17.05.2011 32435

Профессиональные качества личности учителя музыки (реферат)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Особенности профессиональных качеств учителя

2. Специфика деятельности учителя музыки

3. Характеристика приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыкально-педагогическая деятельность «сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания». Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении важности развития профессиональных качеств личности учителя музыки для полноценного музыкального образования.

Цель работы состоит в изучении приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть особенности профессиональных качеств учителя;

2) изучить специфику деятельности учителя музыки;

3) дать характеристику приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки.

Формированию профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки содействуют в той или иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Атрибутивные, профессионально значимые качества и свойства учителя музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая целостность, единство. Изучение методологии педагогики музыкального образования способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки.

 

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ

 

Стратегическая цель учебно-воспитательного процесса современной высшей школы заключается в «формировании полноценной творческой личности, способной приумножить накопленные предыдущими поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века» [8; с. 25]. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование качества подготовки учительских кадров, для того, чтобы школа как социальный институт могла оказывать решающее воздействие на развитие общества. Произошедшие в России преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере обусловливают необходимость нового подхода к оценке профессионального уровня подготовки школьных педагогов. Он предусматривает развитие у учителя творческого мышления, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, что, в свою очередь, служит признаками высокого профессионального мастерства.

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос, также стоит в разработке, он ориентирован на современную школу, современного учителя.

К концу 19 - началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств: высокоразвитое чувство ответственности; благородство; интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях; самообладание и выдержка.

На них базируются требования: общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний; глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе; знание детей, умение понять их внутренний мир; педагогический оптимизм; владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом; постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства. Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность [1; с. 36].

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.

Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально-личностных параметров:

- потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе;

- знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

 

2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

 

Урок музыки - урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

 На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановке в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.

Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей. В процессе подготовка урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе «педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания» [1; с. 46]. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

 

За последние годы активизировалось решение проблемы совершенствования подготовки учителя музыки. В том числе художественное мышление рассматривается как категория, характеризующая деятельность создателя художественных ценностей, произведений искусства (композитора, художника и т.д.). Являясь познавательным процессом, художественное мышление выступает необходимой предпосылкой всякой другой психической деятельности музыканта, поскольку эта психическая деятельность есть его свернутый и переработанный результат (Я.А.Пономарев). Оно предполагает такие формы интеллектуальной деятельности (процессы художественного восприятия, осмысления, оценки и т.д.), на которые музыкант должен опираться в решении новых сложных задач. Сказанное в полной мере касается учителя музыки, деятельность которого, будучи творческой, в каком-то смысле сродни деятельности композитора или художника. Именно художественное мышление стимулирует дальнейший рост творческого потенциала личности учителя музыки; в силу сочетания интеллектуального и чувственного начал оно служит основой для формирования системы профессиональных качеств (восприятие, память, речь, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.) будущего педагога.

Формированию профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки содействуют в той или иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Их структура, отраженная в учебных планах и соответствующей документации музыкальных учебных заведений, изоморфно отражает различные виды деятельности учителя музыки, способствует формированию комплекса необходимых: ему знаний, умений и навыков. При этом важное место принадлежит дисциплинам дирижерско-хорового цикла, которые имеют все основания рассматриваться как релевантные по отношению к профессии учителя-музыканта [6; с. 42]. Активно формируя художественно-образное мышление индивидуума, его эмоционально-волевую сферу, артистизм и музыкально-слуховые способности, работа с хором способствует одновременно приобретению опыта общения будущего учителя с коллективами учащихся, учит тому, как управлять этими коллективами, воздействовать на них, понимать их психологию и логику действий /чего не могут дать в силу очевидных причин занятия в классах индивидуального обучения музыке, таких, как класс фортепиано, постановки голоса и др.

Атрибутивные, профессионально значимые качества и свойства учителя музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая целостность, единство. Неравнозначность, своеобразие выраженности различных компонентов системы, о которой идет речь, предопределяет и обуславливает индивидуальный стиль деятельности зрителя музыки. Каждый из компонентов системы атрибутивных, профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки может в принципе рассматриваться как самостоятельная система, внутри которой находят себе место различные подсистемы, соединенные сложной, широко разветвленной сетью взаимосвязей, отношений, зависимостей и т.д. Таким образом, усиление одного компонента системы дает импульс, толчок к усилению и развитию ряда других, иерархически спаянных с ним и зависящим от него. Так, например, формирование и развитие художественно-образного мышления в ходе обучения музыке инициирует процессы художественной фантазии, воображения у учащихся, сказывается опосредованным образом и на других слоях профессионального сознания. Эти положения, имеющие важное значение в педагогике вообще и «педагогике искусства», в частности, должны учитываться преподавателями в их практической деятельности.

Музыкальный слух, трактуемый нередко в качестве единой и нерасторжимой субстанции, также представляет собой сложно иерархизированную систему, ансамбль различных локальных способностей и свойств. Различают звуковысотный, гармонический, полифонический, тембро-динамический слух. Дифференцируют такие разновидности музыкально-слухового комплекса как «фортепианный» или «оркестровый» слух и т.д. с учетом специфики деятельности учителя музыки можно утверждать, что особо значим для него так называемый «вокальный слух», адекватный тем требованиям, которые предъявляются его профессией, ее основными видами и формами работы.

Учитель музыки определяет результаты учащихся, их продвижения и выявляет насколько эффективен процесс музыкального образования. Учителю музыки свойственны следующие качества [1; с. 67]:

Музыкально-педагогическая интуиция ― это непосредственное решение задач без предварительного логического профессионального анализа. Проявляется в ситуациях музыкального плана и педагогического.(игровые моменты, шутка, переключение внимания, отход от плана урока)

Артистизм - проявляется в исполнении, в коммуникативной и организаторской деятельности. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению)

Личностная профессиональная позиция ― умение обосновать своё видение сущности, организации и проведения процесса музыкального образования. Эта позиция складывается в выборе учебной программы, в расстановке акцентов в решении музыкально-образовательных задач и реализации тех или иных музыкально-педагогических принципов. Личностная профессиональная позиция зависит от профессиональной музыкальной и педагогической подготовки учителя, от профессиональных притязаний и амбиций.

Методологическая культура - методология это методы исследования. Учитель должен не только обучать и воспитывать детей, но и наблюдать за ними, за процессом их музыкального развития. Учитель музыки делает это как сознательно, так и бессознательно.

Изучение методологии педагогики музыкального образования способствует совершенствованию всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стратегическая цель учебно-воспитательного процесса современной высшей школы заключается в формировании полноценной творческой личности, способной приумножить накопленные предыдущими поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование качества подготовки учительских кадров, для того, чтобы школа как социальный институт могла оказывать решающее воздействие на развитие общества.

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Формированию профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки содействуют в той или иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Атрибутивные, профессионально значимые качества и свойства учителя музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая целостность, единство. Изучение методологии педагогики музыкального образования способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

3. Жабинский, К.А. Энциклопедический музыкальный словарь / К.А. Жабинский. - М.: Феникс, 2009. - 474 с.

4. Лебедева, О.В. Развивающее музыкальное образование / О.В. Лебедева. - Кострома: КГУ, 2001. - 69 с.

5. Минакова, А.С. Минаков, С.А. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / А.С. Минакова, С.А. Минаков. - М.: Эксмо, 2010. - 544 с.

6. Уткин, Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище / Б.И. Уткин. - М.: Музыка, 2006. - 112 с.

7. Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - М.: Лань, 2002. - 368 с.

8. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. -М.: Флинта-Наука, 1999. - 320 с.