14.03.2013 22850

Ценностно-мотивационные особенности личности студента

 

В процессе учебной деятельности перед студентами ставятся определенные задачи обучения. Их эффективное выполнение зависит от личного интереса, проявляемого студентами к процессу обучения. Главная цель вуза заключается в том, чтобы обеспечить принятие студентами общественно значимых целей обучения в качестве личностно значимых целей учения. Такое слияние иногда называют «мотивационно-целевым резонансом». Поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии, по мнению Н.В.Кузьминой, является профессиональная направленность, которая определяется как интерес к профессии и склонность ею заниматься. Понятие «направленность» включает в себя представление о цели; мотивы, побуждающие к деятельности; эмоциональное отношение к этой деятельности, удовлетворенность ею.

Как справедливо указывает В.А.Якунин, цели обучения и учения чаще всего не совпадают, так как принадлежат к внешнему и внутреннему слою ценностной структуры. «Отношение к учению как к средству достижения целей обучения (т.е. к учебной деятельности) образует второй уровень мотивационно-целевой основы обучения - учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм и способов организации с точки зрения их личных, индивидуальных потребностей и целей». Проведя психолого-педагогическое исследование мотивационно-целевой направленности студентов санкт-петербургских вузов, автор пришел к следующим выводам. Основные ценности-цели имеют стабильный и независимый характер в процессе профессионального и социального становления личности студентов в период обучения их в вузе и дальнейшей самостоятельной деятельности в качестве молодых специалистов. «Иерархия цели-ценности выглядит таким образом: любовь и счастливая семейная жизнь (1); наличие хороших и верных друзей (2); интересная работа (3); общая хорошая обстановка в стране (4); активная жизнь (5); здоровье (6); познание (7); свобода (8); творчество (9); красота в природе (10)».

Понятие ценность широко используется во многих науках. В социальной психологии помимо ценностей, оперируют понятием ценностные ориентации. В общем виде под ними понимают «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров».

Одним из первых понятие «ценностные ориентации» описал В.Б.Ольшанский. Понимая под ценностной ориентацией цели, стремления и жизненные идеалы, он рассматривает их в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании. «Индивидуальные отклонения от системы ценностей группы отражаются в поведении индивида. Это определяет отношение к нему в коллективе. Это отношение, однако, может выступать и как детерминант, в соответствии с которым человек меняет свою ценностную ориентацию». Б.Г.Ананьев определял ценностные ориентации как направленность личности на те или иные ценности окружающего его мира.

А.Г.Здравомыслов и В-А.Ядов, анализируя отношение к труду, под ценностными ориентациями понимали «установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы». Причем установка рассматривалась ими, вслед за Д.Н.Узнадзе, в качестве связующего звена между потребностью субъекта и объективной ситуацией удовлетворения потребностей. Позже А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов были вынуждены на базе теории установки формулировать новые понятия, так как непосредственный перенос «ценностных ориентаций» на установку оказался невозможным. В силу того, что социально-психологическое понятие - ценностные ориентации и общепсихологические - установка и фиксированная установка - существуют лишь параллельно, не входя в единую систему.

В.А.Ядов справедливо указывает на то, что «формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении, притом в социально-конкретных, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни общества и социальных групп, к которым принадлежит индивид и с которыми себя идентифицирует, а следовательно - мировоззрение, идеологию и образ мыслей которых он разделяет».

К.Д.Давыдова соотносит понятия “социальная установка” и “ценностная ориентаци” через понятие «ценностная установка». Во-первых, социальная установка определяется ею как «фиксированная установка на социальные объекты, формирующаяся на основе единства потребности, среды и социальных ожиданий. В основу социальной установки положены прошлый опыт общества (группы) и настоящий опыт индивида. Социальная установка включает в себя отношение, которое как феномен осознания возникает на основе осознания селективности установок. Отношение всегда имеет оценочную сторону и может быть выражено принятием, непринятием, индифферентностью; 2) ценностная установка - социальная установка, направленная на значимую для субъекта и общества ценность - объект материальной и духовной культуры общества; 3) ценностная ориентация - это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определенную иерархически организованную структуру и определяет направленность личности».

