14.03.2013 20130

Студенчество как специфическая социальная группа

 

Как известно, в социальной психологии личность рассматривается в совокупности различных общностей, групп. В настоящей статье мы хотим остановиться на анализе существующих представлений о социальной группе, их многочисленных классификаций и тех психологических явлений, которые происходят в ней. Это позволит понять каким образом стоит подходить к исследованию процессов происходящих в студенческих группах и выработать соответствующие методы их изучения.

А.К.Уледов отмечает, что личность в социальной психологии представляют как «носитель, выразитель общего начала - деятельности, отношений и сознания коллектива, общества в целом, их интересов, взглядов, убеждений, традиций, надежд, стремлений и т.д.». Причем, в анализе точкой отсчета является не личность как таковая, а те социальные группы, в которых развертывается её жизнедеятельность, действуют социальные и социально-психологические закономерности, механизмы становления жизненного пути личности. Мы согласны с мнением, высказанным Е.И.Головахой, которая пишет, что «за многообразием групповых социально-психологических явлений лежит сущность реальной социальной группы как субъекта определенных видов деятельности, обусловленных конкретными общественными отношениями».

Г.М.Андреева указывает на то, что участие человека в жизнедеятельности различных социальных групп имеет два важнейших следствия: «с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной действительности, с другой - сказывается на формировании сознания личности». В анализе структуры психологии больших социальных групп автор указывает на существование двух видов образований людей: это случайно возникшие, кратковременно существующие общности и устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества. К последнему виду автором отнесены социальные классы, этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы. Причем в больших группах существуют особые регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обычаи и традиции. Г.М.Андреева также говорит, что группа становиться социально-психологическим феноменом при условии формирования в процессе совместной деятельности психологической общности между людьми, подчеркивая тем самым важность деятельности в анализе группы.

Е.С.Кузьмин относит к большим социальным группам классы, слои, нации, народности, также партии, общественные движения, коллективы предприятий и учреждений, аудитории зрелищ и т.п. Отличительной характеристикой больших социальных групп является многоступенчатый опосредованный характер контактов между членами группы и с уполномоченными лицами большой группы. «На этом уровне с ними регулярно и непосредственно общаются лишь уполномоченные представители средних и иногда малых групп, входящих в большие».

А.В.Петровский определяет социальную группу как «общность людей, объединенных на основании некоторого или некоторых общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности, в том числе общению». Ведущим признаком классификации групп называются опосредование групповых взаимоотношений содержанием совместной деятельности.

Под социальной деятельностью Л.П.Буевой понимается комплекс действий, направленных на реализацию общественных (групповых) потребностей, интересов и целей членов определенных социальных групп. Каждый член группы в разной степени осознает их и усваивает в формах личных потребностей, интересов и целей. Эта разная степень «принятия», как справедливо считает автор, отражается в разных уровнях социальной активности личностей. Л.П.Буева пишет, что «общность в образе жизни порождает общность и в образе мыслей, хотя здесь нельзя установить линейную связь, это - процесс диалектического взаимодействия между ними».

А.Н.Сухов так определяет общность людей: «социальная общность - это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям; к тем или иным социальным организациям и институтам». В качестве признаков общности выступают общие цели, интересы, условия жизнедеятельности, демографические показатели, принадлежность к одной культуре, образ, качество и стиль жизни, социальный статус и т.п. Под социальным институтом понимается устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, которые регулируют функционирование социальных групп. С содержательной стороны социальный институт представляет собой «набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях».

Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной французской психологической школой С.Московиси. Под социальным представлением понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных реальностей, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Таким образом, социальные представления - это инструмент группового социального познания, так как они вырабатываются на основе опыта деятельности группы.

Мы будем придерживаться в своем исследовании следующего обобщенного понимание сущности социальной группы, которое приводит А.И.Донцов, Итак, социальная группа представляется в виде «относительно устойчивой совокупности людей, исторически связанных общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности». В заключение анализа различных представлений социальной группы, можно привести следующие главные отличительные признаки этого явления:

1. включенность человеческой общности в более широкую систему общественных отношений, определяющих смысл и пределы существования группы и задающих модели, нормы и правила поведения и взаимоотношений;

2. наличие у членов группы значимого основания сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех его участников и способствующего реализации потребностей каждого;

3. сходство условий жизнедеятельности, в силу чего участники группы обладают общностью впечатлений и переживаний;

4. длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутренней коммуникации, но и коллективных историй и культуры, оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы;

5. разделение и дифференцирование функциональных ролей между членами группы или её подгруппами;

6. наличие органов планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности;

7. осознание участниками своей принадлежности к группе, возникновение на этой основе чувства «МЫ» и «ОНИ»;

8. признание данной человеческой общности как группы её социальным окружением.

