18.08.2011 13213

Проблема социальной адаптации в педагогической науке (статья)

 

Наука сегодняшнего дня утверждает, что организм и среда едины, неразрывны. Единство организма с окружающей его средой вытекает из самой сущности жизни, из присущего всему живому обмена веществ. С одной стороны, будучи частью природы, организм представляет собой сложную целостную систему, которая в каждый данный момент времени уравновешивается с внешними силами среды, с другой стороны, только благодаря этому уравновешиванию, постоянной связи со средой организм не способен существовать как целостная система. Организм не способен сам по себе производить вещество, энергию и информацию для поддержания своего существования, а тем более развития. Все необходимое и в вещественном, и в энергетическом, и в информационном плане живая система получает из внешней среды. И если изолировать ее от внешней среды, то она погибнет, так как внутренние ресурсы, запасы ничтожные, считал В.В. Фалилеев.

Уравновешивание «внутренней среды» организма с внешней в сущности своей и определяет процесс приспособления или адаптации организма к окружающей среде А.В. Петровский дает следующее определение адаптации.

Адаптация - приспособление к измененным жизненным условиям.

С точки зрения А.А. Налчаджян адаптация человека - это приспособление органа, организма, личности или группы личностей к изменениям внешних условий.

Адаптация является изменением состояния, как самого приспосабливающегося организма, так и той среды, где это происходит.

Взаимные влияния организма и среды могут достичь таких величин, при которых возможны катастрофы, которые приводят не только к гибели организма, но и к качественным изменениям среды. То есть, нарушается равновесие системы «организм - среда» (М.С. Коган). В окружающем нас мире непрерывно происходит процесс адаптации организмов, при котором одни развиваются, другие гибнут. Эволюция живого на Земле идет сотни, тысячи, миллионы лет и сегодня этот процесс продолжается.

Адаптация человека к окружающему миру происходит благодаря тому, что он обладает психикой - свойством высокоорганизованной пятерни, отражающей окружающий мир. Такой высокоорганизованной материей является мозг - главная часть нервной системы, которая осуществляет адаптацию организма к внешней среде. Вследствие этого, необходимо констатировать тот факт, что для полноценной и адекватной адаптации организма к окружающей действительности необходимо фракционирование его здоровой нервной системы. Под термином «здоровая нервная система» имеются в виду как физиологически нормальное состояние нервной системы (физическое здоровье), так и хорошо согласованное протекание психических процессов (психическое здоровье). По мнению В.В. Фалилеева, и то и другое находится в единстве.

Сам факт удивительной приспособленности организмов к условиям существования издавна привлекал к себе внимание человечества. Единственным первым шагом на пути к его изучению в тот период могло быть простое наблюдение. Н.Д. Озернюк отмечал, что переход от наблюдения к более глубокому пониманию неизбежно сопровождался попытками его анализа, с которыми было связано зарождение представлений о сущности явлений приспособленности и их причиной обусловленности.

Истолкование факторов приспособленности в духе их целесообразности как свойства, изначально присущего (якобы) живой материи, и послужило той первоосновой, на которой сформировался телеологический взгляд на сущность адаптации. Именно таким образом трактовал Аристотель понятие цели применительно к органической материи.

Таким образом, можно говорить о том, что история изучения адаптации ведет свое начало от идеалистической телеологии, хотя сам термин был предложен позднее.

Господство телеологических представлений об органической целесообразности не смогли поколебать ни выступления материалистов древности, ни более поздняя критика телеологии со стороны французских материалистов XVIII века.

В послеаристотелевский период идея об изначальной целесообразности становится руководящей при попытках объяснения явлений адаптации. К. Вольфом в XVIЛ в. вводится специальное понятие и сам термин «телеология» как идеалистическое истолкование приспособленности, т.е. представление ее как свойства, якобы изначально присущего живому. Эти идеи находят затем широкое отражение в работах представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель) и натурфилософия (Окен, Шеллинг).

Постановка проблемы адаптации, которая является по своей сути, прежде всего, эволюционной проблемой, естественно, была связана с зарождением эволюционных идей. Эволюционная же биология как самостоятельный раздел биологии датирует свое начало с появления работ великих французских натуралистов Ж. Бюффона, Ж.Б. Ламарка, Ж. Сент-Илера и др. Именно этими биологами проблема адаптации была впервые подвергнута тщательному специальному изучению.