Ценностные ориентации как сложную систему понимают психологи, изучающие ценностное единство групп и коллективов. В рамках концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разрабатываемой А.В.Петровским, ценостно-ориентационное единство в качестве показателя групповой сплоченности выступает как «интегральная характеристика системы внутригрупповых связей, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций».

Б.Ф. Ломов также указывая, что ценностные ориентации представляют собой психологическую систему, в отличии от А. В. Петровского, подчеркивает ее динамичность. В его трактовке ценностные ориентации это «многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса».

Механизм ценностных ориентаций раскрывают также с позиций теории «отношений». В.Н.Мясищев писал: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».

В.Н.Мясищев также отмечал, что отношения индивидов определяются обобщенными, общественными, принятыми в группе отношениями. С точки зрения теории отношений, ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой - как система установок, которые регулируют поведение личности в конкретный момент. Однако, следует учитывать то, что установка В.Н.Мясищевым характеризуется готовностью, а отношения - избирательностью. То есть в ценностных ориентациях объединяются избирательность (привлекательность) ценностей и готовность подчинить активность этим ценностям.

Развивая концепцию отношений личности, В.С.Мерлин так определяет функции отношений: 1) они представляют собой отношения сознания в целом (целостность сознания проявляется в отношениях личности); 2) служат выражением взаимосвязи субъекта и объекта (т.е. всегда имеется объект отношений); 3) как в высокой степени обобщенные отношения к значимым сторонам действительности играют важную роль в общественно-трудовой деятельности; 4) сохраняют устойчивость и постоянство на протяжении длительного отрезка времени.

С точки зрения психологии личности, сложность структуры ценностных ориентации подчеркивал З.И.Файнбург. Он отмечал, что ценностные ориентации - это сложное образование, которое включает в себя «разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности. Специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также сущности своего собственного «Я».

В психологическом смысле, ценность, в системно-динамической модели деятельности Р.Х.Шакурова, содержит два основных элемента - представление о предмете (когнитивный компонент) и отношение к нему (эмоционально-оценочный компонент). Ценностные ориентации, в трактовке автора, представляют собой «устойчивые осознанные и упорядоченные эмоционально-оценочные отношения личности к определенным объектам». Указывается, что в процессе социализации и самореализации, ценностные ориентации «интегрируются и структурируются, иерархизируются и придают поведению личности устойчивую направленность»

Структура ценностных ориентаций студентов формируется в рамках того образа жизни, который свойственен им как особой социальной группе. О.А.Аникеенок было проведено исследование ценностных ориентаций студентов СПУЗ, которой опиралось в теоретическом плане на системно-динамическую теорию деятельности Р.Х.Шакурова. В частности, автор пришел к выводу о том, что «ценностные ориентации образуют сложную, многоуровневую структуру, в которой существует «ядро» из нескольких базовых ценностей, слабо подверженных влиянию половых, социальных и психических различий». «Ядро» состоит из общечеловеческих ценности «здоровья», «счастливой семейной жизни», «друзья», а среди ценностей учебной деятельности выделяются - «получение диплома», «престижной специальности» и т.п.

Данные исследования Э.Н. Фаустовой показывают, что приблизительно две трети студентов заинтересованно относятся к учебе, своему профессиональному становлению и развитию общей культуры. Около трети относятся к получению образования формально, учатся в основном по инерции, по-видимому, в русле еще недавно господствовавшего в общественном мнении высокого престижа высшего образования, а также прогнозирования определенной социальной роли, обусловленной дипломом вуза. Иерархию сфер, на которые направлены интересы студентов выглядит следующим образом:

1. Личная жизнь молодых людей и семья (28%). 2. Работа, карьера (14%) - столь низкий показатель свидетельствует о тревожной ситуации с целевыми установками студенческой молодежи. 3. Сфера общения (14%). 4. Внутренний мир человека (12%). 5. Общение с природой (3%). 6. Отдых и развлечение (3%»). 7. Приобщение к искусству (2%). 8. Общение с компьютерной техникой (2%). 9. Спорт (1%).

