенка. На второй стадии тесный контакт матери и ребенка является нормой и дети яростно протестуют против разлучения. На третьей стадии ребенок обнаруживает готовность на короткие промежутки времени расставаться с матерью, но поначалу это - непродолжительные расставания и обязательна возможность скорейшего возврата матери. Примечательно то, что продолжительность этого отсутствия, нахождения ребенка без матери, с опорой на ее внутренний образ, адекватна уровню развития ребенка; в пределах этого «лимита» ребенок может позволить матери уйти и радостно реагирует на нее при встрече.

З. Фрейд указывает также на ряд фаз в развитии аффективного поведения ребенка в разлуке: протест ребенка и попытки вернуть мать; отчаяние, сопровождаемое печалью и тоской; защитное «отвязывание». «Ключ» к пониманию детской тревоги в ситуации разлучения, по мнению Фрейда, в разлуке с объектом любви. Ребенок реагирует тревогой даже на кратковременное исчезновение матери. Одиночество, которое ребенок ощущает в разлуке с матерью, является источником тревоги и страхов у ребенка, парализует его развитие. «Тревога у детей не выражает ничего, кроме факта, что они чувствуют потерявшими лицо, которое они любят» (З.Фрейд, 1905. Цит по Дж.Боулби, 1978).

Исследования зарубежных психологов показывают, что дети раннего и младшего возраста остро реагируют на разлуку с близким взрослым. Эмоциональные переживания, источником которых являются даже кратковременные разлуки, могут оставлять следы в дальнейшем развитии ребенка (Дж.Боулби, 1973, 3.Фрейд, 1905, М.Эйнсворт, 1971, Э.Эриксон, 1982).

Разлука с матерью заставляет ребенка остро переживать свою беспомощность, вызывает повторно эмоцию страха, переживания фиксируются и переходят в фобию. Разлука с матерью оказывает также влияние на развитие некоторых личностных качеств у детей. Так, если у ребенка имеются невротические симптомы, они усугубляются ситуацией разлучения с матерью (особенно у наиболее чувствительных детей).

В связи с высокой чувствительностью детей к материнской депривации встает вопрос о возможности избавления от ее последствий. Дети, перенесшие депривацию в раннем возрасте, даже оправившись от нее, остаются чувствительными к угрозе расставания и в более позднем возрасте. Как подчеркивает М.Эйнсворт, существует эмпирически выведенная связь между тяжелыми переживаниями («утраты») в детстве и депрессией у взрослых. Ранний опыт может положить начало процессу, который, будучи скрытым долгое время, активизируется в стрессовых ситуациях и приводит к патологическим реакциям.

В разлуке у ребенка формируются привычные схемы защитного поведения, аутостимуляторные действия, различные формы компенсаторного поведения (В.В.Лебединский, М.К.Бардышевская, 1995).

По данным некоторых зарубежных исследований, короткие разлуки (на одну-две недели) с объектом привязанности могут лишь временно повышать привязанность (Moore, 1964, 1969). Наблюдения за детьми от рождения до шести лет, проводимые этим автором, показали, что дети, несколько раз оставляемые в яслях в 3-9-ти месячном возрасте, в восьмилетием возрасте обнаружили плохую социальную приспособленность. Дети из благополучных семей после коротких разлук не увеличивают привязанности. У детей из неблагополучных семей, имевших в опыте разлуку, в шесть лет плохая приспособляемость. Особенно тревожной была привязанность ребенка там, где менялись воспитатели. Значительно лучшим было состояние тех детей, у которых были постоянные воспитатели, и у детей, которые до трех лет были с матерями.

Некоторые исследователи указывают на повышение агрессивности в поведении ребенка при разлуке с матерью. Причем агрессия может быть направлена на игрушки, куклы, особенно на те, которые символизировали родителей. Гнев ребенка при встрече с матерью может принять форму упрека «Где ты была» и предпочтения общения с отцом (Heinicke, Westheimer, 1966).

Описывая тревожную привязанность и детские фобии, Дж.Боулби указывает, что в основе этих фобий лежит страх изменить тип семейных взаимодействий. Так, в основе «страха школы» лежит не то, что ребенок боится школы, а то, что он боится покинуть дом, разрушить связь с объектом привязанности. Мать может страдать от тревожности и неосознанно стремиться оставить ребенка для собственного спокойствия. Ребенок боится, что плохое может случиться с ним или с объектом привязанности и потому не хочет покидать дом. Тревожным может быть и отец.

Примечательно то, что матери могут, как осознавать, так и не осознавать свое тревожное состояние. Указывается, что на особенности привязанности между матерью и ребенком могут влиять прародительские отношения. По мнению Дж.Боулби, в таких семьях нарушены отношения между супругами.

Известный американский психолог Э.Эриксон подчеркивал, что к первым социальным достижениям ребенка относится готовность его позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности (цит. по Л. Ф. Обуховой, с. 85).

В ряде работ (Heathers, 1954, Murphy, 1962, Shirly, Роyntz, 1941) короткие разлуки с матерью изучались в процессе наблюдений за детьми в возрасте от двух до восьми лет, оставленных в исследовательском центре на один день. Эмоциональные переживания проявлялись у этих детей в плаче, апатии, требовании позвать мать, в сниженном настроении и плаче при встрече. Однако были дети, которые хорошо переносили разлуку. Самые сильные деструктивные реакции на разлуку с близким взрослым отмечаются у трехлетних детей (Дж.Боулби, 1973).

Авторы данных исследований считают, что даже короткие, непродолжительные разлуки существенно меняют поведение детей: повторение ситуаций разлучения с матерью усиливает деструктивные эмоциональные реакции.