Итак, рассмотренный нами этап в истории изучения проблемы адаптации в основном сводился к представлениям телеологического характера. Так или иначе, но целесообразность понималась в качестве свойства, имманентно присущего всему живому. С возникновением эволюционных идей проблема адаптации становится предметом самостоятельного исследования, но ее решение остается в рамках метафизического исследования.

Второй этап в развитии проблемы адаптации, коренным образом отличающийся от первого, был связан с формированием эволюционных воззрений Дарвина и в общетеоретическом плане может быть назван стихийно-диалектическим. Ч. Дарвину впервые удалось не только охватить единой концепцией факты приспособленности в мире растений и животных, но и дать им научное истолкование. Идея о статическом механизме эволюции (принцип естественного отбора) была положена Дарвином в основу объяснения всех эволюционных процессов, и, прежде всего, адаптациогенеза.

Обобщив данные работ по искусственному отбору, Дарвин поставил вопрос о существовании его природного аналого-естественного отбора. Если в первом случае адаптация рассматривается им в плане использования тех или иных особенностей животных и растений исключительно для нужд человека, то в природных условиях она является результатом удовлетворения «потребностей» самого организма.

Учением Дарвина, по словам К. Маркса, был нанесен не только «смертельный удар» телеологии, но и выяснен ее рациональный смысл.

В последарвиновский период в учении об эволюции сформировалось несколько основных направлений: классический дарвинизм, неодарвинизм, неоламаркизм. Однако, как считают многие учёные (А.Б.Георгиевский, К.М.Завадский, А.С.Мамзин и др.), ни одно из этих направлений не могло претендовать на окончательную и строго научную разработку проблемы адаптации, потому что наряду с признанием большой роли в адаптациогенезе естественного отбора существенное место отводилось и прямому приспособлению.

Борьба между неоламаркизмом и неодарвинизмом, продолжавшаяся с переменным успехом в течение двух последних десятилетий XIX в. и занимавшая доминирующее положение в столкновении эволюционных воззрений в этот период, хотя и способствовала решению некоторых эволюционных проблем, но не устранила основного противоречия в истолковании проблемы адаптации.

Итак, понятие адаптации первоначально возникло в биологии, но с развитием общества, социальных отношений появилась необходимость расширения сущности данного понятия.

Социальная адаптация в научной литературе рассматривается как в сходстве с биологической, так и отдельно от биологической, а также во взаимосвязи с ней. Такой подход получил освещение в философско-социологических работах в ходе развития естествознания. Особое внимание уделялось механизму соединения и расхождения биологического и социального приспособления. Это характерно для представителей органической школы Г. Спенсера, О. Конта, А.Э. Шеффле и др., которые отождествляли процессы органического мира и общественной жизни, механически перенося естественные законы на общество. Так, философ Г. Спенсер, подчеркивая единство биологической и социальной природы человека, придавал огромное значение биологическим основам общественной жизни. Общество, по его мнению, это часть природы, и в этом смысле такой же естественный субъект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате общественного договора или Божьей воли. Человек стал социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Главным фактором социогенеза явился численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая, в свою очередь, способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков.

В современных работах А.В.Георгиевского, А.Т.Москаленко, В.Ф.Сержантова, Ю.М.Плюснина, Ф.З.Меерсона, В.П.Казначееева, А.В.Сахно, Ф.З.Царегородцева рассматриваются различные подходы к проблеме взаимосвязи биологической и социальной адаптации. Так, А.В. Георгиевский считает, что «адаптация есть особая форма отражения системами внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия».

Изучение явления адаптации в медицине во многом связано с именами отечественных ученых Н.К.Введенского, И.В.Давыдовского, И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Л.А.Ухтомского. На формирование их материалистического понимания процессов адаптации организма (человека и животного) оказали влияние философские взгляды революционных демократов А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, П.Г.Чернышевского. Такие философские работы революционных демократов, как «Письма об изучении природы» А.И Герцена и «Антропологический принцип в философии» Н.Г. Чернышевского, благотворно сказались на направлении исследований И.М. Сеченова, а в дальнейшем - на идейном оформлении физиологических школ И.П. Павлова и др. (М.П. Мультановский).

