20.03.2013 5628

Психологическая адаптация личности военнослужащего: сущность и ее факторы

 

Категория «адаптация» относится к полисемантичным понятиям, то есть имеет несколько смысловых значений, что, естественно, затрудняет ее применение в исследовательской практике и предполагает предварительное определение ее предметного содержания.

Возникновение термина «адаптация» (от лат. - приспособляю) относится ко второй половине 18 века и первоначально использовалось как понятие в биологии. Оно означает процесс установления такого соотношения живой системы и внешних условий существования, которое способствовало бы оптимальному развитию и жизнедеятельности этой системы. Средством достижения такого соотношения является изменение структуры и функции организма в ответ на воздействие окружающей среды. Адаптация живой системы является одной из форм организации живого и выступает в качестве критерия организованности. В целом же при определении адаптации живых систем выделяются следующие взаимосвязанные моменты: упорядоченность взаимодействия как внутри живой системы, так и с окружающими ее условиями, сохранение индивидуально-оптимального состояния и др.

В дальнейшем, в начале 19 века, идея адаптации была тщательно исследована Ж.Б. Ламарком, Ж. Сентйллером, Г. Спенсером, Ч. Дарвиным. Благодаря их исследованиям, проблемы адаптации получили прочную теоретическую и эмпирическую базу в рамках эволюционной теории и общей биологии. Этот научный импульс послужил толчком к расширению границ применения термина «адаптация». Ее проблемы все больше стали интересовать врачей, педагогов, экономистов, социологов, философов, а сегодня - кибернетику, космонавтику, экологию и др. науки.

В психологии выделяется отдельное направление в изучении адаптации человека к изменяющимся социальным условием труда и быта (Милославова Н.А., 1973. с.119).

В последнее время внимание исследователей, изучающих процессы адаптации, было сосредоточено на характерных воздействиях экстремальных факторов среды: высоких и низких температур, невесомости, изменения биоритмов и физиологических систем при переезде в другие поясные зоны и т.д. (Лебедев В.И., 1989).

Как видим, проблема адаптации - одна из важнейших междисциплинарных научных проблем. Филологи говорят об «адаптированных» текстах. В технике и кибернетике разрабатываются понятия «адаптивной системы», под которой подразумевается саморазвивающаяся система. В этой связи насчитывается большое количество значений термина «адаптация». Согласно определению, которое дается в Большой Медицинской энциклопедии, «адаптация» - морфо-физиологическое приспособление животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде» (БМЭ, 2-е изд. т.1, с. 193). Физиологическая адаптация понимается «как совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза» (БСЭ, 3-е изд., т.1, с. 624).

В изучении механизмов процесса адаптации значительный вклад был внесен фундаментальными исследованиями выдающихся отечественных физиологов И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. В их трудах было продемонстрировано, что адаптивные реакции человека в ответ на действие среды обеспечиваются не отдельными органами, а особым образом соподчиненными между собой функциональными системами (Павлов И.П., 1973; Ухтомский А.А., 1978; Анохин П.К., 1975).

Медико-биологические и физиологические аспекты проблемы адаптации достаточно глубоко представлены в исследованиях В. П.Казначеева (1980), Ф.З.Меерсона (1973) и др. В частности, согласно концепции Ф.З.Меерсона, помимо генотипической (ее механизмы закреплены наследственно) существует фенотипическая адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни. В.Г.Асеев (1986) отмечает, что «идея механизмов фенотипической адаптации может быть использована для определения научных подходов к изучению процесса социальной адаптации» (с.9), поскольку в отличие от биологической адаптации, вопросы социальной изучены слабо, хотя само понятие «социальная адаптация» широко используется в общественных науках, так как социальные факторы являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и факторы биологические.

В зарубежной психологии проблема социальной адаптации разрабатывается в рамках специального направления, возникшего в 30-40-х годах на базе необихевиоризма (Н.Миллер, Дж. Доллард, Р.Сирс и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией (Р.Бенедикт, Ф.Боас) и психосоматической медициной (Ф.Александер, Т.Френч).