Согласно данным признакам, студенческая группа, безусловно, подходит под определение социальной группы. И, следовательно, ей свойственны все те социально-психологические феномены, которые учеными приписываются групповым проявлениям.

Каждая социальная группа характеризуется определенным образом жизни. Мы согласны с рассуждением В.И.Толстых о трансформации и интеграции индивидуального и общественного (группового) стиля жизнедеятельности в общепризнанный образ жизни. Автором отмечается, что «человек как субъект общественных отношений трансформирует в своей жизнедеятельности образ жизни той общности, к которой он принадлежит. Иными словами, группа формирует (задает) стиль жизни своих членов, соотносясь не только со своими условиями (местом в обществе и т.д.), но также с традициями и особенностями образа жизни социальной общности, в которую эта группа входит как часть целого». И поскольку, как отмечает Г.Л. Смирнов, «избираемый или, точнее, усваиваемый человеком под воздействием социальных условий, в том числе своего личного положения в обществе и выполняемой им роли, способ мышления и поведения дает определенный тип личности», постольку образ жизни представляет собой важнейший критерий характеристики социального типа личности.

В рамках социально-психологического подхода Е.С. Кузьмин предлагает рассматривать образ жизни «как исторически сложившуюся структуру отношений, установок, ценностей различных слоев и групп населения. Эта структура объективируется в системе социальных потребностей и мотивов, присущих наиболее типичным представителям этих групп». Совершенно справедливо Е.С.Кузьминым отмечается, что системообразующими признаками этой структуры являются как социально-психологические установки и эталоны, принятые в группе (обществе), так и групповые явления, процессы, которые формируют их в процессе жизнедеятельности общности.

Близкое к определению «образа жизни», данное Е.С. Кузьминым, предлагает и А.Г.Здравомыслов. Это «устойчивый способ воспроизведения социальных потребностей. Он предполагает как определенный уровень развития этих потребностей у социальной группы, так и определенные способы их удовлетворения».

Когда мы приводили определение общности, данное А.Н. Суховым, мы отмечали, что одним из классификационных признаков он называет образ жизни. В свою очередь, понятие «образ жизни» трактуется им как типичные формы жизнедеятельности личности и общностей. В основе того или иного образа жизни, по мнению автора, лежит «определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимания нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки». Структура образа жизни, по А.Н.Сухову, включает в себя следующие компоненты:

1. аксиологический, т.е. ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения;

2. конативный. выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

3. когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

4. коммуникативный, связанный с включенностью человека в систему социальных связей.

Образ жизни выступает и в качестве идеала, модели, «образца» жизнедеятельности, как определенное, объективно сложившееся «образование» в жизнедеятельности данного типа личности. Б.Ф.Ломов подчеркивал важность социально-психологической стороны образа жизни. Говоря об образе жизни конкретного человека, всегда подразумевается его среда общения и взаимодействия. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения психологических феноменов в контексте того образа жизни, который свойственней изучаемой социальной группе. Но образ жизни это не статичная модель жизнедеятельности. Мы придерживаемся мнения Б.Ф.Ломова, что в «процессе развития (образа жизни) происходит смена его детерминат, а соответственно и системообразующих характеристик».

Г.П.Предвечный и Ю.А.Шерковин рассматривают образ жизни как способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, групп, слоя, общества. Они замечают, что «в образе жизни находят отражение зрелость экономической организации общества и соответствующее развитие условий труда и быта, социальных отношений, форм власти и осуществления своих прав личностью и группой, форм участия в выработке и принятии социально значимых решений, форм удовлетворения своих материальных и культурных потребностей».

Мы согласны с мнением В.И. Толстых, что понятие «образ жизни» выступает в качестве важнейшего средства познания процесса формирования (воспитания) личности: «взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности людей и формируемый им характер общения и поведения) и субъективного (цели общения, мотивы деятельности, ценностные ориентиры) моментов, образ как бы вбирает в себя - в «снятом» виде - всю материальную, предметно-вещевую, и духовную среду, в которой живет и действует индивид (социальная группа, общество в целом) и которая определяет способ и конкретные формы его жизнедеятельности».