Основным в понимании этими учеными явления адаптации было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. Взаимодействие организма и среды является, по И.М. Сеченову, необходимым условием возникновения и развития адаптации. По его мнению, «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно...».

Ученик И.М. Сеченова Н.Е. Введенский, заложив основы учения о парабиозе, раскрыл специфику процессов индивидуальной адаптации, осуществляемых с участием коры головного мозга. Исследования Л.А.Ухтомского, ученика Н.Е. Введенского, являются ярким свидетельством того, что понимание организма как целостности, его активности во взаимоотношении со средой в процессе адаптации дало толчок к решению вопроса о поведенческих механизмах адаптации организмов.

Таким образом, несмотря на определенные успехи в разработке эволюционных проблем (понятии вида и его структуры, мутационной изменчивости и наследственности, наследственных основ эволюции), проблема адаптации оставалась еще во многом загадкой для эволюционистов в первой четверти XX века. Однако к этому времени уже был собран большой фактический материал, свидетельствующий о том, что приспособление является несомненным следствием, а возможно, и одной из причин эволюции.

Ранегенетические (мутационистические) гипотезы эволюции игнорировали экологический характер адаптациогенеза.

Что касается тех попыток, в которых проблема адаптации решалась с экологических позиций, то они не могли привести к успеху, так как основывались исключительно на организмоцентрическом подходе.

Лишь в 30-х годах XX в., с возникновением синтеза генетики, экологии и дарвинизма, проблема адаптации начинает разрабатываться с более глубоких научных позиций, чем это было во времена Дарвина. С этого момента начинается новый этап в истории развития проблемы адаптации, в котором были преодолены прежние идеалистические, телеологические взгляды.

В работах, посвященных проблеме адаптации, философские категории иногда используются без достаточно глубокого их понимания, выступая не средством анализа естественно-научного материала, а побочным довеском, приставкой, без которой, естественно, научная теория, казалось бы, может и обойтись (В.К. Лабутни). Во избежание этого при анализе понятия «адаптация» мы должны исходить из диалектико-материалистического учения о понятии. Еще Гегель, уделявший много внимания разработке понятия, писал, что в понятие должно быть заложено единство всеобщего, единичного и особенного содержания.

Содержание понятия «адаптация» должно представлять собой некую целостность. Понять эту целостность, - значит, найти ее конкретно-всеобщую основу. Г.И. Садовский отмечал, что исходное понятие должно отражать эту основу в ее существеннейших моментах, т.е. понятие должно содержать в себе источник «самодвижения», оно должно быть диалектически расчленённым.

Сложность задачи определения понятия «адаптация» состоит в том, что в процессе расчленения и рассмотрения каждой из сторон самого явления адаптации бывает трудно провести синтез и сформулировать такое определение понятия, из которого можно было бы вывести все богатство его форм.

Адаптация, как необходимое условие существования живого, включает в себя в качестве обязательной предпосылки взаимодействие организма со средой. Ведущим началом в системе «среда - организм» является организм, на что неоднократно указывал Ч. Дарвин, т.к. живому присуще свойство самодвижения, саморегуляции, что невозможно без адаптации. Таким образом, адаптация есть выражение единства внутреннего (организм) и внешнего (среда) с присущими ему противоречивыми моментами.

Адаптация как единство противоположностей - явления и сущности была первоначально объектом изучения с наиболее доступной стороны: наблюдение морфологических проявлений ее сущности. Только в связи с возникновением популяционноцентрического подхода (30 - 40-е г. XX в.) перед наукой встает задача исследования самой сущности адаптации - познания ее как тождества противоположностей. Понятие «адаптации» широко используется в естественных, общественных и технических науках.

В биологии его используют при обозначении степени выживаемости особей и популяций, взаимоприспособлении органов, частей (коадаптация).

В Большой медицинской энциклопедии адаптацию определяют как «приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде..., кроме того, с помощью адаптации осуществляется перестройка различных функций организма в связи с патологическими процессами в организме, в философско-социологических дисциплинах исследуется влияние макро и микросреды на адаптацию личности».

История вопроса берет свое начало от идеалистической телеологии, хотя само понятие «адаптация» было предложено позднее. Считается, что оно принадлежит Г. Ауберту, который ввел данное понятие в научный оборот в 1865 году для обозначения чувствительности анализаторов к действиям раздражителей. Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптацией понимались любые приспособления живого организма к разнообразным влияниям среды.