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы показывает, что в понимании сущности адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности имеются два основных подхода. Одни авторы считают адаптацию процессом «приноравливания», «вживания», «приспособления». Так, в работе С.Д.Артемова адаптация определяется как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, ценностям, традициям общества, в котором живет и действует человек». (Артемов С.Д., 1970. с.135-136). Подобные взгляды в своих работах высказывают Д. А. Андреева (1973), В.В. Синявский (1972) и другие.

Целый ряд авторов в понимании адаптации акцентируют внимание на процесс активного усвоения личностью социального опыта, овладения новыми социальными ролями (Арефьев C.Л., 1978. с. 8, Кухорева Т.А., 1980). В том и другом случае имеет место односторонний подход к пониманию сущности адаптации. «Приспособление» является формой адаптации человека как организма. Адаптация же его как личности может протекать и в приспосабливаемой форме, и в форме активного овладения новыми условиями и видами деятельности. О.И. Зотова и И.К. Кряжева обоснованно утверждают, что человек, особенно в настоящее время, постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения. Изменяющиеся условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления» к ним, сколько развития личности, обогащения человеческой индивидуальности и, следовательно, процесс адаптации не может быть отделен от развития личности, ее становления (Зотова О.И., Кряжева И.К., 1979. с.220).

Таким образом, адаптация личности в обществе включает в себя двуединый процесс:

- приспособление личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям социальной группы, в которой находится человек:

- становление личности, усвоение социального опыта, овладения новыми социальными ролями и осуществление активно-преобразующей деятельности в социальной сфере.

При этом следует определиться в соотношении близких понятий - социализация и социальная адаптация, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой и характеризуют единый процесс взаимодействия личности и общества. Социализация - это процесс становления человека как личности, процесс формирования социальных качеств. Значение социализации трудно переоценить. Ведь от того, как индивид интегрировался в общность, группу, усвоил социальные нормы, ценности, зависит как социальное положение самого индивида, так и состояние всей системы. А вот соотношение социализации и адаптации, их связь, границы, трактуются по-разному. Не вдаваясь в сущность теоретических споров, подчеркнем наиболее распространенный взгляд на эту проблему. Функционирование механизма социализации включает ряд фаз. Выделяют две основные фазы - социальную адаптацию и интериоризацию (См.: Милославова Н.А., 1973. с.116-118; Осипов Г.В., 1990. с.158 и др.). В результате интериоризации происходит принятие индивидом выработанных обществом, группой норм, ценностей, стереотипов и т.п. В итоге складывается система внутренних регуляторов поведения и обеспечивается нормальное функционирование индивида в обществе. Функция же адаптации состоит в обеспечении соответствия общественно-регламентируемого поведения и деятельности человека внутренней структуре его личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента и т.д.). При этом социальной адаптации принадлежит первостепенная роль. «Справедливо говорят, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация - это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса» (Философские проблемы теории адаптации. 1972. с.4).

Указанная дуалистичность процесса адаптации (приспособление и активно-преобразующая деятельность) находится в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности, пропорциональная доля составляющих этого процесса зависит от многих факторов и прежде всего от самой личности. Так, Е. А. Климов рассматривает процесс адаптации с точки зрения степени интенсивности и эмоциональности его протекания. На основе экспериментальных данных он заключает, что адаптация людей с различными индивидуально-типологическими свойствами нервной системы «протекает различно по темпу и стратегии инертных и подвижных субъектов» (Климов Е. А., 1982. с. 55), что инертным свойственно превентивное поведение в отличие от подвижных, которые склонны адаптироваться экспромтом. В то же время, процесс адаптации, как приспособление личности к определенным видам деятельности (в том числе и военно-профессиональной), происходит в конкретной социальной среде и предъявляет определенные требования к ее (личности) качествам. В этой связи следует отметить, что сочетание природных качеств будет механически согласовываться с требованиями профессиональной деятельности. Последние определяются главным образом социальными факторами, которые изменяются быстрее, чем генотипические типологические свойства в сравнении с требованиями профессий (Климов Е.А., 1968). Образно говоря, природа не занимается комплексной поставкой задатков применительно к будущим профессиям. Они прививаются самими людьми путем индивидуального подхода в обучении и воспитании, при которых учитываются особенности характера, свойства и качества личности. Кроме того, целенаправленная работа по профориентации и сложившаяся система профотбора способствуют выявлению лиц, которые по своим личностно-типологическим качествам соответствовали бы требованиям, предъявляемым к предстоящей профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, и будет способствовать их успешной адаптации.