М.Эйнсворт изучала реакции на разлуку у 56 детей первого года жизни. Наблюдения проводились по схеме из восьми этапов, которые предполагали нахождение ребенка в помещении с матерью и без нее. В незнакомое ребенку помещение входили другие взрослые, затем возвращалась мать и т.п. При уходе матери из комнаты большая часть детей (36) реагировала плачем на уход; дети искали мать, ничем не интересовались. При повторной попытке разлучения они активно сопротивлялись. Многие из них проявляли амбивалентное поведение (42 ребенка): после возвращения матери приближались и отворачивались, некоторые игнорировали ее обращения, даже не смотрели на мать. М.Эйнсворт подчеркивает, что повторная разлука еще более усиливала аффективные проявления у детей.

По мнению Дж.Боулби, страх разлучения становится очень сильной отрицательной реакцией, распространяющейся на другие ситуации. В отсутствие матери у ребенка усиливается реакция страха на новизну, на звук, - и этот страх закрепляется.

Некоторые исследователи указывают на различия в поведении мальчиков и девочек в ситуации разлуки с матерью (Bowlby, 1973, р. 72). Девочки, по их мнению, больше расстраиваются из-за ухода матери, тогда как мальчики в этой ситуации более устойчивы: они более активны в исследовательских действиях. Но и мальчики, и девочки в ситуации разлуки сердятся на мать за ее уход. У них быстро формируется страх на разлуку.

В целом, по данным зарубежной литературы, в ситуации разлуки возникает и закрепляется тревожная привязанность к матери. Короткие разлуки способны существенно усилить ее.

В отечественной психологии проблема разлуки ребенка с матерью и ее последствия для развития изучена крайне недостаточно. Как считают исследователи, разлука с матерью на короткое время сказывается на эмоциональном благополучии ребенка, он остро переживает свою беспомощность. Разлука со взрослым влияет на развитие и фиксацию у детей фобий и неврозов (М.К.Бардышевская, 1995, О.С.Никольская, 1991, В.С.Роттенберг, 1985 и др.).

Разлука с матерью оказывает влияние на развитие личностных качеств детей, сказывается на развитии познавательной активности ребенка (В.С.Роттенберг, 1985).

В исследованиях психологов отмечается, что результатом аффективной реакции на разлуку остается «аффективный след», который в аналогичной ситуации может вновь вызвать отрицательные переживания, нарушить эмоциональное равновесие ребенка.

Обсуждая проблемы возникновения детских неврозов, А.И.Захаров говорит о том, что эмоциональный шок на разлуку, испытываемый детьми при поступлении в дошкольное учреждение, резко снижает защитные силы организма. Дети способны испытывать страх перед образом «не-матери», а другого взрослого в детском саду. На эмоциональное состояние ребенка в ситуации разлуки влияет не только сам акт разлуки, но также и те отношения, которые сложились у ребенка с матерью. Если мать симбиотически связана с ребенком, то разрыв происходит сложнее (особенно, например, у мальчиков при тесной эмоциональной связи с матерью, при гиперопекающей позиции матери). Попытка разлучения воспринимается ребенком как потеря навсегда близкого взрослого, в поведении ребенка наблюдается агрессия на людей, которые пытаются увести его от матери, крик, плач, истерика. Длительное время ребенок может находиться в этом тяжелом аффективном состоянии. В течение дня могут вновь наблюдаться аффективные взрывы.

По данным исследователей, занимающихся изучением адаптации ребенка к дошкольному учреждению, в разлуке с близким взрослым накапливается нервно-психическое напряжение. Разлука с матерью снижает адаптивные способности ребенка. Многие дети в период адаптации к детскому саду отрицательно эмоционально реагируют на разлуку с матерью. Отрицательно эмоциональные реакции изменяют не только физиологические процессы, но и влияют на психическое развитие ребенка (Н.М. Аксарина, 1977, Н. Д.Ватутина, 1983, Е. М. Гаспарова, 1984, Л. И. Галигузова, 1988, Р. В.Железку, 1982, Г.В.Пантюхина, 1974, М.А.Тонкова-Ямпольская, 1980 и др.).

Трудности адаптационного периода, отягощенные тяжелой ситуацией разлучения с матерью, создают аффективный дискомфорт в контактах ребенка с окружающим миром. Невротические реакции матери в ситуации разлучения, ее повышенная тревожность, беспокойство за ребенка создают ответную зависимость его эмоционального состояния по типу невротической, аффективной привязанности.

Эмоциональные трудности, возникающие у ребенка в разлуке с матерью, могут усугубляться особенностями темперамента ребенка. Так, по мнению А.И.Захарова, дети с флегматичным темпераментом в ответ на стресс склонны затормаживаться, чем возбуждаться; в то время, как дети с холерическим темпераментом, напротив, в первую очередь будут возбуждаться. Происходит, следовательно, аффективное заострение свойственных детям свойств темперамента (1995).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что разлука между детьми и родителями - это нормальный и необходимый момент взросления. Как считает Э.Ле Шан, нужно помочь ребенку пережить разлуку, приучать к мысли о ней терпеливо, твердо. И если мать хочет помочь ребенку пережить разлуку легче, то она должна прежде всего проанализировать свои чувства.

Таким образом, психологические исследования, проведенные за последнее время, свидетельствуют о том, что в основе эмоционального благополучия ребенка лежит характер и особенности отношения к нему близких взрослых, эмоциональный фон, который складывается в общении между членами семьи.

Нарушения в эмоциональном развитии, - и, в частности, деструктивное аффективное поведение ребенка, могут быть следствием ранних разлук ребенка с матерью. Однако, аффективного поведение в ситуации разлуки с матерью, особенности протекания аффекта у ребенка в зависимости от типа отношения к нему матери, показатели вариантов аффективного поведения до настоящего времени не были предметом специального исследования.

 

Автор: Ильина И.Ю.