Нередко под адаптацией подразумевается определенный феномен, который служит лишь одним из проявлений функции живой системы, но не отражает всех или главных адаптивных возможностей в целом.

A.M. Уголев считал, что наиболее подходящим определением приспособления является общебиологическое: «...Адаптация - это возникшее в процессе эволюции соответствие структуры или функции условиям их обычной работы».

Огромное разнообразие адаптации к множеству факторов окружающей среды привело к необходимости детальной классификации приспособительных процессов. В настоящее время предложено много классификаций, основанных на разных принципах, систематизирующих адаптивные признаки различного масштаба и описывающих процессы приспособления с той или иной степенью детализации.

Так, одна из первых попыток классификации адаптации принадлежит Л.Плате который, проанализировав явление адаптации, выделил восемь видов приспособления организма к условиям среды (коррелятивная целесообразность, санитарная целесообразность, эмбриональная целесообразность и др.). Приведенная классификация свидетельствует о том, сколь широким может быть подход к анализу адаптации. Сходные принципы заложены в основу классификации адаптации, предложенной Г.Осборном.

Основополагающие фундаментальные эволюционные преобразования, сформулированные А.Н. Северцовым, можно рассматривать как филогенетические адаптации, поскольку онн происходят в результате изменений среды обитания. Ароморфоэы, идноадаптации, ценогенезы и дегенерации - наиболее крупномасштабные адаптации, лежащие в основе интерпретации эволюционного процесса как адаптациогенеза.

Классификацию адаптации, учитывающую природу приспособительных изменений в опто- и филогенезе, предложил Дж.Снмпсов. В соответствии с этой классификацией выделяют 3 основных типа адаптации: 1) индивидуальные и групповые; 2) генотипические и фенотипические, 3) статические состояния существующих адаптации и динамические состояния возникающих адаптации.

Наряду с вышеперечисленными классификациями, необходимо отметить и классификации, разработанные Н.В.Тимофеевым-Ресовским, т.к. данная работа наиболее полно охватывает весь спектр адаптационных явлений на различных уровнях биологической организации и учитывает как механизмы их возникновения, так и характер взаимодействия организма со средой.

Также, разработкой проблемы классификации адаптацногенеза занимались такие ученые как: ГЛ. Шкорбатов, Precht, В. Карпевич, А. Хлебович.

Так как понятие «адаптация» относится к общенаучным, то целесообразно выделить виды адаптации. В настоящее время насчитывается большое количество классификаций видов адаптации, в связи с этим представляется сложным выделение универсальной.

Среди классификаций адаптацизма человека к окружающей среде наиболее распространенной является классификация, разработанная Фалилеевым..

В данной классификации различают физиологическую, сенсорную, социальную и профессиональную адаптации. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но являются производными от функционирования психики человека. Вычленяя различные стороны человека, которые доминируют на каком-либо уровне его жизнедеятельности, необходимо учитывать механизмы полной его адаптации; процессы самого организма - физиологическая адаптация; процессы социальной активности человека - социальная адаптация; процессы трудовой деятельности - профессиональная адаптация; процессы системы «организм - среда» - сенсорная адаптация. Рассмотрим подробнее эти виды адаптации.

Физиологическая адаптация характеризует приспособление организма человека и его систем к условиям внешней среды. Необходимо говорить о главенствующей роли работы нервной системы в обеспечении жизнеспособности организма при изменении условий среды обитания человека. Это окружающий воздух, вода, пища, микроклимат, социальная среда. Перечисленные факторы имеют тенденцию к различным изменениям и главным образом в сторону их загрязнения, отравления различными соединениями, ростом психологического напряжения и др. Именно здесь подключаются процессы физиологической адаптации, способствующие развитию «стойкости» человеческого организма к негативным факторам воздействия.

Сенсорная (чувствительная) адаптация связана с работой аномальной нервной системы и контролируется сознанием, она характеризует чувствительность человека к внешнему миру, в котором он находится. Это позволяет человеку приспособиться к окружающей среде более оптимально.

Т.е., можно сделать вывод, что сенсорная адаптация - это приспособительное изменение чувствительности человека к интенсивности раздражителей, действующих на него.