М.М.Соколовой под руководством М.Г.Рогова  было проведено исследование, направленное на изучение мотивации учебной и коммерческой деятельности студентов. Данные, относящиеся к ценностным ориентациям студентов вузов, позволили составить обобщенный портрет современного студента: «для него очень важно общение со сверстниками Он старается быть целеустремленным и настойчивым, заинтересован в результатах своих усилий. Современного студента мало интересует власть как средство достижения целей, у него не очень высокие запросы. В то же время он не очень ценит рационализм и инициативность»

Такова иерархия ценностных ориентаций студентов высших учебных заведений. Безусловно, именно они определяют направленность активности студентов вузов. Принимая во внимание то, что мотивационная структура учебной деятельности - это многомерная система, состоящая из разнородных, одновременно существующих компонентов, и то, что она, безусловно, связана со структурой ценностных ориентаций студентов, мы хотели бы разобраться в самом понятии мотивации, имеющем многочисленные толкования.

Изучение мотивации в отечественной и зарубежной психологии ведется с разных методологических позиций. В западной психологии термин «мотивация» используется в различных смыслах, поэтому логично рассмотреть здесь наиболее влиятельные концепции. Еще в 20-х годах XX века наиболее популярным понятием было понятие инстинкта. В.МакДугал и 3.Фрейд считали инстинкт единственной категорией, связанной с мотивацией, рассматривая его как врожденный побудитель. В психоанализе сознание определяется как сопутствующий момент влечений. Оно лишь оправдывает инстинктивные побуждения и не заключает в себе собственную активность, способную управлять и регулировать поведение и деятельность человека.

Другим понятием, которое, так или иначе, связано с категорией «мотивация», можно назвать понятие «драйва». Драйв как термин означает побудительную силу или первичные животные побуждения, которые заставляют животное быть активным. Драйв означает органическую предрасположенность реагировать на воздействия внешней среды, инстинкт же действует и побуждает независимо от внешней среды. Эта теория родилась в рамках учения бихевиоризма. Сторонники необихевиоризма ввели в классическую формулу Уотсона и Торндайка «стимул-реакция» так называемые промежуточные переменные. Теория промежуточных переменных не только признавала сознание, но и рассматривала его как явление, способное побуждать и регулировать поведение и деятельность человека. С этого момента категория мотивации начинает занимать важнейшее место в ряду актуальных проблем обучения поведению. Появляются понятия «драйв», «потребность».

Рассмотренные теоретические положения фрейдистов и бихевиористов позволяют утверждать, что мотивация ими понимается как общий термин для обозначения активности организма. В основе многих фрейдистских и бихевиористских теорий о мотивационных механизмах лежит гомеостатическая модель. Она просматривается и в теории К.Халла, Уотсона и др.

В западной психологии видное место в учении о мотивации занимает так называемая теория «социальной мотивации», основоположником которой был К.Левин. К.Левин нанес значительный удар по ассоцианистской сущности бихевиоризма, выступив против активности ассоциаций. По его мнению, активностью обладают лишь те «единицы» психики, в которых сохраняется специфика целого. К таким «единицам» он отнес потребности и мотивы. За этим положением стоит основная идея гештальтпсихологии. К.Левин выявил постоянную связь поведения человека с теми потребностями и мотивами, которые его побуждают; он отчетливо показал, что человек всегда существует в определенной «актуальной ситуации», некотором «силовом психологическом поле», где каждая вещь выступает не сама по себе, а в ее отношении к человеку, точнее, к его потребностям и стремлениям. По теории психологического поля каждая вещь или явление, с которыми взаимодействует человек, обладает валентностью. Это позволяет значительно расширить круг побудителей поведения. К ним К.Левин отнес цели и намерения, которые по своим характеристикам сходны с потребностями и мотивами. Выделяются два типа поведения «полевое», подчиненное влиянию вещей, и «намеренное», связанное со смыслом квазипотребности. Т.е., за валентностью вещей стоит не сущность, не реальное содержание, а внешнее проявление вещи. Факторы возникновения потребности как источника определенных психических напряжений имеют не биологическую природу, а скорее социальную, психологическую.