В итоге различных дискуссий, посвященных определению образа жизни, сформировалась концепция поддерживаемая большинством отечественных ученых и которую мы будем использовать в своем исследовании. Согласно этой концепции образ жизни понимается как способ жизнедеятельности, взятой в единстве с определяющими её условиями. При этом способ жизнедеятельности понимается как специфическое состояние в конкретных исторических рамках. Жизнедеятельность - как всякая деятельность, направленная на удовлетворение жизненных потребностей, обеспечение функционирования организма (либо человека, либо социального организма - общества или его составной части), т.е. работа, отдых, сон и т.д. А условия - это внешние факторы, детерминирующие специфику деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что студенчество является специфической социальной группой и его нужно изучать в контексте присущего только ему образа жизни. Личность студента, его ориентации, установки раскрывается в структуре образа жизни студенчества как специфической социальной группе.

К.Штарке, в своем исследовании с методологической точки зрения исходил из того, что для анализа студенчества как особой социальной группы «решающими являются социальная функция и позиция в обществе. Это ведет к признанию особого характера основной деятельности студентов, признанию специфических условий их труда и жизни, следовательно, специфических форм поведения в обществе». Автор приводит обширный перечень специфических черт студенчества, который включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных пунктов:

1. Социальная функция студенчества состоит в том, чтобы готовится к общественной и профессиональной деятельности специалиста, для чего необходимо научно-поставленное обучение в высшем учебном заведении.

2. Из социальной функции студентов вытекает особый характер основной деятельности студентов. Она состоит в учебе как специальной форме усвоения знаний в определенной области науки, а также в накоплении специальных знаний и навыков, необходимых для конкретной профессии, требующей высшего образования.

3. Социальные функции, положение и основная деятельность студентов связаны со специфическими условиями их жизни и труда: а) у студентов нет точно определенных рабочих условий. Условия учебы дают известный простор для инициативных действий, самостоятельных решений; б) сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.

4. Состав студенчества каждый год обновляется в связи с поступлением первокурсников и выпуском дипломников. Таким образом, студенчество является динамичной, мобильной группой.

На формирование личности студента оказывают влияние следующие факторы: а) предыстория, характеризующая студентов до поступления в вуз (социальное происхождение, особенности семейного воспитания, уровень общеобразовательной подготовки); б) сегодняшнее положение и деятельность студентов, определяемые правильностью выбора профессии, принадлежностью к тому или иному вузу или факультету, связью с различными группами; в) жизненные планы будущего специалиста.

Приведенный перечень достаточно полно отражает специфику становления личности в студенческой группе. Особенности представления студенчества как группы раскрываются в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых. Но, несмотря на это, в силу своей мобильности и подверженности влиянию социальных изменений, происходящих в обществе, студенчество нельзя назвать полностью изученной и описанной единицей социума.

Студенческая группа, по мнению А.В.Петровского, В.В. Шпалинского, «это оформленная и строго организованная нормами образовательного процесса группа, члены которой обладают определенным набором прав и обязанностей в рамках образовательной деятельности». Б.Г.Рубин, Ю.С.Колесников определяют студенчество как «мобильную, социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Они отмечают, что студенчество - как социальная группа - функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность. Точка зрения этих социологов практически совпадает с рассуждениями К.Штарке, приведенными им несколько позже в психологическом исследовании становления личности студентов.

Отличительные черты студенчества, присущие ему как особой социальной группе, названные Г.П.Давидюком также согласуются с выводами К.Штарке. Во-первых, это общий вид деятельности - познавательная деятельность, учебная, которая вместе с другими видами образует особый социальный фон жизнедеятельности студенчества. Во-вторых, это специфическая «субкультура» студенчества. Под которой Г.П.Давидюк понимает «общность положения и деятельности, привязанность к центру организации учебного труда и познания, каким является вуз, порождает общность и относительную гомогенность интересов студенчества»

Аналогичные особенности студенческой группы приводит и С.Н.Иконнокова. Она отмечает, что студенческую группу отличает относительная возрастная и допрофессиональная однородность, а также стремление к получению выбранной специальности. Это «приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей принадлежности к студенчеству В этот период раскрываются потенциальные способности и задатка, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия».