Адаптация выступает как специфический вид социального поведения и деятельности человека, как члена той или иной социальной организации (военной, образовательной и пр.). Одна из основных характеристик такого социального поведения его специфическая статусноролевая регламентация и регуляция в соответствии с профессиональным назначением данной социальной организации. Это позволяет понимать адаптацию как деятельность, которая в соответствии с «теорией ролей» (Краткий словарь по социологии. 1988. с. 289, 291; Отдельные отрасли социологического значения. 1990. с.148) описывается посредством освоения личностью функций, образцов поведения - ролей, вытекающих из социального /профессионального/ статуса человека в коллективе, группе.

Проблемы адаптации личности к различным сферам профессиональной деятельности стали объектами психолого-педагогических исследований: особенно производственная адаптация (Арефьев С. Л., 1978; Артемов С. Д., 1970; Баева И. А., 1985; Будякин М. П., Русалинова А. А., 1971; Вершинина Т.Н., 1979; Леонтьев В.Г., 1987; Лукашевич Н.П., 1989 и др.) и учебная адаптация (Алексеева О.Ф., 1995; Аливердиева И. А., 1982; Березовик Н. А., 1990; БибрихР.Р., 1990; Гришанова Л. К., ЦурканВ.Д., 1990; Нещерет Т.В., 1987; Ронгинская Т.И., 1987, 1995; Терещенко А.Г., 1986 и др.). В связи с этим в категориальный аппарат науки введен термин «профессиональная адаптация» (применительно к военной службе - « военно-профессиональная адаптация»). Хотя сама профессиональная и социально-психологическая адаптация рассматривается некоторыми учеными как разновидности социальной адаптации (Свиридов Н.А., 1980. с.50). Н.П. Лукашевич в своем исследовании анализирует такие виды адаптации как профессиональную, организационную, материально-бытовую, адаптацию в сфере быта, социально-психологическую (Лукашевич Н.П.,      1989. с.20-27).

Специфике военно-профессиональной адаптации посвящен целый ряд работ (Вушурова В.Г., Широкова И.К., 1984; Дунин Г.С., 1995; Егоров Л.Г., 1975; Игнаткин В.Н., 1995; Кабеле С., 1975; Костюк А.И., 1973; Муцинов С.С., 1989; Сенокосов Ж.Г., 1990 и др.). Учету особенностей психологической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения посвящено диссертационное исследование В.Я. Яблонко (1982).

В.Я. Яблонко в диссертационном исследовании отмечает, что «адаптация курсанта в высшем военно-учебном заведении - это сложный, динамичный, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки его потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся умений, навыков и привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями и перспективами и условиями их реализации». Далее, исходя из содержания деятельности курсантов, автор выделяет следующие виды их адаптации: адаптация к учебной деятельности (дидактическая), адаптация к служебной деятельности (служебно-функциональная), адаптация к общественной деятельности в коллективе (общественная) и адаптация к условиям армейского быта в военном училище (бытовая) (Яблонко В.Я., 1982. с.2).

Существуют и другие подходы в выделении видов(сфер) адаптации военнослужащих. Большинство военных философов, социологов и психологов выделяют три основные сферы: военно-функциональную, общественно-политическую и социально-бытовую и соответствующие им виды военно-учебном заведении.