«Стремление к успеху» и «избегание неудачи» изучались в зарубежной психологии Дж.У.Эткинсоном, Д.Макклелландом  и др. Развивая концепцию Д.Макклелланда, Дж.У.Эткинсон формализовал два психотипа, различающиеся по их восприятию успеха и поражения. Он описал тенденции к успеху и поражению формулами:

- тенденция к успеху: Ту=Му*Ву*Иу, где М - мотивация к достижению успеха, В - вероятность достижения и И - стимул к достижению успеха.

- тенденция к избеганию поражения: Тп=Мп*Вп*Ип, где М - мотивация к избеганию поражения, В - вероятность поражения, И - стимул к избеганию поражения.

В теории социальной мотивации необходимо подчеркнуть положение, связанное с системой человеческих потребностей как с главными источниками активности личности. Представителем этой концепции является А.Маслоу. Как известно, через самоактуализацию индивид способен раскрыть свою индивидуальную сущность. Самоактуализация - это изначальная мотивационная основа для становления индивидуальности в человеке.

Наряду с рассмотренными концепциями КЛевина, А.Маслоу, Дж.У.Эткинсона и др., необходимо обратить внимание еще на одно направление исследования потребностей как мотивационной основы поведения и деятельности человека. Представителями этого направления являются Дж.Гилфорд  и Р.Кэттелл. В их понимании потребности есть факторы мотивации, ее причинная обусловленность. Особенности мотивации, характеризующиеся чисто человеческими признаками, были изучены П.Фрессом, Ж.Нюттенем, Ле Ни, Ф.Олпортом  и другими европейскими психологами. В своих работах они делят мотивацию на первичную и вторичную. Ж.Нюттен делил потребности на два уровня: «организм-среда» и «личность-мир». П.Фресс считает, что вторичная мотивация имеет общественную природу и не зависит от физиологических потребностей. По мнению европейских психологов, мотивация имеет регулирующую функцию, поведение может регулироваться посредством детерминации будущим. Возможность такой детерминации заключена в мотивационном уровне «личность-мир» и составляет ее специфическую особенность. На основе результатов усвоения умений, навыков, привычек человек приобретает такое свойство мотивации.

На основе анализа концепций Ли, Тарпи, Вэбли можно выделить причины, заставляющие индивидов работать: 1) инструментальные, связанные с необходимостью зарабатывать средства к существованию; 2) удовольствия, связанные с ценностью работы как таковой; 3) самореализация, связанная с потребностью реализовать потенциальные возможности индивида; 4) социальные, связанные с определенными психосоциальными нормами, утверждающими ценность и важность работы.

Итак, объединяя все выше изложенное, можно выделить несколько типов мотивации, разрабатываемых американскими и европейскими психологами. К первому типу относится мотивация с биоэнергетической основой: «мотивация инстинкта», «мотивация влечения», «мотивация драйва». В качестве ведущего механизма этого типа мотивации выступает физиологический гомеостаз, т.е. стремление системы к восстановлению своего равновесия. Ко второму типу относится мотивация с психоэнергетической основой: «мотивация потребности», «мотивация психических и социальных факторов».

В отечественной психологии также нет однозначного представления о мотивационных механизмах. Общепризнанным считается, что мотивация соотносит влияние внешних для личности факторов деятельности с внутренними свойствами и возможностями человека как субъекта деятельности. В отечественной науке разработаны несколько принципов исследования проблем мотивов, мотивации. В частности, СЛ.Рубинштейн использовал принцип детерминизма для характеристики связи человека с природой, с социальной средой, он утверждал, что внешние причины действуют на человека через его внутренние условия.

В результате проведения Н.С.Кузнецовым  исследований проблемы социального и индивидуального в мотивации выявлено, что принцип структурности позволяет рассматривать человека и его мотивацию не непосредственно, а через социальные подструктуры, каковыми являются массы, разнообразные общественные группы, институты (социальная среда). В свою очередь, сами подструктуры, их тип и социальные особенности определяются типом производственных отношений, базисом общества. Структурность означает требование рассматривать сферу и сам мотив как определенную систему взаимосвязанных компонентов. Мотив - это не элементарное и не неделимое явление. Он имеет сложное внутреннее строение и определенную закономерную организацию.