Это целенаправленное поведение, управляемое психикой (нервной системой). Функционирование психики проявляется через психические процессы, роль и значение которых определяется из принципов и модели гармоничного целого. К таким психическим процессам, которые в своей совокупности характеризуют функционирование нервной системы в целом, можно отнести: ощущение, восприятие, внимание, память, эмоции, чувства, представления, речь, мотив, действие. Данные процессы играют важную роль в реализации сенсорной адаптации человека.

Ученый-биолог И.И. Шмальгаузен понимал под адаптацией процесс морфофизиологической перестройки организма. По мнению ученого, каждый организм приспособлен к окружающей среде по-своему. Эта разная приспособленность выражается в устройстве всего организма, в особенности его поведения, в устройстве отдельных органов и их функционировании. Критерием приспособленности является выживание, «... причем не только в поддержании своей собственной жизни в этой среде, но и в обеспечении жизни всего потомства».

Биологи А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантов рассматривают процессы адаптивного взаимодействия социальных систем с внешней средой, факторы адаптации. По их мнению, физиологической основой социальной адаптации являются: биологическая память, т.е. длительно сохраняющиеся устойчивые структурные преобразования; доминанта, т.е. способ системного реагирования для обеспечения направленной жизненной активности в процессе функционирования; адаптивный синдром, т.е. мобилизация структурных и энергетических ресурсов и их направление перераспределения в экстремальных условиях.

Физиологические аспекты понятия адаптации нашли отражение в исследованиях В.В. Лопуховой. Говоря о единстве организма и среды, автор выделяет понятия кратковременной и долговременной адаптации. Под кратковременной адаптацией рассматриваются реакции организма, для осуществления которых у взрослого человека всегда имеются готовые, сформированные механизмы.

Одним из видов адаптации является социальная адаптация. Человек - существо социальное (общественное), и развиваться, и жить вне общества не может.

Самое сильное наказание для человека - изоляция от общества или даже вообще среды. Одиночество, изоляция от внешнего мира приводят к расстройству психики. Следовательно, социальные условия, в которых находится человек, играют определяющую роль в его воспитании, поведении, деятельности, жизни. В результате развития социально-экономических процессов, при переходе к рыночной экономике будет формироваться и уже формируется соответствующая социальная среда, активным участником которой является человек. Своей деятельностью он вносит посильный вклад в этот процесс. Формирование среды и адаптация человека в ней будут определяться его сознанием. Только сознание дает базу для мыслительно-волевого комплекса личности, который определяет сознательную жизнь человека.

Фалилеев В.В дает следующее определение социальной адаптации: «Социальная адаптация - это приспособление человека при включении его в новую социальную роль или группу».

Представляя классификацию по содержанию адаптации ученые выделяют: учебную, производственную, адаптацию к досугу, политико-правовую, социокультурную, экономическую, социальную, брачную и др. виды адаптации.

М.А. Шабанова классифицирует адаптации по направленности изменений, происходящих в индивиде: прогрессивную (созидательную), которая приносит индивиду в ходе адаптации в социальной среде больше приобретений, чем потерь. Регрессивная адаптация (разрушительная) свидетельствует о том, что личность больше теряет в ходе адаптации. Исследователи Н.А. Агаджанян, Л.С. Тель, Б.И. Чиркина, С.А. Чеснокова предлагают разделить виды адаптации на внешние и внутренние, где внешние это приспособление человека к внешней среде, а внутренние - к изменениям во внутренней среде. Л.В. Корель при изучении проблемы адаптации выделяет порядка 120 разновидностей адаптации по 30 индикаторам.

Зарубежные авторы пытаются связать понятия «социальной адаптации» с вопросом перестройки «межчеловеческих» отношений (P.Delore, G.Rosen, E.Wellin, E.Huant, O.Dussert), рассматривают последние нередко лишь в духе микросоциологии.

В отечественной литературе вопросами приспособления человека к социальным факторам уделяется значительное внимание (С.Д.Артемов, И.И.Бенедиктов, Ю.А.Добровольский, Э.С.Маркарян, В.П.Петленко, В.И.Плотников, Г.И.Царегородцев). Однако в нашей литературе нет четкого и однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления.

В Философской энциклопедии отмечается, что «содержание социального приспособления составляет ассимиляция личностью или группой основных специфических признаков и характеристик социальной среды».

В этом определении специфика «социальной адаптации» связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Специфичность социального приспособления как определённой перестройки социальных отношений здесь не учитываются.

