26.03.2011 10233

Современные педагогические и психологические технологии обучения в условиях групп (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социально-психологические условия работы в аудиториях

2. Способы повышения эффективности обучения

3. Методы эффективности обучения и их организация

4. Особенности работы в группе

5. Проведение брейншторминга

6. Диспут как одна из форм обучения

7. Принцип обучения на высшем уровне трудностей

8. Репродуктивные методы обучения

9. Продуктивные методы обучения

10. Методы стимулирования обучения в группе

Резюме

 

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ В АУДИТОРИЯХ

 

Обучение взрослых людей - насущная необходимость. Большое преимущество взрослой аудитории состоит в том, что она может быть высоко мотивирована на обучение. Именно эта категория глубоко осознает причины необходимости обучения, сферы возможного приложения полученных знаний и готова точно сформулировать свои запросы. Однако более сложной является ситуация, когда в учебную группу попадают люди, не имеющие желания обучаться. В работе с данной категорией слушателей лектор оказывается перед необходимостью обосновывать важность обучения. Для этого ему необходимы знания об индивидуальных целях, склонностях, мотивах слушателя, а также представление о ситуации, в которой слушатель окажется по возвращении. Если есть такая возможность, необходимо получить данную информацию предварительно, в противном случае - лектор должен проявить достаточно проницательности, чтобы получить ее непосредственно в ходе общения на занятиях. Если лектор будет обладать подобной информацией, то ему будет проще искать аргументы в пользу участия в программе и подбирать индивидуализированные способы мотивирования слушателей.

 

2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

 

Помочь в повышении эффективности обучения может учет в учебном процессе преобладающего у конкретного слушателя типа презентации - способа восприятия информации. Специалисты в области нейролингвистического программирования выделяют три основные типа презентации, связанных с превалированием у индивида той или иной модальности – визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (они в большой степени ориентируются на собственные чувства и переживания относительно получаемой информации, постигая внешний мир через переживание процессов, которые им необходимо понять). Оказалось, что они в разной степени присущи разным людям.

В качестве еще одного фактора, который оказывает существенное влияние на ожидание слушателей по отношению к процессу обучения, выступает прошлый опыт и сложившийся при этом индивидуальный стиль овладения знаниями. Также в целях повышения эффективности обучения преподаватель должен уметь переходить от процесса одностороннего взаимодействия - монолога к активному процессу двустороннего общения - диалогу.

Для более точного учета специфики аудитории лектор должен уметь работать в нескольких ролях, исполняя различные функции и учитывать особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические обязанности.

 

3. МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Необходимо владеть всеми возможными формами проведения занятий, чтобы профессионально подбирать лучшую для каждого конкретного случая.

Форма обучения - это совокупность приемов и методов, используемых преподавателем в целях лучшего понимания и усвоения слушателями учебного материала.

Метод обучения - это способ воздействия на слушателей для достижения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия. Каковы критерии выбора формы занятия. Конечно, это зависит от ваших целей. Если нам важно передать слушателям знания, то больше всего для этого подойдут лекция, групповая дискуссия, занятие, построенное в форме вопросов и ответов. Если необходимо научить каким-либо навыкам, то это можно сделать с помощью тренингов, практикумов, деловых и ролевых игр, разбора практических ситуаций.

Что важно в формах, которые ориентированы на слушателей? Это прежде всего, собственная активность слушателей, которая на дает им выйти из учебной проблемы, заставляет вспоминать жизненный опыт, толкает к высказываниям и проговариванию только что услышанного. Так, новые знания становятся частью собственных мыслей участников, их собственными высказываниями, а новая информация - прочно усвоенной. На это нацелены такие формы обучения как тренинги, деловые игры, кейс-стади, которые предполагают работу с партнером и работу в группе. Работа в парах достаточно просто организуется, она хорошо применима для слушателей, у которых еще мало опыта в групповой работе, например на первых практических занятиях, на краткосрочных семинарах. Недостатком парной работы является то, что пять-семь человек могут гораздо серьезнее обсудить и разработать поставленную задачу, чем это получится в диалоге двух слушателей. Кроме того, в больших семинарах рассмотрение результатов работы в парах может занять слишком много времени и стать скучным.

 

4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ГРУППЕ

 

Работа в группе принципиально занимает больше времени и очень влияет на соотношение время-результат. Для групповой работы необходимо затратить больше времени. Не больше двадцати минут. Кроме того, все рабочие фазы работы в группе должны быть хорошо подготовлены, чтобы стать понятыми слушателям. Надо иметь под рукой и все вспомогательные материалы.

Новые методы возникают постоянно. Особенно часто появляются новые творческие техники для преподавателей, методы, стимулирующие воображение слушателей. Это и давно известный метод мозговой атаки, и психотехники, переключающие внимание слушателей на новые разделы темы, и методы поиска нестандартных решений. Хорошо себя зарекомендовали различные видеопросмотры и видеотренинги. Они включают в себя получение отзыва о просмотре, обсуждение и анализ видеоматериалов. Такой материал, в зависимости от целей обучения, может быть подготовлен заранее, а может быть снят на самом занятии. Этот метод может служить хорошим способом наблюдения и оценки собственного поведения и включает в себя попытки изменения нежелательного поведения.