Следующим важнейшим принципом мотивации человека является принцип связи сознания и деятельности. Как указывают известные советские ученые А.НЛеонтьев, Л.С.Выготский, СЛ.Рубинштейн, Е.В.Шолохова, Л.И.Божович, П.М.Якобсон, В.С.Мерлин и др., сознание обладает мощной регулирующей функцией. На основе отражения действительности сознание регулирует общественные взаимоотношения людей, отношения с окружающим миром.

Отечественные психологи В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, И.А.Джидарьян, В.И.Ковалев утверждают, что мотивация является глубоко личностным образованием. Мотив тесно связан с типологическими особенностями личности, с темпераментом. Он пронизывает все структурные образования личности, особенно ее направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и деятельность. В соответствии с принципом единства деятельности и личности, если мотивы являются выражением сущности личности, неразрывны с ней, обеспечивают ее взаимодействие с окружающей средой и социальными условиями, то они находятся в единстве с деятельностью личности, ее поведением.

Исследователи, предлагающие различные теории мотивов, по-разному описывают мотивационные процессы и механизмы его формирования.

Согласно психологической теории Д.Н.Узнадзе, для понимания целесообразного поведения человека необходимо изучение того целостного психического состояния индивида, которое создается у него перед осуществлением любого поведения, то есть установка. Теории установки говорит, что у человека под воздействием потребности и соответствующей среды создается целостное психическое состояние, готовность к поведению, определяющая его последующую активность, придающая ей целесообразное направление. В зависимости от того, какие у человека потребности и в какой предметной среде он находится, у него создается определенная установка, в соответствии с которой и осуществляется поведение.

В теории мотивов А.Н.Леонтьева «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; т.н. смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), лишены смыслообразующей функции; т.н. мотивы-стимулы.

Распределение функций смыслообразования и только побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов».

В рамках концепции системогенеза деятельности В.Д.Шардикова, при исследовании динамики развития и трансформации мотивационной структуры субъекта деятельности, показано, что «это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы находят свой предмет в трудовой деятельности; во-вторых, наблюдается динамика мотивов профессиональной деятельности, которая выражается: а) в появлении новых и инволюции ряда ранее действовавших мотивов; б) в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов; в) в изменении структуры мотивов». Автор выделяет в качестве критических моментов в генезисе мотивации «принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности. На разных этапах профессионализации ведущими становятся различные мотивы». Это явление автор назвал «дрейфом» мотивов, в отличии от сдвига мотивов по А.НЛеонтьеву. Однако, в описанных примерах формирования психологической системы деятельности автор останавливается в основном на внешней, результативной стороне освоения деятельности. Мы же в нашем исследовании, опираясь в том числе и на продуктивные теоретические основы системогенетического подхода В.Д,Шадрикова, хотим проследить влияние еще и внутренних факторов на процесс освоение профессии.

В.Г.Асеев, описывая процесс формирования личности через смену мотивационных установок, предлагает рассматривать его, как «в некотором смысле процесс перестройки значимости побуждений: одни побуждения повышаются в значимости, другие снижаются, становясь из идеала повседневной действительностью или уходя совсем из жизни и личностной сферы человека. Побуждения, так или иначе, взаимосвязаны друг с другом либо в содержательно-смысловом плане, либо через общие средства реализации». Здесь возникает параллель с теорией самореализации А.Маслоу. Так как снижение или удовлетворение побуждений приводит к актуализации других, на которые и переключаются ресурсы.

Еще одна теория была предложена Р.Х.Шакуровым. Исходя из определения данного Х.Хекхаузеном, под мотивом он понимает «устремление личности к определенной ценности, ставшее внутренней побудительной причиной её действий (поступков) или деятельности». Мы согласны с положением системно-динамической концепции Р.Х.Шакурова, касающегося того, что центром (ядром) устремлений является ценность. Процесс формирования мотива деятельности автор предлагает рассматривать в виде следующей цепочки: потребность - дефицит(барьер) - предмет потребности - эмоциональная реакция - ценность - устремление - задач (барьер) надежда (вера, уверенность) - мотив - действие. Итак, «мотив - это не атрибутивная, а функциональная характеристика потребностей: если они выполняют функцию побуждения к действию, то получают новое название - мотив».