Подобного понимания «социальной адаптации» придерживается большинство авторов. Для них «социальная адаптация» в обобщённом виде выступает лишь как взаимодействие между «общественным субъектом» (личность, группа) и «социальным объектом» - условиями его общественного существования. (С.Д. Артёмов). При этом указываются следующие направления, по которым должно идти изучение «социальной адаптации»: во-первых, в плане исследования профессиональной адаптации (адаптация к производственно-техническим факторам среды); во-вторых, в плане приспособления человека к личностной среде коллектива; в-третьих, в плане приспособления человека к условиям внешней среды.

Неоднозначный характер понимания сущности «социальной адаптации» в какой-то мере объясняется многообразием ее форм, механизмов и носителей. Носителем «социальной адаптации» может выступать не только группа, но и отдельный человек, как совокупность всех общественных отношений. Социальное приспособление может происходить к факторам следующих трех групп: физико-химическим, биологическим и социальным. Понятие «социальной адаптации» должно быть содержательно раскрыто и исследовано с позиций психологических, эргономических, профессиональных и культурных видов адаптивной деятельности человека. (М.С.Коган).

В настоящее время известно, что основа успешности социальной адаптации личности - её адаптированносгь на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как социального организма.

Область исследования социальной адаптации личности -индивидуальный характер деятельности личности, которая занимает определённый социальный статус и действует в соответствии с основными потребностями общества и своими личностными качествами и тенденциями, индивидуализируя, таким образом, ролевое поведение и обретая личностную определенность.

Основные функции социальной адаптации личности в социальной среде заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности.

Определение области содержания явлений социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социальнозначимых способностей, качеств, положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющее личностный статус; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Критерии адаптации делятся на объективные и субъективные (Свиридов). К первым относятся продуктивность деятельности, реальное положение в коллективе, показателями которых являются профессионально-квалификационный рост, стаж работы, успеваемость. К объективным критериям адаптации относят также авторитет как реальность, отражающую устойчивое признание членами приоритета личности в каком-либо виде деятельности. Субъективными критериями адаптации являются удовлетворенность (осознанная и неосознанная), отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения, а также к себе самой.

Для фиксации адаптированности, необходимо наличие обоих указанных критериев, так как и посильный уровень продуктивности деятельности и положение в коллективе должны подкрепляться удовлетворённостью ими, а сама по себе удовлетворенность без признания в коллективе или какой-либо референтной группе и без направленности на продуктивную деятельность недостаточная для адаптированности социализированной личности и чаще является компенсаторной реакцией на дезадаптацию или признаком приспособленчества. Уровень удовлетворенности как критерий и показатель адаптации личности является очень чувствительным и требует уточнения.

Социально-психологические проблемы удовлетворенности трудом разрабатывались Т. Китвелем и определялись автором как оценочное отношение человека к действительности; удовлетворенность проявляется в эмоциональных состояниях, установка, может выступать как мотив деятельности (Т. Китвель).

Доминирующее влияние на процесс и характер адаптации, на продуктивность деятельности и удовлетворенности ее оказывает соответствие «мотивационного ядра» личности содержанию целям и условиям реальной деятельности. «Мотивы не только выступают сами в качестве факторов адаптации, но и опосредуют влияние внешних по отношению к индивиду условий, обстоятельств, воздействий. Будучи субъективным моментом интереса, мотивы определяют оценку различных условий профессионально-трудовой деятельности» (Свиридов). Таким образом, устойчивое «мотивационное ядро» является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредует восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов.

В качестве одного из наиболее значимых факторов мотивациоиного ядра детерминирующего процесс и характер адаптации личности в коллективе, Н.А. Свиридов выделял профессионально- квалификационный признак. На значение интересов, связанных с возможностью самосовершенствования и прогрессивного развития личности для успешности ее адаптации, указывал и С.Д. Артёмов.

Важный фактор, влияющий на адаптационный процесс, - условия жизни и деятельности. Оценка и восприятие этих условий в первую очередь опосредованы отношением к содержанию труда и целям деятельности, однако, в зависимости от характерологических особенностей личности и недоминирующих аспектов мотивационной структуры условия деятельности могут оказывать существенное влияние на характер и исход адаптации.