Хотя указанные сферы деятельности, процесс адаптации к ним, тесно взаимосвязаны, но они имеют свою специфику и временные параметры. Так, в ходе адаптации молодых солдат четко выделяется первичная и вторичная профессиональная адаптация, после окончания учебного отряда, учебной школы. В силу этих и других обстоятельств военный социолог Л.Г. Егоров определяет два этапа в адаптации молодых воинов: первый этап - психофизиологическая адаптация к режиму службы и к освоению обязанностей рядового (в течении 1-2 месяцев); второй этап - освоение в основной своей специальности требований дисциплины в течении последующих 1-2 месяцев (Егоров Л.Г., 1975. с.18). Подобные процессы адаптации курсантов как молодых воинов происходят и в высших военно-учебных заведениях. Вместе с тем, процесс адаптации курсантов старших курсов (3-5) продолжается, но уже к другой сфере деятельности к выполнению в перспективе обязанностей офицера-командира взвода. На этот процесс адаптации в отечественной литературе, исследовательской практике мало обращается внимания.

Курсанты старших курсов имеют другие правовые условия службы (заключение контрактов), регламент их служебного времени предполагает большую самостоятельность. В образовательном процессе происходят существенные изменения с ориентацией на выполнение ими обязанностей командира:       стажировка         в войсках в должности командира взвода, стажировка в прокуратуре и в райотделах милиции в должностях следователя, подготовка и сдача экзаменов по профилю предстоящей деятельности Государственной аттестационной комиссии и т.д. В этот период заметные изменения происходят в сфере психологической адаптации:     меняются эмоционально-волевые качества личности, ее психические установки, формируются определенные знания, умения, навыки для успешного выполнения в перспективе обязанностей командира взвода. В условиях ввуза основным видом деятельности курсанта является его учебно-профессиональная деятельность. Собственно будущей служебно-боевой деятельностью в стенах училища курсант занимается лишь частично. Однако эта деятельность объективно существует и поэтому присутствует в сознании будущего офицера «как потенциальная в форме субъективного образа». (Шеремета Ю. В., 1990. с.17). Следовательно, мотив деятельности курсанта в аспекте рассматриваемой проблемы - это осознанное и принятое к реализации побуждение, возникающее частично в его реальной учебе и службе в училище и существующее в основном в форме субъективного образа осознанной необходимости будущей служебно-боевой деятельности в войсках в качестве офицера внутренних войск МВД России. Хотя уже в училище некоторые фрагменты предстоящей деятельности либо моделируются, либо реально реализуются. Приведем некоторые примеры. Большое значение имеет знание многими преподавателями особенностей служебно-боевой деятельности внутренних войск в так называемых «горячих точках», где они непосредственно выполняли задачи по охране общественного порядка и безопасности. Так, только в НВВКУ ВВ МВД России 162 офицера выполняли Конституционный долг по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чеченский Республике. В ходе занятий они непосредственно учат курсантов действовать в экстремальных ситуациях в качестве командира взвода, тем самым уже реализуется процесс военно-профессиональной и психологической адаптации к предстоящей служебно-боевой деятельности. Не останавливаясь более подробно на данной, многогранной работе, подчеркнем лишь, что первоначальная адаптация к предстоящей деятельности в войсках в качестве офицера уже проходит в училище. Следовательно, адаптация курсанта к служебно-боевой деятельности во внутренних войсках МВД России рассматривается нами как управляемый, целенаправленный процесс, имеющий три основных, взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

- адаптации к деятельности военнослужащего внутренних войск МВД России;

- адаптации к деятельности курсанта высшего военно-учебного заведения внутренних войск;

- адаптация к приобретаемой профессии офицера и к предстоящей деятельности в качестве офицера.

Процесс психологической адаптации детерминирован рядом факторов, знание которых позволяет регулировать и оптимизировать изменения происходящие в служебно-боевой деятельности. Под факторами психологической адаптации автор понимает совокупность условий и обстоятельств, личных качеств, которые определяют динамику и результат адаптации.