В.Г.Леонтьев, понимая под мотивом «целостный способ организации активности человека», выделяет когнитивные, потребностные и регуляционно-исполнительские функции мотивов. Эти функции, имея самостоятельное значение, включаясь в состав мотивации, не теряют своего значения. Мотив отражает состояние целостной структуры личности, учитывает «интересы» всех систем и является регулятором исходных побудителей. Его основной функцией является селекция потребностных возбуждений и формирование направленности деятельности.

Селективная функция обеспечивает отбор потребностных возбуждений, влечений, стремлений, желаний и т.д. с целью установления приоритета их удовлетворения. На ее основе в процессе мотивации оценивается значимость возникшей потребности для настоящего и будущего личности. Оценочный механизм формируется в процессе жизнедеятельности человека. Мотив может задерживать и санкционировать удовлетворение актуальной потребности, согласуя это с интересами личности. Следовательно, можно сказать, что мотив, помимо побудительной, обладает оценочными, регуляторными характеристиками, которые или связаны с сознанием, или базируются в сфере сознания. Все эти характеристики в совокупности составляют содержательную сторону мотивации, которую можно свести к общему свойству - направленности человеческой активности.

А.К.Маркова пишет: «Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности». Направленность как содержательная сторона мотива представляет собой вектор и ориентированность побудителя. Она непосредственно связана с объектом, на который ориентирована деятельность. Направленность влияет на возникновение мотивов, хотя, в свою очередь, и мотивы способствуют формированию направленности. Если направленность выражает устремленность к цели, то мотивами определяется ее постановка. Так, профессиональная направленность человека, стремление овладеть профессией, определенная потребность в труде, возникает под влиянием совокупности мотивов, связанных с общественной значимостью специалистов данной профессии.

Таким образом, направленность выражается в целях и мотивах поведения студента, его интересах, потребностях, идеалах, убеждениях, установках. В целевой активности студента важную роль играет и установка - своеобразная форма направленности личности, определяющая ее готовность к деятельности в данных условиях. Благодаря установке происходит объединение потребностей и различных ситуаций, в которой она удовлетворяется.

В.И.Ковалевым предлагается следующая общая классификация мотивов. В первой группе объединены мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями личности по критерию их содержания (идейные, политические, нравственные, эстетические и т.п.). Во второй группе он выделил мотивы по источнику возникновения, обусловленности - широкие социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные), и поощрительные (стимульно-поощрительные).

В отдельную группу В.И.Ковалев объединяет мотивы по видам деятельности - общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные. По времени проявления выделяются постоянно, длительно и кратковременно действующие мотивы. Первые действуют на протяжении всей жизни (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей), вторые - в течении многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности) и третьи - в течении ограниченного временного интервала (например, связанные с познанием чего-то нового). По силе проявления мотивы разделяются на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, которые характеризуются средней силой их проявления, и слабые, оказывающие на деятельность малозначимое влияние, хотя и побуждающие ее. Мотивы подразделяются и по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. По проявлению в поведении выделяют реальные, или актуальные, и потенциальные мотивы.

Своеобразие всех этих групп мотивов характеризует мотивационную сферу личности. При этом первые три группы составляют ее содержательную характеристику, а четыре последние - динамическую. Исследования, проведенные В.И.Ковалевым, показали и мы будем это использовать в своей работе, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимо: 1) развитость мотивов данной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней; 2) достаточная их сила; 3) устойчивость; 4) определенная структура мотивации (наличие всех четырех основных групп - сила, время действия, степень устойчивости, проявление в поведении); 5) их определенная иерархия (определенная на основе оценки «главенствования» различных групп мотивов).

При достаточной мотивации учебной деятельности в целом у абсолютного большинства студентов (95%) у части из них (до 65%) обнаруживается слабая и неустойчивая мотивация изучения отдельных дисциплин. Негативное отношение к обучению в вузе иногда возникает из-за несоответствия ранее существовавшего представления о профессии тому, что студент встретил в вузе, иногда его появление обусловлено недостаточной подготовленностью к вузовской системе обучения или из-за решения перейти на другую специальность.