С другой стороны, и сама мотивационная структура личности, являющаяся в значительной степени результатом «индивидуализации социальных схем», зависит от «свойств индивидуума», зависит от способностей, внутренних тенденций, эмоциональной направленности и качеств личности. Соответствие некоторых свойств индивидуальности особенностям деятельности окажется одним из условий и показателем адаптированности личности.

Адаптация личности происходит в коллективе и через коллектив. Важна начальная стадия адаптации в новой социальной среде. «Социальную адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в коллективе» (Свиридов Н.А.).

Адаптация в коллективе выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, самоопределения личности, «расширения сферы свободы, развития индивидуальности». «Для того, чтобы активно воздействовать на среду, участвовать в ее изменении и преобразовании, нужно, прежде всего, «врасти» в эту среду, чувствовать себя полноправным ее членом. Только при условии достижения определённой степени свободы в данной среде, чувствуя себя полноправным членом коллектива, можно активно и целенаправленно влиять на эту среду... Социальная активность не существует и не может проявиться без адаптации личности в данной социальной среде» (Артемов С.Д.).

Для адаптации в новой социальной среде важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе, умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления своих способностей и интересов. Условием продуктивности и удовлетворенности деятельностью является благоприятный психологический климат в коллективе - среде адаптации личности. Слаженность и стабильность отношений в коллективе зависят от не заменяющих друг друга четкости формальной организации и интенсивности дружеских отношений. В.Н. Парохин указывает на важность деловой формальной организации и направленности группы для её выживания в конфликтных ситуациях, слишком близкие отношения, субструктурные эмоциональные связи взрывали группу изнутри при слабости суперструктурных оболочек.

Информативными показателями адаптированности личности в коллективе являются активный социальный и удовлетворяющий личный статус, позиция, характер взаимоотношений в значимых группах и коллективах.

Б. Павлов считал, что изолированное положение индивида в группе еще не исчерпывающий показатель неадаптированности. Необходимо сопоставление с качествами его характера, интровертированностью, референтностыо группы.

Способность к адаптации выражается в степени интеграции индивида в основных малых группах (семьях). «У людей достаточно органично включающихся в эти малые группы, высокая способность адаптироваться к социальным условиям, в том числе к труду», отмечали Наумова и Слюсарянский.

Раскрытию механизмов адаптации способствует анализ адаптивных реакций человека, попавшего в необычные, неблагоприятные условия существования. Активность личности при адаптации в данных условиях проявляется в создание посредством воображения микрогрупп с инициативными вербальными ситуациями и проигрывании в них привычных ролей. При общей тенденции к уединению наиболее интенсивные и устойчивые взаимоотношения устанавливаются между людьми, объединенными совместными трудовыми функциями (В.Н. Парохин). Эти факты подтверждают положение Н.А. Свиридова об обмене деятельностью на основе определенного разделения труда как об объективной основе всех других сторон и функций адаптации.

К показателям адаптации относятся особенности поведения личности, возникающие в условиях психической напряженности и стрессовых состояниях или на основе конфликта личности с самим собой и с окружающими (Юферова). Наличие таких конфликтов часто обусловлено неудовлетворенностью личности ее собственным статусом в коллективе.

Одним из показателей адаптированности личности является адекватность ее самооценки действительным способностям и качествам, а также соотношение самооценки с оценкой «значимых других». «Только правильная самооценка, сознательная или интуитивная, позволяет личности обнаружить единственную соответствующую индивидуальности «позу» по отношению к условиям деятельности, которая является основой любого вида личностной адаптации» (Бабахан).

Особой легкости и успешности социальной адаптации в различных условиях способствуют некоторые характерологические особенности и качества личности. Адаптация личности обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и зависит от сформированности средств такой саморегуляции. И.А. Милославова определяет адаптацию человека как активное регулирование процесса взаимодействия со средой.

Рассматривая адаптацию ребенка дошкольного возраста, а также вообще человека, необходимо четко видеть разницу между социальной и физиологической адаптацией. И.А. Милославова видит эту разницу на структурно-функциональных уровнях адаптации: первый уровень -адаптация в сфере отношений «человек - природная среда». На этом уровне адаптация протекает произвольно, без осознания и переживания адаптивных реакций. Второй уровень - адаптация в сфере отношений «личность -социальная среда». Социальная адаптация представляет собой двуединый процесс: взаимодействие личности и социальной среды, при котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на среду, вступая в отношения с окружающим миром.