При рассмотрении факторов адаптированности мы разделяем подход И.К. Кряжевой (1980), согласно которому «фактор, понимаемый как движущая сила, совершающая процесс, или как одно из условий, как существенное обстоятельство явления, процесса, непосредственным образом связан с содержанием самого явления адаптированности личности, но не выходит за его рамки».

Исходя из этого определения все факторы адаптированности личности дифференцируются на внешние и внутренние. Внешними факторами, по мнению АВ. Сиомичева (1985), являются дидактические особенности обучения новой деятельности: новизна методов, форм, требований, предъявляемых данной педагогической системой личности обучаемого и новизна социального окружения, а также социального положения обучаемого в новом коллективе. Мы ограничимся рассмотрением внутренних факторов адаптированности, именуемых в литературе «личностными факторами», « личностными ресурсами адаптации», «парадигмой субъектности» (Петровский В.А., 1996) и т.д. В данном случае под внутренними факторами адаптированности личности мы понимаем личностные особенности субъекта адаптации, существенным образом влияющие на характер динамики адаптационного процесса.

В качестве одного из психологических факторов можно рассмотреть и опыт личности адаптанта. К.К.Платоновым (1972, 1977) убедительно показано значение опыта в детерминации поведения личности. Он в своих работах отметил, что деятельность, как и стиль поведения в изменяющихся условиях деятельности, в значительной мере будет определяться предшествующим опытом личности. Классифицировать элементы опыта К. К. Платонов предлагал по видам психических процессов, в которых эти элементы проявляются.

В многочисленных работах (Бендас Т.В., 1982; Березин Ф.Б., 1988 и др.) показано значение таких психофизиологических факторов как экстра-интроверсия, пластичность - ригидность, эмоциональность, тревожность, тип и направленность реакций в ситуационной фрустрации в формировании уровней адаптированности личности. Оценивая место социально-психологической адаптации в общем адаптационном процессе, Ф.Б.Березин (1988) приходит к выводу, что основными психофизиологическими факторами, опосредствующими влияние микро-социального окружения на адаптационное поведение индивида, является тревожность, пластичность и фрустрационная соотнесенность.

В работах авторов, изучавших психофизиологические факторы адаптации, показана роль типа нервной деятельности субъекта адаптации в формировании уровней адаптированности. Высокие оценки силы процесса возбуждения, характеризующие высокий оптимальный уровень адаптированности, обусловливают способность к « осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных действий», высокие оценки процессов торможения, свойственные высокому - избыточному уровню адаптированности, объясняют «способность к отказу от активности в условиях запретов». Слабость процессов торможения, соответствующих низкому уровню адаптированности, обусловливает склонность к неадекватным, импульсивным действиям. Дезадаптационный уровень характеризуется низкими оценками возбуждения и подвижности нервных процессов и, как правило, приводит к невключенности их в новую ситуацию общения и деятельности, и формирует неблагоприятную динамику психического состояния, нарастание эмоционального стресса. При рассмотрении внутренних факторов адаптированности необходимо рассматривать не только связи признаков одного уровня (социально-психологические, психологические, психофизиологические), т.е. связи по «горизонтали», но и связи признаков разных уровней - связи по «вертикали».

По мнению С.Д.Артемова (1970), И. К. Кряжевой (1980, 1983) ведущими социально-психологическими факторами адаптированности являются диспозиционные характеристики личности, направленность личности.

Как известно, в общепсихологической теории утвердилась позиция, согласно которой все психические явления рассматриваются как многоуровневая система, в которой выделяются три основных подсистемы: когнитивная, регулятивная, коммуникативная (Ломов Б.Ф., 1991).