Понятие образа жизни связано с социально-психологической типологией людей. В явном виде, по данным исследований В.И.Секуна, выступает относительно небольшое количество официальных ролей, которые исполняются каждым студентом. Учебная деятельность студента является основной. Студенты исполняют роль учащегося с различным успехом. Своеобразие личности в рамках общих требований обеспечивает формирование индивидуального стиля учебы. Здесь, кроме уровня развития интеллектуальных черт, весьма важную роль играет мотивация студента. У одних это - получить образование. Другие же рассматривают пребывание в вузе как необходимое явление, средство получения диплома. Способность к кооперированию в учебе создает благоприятные условия обучения. В силу этого, непосредственно в учебной деятельности студенты вступают в определенные взаимоотношения. Другим видом деятельности студентов является общественная работа, официальные общественные поручения. Черты личности влияют на характер общественной деятельности студента, который обуславливается активностью личности. В процессе реализации этой активности складываются определенные взаимоотношения студентов.

В.Г.Лисовский замечает, что «личностная проблематика студенческого образа жизни раскрывает, в какой мере образ жизни студентов удовлетворяет их важнейшие потребности - в самореализации и самоопределении, в полноценности, содержательности, гармонии их образа жизни». В основе личностных проблем студенческого образа жизни им видятся противоречия между различными сферами жизнедеятельности студентов, между социальными требованиями к студентам и их стремлениями. Особенно остро эти противоречия стали проявляться в последнее время, когда зачастую выбор профессии диктуется не способностями и желаниями молодых людей, а конъюнктурой рынка труда.

Таким образом, студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.

Рассмотрение студенчества, как особой социальной группы, невозможно без учета специфики деятельности студентов и условий формирования их личности в процессе обучения в вузе. Целесообразно привести краткий обзор систем, которые рекомендованы психологами для классификации человеческой деятельности. Одна из наиболее известных классификаций основных видов деятельности, используемых в отечественной психологии, выдвинута СЛ.Рубинштейном. Основными видами деятельности им выделяются игра, учение и труд. В своей классификации видов деятельности С.Л.Рубинштейн связывает их с этапами проявления и формирования личности. Триада «игра-учение-труд» является деятельностной основой формирования личности в процессе ее воспитания и социализации.

В своих рассуждениях мы будем отталкиваться от принципа единства сознания и деятельности, введенным в психологию С.Л.Рубинштейном. Единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности, объективное содержание которого опосредует сознание. Одно и то же отношение к объекту обуславливает и сознание, и поведение. Одно - в идеальном, другое - в материальном плане. В качестве основного способа существования психического С.Л.Рубинштейн выделял деятельность, процесс. Другие способы существования - это результат деятельности, психических процессов - такие, как психические свойства и состояния.

Для нашего исследования, с методологической точки зрения, очень важным является следующее логическое рассуждение о взаимосвязи мотивов и цели через предмет деятельности, которое приводит С.Л.Рубинштейн: «Предметы, существующие в окружающем человека мире, или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с её мотивами; с другой стороны, переживания человека становятся мотивами человеческой деятельности через соотношение с целям, которые он ставит Предметный результат действия определяет его объективное значение. В контексте целей и мотивов действующего субъекта она приобретает для него тот или иной личностный смысл, определяющий внутреннее смысловое содержание действия».

А.Н.Леонтьев также связывает деятельность с понятием мотива. Подходя к анализу деятельности с позиции раскрытия характеризующих ее внутренних отношений, А.Н. Леонтьев выделяет «единицы» человеческой деятельности, образующих ее макроструктуру. Деятельности различаются по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия, то есть процессы, подчиняющиеся сознательным целям, и, наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. В теории А.Н.Леонтьева мотив становится осознанным лишь в том случае, когда речь идет о деятельности как действии, получившего самостоятельный мотив. «Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в отличии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность». Где предмет деятельности есть «её действительный мотив», за которым стоит потребность. Деятельность человека всегда осуществляется в определенной системе отношений с другими людьми, даже если он действует обособленно. А.НЛеонтьев ввел принцип «деятельности общения», позволяющий рассматривать все формы общения между людьми как специфический вид коммуникативной деятельности.

В отличии от классификации деятельности, используемой С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьев в своих трудах ограничивается уже двумя видами человеческой деятельности - работой и общением. «В онтогенезе развитие личности выражается в чередовании взаимосвязанных фаз: фаз преимущественно развития предметной (практической и познавательной) деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом».

Принципы единства сознания и деятельности, а также деятельности и общения закладывают фундамент любого социально-психологического исследования. Как совершенно справедливо отмечает Г.М.Андреева и мы будем исходить из ее аргументации, вышеперечисленные принципы адаптируются к предмету социальной психологии - группе и раскрываются в следующих положениях: 1) деятельность трактуется как совместная социальная деятельность людей; 2) в качестве субъекта деятельности выступает не только индивид, но и группы, общества (что позволяет исследовать социальные группы как систему деятельности); 3) понимая группу как субъект деятельности можно изучить атрибуты субъекта - а именно, потребности, мотивы, цели группы и т.д.; 4) необходимо учитывать в исследованиях социальный контекст общественных отношений, в которых осуществляется деятельность (Г.М. Андреева, 1998).