Таким образом, в отечественных исследованиях долгое время социальная адаптация рассматривалась в основном с естественнонаучных позиций, поскольку человек интересовал биологов как продукт природы (А.В. Георгиевский, В.П.Казначеев, В.П.Петленко, А.В.Сахно, И.И.Шмальгаузен и др.), признаки биологической адаптации переносились учеными на социальную адаптацию. Такое мнение, на наш взгляд, не всегда является обоснованным, ибо структурные компоненты биологической адаптации не всегда приемлемы для адаптационных процессов в обществе.

Изучение подходов к данной научной проблеме свидетельствует о том, что социальная адаптация и биологическая взаимосвязаны, однако отличительной особенностью первой является сознательная деятельность человека, его способность варьировать свое поведение при изменении условий, проявлять гибкость, изобретательность. Сознание человека контролирует и регулирует процесс адаптации к социальной среде. Именно сознание, а не инстинкты позволяют человеку отыскивать свое место в мире, создавать собственное окружение и отношения.

В последнее время стали говорить о многочисленных межнациональных конфликтах. Это повлекло за собой выделение еще одного вида адаптации - этническая или межкультурная, которая представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры.

П.С. Кузнецов утверждает, что деление на виды адаптации это всего лишь условность, так как адаптация не является совокупностью видов, а представляет собой целостный процесс.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы показал многоплановость подходов к пониманию содержания социальной адаптации. В литературе до сих пор нет однозначного определения содержания данного понятия, которое бы на современном этапе развития позволило бы подчеркнуть универсальность социальной адаптации.

Это позволяет нам предложить свое понимание данного предмета исследования.

С нашей точки зрения, социальная адаптация - это приспособление личности к социально-экономическим ' условиям, социальным нормам жизнедеятельности общества, к социальным группам, целью которой является устранение или ослабление разрушающего действия факторов среды.

Социальная адаптация возникла в результате социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде. Наряду с понятием социальная адаптация в научной литературе используются и другие: преадаптация - готовность индивида к будущему адаптивному поведению; реадаптация - адаптация, направленная на включение личности в изменившуюся социальную среду, социальные отношения; дезадаптация - нарушение приспособительного поведения индивидов в силу действия ряда внешних или внутренних причин. В перечисленных однокоренных понятиях рассматриваются отдельные стороны процесса социальной адаптации в различных возрастных периодах.

В своём исследовании мы изучаем процесс социальной адаптации старших дошкольников. Н.Д. Ватутина в своем исследовании отмечает, что социальная адаптация детей дошкольного возраста - это активный процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение автор выделяет две группы детей: первая группа - дети, не имеющие опыт общения, кроме близкого окружения (семья); вторая группа - дети, имеющие опыт общения не только с родителями, но и с другим контингентом людей. Поэтому своевременное удовлетворение потребности в общении позволит воспитателю ускорить адаптационные процессы.

На эффективность социальной адаптации влияет и общение ребенка с воспитателем. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько в ходе исследования выделяют следующие типы отношений: устойчиво-положительные, неустойчиво-положительные, пассивно-положительные, пассивно отрицательные.

Наиболее благоприятным является устойчиво-положительный тип общения, который способствует эмоциональному благополучию детей, уверенности в свои возможности, развитию способностей и т.д. О влиянии окружающих на процесс социальной адаптации указывал А.В.Запорожец. Сотрудничество и общение со взрослыми и сверстниками в процессе организованной деятельности способствует развитию эмоциональных переживаний и социальных мотивов ребенка. Поэтому знание воспитателем содержания потребностей ребенка в общении, в разнообразной деятельности способствует, на наш взгляд, определению педагогических мер воздействия на ребёнка в ходе социальной адаптации.

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного образовательного учреждения, на что указывают исследования, проведенные Т.А. Репиной, Я.Л. Коломинским. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом.

Проанализировав научную литературу, мы можем сделать вывод, что проблема социальной адаптации ребёнка остаётся открытой. Формирование социально адаптированной личности требует учёта возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, осуществление индивидуального подхода и создание развивающей среды, отвечающей потребностям ребёнка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения ребёнка в различных ситуациях.

 

АВТОР: Бережная О.Н.