В контексте данной парадигмы внутренние факторы процесса социально-психологической адаптации представляют собой личностные характеристики субъекта адаптации, отражающие когнитивные, эмоционально-волевые и коммуникативные стороны адаптационного процесса. Анализируя работы отечественных психологов, изучавших внутренние факторы адаптированности («личностные ресурсы», «личностные факторы», «парадигма субъектности»), можно выделить личностные характеристики, наиболее существенно влияющие на адаптационный процесс преимущественно на социально-психологическом, психологическом и психофизиологическом уровнях. В этой связи принципиально важно определиться с методологической предпосылкой выделения личностных характеристик. Одним из существующих подходов к решению поставленных вопросов является принятие «постулата сообразности» (Петровский В.А., 1975,1996). Итак, суть постулата заключается в том, что индивиду приписывается изначальное стремление к внутренней цели, в соответствие с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу, речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Смысл постулата сообразности заключается «не столько в том, что индивид в каждый момент времени хочет сделать что-то, то есть устремлен к какой-то цели; смысл этого постулата в том, что анализируя те или иные частные стремления человека, можно как бы взойти к той Цели, которая в конечном счете движет поведением, какими бы противоречивыми и неразумными не представлялись при поверхностном наблюдении основанные на ней побуждения и стремления людей» (Петровский В.А., 1996. с.14).

Применим данный методологический постулат к анализу служебно-боевой деятельности, в частности, к обучению курсантов в высших военно-учебных заведениях ВВ МВД России. При поверхностном подходе цель обучаемых очевидна-получить высшее образование и в последующем служить в качестве офицера. Однако реальная (внутренняя) мотивация конкретного курсанта не всегда совпадает (сообразуется) с указанной целью. Кроме того, каждая профессия, в том числе и военнослужащего, предполагает наличие у личности определенной совокупности психологических качеств (свойств). Совокупность этих психологических качеств отражены в профессиограмме.

Так, выполнение задач, поставленных перед личным составом ВВ МВД Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» требует от воинов таких морально-психологических качеств, как мужество, храбрость, самообладание, воля к победе, выдержка, упорство, решительность и др.

Большую роль в деле подготовки квалифицированных офицерских кадров для внутренних войск МВД РФ играют высшие военно-учебные заведения. Как показывает анализ служебных отзывов большинство выпускников квалифицированно организуют боевую и общественно-государственную подготовку, уверенно руководят подчиненными, успешно адаптируются к условиям служебно-боевой деятельности войск. В тоже время в области формирования личности будущего офицера остается еще немало нерешенных вопросов, в том числе касающихся и процессов психологической адаптации курсантов. Об этом свидетельствуют отчисления курсантов, показатели качественной успеваемости на различных курсах, конфликты, имеющие место в подразделениях, другие негативные явления. Некоторые молодые офицеры не справляются с выполнением своих функциональных обязанностей ввиду несоответствия своих морально-психологических качеств требованиям профессии.

Решение многих проблем, возникающих у выпускников в войсках, можно существенно облегчить путем целенаправленной работы в процессе становления личности будущего военного специалиста. Значительные потенциальные возможности в этом плане содержатся в явлении военно-профессиональной адаптации.

На контингенте курсантов, обучавшихся в 1984-1988 (325 чел.), 1989-1993 (242 чел.), 1992-1996 (134 чел.) года, было проведено обследование с целью определения влияния учебно-воспитательного процесса на личностные качества курсантов за период обучения - четыре года.

В качестве инструмента для измерения личностных особенностей курсантов использовался стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ).

Итак, подведем итоги.

1. Психологическая адаптация - это адаптация психической деятельности человека к условиям и требованиям окружающей среды; это способность организма и личности к адекватному и согласованному управлению своими психическими функциями и поведением в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

2. Психологическая адаптация курсанта к служебно-боевой деятельности во внутренних войсках МВД России рассматривается как управляемый, целенаправленный процесс, имеющий три основных и взаимосвязанных компонента:

- психологическая адаптация к деятельности военнослужащего внутренних войск;

- психологическая адаптация к деятельности курсанта высшего военно-учебного заведения внутренних войск;

- психологическая адаптация к приобретаемой профессии офицера и к предстоящей деятельности в качестве офицера.

 

Автор: Попков В.В.