Б.Г. Ананьев  выделяет три основных вида деятельности, нацеленных на объект преобразующая, познавательная, оценочная, и четвертая - общение как деятельность между субъектами деятельности. Преобразующая деятельность, находящая общественное признание и одобрение (будь то деятельность, направленная на преобразование природы, общества или отдельного человека), рассматривается как труд. Примерно такова же классификация Т.Томашевского. Он выделяет четыре основных вида деятельности, исходя из их результатов: 1) изменение объекта деятельности - среды, материальных и социальных объектов; 2) изменение самого субъекта (учеба, научная деятельность и пр.); 3) изменение взаимоотношений между субъектом и средой (сюда относится миграция, продвижение по служебной лестнице и т.п.); 4) деятельность, направленная на изменение операций, входящих в данную деятельность (освоение новых трудовых приемов, нового стиля и т.д.).

Более детальную схему дал Д.Н.Узнадзе. Согласно психологической теории Д.Н.Узнадзе, для понимания целесообразного поведения человека необходимо изучение того целостного психического состояния индивида, которое создается у него перед осуществлением любого поведения. Это и есть установка. Согласно теории установки, «у человека под воздействием потребности и соответствующей предметной среды создается целостное психическое состояние, готовность к поведению, определяющая его последующую активность, придающая ей целесообразное направление». Д.Н.Узнадзе классифицировал формы поведения человека в зависимости от вида потребности, которая нужна для возникновения установки определенного поведения. Потребности были разделены им на два больших класса: первый класс составляют потребности в предметах, а второй - потребности в самой активности. На основе потребностей первого типа возникает экстерогенное поведение, его импульс идет от потребности в предметах; потребности второго типа обусловливают интерогенное поведение, импульс которого идет как бы изнутри (диктуется потребностью в активности). Учеба представляет собой переходную форму между экстерогенным и интерогенным поведением.

Для нашего исследования важен ещё один принцип психологической теории деятельности - принцип деятельного опосредствования, введенный А.В.Петровским. Этот принцип означает, что содержание деятельности опосредует все психические процессы и состояния личности. Выражается это в особенностях взаимоотношений человека с другими людьми, в его поведении, поступках. Наиболее отчетливо действие этого принципа проявляется в групповой деятельности, особенности которой определяют формы и характер взаимоотношений членов группы.

Человеческая деятельность может быть одновременно связана с несколькими различными потребностями, целями и мотивами. Исключают потребности, цели и мотивы друг друга или нет, зависит от конкретных социальных условий и поэтому трудно выделить одну единственную схему классификации деятельностей, которая была бы абсолютной. Определение понятия «деятельности» данное в психологическом словаре является на наш взгляд наиболее общим: «Деятельность - это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образца и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действенности».

Г.В. Суходольский указывает, что в психологической теории деятельности нет однозначных толкований базовых терминов. В большинстве психологических концепций отражается стремление ограничиться в изучении деятельности узко психологическими закономерностями функционирования психики. Автором предлагается разработанная на основе системного подхода обобщенная психологическая концепция деятельности, в которой «психологический портрет любой деятельности синтезируется из четырех взаимосвязанных частей: морфологии, аксиологии, праксиологии и онтологии деятельностей». Эти четыре «подпространства» составляют первый уровень иерархической структуры. «На втором уровне соответственно выделяются: 1) составы и структуры, отражающие строение деятельностей, 2) потребности и удовлетворяющие их ценности, 3) развитие и функционирование, отражающие динамику и вообще праксиологический аспект деятельности, наконец, 4) существование и познание деятельностей».

В.Д.Щадриковым предлагается концепция системогенеза деятельности. Автор предлагает в качестве основных функциональных блоков системы деятельности выделить следующие: «1) мотивов деятельности; 2) целей деятельности; 3) программы деятельности; 4) информационной основы деятельности; 5) принятия решения; 6) подсистемы деятельностно важных качеств».

Используя терминологию теории сознания А.Н.Леонтьева, В.Д. Шадриков также отмечает, что «в ходе профессионализации потребности личность находит свой предмет в деятельности и, таким образом, происходит формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности (по Леонтьеву) и отдельных его аспектов».