Исследование И.А.Бахтиной, посвященное изучению мотивации учебной деятельности студентов ССУЗ, позволило сделать вывод о том, что для студентов характерен высокий уровень мотивационной вовлеченности в учебную деятельность. Структура мотивации учебной деятельности студентов у автора зависит от «мотивов выбора профессии и индивидуально-психологических свойств личности, таких как потребность в достижении, тревожность, уровень субъективного контроля». Причем доминируют в структуре мотивы достижения успеха в жизни, самоутверждения и самореализации.

Мотивация личности как проявление общественных отношений, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние и на ее профессиональное самоопределение, а затем - на удовлетворенность профессией. Выбор профессии - важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенность человека своим трудом, стремление повышать квалификацию и многое другое. Профессиональная подготовка - важный жизненный этап каждого человека. Мотивы профессиональной подготовки зависят от уже сложившихся в школе соответствующего отношения к учению, к овладению знаниями и от отношения к избранной профессии как проявления совокупности мотивов выбора профессии.

Г.Розенфельд приводит в своих исследованиях следующие контент-категории мотивации обучения:

1. Обучение ради обучения: без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

2. Обучение без личных интересов или выгод.

3. Обучение для социальной идентификации.

4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

5. Обучение по принуждению или под давлением.

6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

Существуют различные классификации мотивов учебной деятельности и в отечественной психологии. Например, JI.И.Божович выделяет при исследовании учебной деятельности мотивы, обусловленные самой учебной деятельностью, и мотивы коллективистские. Также основана на анализе учебной деятельности школьников классификация, предложенная П.М.Якобсоном. При этом он выделяет следующие группы мотивации: 1) возникающая вследствие осознания неудобств учебной деятельности («отрицательная мотивация»); 2) связанная как с «широкими социальными мотивами» (по Л.И.Божович), так и с узколичностными - дорога к личному благополучию («положительная мотивация»); 3) связанная с самим процессом учебной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки мотивация изменяется в сторону адекватности деятельности и что в структуре мотивации возрастает роль профессиональных и общественно значимых мотивов и уменьшается роль научно-познавательных. Только к 4-му курсу обучения в структурах образа профессионала и в его мотивационной сфере начинают преобладать компоненты, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности.

Успешное овладение специальностью, напряженная учеба достигаются при положительной мотивации. Мотивы профессиональной подготовки тесно связаны с мотивами как выбора профессии, так и последующей профессиональной деятельности. Важное значение имеет задача формирования личности в процессе обучения в вузе. Повысилось значение последующей самостоятельной учебы, а это возможно при сформированности необходимых мотивов.

Главная особенность профессиональной подготовки в ее подчиненности профессиональной деятельности. Следовательно, мотивационная сфера личности, зависящая от условий профподготовки, должна иметь двухуровневую структуру: один - мотивов профессиональной деятельности, другой - мотивов профессиональной подготовки, при этом второй подчинен первому. Мотивы в процессе профессиональной подготовки существуют как потенциальные. В ходе профподготовки формируется мотивация, адекватная именно этому процессу, а не профессиональной деятельности.

Развитие и становление мотивации учебной деятельности зависит от подкрепления в виде результата и успеха выполнения этой деятельности, а также подкрепления в виде овладения соответствующими способностями, отношениями, переживаниями, повышением социального статуса в реальных контактных группах. Формирование мотивации, как превращения ее в свойство личности, в устойчивое и действенное личностное образование, происходит в условиях развития и формирования учебной деятельности, овладения ее операционным составом, механизмами обратной связи, развитие способности к эвристическому способу решения учебнопознавательных, социальных задач и требований

В коллективной монографии  при обобщении выделены по содержанию несколько групп мотивов учебной деятельности студентов: широкие социальные, научно-познавательные, профессиональные, утилитарные, социальной идентификации.