 

5. ПРОВЕДЕНИЕ БРЕЙНШТОРМИНГА

 

Речь идет о таком типе собрания, на котором задачей небольшой группы людей является продуцирование идей. Этот метод основан на творческой силе группы и в своем выражение близок к мозговой атаке, когда из столкновения идей рождается истина. Правило игры простое: надо коллективно найти ряд решений какой-то вполне определенной проблемы. Ни ведущий, ни участники не должны никаким образом критиковать мнения других участников. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу одной какой-либо конкретной проблемы. Последняя должна быть относительно простой, т. е. неразлагаемой на ряд отдельных вопросов.

Ход брейнсторминга. Различают три фазы такого рода собраний:

а) вступительная фаза, длящаяся примерно 115 минут. За это время ведущий сообщает метод и правила игры и, наконец, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения;

б) узловая фаза брейнсторминга. Это основная фаза собрания длится около часа. Это наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идея высказывается свободно;

в) заключительная стадия. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения их реального применения. Если у участников собрания под влиянием брейнсторминга возникнут еще какие-нибудь идеи, они могут сообщить о них письменно в течение суток.

 

6. ДИСПУТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования. Психологи взяли на вооружение основные положения дидактики для разработки рекомендации при использовании современных технологий обучения, в частности в группах.

Столкновение мнений с целью формирования суждений оценок, которое отличает диспут от беседы с лекцией как нельзя лучше отвечает обостренной потребности аудитории стремлению вникнуть в суть проблемы, обозначить свою позицию, детерминировать частности. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований.

Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от того, кто его проводит тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для аудитории тематику и по-настоящему волновали их. В то же время диспут – это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации. Педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы аудитория почувствовала в его слове волю. Культуру, личность. настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения. Не позволяют себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения.

 

7. ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ ТРУДНОСТЕЙ

 

Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса и в частности в конкретной аудитории, в конкретном классе, когда обучаемые работают на определенном пределе умственных возможностей.

Еще Ушинский сравнивал развитие интеллекта с физическим развитием человека. И предупреждал, что без постоянного напряжения интеллект может уподобиться дряблым мускулам человека. Не занимающегося физическими упражнениями.

Принцип обучения на высшем уровне трудностей побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил. Естественно, что предельный уровень трудности сочетается с принципом доступности. И конечно, важна при этом профилактика переутомления учащихся.

Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут являются системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.

 

8. РЕПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Объяснительно-иллюстративный метод иначе можно назвать информационно-рецептивным. Он состоит в том, что обучаемый сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают, и фиксируют эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова. Печатного слова. Наглядных средств, практического способ показа деятельности.

Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Репродуктивный метод используется для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает здание, а обучающийся их выполняет – решают сходные задачи, составляют планы.

Оба метода обогащают учащихся знаниями, навыками, умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), но не гарантирует развитие творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами, о которых будет рассказано в следующей главе.

 

9. ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Важнейшее требование к педагогу и непременное условие научно-технического прогресса и социального прогресса – формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, сто при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества, как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления. Изобретательность. Интуиция, т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении учебной можно выделить четыре главных этапа (стадии):

1) создание проблемной ситуации,

32) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы,

3) решение проблемных задач путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки,

4) проверка решения проблемы.

Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):

– наличие проблемы,

– оптимальная трудность проблемы,

– значимость для обучаемого результата разрешения проблемы,

– наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности.

 

10. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

 

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли. чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

Соревнование – стремление к первенству. Приоритету. Самоутверждение свойственно всем людям. Но особенно молодежи. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов. Развитие инициативы и ответственности.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того образа действия и того отношения к действию. Которые избраны и реализуются учащимися.

Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом. Чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с несмелыми застенчивыми учениками.

Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

РЕЗЮМЕ

 

Реализацию целей воспитания называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и обучающихся именуют методом обучения.

При выборе форм и методов убеждения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Психологическая структура личности обучаемого должны учитываться при выборе методов обучения. Форм и средств убеждения.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Дискуссия, брейншторминг, тренинг, письменная дискуссия, полилог, диалог, монолог.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Брейншторминг – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждениях и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей.

Тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.

Методология – путь исследования или познания, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Принцип системности – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Социально-психологические условия работы в аудиториях.

2. Методы эффективного обучения и их организация.

3. Проведение брейншторминга, дискуссии и тренингов.

4. Виды дискуссии. Правила проведения письменной дискуссии.

5. Своеобразие педагогического общения в процессе обучения.

6. Социально-психологическая значимость методы дискуссии.

7. Правила проведения дискуссий в малых и больших группах.

8. Технология проведения брейншторминга.

9. Методы эффективного проведения дискуссии.

10. Нужны ли письменные дискуссии?