Р.Х.Шакуров, отмечая, что в разнообразных предлагаемых психологами структурах деятельности представлены отдельные разрозненные компоненты, предложил свой подход к построению структуры человеческой деятельности. Он выделяет четыре основные фазы структуры: «ориентировка, программирование, реализация программы и коррекция (полученного результата). Каждая из них состоит из двух подструктур - динамизирующей и побуждающей. Динамизирующая подструктура включает в себя санкционирующий механизм и определенный вид действий (операций), а побуждающая - ценности и мотивы». Предложенная Р.Х.Шакуровым системно-динамическая концепция деятельности, позволяет проследить в процессе деятельности динамику ценностей и мотивации, что является для нашего исследования одной из важных задач.

Отличительная черта человеческой деятельности - ее целенаправленность. Наличие цели деятельности порождает намерение и мотив действий. Цель является регулятором всех форм активности. Другой отличительной чертой деятельности является ее осознанность, позволяющая рассматривать деятельность в единстве с сознанием личности.

Первое исходное условие для успешной учебной деятельности - высокая познавательная активность личности, создание сознательного отношения к учению, формирование мотивов и установки на познание. Готовность к учению выражается в интересе, который проявляется к деятельности по овладению предлагаемым материалом.

Общепринято выделять следующие цели учебной деятельности:

1. усвоение информации о свойствах вещей и явлений социальной действительности, значимых для успешной организации и осуществления деятельности. Результат такого усвоения - знания;

2. сознательное овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и внутреннего контроля совершаемых действий и поступков. Достижение этой цели формирует умения;

3. освоение и совершенствование способов выполнения действий в тех или иных жизненных ситуациях, доведение этих действий до высшего уровня профессионального мастерства, т.е. приобретение навыков.

Итак, рассмотрев предлагаемые различными психологами и философами теории деятельности, можно перейти непосредственно к деятельности, совершаемой студентами в процессе обучения в вузе. Основное в деятельности студентов - учится, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. Деятельность студента профессионально направлена. Она является формой его социальной и познавательной активности выражения стремлений к жизненному самоопределению и самоутверждению. К числу особенности деятельности следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладению знаниями, навыками, умениями, развитие личных качеств); особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде и т.д.); деятельность студентов протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности (книги, лабораторное оборудования, натурные и другие модели будущего профессионального труда и т.д.); для деятельности студентов характерна интенсивность функционирования психики, необычайно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов появляются перегрузки, вызывающие напряжения (сдача экзаменов, зачетов, защита дипломных проектов и др.).

На первых курсах деятельность студентов дополняют процессы адаптации к учебному процессу в вузе. Адаптация имеет различные направления: к новой культурной среде, коллективу, деятельности. Отсюда 3 основных аспекта адаптации: биофизический, психологический, социальный.

Учебная деятельность студентов может быть узконаправлена (стремление иметь положительные оценки, изучить основную литературу, иметь хорошие конспекты и т.д.), широкоактивной (достаточно полное понимание значимости учения, познавательные интересы, владение способами и приемами учебной деятельности, стремление общения с преподавателями, участие в работе кружков), творческой (глубокое понимание целей обучения в вузе, самостоятельность при изучении учебного материала, оригинальные выступления на семинарах и т.д.).

Согласно психологическому словарю, личность - это «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении». Личность - категория социальная. Это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. В психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих социальной активностью человека.

С.Л.Рубинштейн выделял 3 основных положения рассмотрения психологии личности:

«1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются

2. В психическом облике выделяются различные сферы или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии основные свойства смыкаются в единстве личности.

3. Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности».

В.С.Мерлин под личностью понимает подсистему определенного иерархического уровня в большой системе «человек-общество». Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от других иерархических уровней (т.е. от отношений личности). Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способностей; оно формируется в деятельности и, вместе с тем, в той или иной степени зависит от наследственных задатков.

А.НЛеонтьев определяет личность как представляющее собой некое неповторимое единство, некую целостность. За личностью признается роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. А.Н.Леонтьев выделил 3 основных параметра личности: «широту связей человека с миром, степень их иерархизиованности и общую структуру». Причем структура личности представляется им как относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий, т.е. определяется структурой направленности личности.