Г.П.Давидюк выделяет несколько основных (базовых) мотивов деятельности студентов:

1. Мотив продвижения в профессиональной иерархии, который выражается высказываниями респондентов о целях, мотивах и т.д. деятельности, содержащих ссылку на интерес к профессии, желание стать высококвалифицированным специалистом, интерес к науке и т.п.

2. Мотив продвижения в административной иерархии подразумевает ссылку на возможность заниматься организаторской деятельностью или возможность приобрести организаторские навыки, руководящую работу в будущем и т.п.

3. Мотив продвижения в культурной иерархии подразумевает ссылку на высокие моральные качества, высокий уровень общей культуры, расширение кругозора и т.п.

4. Мотив сохранения (под этим уровнем мотивации подразумевается «сфера приспособительской мотивации личности», т.е. механизмы, регулирующие поведение индивидов в группе) в терминах респондентов выражается в ссылках на семейные традиции, стремление не подвести коллектив, влияние общественного мнения, подчинение требованиям общества и т.п.

Доминирующими мотивами у студентов, по исследованиям Г.П.Давидюка, являются мотив продвижения в профессиональной иерархии и мотив сохранения. То есть можно говорить о двух уровнях деятельности студента: первый, где студент осуществляет продвижение в профессиональной иерархии или деятельность по сохранению системы общения или ее состояния и второй уровень, где фигурирует учебная, общественно-политическая, коммуникативная и другие виды деятельности.

В исследованиях М.Г.Рогова. посвященные студентам высшей школы, говорится о преобладании внутренней мотивации над внешней. «Основными мотивами учебной деятельности являются мотивы развития личности и мотивы достижения, а среди конкретных факторов наиболее велика роль стремления к успеху, материальному благополучию, расширению своего интеллектуального и культурного потенциала, самостоятельности в жизни».

Как подчеркивает Д.А.Леонтьев. «ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой». Мы согласны с мнением автора и будем рассматривать ценностные ориентации как элемент ценностно-мотивационной сферы студентов.

О связи ценностей и мотивов вскользь говориться давно, но до сих пор ценностно-мотивационная сфера как единая система исследована крайне мало. Как считает Б.Ф.Ломов, психологическая система «мотив - цель» представляет собой качественно новое образование отличное и от мотива, и от цели в отдельности. Вектор «мотив - цель» и есть мотивация - направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности. Мотивация - это продукт отражательных процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями. В мотивации человек осознает мотив и наделяется волевыми усилиями достижения цели. И.М.Попова отмечает, что целесообразно связать мотивацию с ценностным характером регуляции человеческой деятельности. «Мотив и является тем средством, с помощью которого личность, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение, соотнося его с определенными ценностями и нормами». Мотивация, по мнению автора, «становиться механизмом, с помощью которого идеалы корректируются и который принимает непосредственное участие в формировании новых ценностей. Таким образом, мотивация выступает как динамическая сторона ценностной ориентации».

Соотношение понятий ценностей и мотивации предлагается рассматривать в рамках двухуровневой модели мотивации, предложенной Е.Ю.Патяевой. В этой модели один уровень формируется конкретно-ситуационными мотивационными образованиями, другой - внеситуационными, устойчивыми и обобщенными. Причем ценности играют роль тех устойчивых мотивационных образований, которые составляют второй уровень и влияют на формирование конкретно-ситуационной мотивации, подчиняя ее жизнедеятельности человека или группы. В трехуровневой структурной схеме мотивации А.Г.Асмолова, выделяются источники мотивации, детерминанты направленности деятельности в конкретной ситуации и регуляторы протекания деятельности. И здесь источниками мотивации выступают ценности, ценностные ориентации личности.

В своем исследовании мы будем опираться на понимание ценностно-мотивационной сферы личности студентов как единой регулирующей системы, разработанное и предложенное в концепции М.Г.Рогова, которая определяет ценностно-мотивационную сферу как систему, которую отличает «общность и интегративность, целостность, структурность, многомерность и множественность, иерархичность и зависимость, динамичность». Отдавая отчет в том, что специфика деятельности студентов многоуровневой структуры высшей школы, безусловно, накладывает своеобразный отпечаток на иерархическую структуру этой сферы.

 

Автор: Гаврилова О.В.