А.А.Бодалев, развивая теорию отношений В.Н.Мясищева, отмечает, что составляющая личность система отношений «выступает как определенная структура, в которой образующие её отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности - характер их проявления, устойчивость, действенность и некоторые другие свойства». Таким образом, отношение личности - это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса, одновременно это готовность к определенному действию, часто и само действие. Вместе с тем отношение - это всегда более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на неё откликаться. Выделяя три стороны проявления сущности личности в её отношениях - познавательную, эмоциональную и поведенческую, А.А.Бодалев отмечает их одинаковую важность влияния на реагирование личности вовне. Таким образом, отношение по существу своему представляет собой единство, своего рода «сплав», знания, переживания и поведения. Такое понимание сущности отношений личности позволяет нам выбрать в качестве предмета исследования отношение студентов к учебной деятельности, как наиболее устойчивое отражение личности обучающихся.

Личность студента - это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированному выполнению функции специалиста в той или иной области трудовой деятельности. Студент как личность и как человек определенного возраста может характеризоваться с трех сторон:

1. социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, группе.

2. с психической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний, образования и свойств личности. Главное здесь - психическое свойство (направленность, темперамент, характер, способности).

3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, цвет кожи, глаз, рост и т.д.

Если изучать студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. По мнению Б.Г.Ананьева, с этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производительную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. «Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализации - с другой стороны, выделяют этот возраст в качестве центрального периоду в становлении характера и интеллекта».

Проведенные в высшей школе исследования свидетельствуют о том, что развитие личности студента на различных курсах имеют некоторые особые черты. Формирование личность молодого человека, поступившего в высшее учебное заведение, проходит через следующие этапы:

1-курс решает задачи адаптации недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у I-ков отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

2-курс - период самой напряженный учебной деятельности студентов. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

3-курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе, как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

4-курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения производственной практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

5-курс - перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущую деятельность. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза. Таковы те факторы и обстоятельства, которые обуславливают специфику процесса становления личности на разных курсах вуза.

В учебной, общественно-политической, трудовой, научно-исследовательской, коммуникативной и других видах деятельности студент формирует и развивает у себя образцы стратегий и программ профессиональной деятельности, систему общественно- политических, нравственных, эстетических ценностей, навыки восприятия, понимания и оценки другого человека и самого себя, образцы поведения в коллективе и т.п. Иерархия деятельности студента становится реальным базисом его личности.

Как отмечают Ю.Р.Вишневский и Л.Я.Рубина, особенностью современного студенчества является то, что « процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путём формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путём выбора форм социального взаимодействия».

Анализ главных целей жизни студентов позволил Э.Н.Фаустовой сделать вывод о том, что в новых условиях возрастает значение индивидуальной жизни. В исследовании также выяснялось содержательное отношение студентов к учебе. 60% опрошенных студентов проявили удовлетворенность избранной ими областью знаний, стремление получить основательную профессиональную подготовку и общее интеллектуальное развитие.

Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк, отмечают, что многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. «Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией».

А.Г.Эфендиев и О.М.Дудина провели в 1995 году социологическое исследование московского студенчества. В отчете приводится следующая характеристика современного студенчества: «1) структура студенчества формируется под влиянием механизмов саморегуляции, интенсивно и расширенно пополняясь за счет выходцев из «средних» и «высших» слоев специалистов с высшим образованием, руководителей высокого уровня, предпринимателей; 2) это приводит к их преобладанию над выходцами из слоев работников менее квалифицированного труда». В результате такого спонтанного формирования, среди родителей студентов широко представлены наиболее адаптировавшиеся к рыночным отношениям. Авторы указывают на ещё один фактор стабилизации уровня жизни студентов - это дополнительные заработки. Ю.Р.Вишневский и Л.Я.Рубина отмечают тот же факт. Таким образом, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как «наряду с учебной они (дополнительные заработки) становятся второй основной деятельностью студенчества, новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов, а не только улучшения материального положения».

По данным исследования, лишь для 43,4 % опрошенных студентов качественное образование является главной ценностью. Большинство студентов учиться не выходя за рамки заданного преподавателем и вузом. Как утверждают авторы, «прагматичное отношение к учебе является своего рода компромиссом между ценностью высшего образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что многие выпускники не смогут воспользоваться в полной мере образовательным потенциалом, который получили».

Мы подошли к важной проблеме современного высшего образования - проблеме трудоустройства выпускников. Комплексное исследование проблем жизнеустройства и безработицы молодежи показало, что «возможность получить хорошую работу считают вполне реальной 39% опрошенных, маловероятной - 39%; иметь хороший заработок надеются 37%, считают это маловероятным - 44% В целом 43% опрошенной молодежи заявило, что их удручает неопределенность будущего». По данным опроса в рамках программы «Общественное мнение» - 71% респондентов считают, что в условиях рынка необходимы серьезное образование и высокая квалификация. При этом «по окончании вуза предполагают работать по специальности 23%, столько же искать место с хорошим заработком, 20% - открыть свое дело, 21% - жить, как получится. При сравнении студентов бюджетных и коммерческих вузов, выявлены следующие различия в структуре мотивации получения высшего образования: «бюджетные» студенты в целом обнаружили достаточно традиционные установки - получить диплом, приобрести профессию, вести научные исследования, развивать свои интересы и способности, пожить студенческой жизнью. У «коммерческих» студентов в структуре мотивации преобладают стремление освоить теорию и практику предпринимательства, добиться материального благополучия, стать культурным человеком».

Как видно из приведенных в литературе результатов исследований студенчества как социальной группы, в настоящее время есть ряд противоречий и проблем ее существования и полноценного развития личности молодых людей в процессе обучения в вузах.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (п.5 ст.37) вводится новая структура обучения. Многоуровневая структура высшего профессионального образования предусматривает после завершения очередного уровня образования выдачу выпускнику диплома государственного образца: первого уровня - о неполном высшем образовании (после не менее двух первых лет обучения), второго - диплом бакалавра и по окончании третьего уровня выдается диплом магистра или специалиста (инженера, менеджера и т.п.). Рассмотрим подробнее основные положения этой структуры, касающиеся каждого уровня. Ниже приведены выдержки из следующих документов: «Положения о подготовке бакалавров и магистров в Казанском Государственном Технологическом Университете», Казань, 1995г., «Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 25.01.00», 1994г. и «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», М., 1996г.

Подготовка бакалавра осуществляется по основной профессиональной образовательной программе, включающей гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофильные дисциплины направления, специальные дисциплин и практику, имеющие профессиональное назначение. Профессиональная ориентация бакалавров начинается с 3-4 курсов на выпускающих кафедрах. Бакалавр должен быть подготовлен к обучению в магистратуре по данному направлению; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по определенным специальностям в сокращенные сроки; к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

Подготовка магистров осуществляется на основании утвержденного Госкомвузом России Положении о магистерской подготовке от 10.08.93 №42. Она реализует одну из основных профессиональных образовательных программ и ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Магистр должен быть подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого профессионального образования в соответствующем направлении и углублённой профессиональной специализации, владения навыками научно- исследовательской и научно-педагогической работы, а также к обучению в аспирантуре по однопрофильным специальностям. Сферами профессиональной деятельности магистра являются: научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности; государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.

Специалист (инженер, менеджер и т.п.) проходит подготовку на основе второго уровня высшего образования. Специалист, успешно окончивший курс профессиональной подготовки и получивший диплом государственного образца, может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, инженерно-технологическую. Он ориентирован для работы в отраслях народного хозяйства, связанных с его специализацией, а также в научно-исследовательских и проектных организациях в первичных должностях инженера, инженера-технолога, начальника смены, младшего научного сотрудника. Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

Главное отличие многоуровневой структуры образования заключается в том, что лицам, успешно завершившие определенный уровень, предоставляется право сменить специальность, изначально выбранную, и продолжить обучение в любом другом высшем учебном заведении России бесплатно на следующем уровне. То есть студенты имеют возможность более основательно подойти к выбору свой будущей профессии. Этим снимается проблема неосознанного и нередко неудачного (из-за недостатка знаний и представлений выпускников средних образовательных учреждений о выбираемой ими специальности) выбора при поступлении в вуз. Проходя фундаментальную подготовку первого уровня, студент имеет все возможности для самоактуализации (самоопределении) и ориентации в предпочтенном направлении научного знания. Естественно, что студент, утвердившийся в своем правильном выборе специальности, будет более мотивирован на получение образования в процессе профессиональной подготовки. Соответствие целей обучения ценностным ориентациям студентов способствует их удовлетворенности процессом учебной деятельности.

Таким образом, нами обнаружены многочисленные исследования, касающиеся изучения социальных групп, различные теории деятельности и личности. В литературе есть данные об особенностях студенчества как социальной группы, специфика деятельности и личности студентов вузов. Но отсутствуют исследования, раскрывающие специфику развития личности студентов в процессе обучения в многоуровневой структуры профессионального образования. Нет достоверных описаний социально-психологических феноменов, протекающих в таких новых студенческих группах, как бакалавры, магистры или специалисты. В этом мы видим одну из главных задач нашего исследования.

 

Автор: Гаврилова О.В.